Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 16.03.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1920

Требование: О возложении обязанности принять решение об изъятии жилого помещения путем выкупа жилого помещения и взыскании выкупной цены за жилое помещение.

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Жилой фонд; Жилищное право
Обстоятельства: Истец указывает на то, что дом признан аварийным и подлежащим сносу, ответчик расселил всех жителей муниципальных квартир, но истца добровольно не расселяет.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 марта 2015 г. по делу N 33-1920


Судья Копылов-Прилипко Д.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего: Змеевой Ю.А.,
судей: Варовой Л.Н., Панковой Т.В.,
при секретаре Ц.,
рассмотрев 16 марта 2015 года в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 20 ноября 2014 года, которым постановлено: возложить на Администрацию города Перми обязанность принять решение об изъятии у Ф. жилого помещения - двухкомнатной квартиры, общей площадью 38.6 кв. м, расположенной в жилом доме по адресу: <...>. Взыскать с Администрации г. Перми в пользу Ф. выкупную цену в размере <...> руб. за жилое помещение - двухкомнатную квартиру, общей площадью 38.6 кв. м, расположенную в жилом доме по адресу: <...>.
Заслушав доклад судьи Панковой Т.В., пояснения представителя Ф. - Г., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, просившей оставить решение суда без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Ф. обратилась в суд с иском к администрации города Перми о возложении обязанности принять решение об изъятии жилого помещения путем выкупа жилого помещения и взыскании выкупной цены за данное жилое помещение в размере <...> руб. Исковые требования мотивированы тем, что она является собственникам жилого помещения по адресу: <...>. Данный дом построен в 1962 г., является полублагоустроенным, имеет износ 65%. Межведомственной комиссией 14.02.2012 г. указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, проживать в нем небезопасно, т.к. дом грозит обвалом. Администрация города Перми расселила всех жителей муниципальных квартир, коммуникации частично отключены, но ее (истца) ответчик добровольно не расселяет, денежную компенсацию для приобретения другого жилья не выплачивает, в программу переселения граждан из аварийного ветхого жилья дом не включил, т.е. Администрация г. Перми незаконно бездействует. Согласно отчета о рыночной стоимости имущества по состоянию на 08.07.2014 г. стоимость жилого помещения составляет <...> руб.
В судебном заседании истец и ее представитель просили иск удовлетворить, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика с иском не согласилась, указав в письменных возражениях на то, что суд не вправе обязать органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением. Решение об изъятии земельного участка по ул. <...> для государственных или муниципальных нужд администрация г. Перми не принимала, оснований для выкупа жилого помещения у истца не имеется.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит представитель администрации города Перми, указывая в апелляционной жалобе на то, что администрацией города Перми на сегодняшний день решение об изъятии земельного участка, на котором расположен спорный дом, не принято, решение об изъятии жилых помещений так же отсутствует. Администрация города Перми вправе предъявить к собственникам жилых помещений дома N <...> по ул. <...> г. Перми требование о его реконструкции. Отсутствуют правовые основания для выплаты истцу выкупной цены за спорное жилое помещение, так как установленная законом процедура изъятия жилого помещения не соблюдена. Считают, что определение рыночной стоимости спорного объекта, отраженной в отчете проведено не корректно, исполнитель при расчете рыночной стоимости объекта сравнивает спорный объект с не аналогичными строениями, следовательно, при таком расчете стоимость 1 квадратного метра значительно завышается. Просит отменить решение от 20.11.2014, вынесенное Ленинским районным судом г. Перми полностью.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены по указанным доводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании договора безвозмездной передаче квартиры в собственность граждан от 15.10.1997 г. /л.д. 4-5/ Ф. является собственником двухкомнатной квартиры, общей площадью 38.6 кв. м, расположенной по адресу: <...>. Истец зарегистрирована в данном жилом помещении /л.д. 7/. 24.07.2008 г. жилой дом по адресу: <...> был обследован межведомственной комиссией, что подтверждается соответствующим актом /л.д. 47/ и 14.02.2012 г. межведомственной комиссией при администрации Орджоникидзевского района г. Перми составлено заключение /л.д. 45-46/, согласно которому, жилой дом N <...> по ул. <...> г. Перми признан аварийным и подлежащим сносу.
Удовлетворяя требования, суд исходил из того, что учитывая значительный срок, прошедший с момента признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, незаконное бездействие администрации г. Перми, не предъявляющей требование о сносе или реконструкции данного дома, а также отсутствие доказательств, свидетельствующих о намерении собственников произвести его снос или реконструкцию своими силами, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме, принадлежащие гражданам на праве собственности, подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ с выплатой выкупной цены за изымаемые жилые помещения.
Указанные выводы суда правомерны, они основаны на правильном применении норм материального права и установленных судом конкретных обстоятельства данного дела.
В соответствии с 4. 1, 6, 7, 10, 11 ст. 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ч. 1 ст. 32).
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение (ч. 6 ст. 32).
При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч. 7 ст. 32).
