Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Манджиевым П.С.,
при участии:
от Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города Краснодара - Сыкало Евгении Евгеньевны по доверенности от 30.12.2014 N 29/12788,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Рзянина Николая Владимировича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.12.2014 по делу N А32-25335/2014, принятое судьей Суминым Д.П.,
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Рзянина Николая Владимировича
к администрации муниципального образования Кореновский район,
при участии третьих лиц: Департамента имущественных отношений Краснодарского края; общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Дядьковская",
о признании незаконным отказа,
установил:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Рзянин Николай Владимирович обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования Кореновский район (далее - администрация, заинтересованное лицо), в котором просил:
- - признать незаконным решение от 06.08.2013 N 5233/13-16 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:12:0307000:110 на праве аренды, как не соответствующее нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.03.2007 N 220;
- - признать незаконными действия, послужившие основанием для оформления поручения МКУ МО Кореновский район "Муниципальное имущество" на проведение аукциона в отношении спорного земельного участка (лот N 10), а также для принятия распоряжения администрации 13.11.2013 N 541-р в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:12:0307000:110, как не соответствующие нормам Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
- - признать незаконным распоряжение от 13.11.2013 N 541-р о проведении аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:12:0307000:110, как не соответствующее нормам Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
- - признать незаконным решение МКУ МО Кореновский район "Муниципальное имущество" об определении победителя аукциона и заключении с ним договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (протокол заседания комиссии о результатах торгов от 19.12.2013) с кадастровым номером 23:12:0307000:110, как не соответствующее нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
- - обязать администрацию муниципального образования Кореновский район устранить допущенные нарушения прав главы крестьянского (фермерского) хозяйства Рзянина Николая Владимировича в течение 14 дней со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, путем принятия решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:12:0307000:110 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью около 24,88 га, расположенного ориентировочно в 2,6 км по направлению на юг от ориентира Краснодарский край, Кореновский район, Дядьковское сельское поселение, ст. Дядьковская, расположенного за пределами участка с последующим (в течение 21 дня со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу) направлением заявителю проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:12:0307000:110 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью около 24,88 га, расположенного ориентировочно в 2,6 км по направлению на юг от ориентира Краснодарский край, Кореновский район, Дядьковское сельское поселение, ст. Дядьковская, расположенного за пределами участка" (с учетом уточнений первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Департамент имущественных отношений Краснодарского края и общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Дядьковская".
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что при наличии двух и более претендентов на земельный участок администрацией правомерно реализована процедура его предоставления на открытых торгах.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель указывает, что на момент его обращения с заявлением о предоставлении земельного участка администрация имела соответствующие полномочия на распоряжение им, однако, неправомерно указало на отсутствие таких полномочий, в связи с чем право на приобретение земельного участка в момент обращения не было реализовано предпринимателем. Заявитель считает, что земельный участок должен быть предоставлен ему в порядке статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" без проведения торгов.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация муниципального образования Кореновский район просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители третьих лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Рзянин Николай Владимирович обратился 24.07.2013 в администрацию муниципального образования Кореновский район с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 23:12:0307000:110 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью около 24,88 га, расположенного ориентировочно в 2,6 км по направлению на юг от ориентира Краснодарский край, Кореновский район, Дядьковское сельское поселение, ст. Дядьковская.
Администрация муниципального образования Кореновский район письмом от 06.08.2013 N 5233/13-16 отказала предпринимателю в предоставлении земельного участка, обосновав отказ отсутствием полномочий на распоряжение испрашиваемым земельным участком, находящимся в собственности Краснодарского края, и рекомендовала обратиться в департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Рзянин Николай Владимирович 29.08.2013, 19.09.2013 и 19.03.2014 обращался в департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка кадастровым номером 23:12:0307000:110. Письмами от 12.09.2013 и 16.10.2013 департамент имущественных отношений Краснодарского края сообщил о том, что полномочия по распоряжению испрашиваемым участком переданы по акту приема-передачи администрации муниципального образования Кореновский район. В письме от 18.04.2014 департамент указал на конкретную дату передачи полномочий - 19.06.2013.
Администрация 13.11.2013 приняла решение о продаже права заключения договора аренды спорного земельного участка (распоряжение от 13.11.2013 N 541 -р, лот N 10).
Торги по продаже права на заключение договора аренды спорного земельного участка проведены 19.12.2013, определен победитель - ООО "Агрофирма "Дядьковская".
Однако, учитывая, что на момент первого обращения какие-либо другие заинтересованные в получении спорного земельного участка лица отсутствовали, полномочия по распоряжению земельным участком принадлежали органу местного самоуправления, заявитель считает, что вправе был рассчитывать на приобретение прав на земельный участок в специальном порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения главы в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно материалам дела, в том числе копии выписки из ЕГРП (том 1, л.д. 18), спорный земельный участок с кадастровым номером 23:12:0307000:110 находится в собственности Краснодарского края (дата регистрации права 27.01.2012) и предназначен для сельскохозяйственного производства (отнесен к землям сельскохозяйственного назначения).
Заявитель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица за основным регистрационным номером 309233526100017, вид предпринимателя - глава крестьянского (фермерского) хозяйства, основной вид деятельности - растениеводство, дополнительный вид деятельности - выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, то подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (том 1, л.д. 44-45).
Учитывая свой статус, а также вид предпринимательской деятельности, Рзянин Н.В. полагает, что вправе претендовать на получение спорного земельного участка в упрощенном порядке, установленном статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", не предусматривающем проведение торгов (далее - Закон N 74-ФЗ).
Указанной нормой установлен порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности.
В соответствии со статьей 12 Закона N 74-ФЗ граждане, заинтересованные в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые участки (собственность или аренда); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков; их предполагаемое местоположение. Решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю. Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в аренду.
В случае наличия конкурирующей заявки второго такого же субъекта или иной сельскохозяйственной организации, исходя из системного толкования норм Закона N 74-ФЗ, а также статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) применению подлежат правила предоставления участков из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах).
Данное правило закреплено в пункте 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, согласно которому передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Вместе с тем, как указывает заявитель, на момент обращения 24.07.2013 в администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка доказательства наличия второй конкурирующей заявки отсутствовали, полномочия по распоряжению земельным участком принадлежали органу местного самоуправления, в связи с чем последний обязан был предоставить ему в аренду спорный земельный участок без проведения торгов и каких-либо публикаций сообщений в средствах массовой информации о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Вместе с тем Закон N 74-ФЗ, устанавливая вышеназванный порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения крестьянскому (фермерскому) хозяйству, не определяет процедуру предоставления земельного участка.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что применению подлежат правила, установленные пунктом 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ о предоставлении участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду на торгах (конкурсах, аукционах) в случае, если подано два и более заявлений.
Применение этой нормы вытекает также из статьи 2 Закона N 101-ФЗ, распространившей действие данного Закона N 74-ФЗ на крестьянские (фермерские) хозяйства. Правовое регулирование спорной ситуации положениями пункта 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ соответствует установленным статьей 34 Земельного кодекса принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности. Иное толкование положений закона направлено на установление необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим и противоречит приведенным выше принципам (определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2014 N 308-ЭС14-1222).
Таким образом, в любом случае, предоставлению земельного участка должна предшествовать процедура опубликования в официальных средствах массовой информации сообщения о возможности приобретения земельного участка для целей осуществления сельскохозяйственной деятельности.
В случае наличия второй конкурирующей заявки, проводятся торги. В случае неподачи заявок другими заинтересованными лицами в течение установленного времени, земельный участок может быть предоставлен заявителю.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок в настоящее время обременен правами третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Дядьковская", являющегося арендатором спорного земельного участка по результатам торгов на право аренды земельного участка. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРП (том 1, л.д. 41).
В этой связи заявленные главой КФХ требования об обязании заинтересованного лица принять решение о предоставлении спорного земельного участка в аренду напрямую затрагивают его права и законные интересы.
Вместе с тем в рамках настоящего дела об оспаривании ненормативного правового акта, действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления, рассматриваемого в порядке главы 24 АПК РФ, не подлежит разрешению спор о праве на земельный участок, поскольку соответствующий правообладатель земельного участка не участвует в деле в качестве ответчика.
В пункте 53 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснено, что ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.
