Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Никифорова С.Б., Хаменкова В.Б.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ярославской области" о признании недействующим пункта 6611 раздела I Приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 15 декабря 2011 г. N 976-п "О результатах государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения Ярославской области и признании частично утратившими силу отдельных постановлений администрации области" со дня принятия постановления по апелляционной жалобе федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ярославской области" на решение Ярославского областного суда от 12 марта 2015 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ярославской области" Чистовой И.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ярославской области" (далее - Управление мелиорации) обратилось в Ярославский областной суд с заявлением о признании недействующим пункта 6611 раздела I приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 15 декабря 2011 г. N 976-п "О результатах государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения Ярославской области и признании частично утратившими силу отдельных постановлений администрации области" со дня принятия постановления.
В обоснование своего требования заявитель сослался на то, что оспариваемым пунктом постановления с 1 января 2012 г. установлена кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве бессрочного пользования земельного участка с кадастровым номером 76:09:000000:367 (ранее 76:09:010000:1609) в размере 100 930 550,91 руб. При этом земельный участок неправомерно включен в 5-ю группу видов разрешенного использования, для которой средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м (удельный показатель) установлен в размере 349,01 руб./м2 вместо 4-й группы видов разрешенного использования, для которой средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м установлен в размере 0,97 руб./м2, что привело к необоснованному завышению кадастровой стоимости земельного участка, налоговой базы и, как следствие, нарушению прав Управления мелиорации как плательщика земельного налога.
Решением Ярославского областного суда от 12 марта 2015 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе на указанный судебный акт Управление мелиорации просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя, суд не принял во внимание, что заявителю также принадлежат другие земельные участки, образованные таким же образом, также относящиеся к данной категории земель с тождественным видом разрешенного использования, но удельный показатель их кадастровой стоимости с 1 января 2012 г. определен в размере 0,97 руб./м2.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя участвующего в деле лица, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила оценки земель), пунктом 1 которых предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В силу пункта 10 Правил оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Судом первой инстанции установлено, что работы по государственной кадастровой оценке земель промышленности и иного специального назначения Ярославской области проводились в 2009 - 2011 годах за счет средств федерального бюджета на основании государственного контракта от 25 ноября 2009 г. N 127Д, заключенного ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Москва) с ОАО "РХК "Земпроект" (соисполнитель - ООО "Черноземный институт мониторинга земель, экосистем и экономики природопользования").
Постановлением Правительства Ярославской области от 15 декабря 2011 г. N 976-п "О результатах государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения Ярославской области и признании частично утратившими силу отдельных постановлений администрации области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Ярославской области согласно приложению для применения в целях налогообложения и иных установленных законодательством целях с 1 января 2012 г.
Пунктом 6611 раздела I приложения к названному постановлению установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 76:09:010000:1609, общей площадью 289191 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, разрешенное использование: для эксплуатации участка дамбы "Рыбницы - Нагорный канал", расположенного по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, Боровской с/о, в размере 100 930 550,91 руб., что соответствует 5 группе видов разрешенного использования земельных участков.
Текст данного документа опубликован в издании "Документ-Регион" от 21 декабря 2011 г. N 107.
Таким образом, результаты кадастровой оценки утверждены уполномоченным органом в соответствии с законодательством, действовавшим на период утверждения.
Проверяя доводы заявителя об ошибочном отнесении земельного участка к иному виду разрешенного использования, судом первой инстанции установлено, что земельный участок ранее входил в состав земельного участка общей площадью 223 га, из них: поселок Защитный - 11 га, защитные дамбы и межхозяйственные каналы, и был закреплен за Управлением эксплуатации защитных сооружений на основании постановления главы Администрации Некрасовского района от 10 февраля 1995 г. N 48 в бессрочное (постоянное) пользование с целевым назначением - для производственной базы жилого поселка, защитных сооружений, что подтверждается свидетельством от 10 февраля 1995 г. N 4141.
Впоследствии постановлением главы сельского поселения Красный Профинтерн Некрасовского муниципального района от 20 июня 2008 г. N 265 вид разрешенного использования земельного участка был изменен с "для производственной базы, жилого поселка, защитных сооружений" на "для эксплуатации участка дамбы "Рыбницы - Нагорный канал", что отражено в кадастровом паспорте земельного участка от 4 августа 2010 г.
Дамба "Рыбницы - Нагорный канал" представляет собой гидротехническое сооружение, входящее в состав комплекса объектов инженерной защиты Костромской низины на территории Некрасовского района Ярославской области и обеспечивающее защиту территории площадью 19,5 га от затопления водами Горьковского водохранилища.
Постановлением главы Некрасовского муниципального района от 26 октября 2010 г. N 1354 земельный участок с кадастровым номером 76:09:010000:1609 предоставлен заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 4 Правил оценки земель государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил оценки земель).
Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения утверждена Приказом Росземкадастра от 20 марта 2003 г N П/49.
Пунктом 1.3 названной Методики установлены виды разрешенного использования земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в разрезе которых определяется кадастровая стоимость земельных участков, в том числе: земельные участки морского, внутреннего водного транспорта, включающие в себя земельные участки для размещения искусственно созданных внутренних водных путей; размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта; выделения береговой полосы (пункт 1.3.3.3); земельные участки охранных, санитарно-защитных, технических и иных зон с особыми условиями земель промышленности и иного специального назначения (пункт 1.3.7).
В 5-ю группу видов разрешенного использования оспариваемого постановления входят среди прочего земельные участки морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта, а также земельные участки охранных, санитарно-защитных, технических и иных зон с особыми условиями земель промышленности и иного назначения, что соответствует вышеперечисленным положениям Методических указаний.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что по категории и виду разрешенного использования земельный участок соответствует 5-ой группе оспариваемого пункта.
Довод заявителя о том, что указанный земельный участок относится к 4-й группе видов разрешенного использования, несостоятелен, поскольку доказательств того, что гидротехническое сооружение относится к земельным участкам береговой полосы, к земельным участкам для установления охранных зон с особыми условиями использования, не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327 и 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ярославского областного суда от 12 марта 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ярославской области" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 15.07.2015 N 8-АПГ15-9
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июля 2015 г. N 8-АПГ15-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Никифорова С.Б., Хаменкова В.Б.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ярославской области" о признании недействующим пункта 6611 раздела I Приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 15 декабря 2011 г. N 976-п "О результатах государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения Ярославской области и признании частично утратившими силу отдельных постановлений администрации области" со дня принятия постановления по апелляционной жалобе федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ярославской области" на решение Ярославского областного суда от 12 марта 2015 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ярославской области" Чистовой И.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ярославской области" (далее - Управление мелиорации) обратилось в Ярославский областной суд с заявлением о признании недействующим пункта 6611 раздела I приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 15 декабря 2011 г. N 976-п "О результатах государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения