Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2014 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Борзыкина М.В., Ворониной Е.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя ООО "Сфера" - Растегин Е.Ю. - протокол от 21.09.2009 г. N 11/09 - ген. директор, Рагожина Е.Г. - дов. от 22.10.2012 г. Гришина И.В. - дов. от 03.12.2012 г. N б/н
от ООО "Спектр-87" - Рагожина Е.Г. - дов. от 14.01.2013 г. Гришина И.В. - дов. от 20.02.2013 г. N б/н
от ответчика Департамент городского имущества г. Москвы - Кравец А.Г. - дов. от 27.12.2013 г. N 33-Д-931/13
от третьих лиц Префектура ЦАО г. Москвы - Чернецова Е.В. - дов. от 11.11.2013 г. N ЦАО-07-13-5132/3
от Управления Росреестра по г. Москве - не явился (извещен надлежаще)
от ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 25 марта 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы
на решение от 08 июля 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Андрияновой С.М.,
на постановление от 25 ноября 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Пронниковой Е.В., Москвиной Л.А., Цымбаренко И.Б.
по заявлению ООО "Сфера", ООО "Спектр-87"
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании незаконными отказов в предоставлении земельных участков
третьи лица: Префектура ЦАО г. Москвы; Управление Росреестра по г. Москве; ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ"
установил:
ООО "Сфера" и ООО "Спектр-87" (далее - общества) обратились в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными отказов Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент) от 12.07.2012 г. N 33-5-9978/12-(0)-1 и от 11.07.2012 г. N 33-5-10187/12-(0)-1 в предоставлении в собственность ООО "Сфера" и ООО "Спектр-87" соответственно, земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001021:34, расположенного по адресу: г. Москва, Певческий пер., д. 4, стр. 2.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2013 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2013 г., заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Департамент обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Законность принятых судами решения и постановления проверяется судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 284, 286 АПК РФ.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы поданной жалобы. Полагает принятые судебные акты незаконны и вынесены с нарушением норм действующего законодательства.
Представители обществ против доводов жалобы возражали, отметив законность обжалуемых судебных актов. Просят оставить решение и постановление без изменения, а поданную жалобу без удовлетворения. В материалы дела представлен отзыв, в котором выражается несогласие с изложенной Департаментом позицией.
Представитель третьего лица, участвующего в деле - Префектура ЦАО г. Москвы позицию Департамента поддержал. Просит отменить вынесенные по делу судебные акты, отказав обществам в удовлетворении заявленных требований.
Представители третьих лиц, участвующих в деле - Управление Росреестра по г. Москве и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежаще. Суд, руководствуясь частью 3 статьи 284 АПК РФ считает возможным рассмотреть поданную жалобу в отсутствие данных представителей. От ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в материалы дела представлен отзыв, в котором выражено несогласие с позицией подателя жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывы на нее, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общества являются собственниками части нежилого административного здания, общей площадью 810,4 кв. м и 78 кв. м расположенного по адресу: г. Москва, Певческий пер., д. 4, стр. 2, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 28.01.2011 г. и от 15.09.2010 г.
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке, площадью 104 кв. м, поставлен на государственный кадастровый учет и имеет кадастровый номер 77:01:0001018:41.
28 июня 2012 г. и 29 июня 2012 г. общества обратились в Департамент с заявлениями (регистрационные номера 33-5-9978/12-(0)-0) и 33-5-10187/12-(0)-0) о предоставлении земельного участка в собственность.
Письмами от 11.07.2012 г. N 33-5-10187/12-(0)-1 и от 12.07.2012 г. N 33-5-9978/12-(0)-1 Департамент отказал в оформлении права собственности на указанный земельный участок.
В обоснование отказа Департамент указал на несоответствие общей площади помещений, указанных в документах ГУП МосгорБТИ (216 кв. м), свидетельствам о государственной регистрации права (888,4 кв. м).
Посчитав отказы Департамента незаконными, общества обратились в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Согласно пункту 5 названной нормы юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные в статье 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастровой карты (плана).