Согласно пункту 56 постановления N 10/22 зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2014 по делу N А32-25335/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.04.2015 N 15АП-2226/2015 ПО ДЕЛУ N А32-25335/2014
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2015 г. N 15АП-2226/2015
Дело N А32-25335/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Манджиевым П.С.,
при участии:
от Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города Краснодара - Сыкало Евгении Евгеньевны по доверенности от 30.12.2014 N 29/12788,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Рзянина Николая Владимировича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.12.2014 по делу N А32-25335/2014, принятое судьей Суминым Д.П.,
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Рзянина Николая Владимировича
к администрации муниципального образования Кореновский район,
при участии третьих лиц: Департамента имущественных отношений Краснодарского края; общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Дядьковская",
о признании незаконным отказа,
установил:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Рзянин Николай Владимирович обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования Кореновский район (далее - администрация, заинтересованное лицо), в котором просил:
- - признать незаконным решение от 06.08.2013 N 5233/13-16 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:12:0307000:110 на праве аренды, как не соответствующее нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.03.2007 N 220;
- - признать незаконными действия, послужившие основанием для оформления поручения МКУ МО Кореновский район "Муниципальное имущество" на проведение аукциона в отношении спорного земельного участка (лот N 10), а также для принятия распоряжения администрации 13.11.2013 N 541-р в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:12:0307000:110, как не соответствующие нормам Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
- - признать незаконным распоряжение от 13.11.2013 N 541-р о проведении аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:12:0307000:110, как не соответствующее нормам Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
- - признать незаконным решение МКУ МО Кореновский район "Муниципальное имущество" об определении победителя аукциона и заключении с ним договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (протокол заседания комиссии о результатах торгов от 19.12.2013) с кадастровым номером 23:12:0307000:110, как не соответствующее нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
- - обязать администрацию муниципального образования Кореновский район устранить допущенные нарушения прав главы крестьянского (фермерского) хозяйства Рзянина Николая Владимировича в течение 14 дней со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, путем принятия решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:12:0307000:110 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью около 24,88 га, расположенного ориентировочно в 2,6 км по направлению на юг от ориентира Краснодарский край, Кореновский район, Дядьковское сельское поселение, ст. Дядьковская, расположенного за пределами участка с последующим (в течение 21 дня со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу) направлением заявителю проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:12:0307000:110 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью около 24,88 га, расположенного ориентировочно в 2,6 км по направлению на юг от ориентира Краснодарский край, Кореновский район, Дядьковское сельское поселение, ст. Дядьковская, расположенного за пределами участка" (с учетом уточнений первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Департамент имущественных отношений Краснодарского края и общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Дядьковская".
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что при наличии двух и более претендентов на земельный участок администрацией правомерно реализована процедура его предоставления на открытых торгах.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель указывает, что на момент его обращения с заявлением о предоставлении земельного участка администрация имела соответствующие полномочия на распоряжение им, однако, неправомерно указало на отсутствие таких полномочий, в связи с чем право на приобретение земельного участка в момент обращения не было реализовано предпринимателем. Заявитель считает, что земельный участок должен быть предоставлен ему в порядке статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" без проведения торгов.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация муниципального образования Кореновский район просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители третьих лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Рзянин Николай Владимирович обратился 24.07.2013 в администрацию муниципального образования Кореновский район с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 23:12:0307000:110 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью около 24,88 га, расположенного ориентировочно в 2,6 км по направлению на юг от ориентира Краснодарский край, Кореновский район, Дядьковское сельское поселение, ст. Дядьковская.
Администрация муниципального образования Кореновский район письмом от 06.08.2013 N 5233/13-16 отказала предпринимателю в предоставлении земельного участка, обосновав отказ отсутствием полномочий на распоряжение испрашиваемым земельным участком, находящимся в собственности Краснодарского края, и рекомендовала обратиться в департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Рзянин Николай Владимирович 29.08.2013, 19.09.2013 и 19.03.2014 обращался в департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка кадастровым номером 23:12:0307000:110. Письмами от 12.09.2013 и 16.10.2013 департамент имущественных отношений Краснодарского края сообщил о том, что полномочия по распоряжению испрашиваемым участком переданы по акту приема-передачи администрации муниципального образования Кореновский район. В письме от 18.04.2014 департамент указал на конкретную дату передачи полномочий - 19.06.2013.
Администрация 13.11.2013 приняла решение о продаже права заключения договора аренды спорного земельного участка (распоряжение от 13.11.2013 N 541 -р, лот N 10).
