Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 25.03.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2692

Требование: О признании решения об отказе в предоставлении дополнительного земельного участка незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о предоставлении в аренду дополнительного земельного участка.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что поступило заявление другого лица о предоставлении этого же земельного участка, что земельный участок будет предоставлен по результатам торгов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 марта 2015 г. по делу N 33-2692


Судья Кордон Н.Ю.

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Степанова П.В.,
судей Овчинниковой Н.А., Кустовой И.Ю.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 25 марта 2015 г. дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 19 декабря 2014 г., которым постановлено:
Заявление Ж. о признании незаконными действий департамента земельных отношений администрации г. Перми удовлетворить.
Признать незаконным решение департамента земельных отношений администрации г. Перми N И-21-01-09-17591 от 06.10.2014 г. об отказе Ж. в предоставлении дополнительного земельного участка.
Возложить на департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность повторно рассмотреть заявление Ж. о предоставлении в аренду дополнительного земельного участка площадью 800 кв. м, смежному земельному участку с кадастровым номером <...> расположенному по адресу: <...>.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., объяснения представителя Ж. - П.А., судебная коллегия

установила:

Ж. обратился в суд с заявлением о признании решения Департамента земельных отношений администрации г. Перми об отказе в предоставлении дополнительного земельного участка площадью 800 кв. м, смежного к участку с кадастровым номером <...>, расположенному по адресу: <...>, незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление Ж. о предоставлении в аренду дополнительного земельного участка.
В обоснование требований указал, что 25.08.2014 г. обратился в департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 800 кв. м, расположенного по ул. <...> г. Перми, примыкающего к основному земельному участку заявителя с кадастровым номером <...>, для благоустройства территории. Решением от 06.10.2014 г. ДЗО отказал в предоставлении земельного участка на основании того, что в отношении истребуемого земельного участка после соответствующей публикации поступило заявление от другого лица о предоставлении этого же земельного участка. Считает указанное решение незаконным и необоснованным. ДЗО не представлено доказательств того, что повторное заявление поступило от лица, соответствующего критериям п. 1.8.1. Порядка, а именно, что указанному лицу на праве собственности принадлежит смежный земельный участок с объектами недвижимого имущества, который необходимо расширить под благоустройство. Как следствие представляется незаконной и ссылка на п. 2.9 Порядка о предоставлении земельного участка посредством проведения торгов.
У ответчика не имелось законных оснований для отказа в предоставлении истцу в аренду спорного земельного участка по указанному основанию и назначения торгов по реализации права аренды на спорный земельный участок.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Департамент земельных отношений администрации г. Перми. Указывает, что во исполнение требований ч. 1 ст. 34 ЗК РФ решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми. Обращение заявителя рассматривалось в соответствии с указанным Порядком, согласно п. 2.9 которого информация о предоставлении испрашиваемого участка была опубликована. В связи с поступлением заявления другого лица о предоставлении этого же земельного участка заявителю было сообщено, что участок будет предоставлен по результатам торгов. В данном случае оспариваемый ответ носит разъяснительный характер, поскольку не содержит властного волеизъявления, порождающего правовые последствия для заявителя.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия оставляет его без изменения.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован в ст. 34 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент рассмотрения заявления Ж.
Пунктом 1 данной нормы права предусмотрено, что органы местного самоуправления для обеспечения процедур предоставления таких земельных участков обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на распоряжение земельными участками специальный орган; обеспечить подготовку информации о предоставляемых земельных участках и заблаговременную ее публикацию.
На основании п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
На основании п. 5 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Пунктом 1.8.1 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 (далее - Порядок), в редакции, действующей на момент рассмотрения обращения Ж., установлено, что участки для целей, не связанных со строительством, без размещения временных объектов могут предоставляться, в частности, для благоустройства территории (устройство газонов, пешеходных дорожек), прилегающей к принадлежащему заявителю под объект недвижимости земельному участку.
В п. 2.9, 2.9.1 Порядка установлено, что уполномоченный орган в сфере земельных отношений в случае принятия решения о возможности предоставления земельного участка обеспечивает информирование населения через средства массовой информации о приеме заявлений о предоставлении земельного участка.
В случае если в течение четырнадцати дней после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган в сфере земельных отношений поступит заявление от другого лица (других лиц) о предоставлении этого же земельного участка, предоставление земельного участка осуществляется посредством проведения торгов. Организация и проведение торгов осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Судом установлено, что Ж. является собственником земельного участка с разрешенным использованием "производственная база" общей площадью 12 052 кв. м по адресу: <...> (л.д. 17). Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <...> (л.д. 14-16). Также имеется градостроительный план земельного участка (л.д. 18-19, 46-54) и межевой план (л.д. 65-66).
25.08.2014 г. представитель Ж. обратился в департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 800 кв. м, по адресу: <...> для благоустройства территории, прилегающей к принадлежащему заявителю под объект недвижимости земельному участку (л.д. 6, 64).
30.09.2014 г. департаментом земельных отношений администрации г. Перми было опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду спорного земельного участка (л.д. 38, 63).
30.09.2014 г. в ДЗО поступило заявление от П. о его намерении приобрести право аренды на указанный земельный участок (л.д. 36, 42).
Письмом N И-21-01-09-17591 от 06.10.2014 г. департамент земельных отношений администрации города Перми сообщил Ж. об отсутствии оснований для принятия решения о невозможности предоставления ему земельного участка. В письме также сообщено, что на основании подпункта 2.9 Порядка департаментом через средства массовой информации 30.09.2014 опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду на 11 месяцев. В течение 14 дней после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в департамент земельных отношений поступило заявление от другого лица о предоставлении этого же земельного участка. В данном случае, согласно подпункту 2.9 Порядка, предоставления земельного участка осуществляется посредством проведения торгов (л.д. 7).
Исходя из фактических обстоятельств дела и приведенных норм закона, в данном случае, при отсутствии оснований для принятия решения о невозможности предоставления заявителю в аренду испрашиваемого земельного участка, вопрос о предоставлении участка должен был быть решен в установленном ст. 34 ЗК РФ порядке применительно к заявителю, как к первоначально обратившемуся за этим лицу, поскольку положения этой нормы права не предусматривают ни опубликования сообщения о предоставляемых земельных участках с целью приема заявлений об их предоставлении, ни проведения торгов.
В связи с тем, что по изложенным мотивам у заинтересованного лица отсутствовали правовые основания для принятия решения о предоставлении испрашиваемого Ж. земельного участка в аренду посредством проведения торгов, таким решением нарушено право заявителя на рассмотрение вопроса по предоставлению испрашиваемого земельного участка в том порядке, как это предписано законом.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что решение департамента земельных отношений администрации города Перми N И-21-01-09-17591 от 06.10.2014 г. является незаконным. Указанный вывод в решении суда подробно мотивирован, всем обстоятельствам дела и представленным доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводами апелляционной жалобы вывод суда не опровергается.
Ссылка в жалобе на то, что заинтересованное лицо действовало в соответствии с процедурой, установленной п. 2.9, 2.9.1 Порядка, является несостоятельной. Положения Порядка, как местного нормативного правового акта, не могут противоречить общей процедуре предоставления земельного участка, предусмотренной действующим федеральным земельным законодательством.
Ссылка в апелляционной жалобе на иную судебную практику не является основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 19 декабря 2014 г. оставить без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)