Статьей 29 Кодекса предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками в пределах территории города Москвы, является Департамент на основании Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 г. N 65-ПП.
Судами установлено, что основанием для отказа обществам в приобретении испрашиваемого земельного участка послужила разница в площади объекта недвижимости, содержащаяся в информационных данных ГУП МосгорБТИ.
Исследуя данное обстоятельство, суды обоснованно отметили тот факт, что разница в площади объекта недвижимости не является в силу положений земельного законодательства препятствием для приобретения земельного участка в собственность.
Кроме того, суды установили и данное обстоятельство не оспаривается ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", что объект недвижимости - здание, назначение: нежилое, общей площадью 215,6 кв. м, указанный в свидетельстве о государственной регистрации права серии 77 АВ N 568951 от 09.08.2005 г., право собственности на который зарегистрировано 14.04.2004 г. в ЕГРП на N 77-01/30-457/2004-31, объект - здание, назначение: нежилое, общей площадью 620,8 кв. м, поставленный на технический учет 08.11.2007 г., по адресу: г. Москва, Певческий пер., д. 4 стр. 2, за инвентарным номером 45:286:002:000056470, и объект - здание, назначение: нежилое, общей площадью 888,4 кв. м, поставленный на технический учет 13.03.2013, по адресу: г. Москва, Певческий пер., д. 4 стр. 2, за инвентарным номером 45:286:002:000056470, являются одним и тем же объектом недвижимого имущества.
При этом изменение технических характеристик (площади) объекта недвижимого имущества произошло в результате их уточнения путем поэтапного проведения технической инвентаризации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в РФ объектов капитального строительства".
У суда кассационной инстанции при данных обстоятельствах не имеется правовых оснований для отмены вынесенных судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08 июля 2013 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2013 года по делу N А40-133814/12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судьи
М.В.БОРЗЫКИН
Е.Ю.ВОРОНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 26.03.2014 N Ф05-1597/2014 ПО ДЕЛУ N А40-133814/12-130-1298
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2014 г. по делу N А40-133814/12-130-1298
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2014 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Борзыкина М.В., Ворониной Е.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя ООО "Сфера" - Растегин Е.Ю. - протокол от 21.09.2009 г. N 11/09 - ген. директор, Рагожина Е.Г. - дов. от 22.10.2012 г. Гришина И.В. - дов. от 03.12.2012 г. N б/н
от ООО "Спектр-87" - Рагожина Е.Г. - дов. от 14.01.2013 г. Гришина И.В. - дов. от 20.02.2013 г. N б/н
от ответчика Департамент городского имущества г. Москвы - Кравец А.Г. - дов. от 27.12.2013 г. N 33-Д-931/13
от третьих лиц Префектура ЦАО г. Москвы - Чернецова Е.В. - дов. от 11.11.2013 г. N ЦАО-07-13-5132/3
от Управления Росреестра по г. Москве - не явился (извещен надлежаще)
от ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 25 марта 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы
на решение от 08 июля 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Андрияновой С.М.,
на постановление от 25 ноября 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Пронниковой Е.В., Москвиной Л.А., Цымбаренко И.Б.
по заявлению ООО "Сфера", ООО "Спектр-87"
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании незаконными отказов в предоставлении земельных участков
третьи лица: Префектура ЦАО г. Москвы; Управление Росреестра по г. Москве; ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ"
установил:
ООО "Сфера" и ООО "Спектр-87" (далее - общества) обратились в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными отказов Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент) от 12.07.2012 г. N 33-5-9978/12-(0)-1 и от 11.07.2012 г. N 33-5-10187/12-(0)-1 в предоставлении в собственность ООО "Сфера" и ООО "Спектр-87" соответственно, земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001021:34, расположенного по адресу: г. Москва, Певческий пер., д. 4, стр. 2.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2013 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2013 г., заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Департамент обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Законность принятых судами решения и постановления проверяется судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 284, 286 АПК РФ.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы поданной жалобы. Полагает принятые судебные акты незаконны и вынесены с нарушением норм действующего законодательства.