Торги по продаже права на заключение договора аренды спорного земельного участка проведены 19.12.2013, определен победитель - ООО "Агрофирма "Дядьковская".
Однако, учитывая, что на момент первого обращения какие-либо другие заинтересованные в получении спорного земельного участка лица отсутствовали, полномочия по распоряжению земельным участком принадлежали органу местного самоуправления, заявитель считает, что вправе был рассчитывать на приобретение прав на земельный участок в специальном порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения главы в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно материалам дела, в том числе копии выписки из ЕГРП (том 1, л.д. 18), спорный земельный участок с кадастровым номером 23:12:0307000:110 находится в собственности Краснодарского края (дата регистрации права 27.01.2012) и предназначен для сельскохозяйственного производства (отнесен к землям сельскохозяйственного назначения).
Заявитель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица за основным регистрационным номером 309233526100017, вид предпринимателя - глава крестьянского (фермерского) хозяйства, основной вид деятельности - растениеводство, дополнительный вид деятельности - выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, то подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (том 1, л.д. 44-45).
Учитывая свой статус, а также вид предпринимательской деятельности, Рзянин Н.В. полагает, что вправе претендовать на получение спорного земельного участка в упрощенном порядке, установленном статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", не предусматривающем проведение торгов (далее - Закон N 74-ФЗ).
Указанной нормой установлен порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности.
В соответствии со статьей 12 Закона N 74-ФЗ граждане, заинтересованные в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые участки (собственность или аренда); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков; их предполагаемое местоположение. Решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю. Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в аренду.
В случае наличия конкурирующей заявки второго такого же субъекта или иной сельскохозяйственной организации, исходя из системного толкования норм Закона N 74-ФЗ, а также статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) применению подлежат правила предоставления участков из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах).
Данное правило закреплено в пункте 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, согласно которому передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Вместе с тем, как указывает заявитель, на момент обращения 24.07.2013 в администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка доказательства наличия второй конкурирующей заявки отсутствовали, полномочия по распоряжению земельным участком принадлежали органу местного самоуправления, в связи с чем последний обязан был предоставить ему в аренду спорный земельный участок без проведения торгов и каких-либо публикаций сообщений в средствах массовой информации о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Вместе с тем Закон N 74-ФЗ, устанавливая вышеназванный порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения крестьянскому (фермерскому) хозяйству, не определяет процедуру предоставления земельного участка.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что применению подлежат правила, установленные пунктом 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ о предоставлении участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду на торгах (конкурсах, аукционах) в случае, если подано два и более заявлений.
Применение этой нормы вытекает также из статьи 2 Закона N 101-ФЗ, распространившей действие данного Закона N 74-ФЗ на крестьянские (фермерские) хозяйства. Правовое регулирование спорной ситуации положениями пункта 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ соответствует установленным статьей 34 Земельного кодекса принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности. Иное толкование положений закона направлено на установление необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим и противоречит приведенным выше принципам (определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2014 N 308-ЭС14-1222).
Таким образом, в любом случае, предоставлению земельного участка должна предшествовать процедура опубликования в официальных средствах массовой информации сообщения о возможности приобретения земельного участка для целей осуществления сельскохозяйственной деятельности.
В случае наличия второй конкурирующей заявки, проводятся торги. В случае неподачи заявок другими заинтересованными лицами в течение установленного времени, земельный участок может быть предоставлен заявителю.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок в настоящее время обременен правами третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Дядьковская", являющегося арендатором спорного земельного участка по результатам торгов на право аренды земельного участка. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРП (том 1, л.д. 41).
В этой связи заявленные главой КФХ требования об обязании заинтересованного лица принять решение о предоставлении спорного земельного участка в аренду напрямую затрагивают его права и законные интересы.
Вместе с тем в рамках настоящего дела об оспаривании ненормативного правового акта, действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления, рассматриваемого в порядке главы 24 АПК РФ, не подлежит разрешению спор о праве на земельный участок, поскольку соответствующий правообладатель земельного участка не участвует в деле в качестве ответчика.
В пункте 53 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснено, что ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.
Согласно пункту 56 постановления N 10/22 зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2014 по делу N А32-25335/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)