Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: По мнению общества, кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, существенно превышает его рыночную стоимость.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
истца - Шолмова А.Е. (доверенность от 22.05.2013),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.10.2014 (судья Шабанов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 (председательствующий судья Терентьев Е.А., судьи Балакирева Е.М., Николаева С.Ю.)
по делу N А55-15405/2014
по исковому заявлению открытого акционерного общества "АвтоВАЗ", Самарская область, город Тольятти (ОГРН 1026301983113, ИНН 6320002223) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, город Самара (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102159:605 площадью 40145 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, город Тольятти, Автозаводской район, Южное шоссе, равной его рыночной стоимостью 33 455 237 руб. 20 коп.,
установил:
открытое акционерное общество "АвтоВАЗ" (далее - ОАО "АвтоВАЗ") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102159:605, площадью 40 145 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации головного предприятия и завершения строительства зданий и сооружений, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, Южное шоссе, на земельном участке расположено здание с кадастровым (условным) номером: 63-63-09/152/2006-412, расположенное по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, Южное шоссе, д. 36, строение 148 равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 в размере 33 455 237 руб. 20 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.10.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "АвтоВАЗ" на основании договора купли-продажи земельного участка от 26.06.2012 N 09-10-738912-413-р/50 является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102159:605, площадью 40 145 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации головного предприятия и завершения строительства зданий и сооружений, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, Южное шоссе, на земельном участке расположено здание с кадастровым (условным) номером: 63-63-09/152/2006-412, расположенное по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, Южное шоссе, д. 36, строение 148.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: 63-63-09/152/2006-412 в размере 71 229 273 руб. 50 коп.
Истец с определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью спорного земельного участка не согласился, полагая, что кадастровая стоимость земельного участка существенно завышена против ее рыночной стоимости обратился к независимому оценщику.
Согласно отчету независимого оценщика закрытого акционерного общества "Многопрофильный деловой центр" от 18.04.2014 N с9568-5/1 величина рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составила 33 455 237 руб. 20 коп.
Саморегулируемой организацией оценщиков "НП "Межрегиональный союз оценщиков" была проведена экспертиза отчета, результатом которой стало положительное экспертное заключение от 08.05.2014 N 341/14-14.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, истец обратился в суд с указанным иском.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату подачи искового заявления) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При наличии спора о кадастровой стоимости объекта недвижимости к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости прилагается положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Права налогоплательщика, нарушенные несоответствием внесенной государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка; установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11).
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (действующей в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 499 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", то есть с учетом Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости".
В силу пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в действующей редакции) отмечено, что кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 11 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Таким образом, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда изменения вносятся органом кадастрового учета в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) является федеральным органом и осуществляет государственную функцию, в том числе и по организации государственной кадастровой оценки земель.
Полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости на основании решения Росреестра вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В свою очередь кадастровой палатой были переданы полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости и государственного кадастрового учета недвижимости, что соответствует части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", где установлено, что полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений Росреестра вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения, которые признаются органами кадастрового учета.
Передача таких полномочий кадастровой палате подтверждается приказами Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 31.05.2011 N П/200, от 18.05.2012 N П/213 и уставами учреждений.
Анализ указанных положений закона свидетельствует о том, что передача полномочий кадастровой палате является основанием для привлечения таких учреждений в качестве ответчиков.
Судами двух инстанций в качестве доказательств заявленных требований приняты во внимание отчет независимого оценщика от 18.04.2014 N с9568-5/1, в соответствии с которым величина рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составила 33 455 237 руб. 20 коп. и положительное экспертное заключение от 08.05.2014 N 341/14-14, которым было установлено соответствие отчета требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
При этом доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости спорного земельного участка, или недостоверности рыночной стоимости, определенной в экспертном заключении, участвующие в деле лица не представили.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для понуждения органа государственного кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
Довод ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области в кассационной жалобе о том, что действующее законодательство не содержит указаний на возможность замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку прямо противоречит действующему законодательству, в частности пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Положения пункта 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают, что третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
По данной категории споров надлежащими ответчиками должны признаваться федеральные органы, осуществляющие организацию по государственной кадастровой оценке земель, и подведомственные ему бюджетные учреждения (органы кадастрового учета).
Поскольку по данному делу нормативный акт не был предметом оспаривания, привлечение Министерства имущественных отношений Самарской области, Правительства Самарской области и общества с ограниченной ответственностью "Группа комплексных решений" в качестве участников процесса не является обязательным.
Следует отметить, что соответствующих ходатайств о привлечении Министерства имущественных отношений Самарской области, Правительства Самарской области и общества с ограниченной ответственностью "Группа комплексных решений" в качестве третьих лиц без самостоятельных требований либо о вступлении их в судебный процесс не заявлялось.
