Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.08.2014 ПО ДЕЛУ N А55-2085/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2014 г. по делу N А55-2085/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 18 августа 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Социальное развитие" - Нижегородова Д.М. (доверенность от 05.07.2013),
представителя Департамента управления имуществом городского округа Самара - Стрюковой Г.А. (доверенность от 27.12.2013 N 3790),
представитель Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Управления Росохранкультуры по Приволжскому Федеральному округу - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Министерства культуры Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 августа 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу Министерство имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 июня 2014 года по делу N А55-2085/2014 (судья Бойко С.А.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Социальное развитие" (ОГРН 1056367002768, ИНН 6367046339), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третьи лица: Управление Росохранкультуры по Приволжскому Федеральному округу, г. Самара,
Министерство культуры Самарской области, г. Самара,
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Социальное развитие" (далее - общество, ООО "Социальное развитие") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство имущественных отношений) от 22.03.2012 N 12-1/1676/10-с в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0503003:819, площадью 860 кв. м и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов (т. 1 л.д. 2-5). Делу присвоен номер А55-2085/2014.
Кроме того ООО "Социальное развитие" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившегося в уклонении от принятия решения об отмене решения об отказе в предоставлении земельного участка, выразившегося в уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка от 22.03.2012 N 12-1/1676/10-с (по заявлению от 08.06.2011 N 12-1/1676/11-с, вместо ошибочно указанного заявления от 08.06.2011 N 12-1/1676/10-с) и о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0503003:819, площадью 860 кв. м, разрешенное использование: под территорию, необходимую для обслуживания административного здания, являющегося памятником федерального значения, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Красноармейская, д. 4; об обязании Министерства имущественных отношений Самарской области отменить решение об отказе в предоставлении земельного участка, выразившегося в Уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка от 22.03.2012 N 12-1/1676/10-с (по заявлению от 08.06.2011 N 12-1/1676/11-с, вместо ошибочно указанного заявления от 08.06.2011 N 12-1/1676/10-с); об обязании Министерства имущественных отношений Самарской области в двухнедельный срок после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0503003:819, площадью 860 кв. м, разрешенное использование: под территорию, необходимую для обслуживания административного здания, являющегося памятником федерального значения, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Красноармейская, д. 4, а также обязать направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка с приложением кадастрового паспорта (т. 3 л.д. 4-7). Делу присвоен номер А55-2613/2014.
Определением от 24.04.2014 по делу N А55-2085/2014, дела N А55-2085/2014 и N 55-2613/2014 по вышеназванным заявлениям объединены в одно производство с присвоением объединенному делу N А55-2085/2014 (т. 5 л.д. 50-52).
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Росохранкультуры по Приволжскому Федеральному округу, Министерство культуры Самарской области, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.06.2014 по делу N А55-2085/2014 заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.03.2012 N 12-1/1676/10-с об отказе в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Социальное развитие" в собственность земельного участка площадью 860 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0503003:819, расположенного по адресу г. Самара, ул. Красноармейская, 4.
Суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Социальное развитие" путем принятия решения о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 860 кв. м с кадастровым номером 63:01:0503003:819, расположенного по адресу г. Самара, ул. Красноармейская, 4, и направления проекта договора купли продажи.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано (т. 7 л.д. 94-99).
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений просит отменить решение суда первой инстанции в части признания незаконным отказа от 22.03.2012 N 12-1/1676/10с и обязания министерства принять решение о предоставлении спорного земельного участка, принять по делу новый судебный акт и отказать в удовлетворении требований ООО "Социальное развитие" в полном объеме (т. 7 л.д. 105-110).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам в присутствии представителей общества и Департамента управления имуществом городского округа Самара, в отсутствие представителей иных участников процесса, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве на нее.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара поддержал апелляционную жалобу министерства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей общества и Департамента управления имуществом городского округа Самара, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Социальное развитие" принадлежит на праве собственности земельный участок кадастровый номер 63:01:0503003:003, площадью 868,9 кв. м, а также расположенное на данном земельном участке нежилое здание площадью 1023,7 кв. м, расположенные по адресу: г. Самара, ул. Красноармейская, 4А, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации прав от 15.02.2005.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Заявитель обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением от 26.11.2009 о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 859,9 кв. м для использования вышеназванного нежилого здания.
