Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.03.2014 N 33-1479/2014

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 марта 2014 г. N 33-1479/2014


Судья Гомзяков А.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Горбатовой Л.В.,
судей Григорьевой Н.М., Пучковой Л.В.,
с участием прокурора Алферьевой М.В.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "РОСТ" на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 22 января 2014 года, которым удовлетворены исковые требования Выборгского городского прокурора Ленинградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "РОСТ" об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Пучковой Л.В., заключение представителя Ленинградской областной прокуратуры Алферьевой М.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Выборгский городской прокурор Ленинградской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "РОСТ" (далее - ООО "РОСТ") об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящихся у ООО "РОСТ" на праве аренды, путем вывоза бытовых отходов объемом около 15 куб. м, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда в квартале N <...> (выдел N <...>) <адрес> (далее - ЛОГКУ "Ленобллес"), специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон твердых бытовых отходов (далее - ТБО).
В обоснование своих требований прокурор указал, что в результате проведенной прокуратурой проверки было установлено, что на территории лесного фонда, а именно в квартале N <...> (выдел N <...>) <адрес> размещена несанкционированная свалка отходов потребления объемом 15 куб. м. Указанный лесной участок находится в аренде у ООО "РОСТ" на основании договора аренды лесного участка с целью заготовки древесины от 10 ноября 2008 года N 2-2008-11-12-3, заключенного между ООО "РОСТ" и Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области.
В соответствии с требованиями ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 13 и 42 Земельного кодекса РФ, ст. 55 Лесного кодекса РФ, п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 "Ресурсоснабжение. Обращение с отходами, термины и определения", введенного в действие 01 июля 2002 года Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 декабря 2001 года N 607-CT, ч. 9 ст. 14 Областного закона от 04 марта 2010 года N 7-03 "Об обращении с отходами в Ленинградской области", п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05 августа 1988 года N 4690-99, п. 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года N 414, обязанность по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, в том числе, очистке лесов от захламления, загрязнения или иного воздействия, возложена на арендаторов лесных участков. Ненадлежащее выполнение ООО "РОСТ" указанной обязанности приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории лесного фонда, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемического заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду (л.д. 2 - 6).
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 22 января 2014 года, с изменениями, внесенными определением суда от 20 февраля 2014 года, постановлено иск Выборгского городского прокурора Ленинградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО "РОСТ" об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов удовлетворить.
Обязать ООО "РОСТ" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящегося у ООО "РОСТ" на праве аренды, от захламления путем вывоза ТБО, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда в квартале N <...> (выдел N <...>) <адрес> специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с ТБО, на санкционированный полигон ТБО.
Взыскать с ООО "РОСТ" в бюджет муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей (л.д. 144 - 152).
В апелляционной жалобе ООО "РОСТ" просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права и норм процессуального права.
В обоснование доводов жалобы указано, что судом не определен источник образования спорных отходов, тогда как отходы не являются результатом лесохозяйственной деятельности, а возникли в результате противоправных действий третьих лиц и бездействия администрации. Полагает, что полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесены к исключительной компетенции муниципальных образований поселений или городских округов. Кроме того, в Проекте освоения лесов не содержатся обязанности арендатора лесных участков по осуществлению организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на землях лесного фонда, переданных в аренду (л.д. 161 - 169).
ООО "РОСТ" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено телефонограммой, своего представителя в суд апелляционной инстанции не направило, о причинах неявки не сообщило, доказательств уважительности этих причин не представило.
Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области заявил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 10 ноября 2008 года между Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области (арендодателем) и ООО "РОСТ" (арендатором) заключен договор аренды лесного участка N 2-2008-11-12-3 сроком действия на 40 лет, предметом которого является предоставление арендатору во временное пользование лесного участка общей площадью 24 750 га, расположенного по адресу: <адрес> в границах кварталов N, <...> в границах кварталов N в целях заготовки древесины (л.д. 12 - 19).
По условиям договора аренды ответчик обязался использовать лесной участок в соответствии с лесным законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, выполнять требования Санитарных правил в лесах РФ (п. 15).
17 июня 2013 года лесничим Выборгского участкового лесничества проведено обследование территории лесных земель, в ходе которого в квартале N <...> (выдел N <...>) <...> выявлено несанкционированное скопление отходов производства и потребления объемом 15 куб. м, что зафиксировано в акте обследования территории Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества филиала ЛОГКУ "Ленобллес" N 9 от 17 июня 2013 года, акте о нарушении лесного законодательства N 9 от 17 июня 2013 года (л.д. 7 - 10).
Согласно ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 1 ст. 22 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
При этом положения ст. 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ, подпунктом "г" пункта 2 и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года N 414, на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно положениям п. 28 указанных Правил, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
В соответствии со ст. 616 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан поддерживать переданное в аренду имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом иными правовыми актами или договором аренды.
Обязанность арендатора по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке установлена как законом (часть 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ, часть 2 статьи 55 Лесного кодекса РФ), так и иными правовыми актами (пункт 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года N 414).
Содержащееся в названных нормах указание на то, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании Проекта освоения лесов, не изменяют установленной этими нормами обязанности, а лишь указывает на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в Проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в Проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, поскольку зафиксированная несанкционированная свалка расположена на территории, арендуемой ответчиком, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, проводимых ООО "РОСТ".
При этом в данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнение им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка.
Изложенное также подтверждается положениями ст. 14 Закона Ленинградской области от 04 марта 2010 года N 7-оз "Об обращении с отходами в Ленинградской области", которой установлены требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований Ленинградской области.
Так, согласно ст. 14 указанного Закона органы местного самоуправления городских, сельских поселений и городского округа обязаны предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам.
В иных случаях обязанности по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель возлагаются на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований, обязаны: нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение требований в области обращения с отходами; предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах соответствующих земельных участков; обеспечивать своевременный сбор и вывоз отходов с земельных участков в места, предназначенные для сбора, временного хранения, размещения отходов (в том числе путем заключения договоров на сбор и вывоз отходов со специализированными организациями).
В случае обнаружения на земельном участке брошенных (иным образом оставленных в целях отказа от права собственности на них) отходов, собственник которых не установлен, лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, может обратить указанные отходы в свою собственность либо принимает меры к перемещению указанных отходов в санкционированные места размещения.
Таким образом, администрация МО "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области не наделена отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны и защиты лесов в порядке, установленном законодательством РФ, в отношении данного земельного участка лесного фонда.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования прокурора, возложив обязанность по ликвидации бытовых отходов на ООО "РОСТ".

