Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.11.2014 ПО ДЕЛУ N 2-6651/14-33-2489

Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства. В предоставлении земельного участка заявителю было отказано со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок находится на территории участка, формируемого для аукциона.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 ноября 2014 г. по делу N 2-6651/14-33-2489


Судья - Марухин С.А.

Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Жуковой Н.А.,
судей - Комаровская Е.И., Сергейчика И.М.,
при секретаре - А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сергейчика И.М. по апелляционной жалобе представителя заявителя А.В. - Д. на решение Новгородского районного суда <...> от <...> гражданское дело по заявлению А.В. о признании незаконным отказа Администрации <...> муниципального района в предоставлении земельного участка и обязании провести мероприятия по такому представлению, которым постановлено:
- требования А.В. о признании незаконным отказа Администрации <...> муниципального района от <...> N <...> в предоставлении земельных участков в аренду для ведения личного подсобного хозяйства в <...> сельском поселении <...> и обязании провести мероприятия по такому предоставлению оставить без удовлетворения,

установила:

А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации <...> муниципального района (далее Администрация) в предоставлении земельного участка и обязании произвести мероприятия по предоставлению земельного участка.
В обосновании заявленных требований указано, что письмом Администрации от <...> N <...> заявителю отказано в предоставлении в аренду на три года для ведения личного подсобного хозяйства, указываемого им земельного участка в <...> сельском поселении <...>, поскольку испрашиваемый участок находится на территории земельного участка, в отношении которого Администрацией принято решение о продаже с торгов. Заявитель полагает такой отказ незаконным, указывая, что до настоящего времени земельные участки в том месте не сформированы, торги не проводятся. Кроме того, деревня <...>, где находится испрашиваемый участок, в распоряжении Администрации, на которое имеется ссылка в письме от <...> N <...>, не указана.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым заявитель не согласен. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения, как принятого при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального права.
В обоснование жалобы заявитель в лице его представителя указывает, что в распоряжении Администрации N <...>, на которое сослался суд, установлен исчерпывающий перечень населенных пунктов для формирования земельных участков с последующей их реализацией с торгов. При этом, в приложении <...> к названному распоряжению указаны земельные участки в населенном пункте, который в самом распоряжении отсутствует. Кроме того, согласно публичной кадастровой карте, часть земельных участков в кадастровом квартале, в котором расположен испрашиваемый заявителем земельный участок, были предоставлены Администрацией без торгов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения заявителя А.В. и его представителя Д., поддержавших жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Пунктом 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ установлено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п. п. 1 - 3 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (с последующими изменениями), для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок); приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов; полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Из материалов дела следует, что заявитель испрашивает земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный в пределах населенного пункта, то есть такой, разрешенное использование которого, согласно вышеприведенной норме закона, предполагает возможность строительства жилого дома и иных хозяйственных строений.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован нормами статей 30, 31 и 32 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пп. 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется с проведением торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Из содержания приведенного положения закона следует, что незастроенные (свободные) земельные участки для строительства предоставляются в аренду на основании результатов торгов (конкурсов, аукционов). Причем по общему правилу необходимо провести торги по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Из материалов дела видно, что, согласно распоряжению Администрации Новгородского муниципального района от 09.08.2012 г. N 3330-рз "Об организации проведения аукциона по продаже земельных участков" Комитету по земельным ресурсам, землеустройству и градостроительной деятельности Администрации Новгородского муниципального района, в целях обеспечения проведения аукциона по продаже земельных участков, поручено организовать формирование ряда земельных участков согласно прилагаемому перечню, обеспечить их постановку на государственный кадастровый учет и организовать их оценку.
В число указанных в перечне участков вошел и спорный земельный участок. Данное распоряжение было опубликовано в газете Новгородского муниципального района "Звезда" от 24.08.2012 г. N 50 (14780).
<...> А.В. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного в д. <...> сельского поселения <...>, площадью 2000 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства на праве аренды, указав на приложенную к заявлению схему расположения испрашиваемого участка.
Письмом от <...> N <...> Администрация в предоставлении земельного участка отказала, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок находится на территории участка, формируемого для аукциона.
Из схем, являющихся приложением к заявлению А.В. и к вышеуказанному постановлению Администрации видно и не оспаривалось заявителем, что испрашиваемый заявителем земельный участок входит в состав земель, формируемых с целью проведения аукциона по их продаже.
Таким образом, из установленных по делу обстоятельств следует, что А.В. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении ему конкретного земельного участка уже после принятия Администрацией соответствующего правового акта, которым в отношении спорного участка органом местного самоуправления в пределах его компетенции в соответствии с требованиями законодательства принято решение о проведении торгов по его продаже.
В соответствии с п. 2 ст. 22 ЗК РФ, земельные участки, за исключением указанных в п. 4 ст. 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Из буквального содержания приведенной правовой нормы следует, что действующее законодательство не обязывает арендодателя сдавать имущество в аренду.
Такая обязанность может иметь место лишь в случаях наличия у арендатора преимущественного права на заключение договора аренды перед третьими лицами (ст. 621 ГК РФ), либо наличия исключительного права на приватизацию или приобретение права аренды земельных участков (ст. 36 ЗК РФ).
Следовательно, как на момент обращения А.В. в орган местного самоуправления, так и на дату его обращения в суд с настоящими требованиями, судьба спорного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства уже была определена его собственником в виде продажи, а не представления в аренду. Между тем, А.В. не были приведены какие-либо правовые основания, подтверждающие наличие у последнего преимущественного права на получение конкретного земельного участка в аренду, в отношении которого органом местного самоуправления уже принято решение о его продаже с аукциона.
С учетом изложенного, учитывая, что А.В. не лишен права на обращение в Администрацию с заявлением о предоставлении ему иного земельного участка, а также не лишен права на участие в аукционе по продаже спорного участка, действия Администрации, выразившиеся в отказе предоставить конкретный земельный участок, нельзя признать нарушающими права заявителя.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции заявителя, выраженной им в суде первой инстанции, не содержат правовых оснований для отмены судебного постановления, основаны на неправильном толковании действующего материального и процессуального законодательства, обоснованность выводов суда в жалобе не опровергнута. При этом, указание заявителем на предоставление Администрацией в названном квартале земельных участков третьим лицам после вынесения вышеуказанного распоряжения без аукциона, основанием к отмене судебного решения не является, поскольку не свидетельствует о нарушении Администрацией прав заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 11 сентября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя заявителя А.В. - Д., без удовлетворения.

Председательствующий
Н.А.ЖУКОВА

Судьи
Е.И.КОМАРОВСКАЯ
И.М.СЕРГЕЙЧИК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)