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи (ч. 10 ст. 32).
В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи (ч. 11 ст. 32).
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствуют правовые основания для выплаты истцу выкупной цены за спорное жилое помещение, так как установленная законом процедура изъятия жилого помещения не соблюдена.
Совокупность установленных по данному делу конкретных обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что при решение вопроса в отношении юридической судьбы жилого дома N <...> по ул. <...> г. Перми имело место длительное бездействие администрации города Перми, выразившееся в непринятии мер, определенных ч. 10 ст. 32 ЖК РФ.
Как следует из материалов дела, факт аварийности дома и невозможности проживания в нем при наличии износа 65%, необходимость расселения жильцов подтвержден актом обследования помещения от 24.07.2008 г. и заключением о признании помещения непригодным для проживания от 24.07.2008 г. (л.д. 91, 92).
Доказательств того, что в последующем указанные в акте обстоятельства изменились суду не представлено.
Напротив, заключением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 14.02.2012 г. подтверждены ранее установленные обстоятельства.
Ответчик каких-либо мер по соблюдению прав жильцов дома не принял.
Кроме того, постановлением Администрации г. Перми от 06.11.2012 N 743 "О развитии застроенной территории, ограниченной ул. Памирской, ул. Зарайской, ул. Адмирала Старикова, Левшинским переулком в Орджоникидзевском районе города Перми (кварталы N <...>, <...>, <...>, <...>, <...>)" принято решение о развитии застроенной территории, ограниченной ул. Памирской, ул. Зарайской, ул. Адмирала Старикова, Левшинским переулком в Орджоникидзевском районе города Перми (кварталы N <...>, <...>, <...>, <...>, <...>), площадью 246000 кв. м и утвержден прилагаемый перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу, в который входит жилой дом N <...> по ул. <...>.
Указанное постановление принято в соответствии с муниципальной адресной Программой по сносу, реконструкции многоквартирных домов в целях развития застроенных территорий города Перми на 2011-2015 годы, утвержденной решением Пермской городской Думы от 25 октября 2011 г. N 205.
Согласно п. 3.2.1 указанной Программы управление реализацией Программы осуществляется заместителем главы администрации города Перми, который является координатором, несет ответственность за своевременное и качественное исполнение Программы, определяет механизм реализации Программы.
В рамках настоящей Программы: территориальные органы администрации города Перми: организуют работу межведомственных комиссий по признанию жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции"; управление жилищных отношений администрации города Перми: готовит предложения о принятии решений о развитии застроенных территорий в отношении территорий, занятых многоквартирными домами, признанными аварийными и подлежащими сносу, и(или) многоквартирными домами, включенными в адресный перечень многоквартирных домов, планируемых к сносу или реконструкции в рамках настоящей Программы, направляет в департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми заявку на разработку проекта границ застроенной территории, обеспечивает подготовку документации для объявления и проведения открытого аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории, организует подписание договора о развитии застроенной территории с победителем открытого аукциона на право развития застроенной территории, принимает в установленном порядке решения об изъятии путем выкупа жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории.
Таким образом, исходя из прямого указания, содержащегося в ч. 11 ст. 32 ЖК РФ, поскольку в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом по ул. <...>, признанный аварийным и подлежащим сносу, Администрацией г. Перми принято решение о развитии застроенной территории, соответственно, ответчик обязан предъявить к собственникам помещений указанного дома требование о его сносе или реконструкции и установить срок, не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. При этом, согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ такое требование должно быть предъявлено в разумный, срок после признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о том, что такое требование к собственникам помещений в многоквартирном доме по ул. <...> предъявлялось и что кем-либо из собственников подано заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию данного дома, суду не представлено.
В связи с тем, что ответчик длительное время бездействует, отсутствие соблюдения необходимой процедуры изъятия жилого помещения не может являться основанием к отказу в иске.
Также не могут расцениваться как основание к отмене решения суда и доводы апелляционной жалобы о том, что определение рыночной стоимости спорного объекта, отраженное в отчете проведено не корректно, исполнитель при расчете рыночной стоимости объекта сравнивает спорный объект с не аналогичными строениями, следовательно, при таком расчете стоимость 1 квадратного метра значительно завышается.
При определении размера выкупной цены, суд правомерно принял за основу отчет об оценке N <...> ООО <...> /л.д. 10-36/, согласно которому, стоимость жилого помещения по адресу: <...> составляет <...> руб.
Выводы суда в указанной части мотивированы, данному заключению дана надлежащая правовая оценка.
Как следует из заключения, специалист принял за основу аналогичные дома, расположенные в непосредственной близости от ул. <...>, т.е. расположенные в данном микрорайоне, с учетом материала стен дома.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ допущено не было.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 20 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Перми - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)