Сообщением от 31.12.2009 N 12-14/19175 Министерство возвратило представленный заявителем пакет документов. В указанном сообщении Министерство сослалось на то, что испрашиваемый заявителем земельный участок является незастроенным, а земельный участок необходимый для эксплуатации принадлежащего заявителю здания находится в его собственности.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.02.2011 по делу N А55-1742/2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2011 признаны незаконными действия Министерства имущественных отношений Самарской области по возврату ООО "Социальное развитие" письмом N 12-14/19175 от 31.12.2009 документов, представленных для приобретения прав на земельный участок площадью 859,90 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Красноармейская,4; на Министерство имущественных отношений Самарской области возложена обязанность направить в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (т. 1 л.д. 79-85).
Во исполнение вышеназванного решения суда, министерство обратилось в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самары в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории.
В ответ на вышеназванное обращение Департамент строительства и архитектуры городского округа Самары направил заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории от 07.12.2011 N СП-9/3434-0-1.
В свою очередь министерство, сославшись на вышеназванное заключение, отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка сообщением от 22.03.2012 N 12-1/1676/10-с (т. 1 л.д. 8-10).
ООО "Социальное развитие" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании действий Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара незаконными.
Решением Арбитражного суда Самарской области 23.07.2012 по делу N А55-15963/2012 признаны незаконными действия Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, выразившиеся в отказе утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории в отношении земельного участка площадью 859,90 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Красноармейская, 4; на Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории в отношении вышеназванного земельного участка (т. 1 л.д. 86-89).
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 06.11.2012 N РД-730 схема расположения спорного земельного участка утверждена и направлена в Министерство имущественных отношений Самарской области.
30.11.2012 ООО "Социальное развитие" вновь обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении в собственность за выкуп спорного земельного участка в соответствии с ранее поданным заявлением (вх. N 12 от 08.06.2011), на которое Министерство письмом от 29.12.2012 N 01-17/210 сообщило заявителю о том, что принятие решения о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка будет возможно после государственного кадастрового учета и представления кадастрового паспорта.
Заявитель обратился в органы кадастрового учета, однако решением ФГБУ "ФКП Росреестра" от 05.03.2013 N 63-00-119/13-47367 в осуществлении государственного кадастрового учета отказано, так как границы испрашиваемого земельного участка, пересекают границы ранее поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков (т. 1 л.д. 92-93).
ООО "Социальное развитие" обращалось в арбитражный суд с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о об установлении границы земельного участка, площадью 859.90 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Красноармейская, д. 4 под территорию, необходимую для обслуживания административного здания, являющегося памятником федерального значения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.08.2013 по делу N А55-8771/2013 в иске отказано, поскольку пересечение границ спорного земельного участка с границами смежных земельных участков устранено аннулированием этих земельных участков (т. 1 л.д. 109-113).
Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 26.08.2013 с присвоением ему кадастрового номера 63:01:0503003:819.
Кадастровый паспорт предоставлен в министерство 30.10.2013.
Министерство письмом от 08.11.2013 N 12-1/1676/11-с сообщило заявителю о том, что письмом от 22.03.2012 N 12-1/1676/10-с его обращение о предоставлении спорного земельного участка рассмотрено по существу и документы заявителю были возвращены, предоставление государственной услуги завершено (т. 1 л.д. 101.
Вышеназванные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования частично, правильно применил нормы материального права.
В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
В указанном в части 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (часть 3 указанной статьи).
Орган местного самоуправления на основании указанного в части 2 настоящей статьи заявления либо обращения уполномоченного на управление и распоряжение земельными участками органа исполнительной власти Самарской области с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (часть 4 указанной статьи).
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 указанной статьи).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в части 5 настоящей статьи решения (часть 5 указанной статьи).
На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Согласно пунктов 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Согласно пункту 2.6. Порядка, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
Из материалов дела усматривается, что оспариваемое заявителем решение министерства от 22.03.2012 N 12-1/1676/10-с мотивировано тем, что от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары поступило заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории от 07.12.2011 N СП-9/3434-0-1.
