Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 10.09.2015 N 81-АПГ15-22

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка и ее удельного показателя равными рыночной стоимости участка.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка не соответствует его рыночной стоимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 сентября 2015 г. N 81-АПГ15-22


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Меркулова В.П.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инженерно-строительная фирма "Новые технологии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Администрации г. Кемерово на решение Кемеровского областного суда от 15 июня 2015 г., которым заявленное требование удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителя общества с ограниченной ответственностью "Инженерно-строительная фирма "Новые технологии" - Шаройко С.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

общество с ограниченной ответственностью "Инженерно-строительная фирма "Новые технологии" (далее - общество) обратилось в Кемеровский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:04:0208001:127 равной его рыночной стоимости по состоянию на 5 ноября 2014 г. в размере 64 246 000 рублей, и об установлении удельной стоимости земельного участка в размере 190,36 руб./кв. м.
Решением Кемеровского областного суда от 15 июня 2015 г. заявление удовлетворено в части установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 64 246 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация г. Кемерово обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Относительно апелляционной жалобы обществом представлено возражение.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Кемеровской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Администрация г. Кемерово, Коллегия Администрации Кемеровской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, выслушав представителя участвующего в деле лица, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Инженерно-строительная фирма "Новые технологии" является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:04:0208001:127, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования - строительство коммунальных объектов, площадью 337 499 кв. м, расположенного по адресу: Кемеровская область, Кемеровский городской округ, г. Кемерово, жилой район Лесная Поляна, микрорайон N 9, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15 декабря 2014 г. <...>.
Согласно кадастровому паспорту от 18 мая 2015 г. и кадастровой справке от 2 марта 2015 г. земельный участок поставлен на кадастровый учет 5 ноября 2014 г. в связи с образованием нового земельного участка, его кадастровая стоимость составляет 220 400 346,96 рубля.
В соответствии с отчетом об оценке от 17 марта 2015 г. N 27-02-15, выполненным обществом с ограниченной ответственностью "Бизнес", рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 5 ноября 2014 г. в размере 64 246 000 рублей. На отчет получено положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков "Южно-Сибирская организация профессиональных оценщиков и экспертов" от 7 апреля 2015 г. N П.15.03.11/6.
Обществом соблюден досудебный порядок рассмотрения спора путем обращения в соответствующую комиссию.
Суд первой инстанции признал отчет об оценке надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка, и удовлетворил заявленное требование.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно пункту 1 этой же статьи рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) установлено, что для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
Пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 254, *** отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
В соответствии с пунктом 20 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 256, оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода.
Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 14 ФСО N 1).
Датой определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности является дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.
Как следует из отчета, рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 5 ноября 2014 г., то есть на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, что соответствует требованиям статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Оценщик применил сравнительный подход к оценке методом сравнения продаж, в качестве аналогов объекта оценки экспертом выбрано 6 объектов, сходных по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам с объектом оценки. На различия между объектом оценки и объектами-аналогами оценщиком применены соответствующие корректировки.
Судом первой инстанции установлено, что в отчете содержится подробное описание проведенных оценщиком исследований, указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки земельного участка, иные необходимые сведения, которые могут быть признаны достаточными, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования.
При рассмотрении апелляционной жалобы Судебной коллегией установлено, что оценщиком проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. При этом в отчете приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости земельного участка.
Ходатайство о проведении экспертизы по делу Администрацией г. Кемерово не заявлялось.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что рыночная стоимость объекта оценки определена в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, поэтому оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Кемеровского областного суда от 15 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Кемерово - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)