Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2014 N 18АП-7802/2014 ПО ДЕЛУ N А07-22973/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2014 г. N 18АП-7802/2014

Дело N А07-22973/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Суспициной Л.А., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.05.2014 по делу N А07-22973/2013 (судья Айбасов Р.М.).

Заместитель прокурора Республики Башкортостан (далее - заместитель прокурора, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление, первый ответчик) и обществу с ограниченной ответственностью "Риком-Уфа" (далее - ООО "Риком-Уфа", второй ответчик) о признании недействительными (ничтожными) договора аренды земельного участка от 11.03.2012 N 25-12 и дополнительного соглашения от 21.05.2013 N 1 о внесении изменений в договор от 11.03.2012 N 25-12, заключенного между Управлением и ООО "Риком-Уфа", применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязании ООО "Риком-Уфа" передать Администрации городского круга город Уфа Республики Башкортостан полученный по договору аренды от 11.03.2012 N 25-12 и дополнительному соглашению к нему от 21.05.2013 N 1 земельный участок с кадастровым номером 02:55:020422:144, относящийся к категории земель населенных пунктов, площадью 5763 кв. м по ул. Фурманова у пересечения с ул. Сельской Богородской в Калининском районе городского округа город Уфа.
Определением суда от 27.12.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "СтройРегионСервис" (далее - ООО "СтройРегионСервис"), Администрация городского круга город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, л.д. 1-4).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.05.2014 (резолютивная часть от 15.05.2014) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Управление (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ее податель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Указывает, что договор заключен Управлением в пределах своих полномочий на основании изданного Администрацией постановления.
Ссылается на то, что истцом не доказан факт отсутствия публикации о предоставлении земельного участка, так как запрос в средства массовой информации был сделан на основании сведений, представленных арендатором земельного участка, а не на основании сведений о праве.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 5271 от 15.09.2011 земельный участок с кадастровым номером 02:55:020422:144, относящийся к категории земель населенных пунктов, площадью 5763 кв. м по ул. Фурманова у пересечения с ул. Сельской Богородской в Калининском районе город Уфа предоставлен ООО "СтройРегионСервис" в аренду сроком на три года для проектирования и строительства торгово-административного здания (л.д. 10).
На основании указанного постановления 11.03.2012 между Управлением и ООО "СтройРегионСервис" подписан договор аренды земельного участка N 25-12.
Указанный договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан 26.04.2012 за N 02-04-01/137/2012-360 (письмо, л.д. 19).
23.01.2013 между ООО "СтройРегионСервис" (сторона 1) и ООО "Риком-Уфа" (сторона 2) оформлен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 25-12 от 11.03.2012 (л.д. 21-22).
Согласно п. 1. указанного договора сторона 1 передает, а сторона 2 принимает в полном объеме права и обязанности арендатора по договору аренды N 25-12 от 11.03.2012 земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:020422:144, расположенного по адресу: Калининский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, по ул. Фурманова у пересечения с ул. Сельской Богородской, общей площадью 5763 кв. м.
Договор о передаче прав и обязанностей от 23.01.2013 зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан 14.02.2013 за N 02-04-01/028/2013-434 (л.д. 21, оборот).
21.05.2013 между Управлением и ООО "Риком-Уфа" подписано дополнительное соглашение о внесении изменений N 1 в договор N 25-12 от 11.03.2012 аренды земельного участка, согласно которому на основании договора от 23.01.2013 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 25-12 от 11.03.2012, зарегистрированного в Управлении Росреестра по Республике Башкортостан за N 02-04-01/028/2013-434 от 14.02.2013, права и обязанности по указанному договору аренды переданы от ООО "СтройРегионСервис" к ООО "Риком-Уфа" (л.д. 22).
Согласно информации первого заместителя главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Филиппова А.А. от 03.10.2013 N 01-02-38388/13 (л.д. 25), информации МУП "Редакция газеты Вечерняя Уфа" городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.10.2013 N 864 (л.д. 24) публикация информационного сообщения в газете "Вечерняя Уфа" о предстоящем предоставлении вышеуказанного земельного участка для строительства торгово-административного здания не производилась.
Согласно письму первого заместителя главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Филиппова А.А. от 23.08.2013 N 01-02-32932/11 (л.д. 23) процедура выбора земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:020422:144, расположенного по адресу: Калининский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, по ул. Фурманова у пересечения с ул. Сельской Богородской, общей площадью 5763 кв. м для ООО "СтройРегионСервис" не осуществлялась, акт выбора земельного участка не подготавливался.
Ссылаясь на то, что договор аренды земельного участка от 11.03.2012 N 25-12 и дополнительное соглашение к нему от 21.05.2013 N 1 не соответствуют требованиям закона и в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) являются недействительными (ничтожными), истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств соблюдения органом местного самоуправления установленной Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Суд пришел к выводу о том, что Администрацией в нарушение пункта 3 статьи 31 ЗК РФ не было опубликовано информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционной суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 166 ГК РФ (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемых сделок) сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 ГК РФ).