В связи с чем, согласно пункту 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не привлечение судом третьих лиц без самостоятельных требований не может служить безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 01.06.2015 N Ф06-24122/2015 ПО ДЕЛУ N А55-15405/2014
Требование: О признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: По мнению общества, кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, существенно превышает его рыночную стоимость.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2015 г. N Ф06-24122/2015
Дело N А55-15405/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
истца - Шолмова А.Е. (доверенность от 22.05.2013),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.10.2014 (судья Шабанов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 (председательствующий судья Терентьев Е.А., судьи Балакирева Е.М., Николаева С.Ю.)
по делу N А55-15405/2014
по исковому заявлению открытого акционерного общества "АвтоВАЗ", Самарская область, город Тольятти (ОГРН 1026301983113, ИНН 6320002223) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, город Самара (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102159:605 площадью 40145 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, город Тольятти, Автозаводской район, Южное шоссе, равной его рыночной стоимостью 33 455 237 руб. 20 коп.,
установил:
открытое акционерное общество "АвтоВАЗ" (далее - ОАО "АвтоВАЗ") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102159:605, площадью 40 145 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации головного предприятия и завершения строительства зданий и сооружений, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, Южное шоссе, на земельном участке расположено здание с кадастровым (условным) номером: 63-63-09/152/2006-412, расположенное по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, Южное шоссе, д. 36, строение 148 равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 в размере 33 455 237 руб. 20 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.10.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "АвтоВАЗ" на основании договора купли-продажи земельного участка от 26.06.2012 N 09-10-738912-413-р/50 является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102159:605, площадью 40 145 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации головного предприятия и завершения строительства зданий и сооружений, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, Южное шоссе, на земельном участке расположено здание с кадастровым (условным) номером: 63-63-09/152/2006-412, расположенное по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, Южное шоссе, д. 36, строение 148.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: 63-63-09/152/2006-412 в размере 71 229 273 руб. 50 коп.
Истец с определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью спорного земельного участка не согласился, полагая, что кадастровая стоимость земельного участка существенно завышена против ее рыночной стоимости обратился к независимому оценщику.
Согласно отчету независимого оценщика закрытого акционерного общества "Многопрофильный деловой центр" от 18.04.2014 N с9568-5/1 величина рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составила 33 455 237 руб. 20 коп.
Саморегулируемой организацией оценщиков "НП "Межрегиональный союз оценщиков" была проведена экспертиза отчета, результатом которой стало положительное экспертное заключение от 08.05.2014 N 341/14-14.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, истец обратился в суд с указанным иском.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату подачи искового заявления) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При наличии спора о кадастровой стоимости объекта недвижимости к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости прилагается положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Права налогоплательщика, нарушенные несоответствием внесенной государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка; установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11).
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (действующей в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 499 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", то есть с учетом Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости".
В силу пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в действующей редакции) отмечено, что кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 11 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Таким образом, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда изменения вносятся органом кадастрового учета в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) является федеральным органом и осуществляет государственную функцию, в том числе и по организации государственной кадастровой оценки земель.
Полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости на основании решения Росреестра вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В свою очередь кадастровой палатой были переданы полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости и государственного кадастрового учета недвижимости, что соответствует части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", где установлено, что полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений Росреестра вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения, которые признаются органами кадастрового учета.
Передача таких полномочий кадастровой палате подтверждается приказами Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 31.05.2011 N П/200, от 18.05.2012 N П/213 и уставами учреждений.
Анализ указанных положений закона свидетельствует о том, что передача полномочий кадастровой палате является основанием для привлечения таких учреждений в качестве ответчиков.
Судами двух инстанций в качестве доказательств заявленных требований приняты во внимание отчет независимого оценщика от 18.04.2014 N с9568-5/1, в соответствии с которым величина рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составила 33 455 237 руб. 20 коп. и положительное экспертное заключение от 08.05.2014 N 341/14-14, которым было установлено соответствие отчета требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
При этом доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости спорного земельного участка, или недостоверности рыночной стоимости, определенной в экспертном заключении, участвующие в деле лица не представили.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для понуждения органа государственного кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
Довод ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области в кассационной жалобе о том, что действующее законодательство не содержит указаний на возможность замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку прямо противоречит действующему законодательству, в частности пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Положения пункта 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают, что третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
По данной категории споров надлежащими ответчиками должны признаваться федеральные органы, осуществляющие организацию по государственной кадастровой оценке земель, и подведомственные ему бюджетные учреждения (органы кадастрового учета).
Поскольку по данному делу нормативный акт не был предметом оспаривания, привлечение Министерства имущественных отношений Самарской области, Правительства Самарской области и общества с ограниченной ответственностью "Группа комплексных решений" в качестве участников процесса не является обязательным.
Следует отметить, что соответствующих ходатайств о привлечении Министерства имущественных отношений Самарской области, Правительства Самарской области и общества с ограниченной ответственностью "Группа комплексных решений" в качестве третьих лиц без самостоятельных требований либо о вступлении их в судебный процесс не заявлялось.
В связи с чем, согласно пункту 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не привлечение судом третьих лиц без самостоятельных требований не может служить безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)