Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 23.12.2014 N Ф06-18586/2013 ПО ДЕЛУ N А55-2611/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2014 г. по делу N А55-2611/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплевой М.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Петрова В.Т., решение от 16.01.2012, Гетунова А.А., доверенность от 12.03.2014 N 17,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2014 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Бажан П.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-2611/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮЛС", г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЮЛС" (далее - заявитель, общество, ООО "ЮЛС") обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Минимущество) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным решения от 07.10.2013 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, поселок Красная Глинка в районе спорткомплекса "Энергия", площадью 48 кв. м, занимаемого временным модульным мини-магазином "Мясо", обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем заключения договора аренды спорного участка.
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2013 N 12-1/3393/11а о предоставлении ООО "ЮЛС" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, поселок Красная Глинка в районе спорткомплекса "Энергия" площадью 48 кв. м, занимаемого временным модульным мини-магазином "Мясо".
Суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Министерство обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на их незаконность.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как установлено судом, в 2012 году ООО "ЮЛС" обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Самара, Красноглинский район, расположение в районе спорткомплекса "Энергия", занимаемого модульным мини-магазином "Мясо" площадью 48,00 кв. м.
На основании вышеназванного обращения заявителя, Министерство направило в Департамент обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Заключением от 16.11.2012 N СП-6/3801-0-1 Департамент сообщил о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого обществом земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Заключение, со ссылкой на статью 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", мотивировано отсутствием утвержденной схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара.
На основании указанного заключения, Министерство письмом от 30.11.2012 N 12-1/3393/11а отказало ООО "ЮЛС" в предоставлении в аренду земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.05.2013, оставленным без изменения постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2013 и Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.12.2013 по делу N А55-35411/2012 признаны незаконными заключение Департамента о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории от 16.11.2012 N СП-6/3801-0-1 и отказ Министерства от 30.11.2012 N 12-1/3393/11а в предоставлении в аренду земельного участка расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Красная Глинка, в районе спорткомплекса "Энергия", площадью 48,00 кв. м.
Суд обязал Департамент по вступлению настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Красная Глинка, в районе спорткомплекса "Энергия", площадью 48,00 кв. м, а Министерство по вступлению в законную силу настоящего решения устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем возобновления рассмотрения ранее поданного заявления о предоставлении ООО "ЮЛС" в аренду земельного участка расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Красная Глинка, в районе спорткомплекса "Энергия", площадью 48,00 кв. м.
Несмотря на вступившее в законную силу решение суда, Министерство письмом от 07.10.2013 сообщило, что во исполнение решения Арбитражного суда Самарской области от 28.05.2013 по делу N А55-35411/2012 отказывает обществу в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, поскольку в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, утвержденной постановлением администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377, размещение каких-либо торговых объектов на земельном участке не предусмотрено.
Не согласившись с названным решением, общество обратилось в суд.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - порядок).
Согласно пункту 2.1 порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к порядку.
В пункте 2.2 порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Оценив представленные доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о несоблюдении Министерством порядка предоставления земельного участка в аренду под установку временного объекта.
Суды правомерно признали необоснованным довод Министерства о невозможности предоставления земельного участка по причине того, что размещение нестационарного объекта общества на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, утвержденной постановлением администрации городского округа Самары от 19.04.2013 N 377, исходя из следующего.
Предоставление земель, находящихся в государственной собственности гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием.
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Положениями частей 4 и 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее, чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
Анализ положений норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов. Перечень мест, отображаемых на схеме размещения нестационарных торговых объектов, не является исчерпывающим, и размещение до сорока процентов нестационарных объектов возможно и вне мест, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Эксплуатация торгового объекта осуществлялась до утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Данное обстоятельство подтверждается договором купли-продажи от 26.02.2006, распоряжением администрации Красноглинского района г. Самары от 08.08.2003 N 659, договором аренды земельного участка от 10.03.2000 N 005051з.
Общество задолго до утверждения схемы - в 2012 году обратилось с заявлением о предоставлении ему земельного участка под размещение нестационарного объекта.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, градостроительный регламент по видам использования недвижимости (статья 30 настоящих правил) включает как основные виды разрешенного использования недвижимости, которые не могут быть запрещены, так и виды разрешенного использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости, которые по отношению к последним являются вспомогательными, при отсутствии на земельном участке основного вида использования, сопутствующий вид использования не считается разрешенным, если иное специально не оговаривается настоящими Правилами.
Положениями пункта 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установленного срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Из материалов дела не следует, что использование спорного земельного участка или находящегося на нем модульного мини-магазина опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Доказательств обратного ни заинтересованным лицом, ни Департаментом в нарушение требований статьи пункта 65, пункта 5 статьи 200 АПК РФ суду не представлено.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций обоснованно отклонили доводы Департамента и Министерства, исходили из того, что факт наличия либо отсутствия нестационарного объекта в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, не может служить препятствием для дальнейшего размещения на спорном земельном участке нестационарного торгового объекта, пришли к выводу о несоответствии оспариваемого отказа статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", нарушении им прав и законных интересов заявителя и признали его незаконным, обязав устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Указанный вывод закону не противоречит.
Отклоняя доводы заявителя относительно способа восстановления его нарушенных прав и законных интересов путем возложения на заинтересованное лицо обязанности заключить договор аренды спорного участка, суды руководствовались статьями 11.1, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара", и исходили из того, что объектом гражданских прав является сформированный земельный участок, поставленный на кадастровый учет, в то время как заявителем не представлены доказательства постановки испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет, с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, кадастровый паспорт земельного участка.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Кроме того, доводы кассационной жалобы уже были предметом исследования суда апелляционной инстанции, с оценкой которых согласна и кассационная инстанция.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014 по делу N А55-2611/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА

Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)