Вместе с тем, действия департамента признаны незаконными решением Арбитражного суда Самарской области 23.07.2012 по делу N А55-15963/2012.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что оспариваемое решение министерства, принятое на основании незаконного отказа в утверждении схемы также противоречит вышеназванным нормам Порядка, Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя.
Схема испрашиваемого земельного участка компетентным органом местного самоуправления городского округа Самара утверждена; земельный участок прошел государственный кадастровый учет.
Из материалов дела усматривается, что принадлежащее заявителю нежилое здание - пивной бар "Фон Вакано" является памятником федерального значения, что подтверждается имеющимися в материалах дела Актом технического состояния памятника от 15.08.2005 и паспортом памятника.
Спорный земельный участок представляет собой прилегающую к зданию территорию.
Как установлено статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями.
Согласно научно-проектной документации "Разработка проекта охранных зон здания в структуре исторического квартала", 2008 год, территория памятника не может быть уменьшена по сравнению с исторической, а также, для обеспечения сохранности объекта культурного наследия на его территории и на сопряженных с ним территориях устанавливаются следующие зоны охраны: территория памятника, включенного в охранную зону; охранная зона памятника, которые включают в себя земельный участок, принадлежащий на собственности ООО "Социальное развитие" и испрашиваемый земельный участок.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Самарской области от 17.02.2011 по делу N А55-1742/2010 и от 23.07.2012 по делу N А55-15963/2012 установлено право ООО "Социальное развитие" на приобретение в собственность спорного земельного участка.
В соответствии с пунктом 4 статьи 198 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из материалов дела видно, что ООО "Социальное развитие" при обращении в суд с заявлением об оспаривании отказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.03.2012 N 12-1/1676/10-с заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
Для восстановления своих нарушенных прав заявитель неоднократно был вынужден обращаться за судебной защитой (оспаривал незаконные действия Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, обращался с иском об установлении границ земельного участка).
Суд первой инстанции правомерно принял во внимание ответ министерства на обращение от 30.11.2012 N 01-17/210, в соответствии с которым пакету документов был присвоен новый входящий номер 12-1/3726/12 от 30.11.2012, а также указывалась необходимость предоставления только кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка для принятия решения о его предоставлении. Тем самым министерство ввело заявителя в заблуждение относительно своих намерений по имеющимся у него обращениям ООО "Социальное развитие".
Суд первой инстанции правомерно причины пропуска срока признал уважительными, а ходатайство о его восстановлении - подлежащем удовлетворению.
С учетом изложенного, в силу статьей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений пункта 5 статьи 34 и пункта 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно признал подлежащими удовлетворению требования заявителя о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.03.2012 N 12-1/1676/10-с об отказе в предоставлении ООО "Социальное развитие" в собственность земельного участка площадью 860 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0503003:819, расположенного по адресу г. Самара, ул. Красноармейская, 4, и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия решения о предоставлении ему в собственность вышеназванного земельного участка и направления проекта договора купли продажи.
Заявитель просит также признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившегося в уклонении от принятия решения об отмене решения об отказе в предоставлении земельного участка, выразившееся в Уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка от 22.03.2012 N 12-1/1676/10-с.
В силу статьей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бездействие органа, осуществляющего публичные полномочия может быть признано незаконным, если оно не соответствует закону или иным правовым акта и нарушает права и законные интересы заявителя.
Заявитель, какие-либо правовые нормы, указывающие на обязанность министерства отменить ранее принятое решение не приводит. Свое право на судебную защиту заявитель реализовал путем оспаривания решения министерства.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что признание судом незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.03.2012 N 12-1/1676/10-с и возложение на него обязанности устранить допущенные нарушения прав заявителя является достаточным способом защиты, не требующем со стороны министерства действий по отмене вышеназванного решения.
Суд первой инстанции правомерно в указанной части заявленных требований отказал.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено. Каких-либо новых доводов апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Министерством имущественных отношений в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 июня 2014 года по делу N А55-2085/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)