Представители обществ против доводов жалобы возражали, отметив законность обжалуемых судебных актов. Просят оставить решение и постановление без изменения, а поданную жалобу без удовлетворения. В материалы дела представлен отзыв, в котором выражается несогласие с изложенной Департаментом позицией.
Представитель третьего лица, участвующего в деле - Префектура ЦАО г. Москвы позицию Департамента поддержал. Просит отменить вынесенные по делу судебные акты, отказав обществам в удовлетворении заявленных требований.
Представители третьих лиц, участвующих в деле - Управление Росреестра по г. Москве и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежаще. Суд, руководствуясь частью 3 статьи 284 АПК РФ считает возможным рассмотреть поданную жалобу в отсутствие данных представителей. От ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в материалы дела представлен отзыв, в котором выражено несогласие с позицией подателя жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывы на нее, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общества являются собственниками части нежилого административного здания, общей площадью 810,4 кв. м и 78 кв. м расположенного по адресу: г. Москва, Певческий пер., д. 4, стр. 2, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 28.01.2011 г. и от 15.09.2010 г.
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке, площадью 104 кв. м, поставлен на государственный кадастровый учет и имеет кадастровый номер 77:01:0001018:41.
28 июня 2012 г. и 29 июня 2012 г. общества обратились в Департамент с заявлениями (регистрационные номера 33-5-9978/12-(0)-0) и 33-5-10187/12-(0)-0) о предоставлении земельного участка в собственность.
Письмами от 11.07.2012 г. N 33-5-10187/12-(0)-1 и от 12.07.2012 г. N 33-5-9978/12-(0)-1 Департамент отказал в оформлении права собственности на указанный земельный участок.
В обоснование отказа Департамент указал на несоответствие общей площади помещений, указанных в документах ГУП МосгорБТИ (216 кв. м), свидетельствам о государственной регистрации права (888,4 кв. м).
Посчитав отказы Департамента незаконными, общества обратились в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Согласно пункту 5 названной нормы юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные в статье 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастровой карты (плана).
Статьей 29 Кодекса предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками в пределах территории города Москвы, является Департамент на основании Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 г. N 65-ПП.
Судами установлено, что основанием для отказа обществам в приобретении испрашиваемого земельного участка послужила разница в площади объекта недвижимости, содержащаяся в информационных данных ГУП МосгорБТИ.
Исследуя данное обстоятельство, суды обоснованно отметили тот факт, что разница в площади объекта недвижимости не является в силу положений земельного законодательства препятствием для приобретения земельного участка в собственность.
Кроме того, суды установили и данное обстоятельство не оспаривается ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", что объект недвижимости - здание, назначение: нежилое, общей площадью 215,6 кв. м, указанный в свидетельстве о государственной регистрации права серии 77 АВ N 568951 от 09.08.2005 г., право собственности на который зарегистрировано 14.04.2004 г. в ЕГРП на N 77-01/30-457/2004-31, объект - здание, назначение: нежилое, общей площадью 620,8 кв. м, поставленный на технический учет 08.11.2007 г., по адресу: г. Москва, Певческий пер., д. 4 стр. 2, за инвентарным номером 45:286:002:000056470, и объект - здание, назначение: нежилое, общей площадью 888,4 кв. м, поставленный на технический учет 13.03.2013, по адресу: г. Москва, Певческий пер., д. 4 стр. 2, за инвентарным номером 45:286:002:000056470, являются одним и тем же объектом недвижимого имущества.
При этом изменение технических характеристик (площади) объекта недвижимого имущества произошло в результате их уточнения путем поэтапного проведения технической инвентаризации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в РФ объектов капитального строительства".
У суда кассационной инстанции при данных обстоятельствах не имеется правовых оснований для отмены вынесенных судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08 июля 2013 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2013 года по делу N А40-133814/12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судьи
М.В.БОРЗЫКИН
Е.Ю.ВОРОНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)