Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.02.2015 N 3-7/15

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявители полагают, что результатами кадастровой оценки нарушены их права и законные интересы как собственников земельных участков и плательщиков земельного налога, поскольку их кадастровая стоимость значительно превышает рыночную.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 февраля 2015 г. N 3-7/15


Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В.,
при секретаре К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2", общества с ограниченной ответственностью "СпецАвто" об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,

установил:

приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области" утверждены результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области.
Приказ вступил в силу со дня официального опубликования, опубликован в официальном печатном издании Вологодской области газете "Красный Север" N 7 от 18 января 2013 года.
Результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области внесены в государственный кадастр недвижимости 10 февраля 2013 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N... определена в размере... рублей 22 копейки, земельного участка с кадастровым номером N... определена в размере... рубля 98 копеек.
Открытое акционерное общество "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2" (далее по тексту - ОАО "ПАТП N 2"), общество с ограниченной ответственностью "СпецАвто" (далее по тексту - ООО "СпецАвто"), полагая, что результатами кадастровой оценки нарушены их права и законные интересы, как собственников земельных участков и плательщиков земельного налога, поскольку их кадастровая стоимость, значительно превышающая рыночную, применяется для целей налогообложения, обратились в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N..., N... в размере их рыночной стоимости.
В обоснование требований представили отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков от <ДАТА> N 44/14, выполненный оценщиком индивидуальным предпринимателем В., являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков некоммерческого партнерства "...", согласно которому рыночная стоимость на дату кадастровой оценки (02 июня 2012 года) земельного участка с кадастровым номером N... составила... рублей, земельного участка с кадастровым номером N... -... рублей.
Просили суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N... равной его рыночной стоимости в размере... рублей, земельного участка с кадастровым номером N... равной его рыночной стоимости в размере... рублей.
Определением судьи от 12 января 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент имущественных отношений Вологодской области, муниципальное образование "Город Вологда" в лице администрации города Вологды.
Представители заявителей ОАО "ПАТП N 2" по доверенности П. и ООО "СпецАвто" по доверенности Д. в судебном заседании требования поддержали.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области по доверенности Х. полагала требования не подлежащими удовлетворению, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами N..., N... прекратили свое существование вследствие их разделения и образования новых земельных участков.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области по доверенности В. возражал против удовлетворения требований. Указал, что в судебном порядке может быть оспорена только актуальная кадастровая стоимость земельных участков.
Представитель заинтересованного лица администрации города Вологда по доверенности Ч. возражала против удовлетворения требований.
Указала на то, что заявители не являются собственниками указанных ими земельных участков, кроме того, участки, как объекты недвижимости прекратили свое существование.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных отношений Вологодской области по доверенности Н. оставил разрешение требований на усмотрение суда.
Суд, заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статья 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает категории дел, которые судом рассматриваются в порядке особого производства, то есть в отсутствие спора о праве между заинтересованными лицами.
Основной целью особого производства является установление обстоятельств, имеющих юридическое значение, которые в дальнейшем могут повлиять на возникновение, изменение и прекращение личных и имущественных прав граждан и организаций, а в некоторых случаях - и признание определенных юридических последствий, связанных с установлением этих фактов.
Согласно части 2 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.
Поскольку целью рассмотрения дел данной категории является установление обстоятельств, имеющих юридическое значение в отсутствие спора о праве, они подлежат рассмотрению в порядке особого производства.
В соответствии с частью 1 статьи 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела особого производства рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой и главами 28 - 38 настоящего Кодекса.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ (далее - Закон об оценочной деятельности) основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в том числе, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В абзаце 28 этой же статьи указано, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный указанной статьей срок.
В соответствии с положениями приведенной нормы закона, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.
Как усматривается из материалов дела, на основании постановления Правительства Вологодской области от <ДАТА> N... и договора купли-продажи земельного участка от <ДАТА> N... Управлением Федеральной регистрационной службы по Вологодской области 23 января 2009 года было зарегистрировано право общей долевой собственности ОАО "ПАТП N 2" на земельный участок с кадастровым номером N..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты автомобильного транспорта, общей площадью 9983 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>. Размер доли в праве:....
<ДАТА> право общей долевой собственности ОАО "ПАТП N 2" на... доли в праве прекращено на основании соглашения о перераспределении земельных участков от <ДАТА>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <ДАТА> N... (л.д. 179).