При этом класс опасности отходов для окружающей природной среды подтверждается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденном Приказом МПР России от 02.12.2002 N 786.
Таким образом, деятельность по сбору и вывозу отходов V класса опасности или отходов, для которых класс опасности не установлен, лицензированию не подлежит.
Доказательствами по делу не подтверждается отнесение отходов, незаконно размещенных на лесном участке, расположенном в квартале N <...> (выдел N <...>) <...> к I - IV классам опасности и их виду, что исключает возможность возложения на ООО "РОСТ" обязанности по их сбору и вывозу именно специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, что также влечет необходимость изменения решения суда в указанной части.
В силу п. п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается для физических лиц в размере 200 руб.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При определении суммы государственной пошлины, подлежащей взысканию с ООО "Траст-Лес" суд должен был руководствоваться размером государственной пошлины, установленной подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ для физических лиц, обращающихся с исковым заявлением имущественного характера, не подлежащего оценке, поскольку прокурором иск был заявлен в интересах неопределенного круга лиц.
Таким образом, решение суда в части размера взысканной государственной пошлины также подлежит изменению.
Оснований для изменения или отмены решения суда в остальной части судебная коллегия не усматривает, полагая, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, произведена полная и всесторонняя оценка представленным доказательствам по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к изменению или отмене решения суда в остальной части, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения и которые в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ являются основанием для отмены решения суда в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 22 января 2014 года изменить в части.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "РОСТ" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящегося у общества с ограниченной ответственностью "РОСТ" на праве аренды, от захламления путем вывоза твердых бытовых отходов, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда в квартале N <...> (выдел N <...>) <адрес> на санкционированный полигон твердых бытовых отходов.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "РОСТ" в бюджет муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей.
В остальной части решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 22 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РОСТ" - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)