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 ГК РФ).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 28 ЗК РФ).
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (п. 1 ст. 30 ЗК РФ).
В силу п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
По смыслу приведенных выше норм процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства представляет собой сложный юридический состав, соблюдение условий которого необходимо в целях обеспечения эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности предоставления таких земельных участков. Несоблюдение хотя бы одного из элементов данного юридического состава влечет недействительность всей процедуры выбора земельного участка для строительства и, как следствие, недействительность (ничтожность) заключаемых на ее основе договоров по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Из материалов настоящего дела следует, что ООО "СтройРегионСервис" обратилось в Администрацию с заявлением вх. N 01-02-19618/11 от 28.06.2011 о выдаче постановления на проектирование и строительство торгово-административного здания по ул. Фурманова у пересечения с ул. Сельской Богородской и заключении договора аренды земельного участка по решению МВК городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15.04.2011 (л.д. 26).
Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 5271 от 15.09.2011 земельный участок с кадастровым номером 02:55:020422:144, относящийся к категории земель населенных пунктов, площадью 5763 кв. м по ул. Фурманова у пересечения с ул. Сельской Богородской в Калининском районе город Уфа предоставлен ООО "СтройРегионСервис" в аренду сроком на три года для проектирования и строительства торгово-административного здания (л.д. 10).
Вместе с тем, из материалов дела не следует, что Администрацией при предоставлении указанного земельного участка ООО "СтройРегионСервис" были соблюдены требования статей 30, 31 ЗК РФ.
Более того, согласно письму первого заместителя главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Филиппова А.А. от 23.08.2013 N 01-02-32932/11 (л.д. 23) процедура выбора земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:020422:144, расположенного по адресу: Калининский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, по ул. Фурманова у пересечения с ул. Сельской Богородской, общей площадью 5763 кв. м для ООО "СтройРегионСервис" не осуществлялась, акт выбора земельного участка не подготавливался.
Согласно информации первого заместителя главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Филиппова А.А. от 03.10.2013 N 01-02-38388/13 (л.д. 25), информации МУП "Редакция газеты Вечерняя Уфа" городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.10.2013 N 864 (л.д. 24) публикация информационного сообщения в газете "Вечерняя Уфа" о предстоящем предоставлении вышеуказанного земельного участка для строительства торгово-административного здания не производилась.
Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию. Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.2005 N 2479/05, от 14.09.2010 N 4224/10, от 15.11.2011 N 7638/11).
Несоблюдение требования п. 3 ст. 31 ЗК РФ в процессе предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта свидетельствует о нарушении императивно установленной процедуры, о нарушении требований федерального закона, что с учетом статьи 168 ГК РФ является основанием для признания совершенной по результатам выбора земельного участка сделки аренды недействительной (ничтожной).
Исходя из положений статьи 167 ГК РФ, реституция предполагает возврат сторонами всего полученного в натуре по недействительной сделке (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2009 N 1054/09).
Применительно к договору аренды земельного участка от 11.03.2012 N 25-12 (с учетом дополнительного соглашения от 21.05.2013 N 1) реституция заключается в возврате нынешним арендатором арендодателю земельного участка с кадастровым номером 02:55:020422:144.
Судом первой инстанции дана правильная оценка фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, новых доводов, опровергающих выводы суда, апеллянтом в жалобе не приведено.
Довод апеллянта о том, что истцом не доказан факт отсутствия публикации о предоставлении земельного участка, так как запрос в средства массовой информации был сделан согласно информации арендатора, а не на основании сведений о праве, подлежит отклонению.
Частью 3 статьи 41 АПК РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные АПК РФ и при этом по смыслу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий, в том числе и последствий в виде возврата апелляционной жалобы.
В соответствии со статьями 65, 66 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Прокуратурой во исполнение своей процессуальной обязанности по предоставлению доказательств в обоснование заявленного довода об отсутствии публикации в средствах массовой информации о предоставлении земельного участка в материалы дела представлены письмо первого заместителя главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Филиппова А.А. от 23.08.2013 N 01-02-32932/11 (л.д. 23), информация МУП "Редакция газеты Вечерняя Уфа" городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.10.2013 N 864 (л.д. 24).
Доказательств обратного в соответствии с требованиями части 1 статьи 65 АПК РФ в обоснование заявленного довода апеллянтом не представлено, соответствующая процессуальная обязанность Управлением не исполнена.
При этом следует отметить, что в силу правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11524/12 от 29.01.2013 в силу объективной невозможности доказывания отсутствия факта, обязанность по доказыванию обратного возлагается в данном случае именно на ответчиков.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.05.2014 по делу N А07-22973/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ

Судьи
Л.А.СУСПИЦИНА
М.И.КАРПАЧЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)