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области раздел ЕГРП на земельный участок с кадастровым номером N... закрыт <ДАТА> в связи с его преобразованием в земельные участки с кадастровыми номерами N...; N...; N...; N...; N....
<ДАТА> на основании решения совета директоров ОАО "ПАТП N 2" от <ДАТА> Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области было зарегистрировано право собственности ОАО "ПАТП N 2" на земельный участок с кадастровым номером N..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания зданий котельной гаража, механической мойки, закрытой стоянки автомашин и автобусов, водозаборной скважины, автозаправочной станции, общей площадью 30697 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.
<ДАТА> на основании соглашения о предоставлении отступного передачей недвижимого имущества от <ДАТА> право собственности ОАО "ПАТП N 2" на указанный земельный участок прекращено, зарегистрировано право собственности общества с ограниченной ответственностью "СпецАвто" (далее по тексту - ООО "СпецАвто"), а <ДАТА> на основании соглашения о перераспределении земельных участков от <ДАТА> право собственности ООО "СпецАвто" прекращено, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <ДАТА> N... (л.д. 180).
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области раздел ЕГРП на земельный участок с кадастровым номером N... закрыт <ДАТА> в связи с преобразованием земельного участка в земельные участки с кадастровыми номерами N...; N...; N...; 35:24:0304001:3117; 35:24:0304001:3118 (л.д. 173).
<ДАТА> ОАО "ПАТП N 2", ООО "СпецАвто" обратились в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО2 <адрес> с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N..., N....
Решением комиссии от <ДАТА> N... заявление ОАО "ПАТП N 2" и ООО "СпецАвто" отклонено ввиду того, что на момент подачи заявления в комиссию ОАО "ПАТП N 2" и ООО "СпецАвто" не являлись правообладателями земельных участков с кадастровыми номерами N..., N.... Кроме того, указанные земельные участки с 19 ноября 2014 года имеют статус архивных, в связи с разделением и образованием новых земельных участков.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с частью 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, которая в свою очередь устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (часть 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании части 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) установлено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.
Одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является принцип непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, установленный пунктом 1 статьи 4 Закона о кадастре.
Исходя из части 10 статьи 4 приведенного закона ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 8, пункта 66 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04 февраля 2010 года N 42 (далее - Порядок), в реестр объектов недвижимости в том числе вносятся сведения о кадастровой стоимости земельного участка (кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения, реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости), среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель для муниципального района (городского округа).
Пунктом 53 Порядка предусмотрено, что внесение в Реестр сведений об объектах недвижимости и их частях сопровождается присвоением статуса "внесенные", который изменяется на "временные", "учтенные", "ранее учтенные", "архивные" или "аннулированные".
В отношении преобразуемых объектов недвижимости "учтенный" либо "ранее учтенный" статус кадастровых сведений в предусмотренных законом случаях изменяется на "архивный" без заявления при государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости либо, если такими объектами недвижимости являются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности до ее разграничения, государственной регистрации аренды хотя бы на один из образованных из таких земельных участков земельный участок.
Согласно пункту 57 Порядка при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в автоматизированной информационной системе ГКН со статусом "архивные". Исключением из данного правила являются кадастровые сведения, для которых в Реестре допускается наличие нескольких характеристик (например, адрес правообладателя объекта недвижимости и т.п.).
По смыслу пунктов 53, 57 Порядка новые учетные записи вносятся в Государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату, и включение каких-либо сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено.
С учетом того, что правовым последствием судебного пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного решения у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость, суд полагает, что внесение сведений об установленной судебным актом рыночной стоимости в отношении рассматриваемых земельных участков невозможно, поскольку земельные участки как объекты недвижимости прекратили свое существование вследствие их раздела и образования новых земельных участков с кадастровыми номерами N..., N..., N..., N..., N....
Исходя из положений статьей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", суд приходит к выводу о том, что внесение изменений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка возможно только в отношении имеющихся в нем актуальных сведений. Поскольку заявители оспаривают кадастровую стоимость земельных участков, исходя из сведений, имевшихся в государственном кадастре недвижимости до даты прекращения существования упомянутых земельных участков, суд полагает, что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

открытому акционерному обществу "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2", обществу с ограниченной ответственностью "СпецАвто" в удовлетворении требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N..., N... в размере их рыночной стоимости - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья
М.В.СОКОЛОВА

Мотивированное решение изготовлено 20 февраля 2015 года.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)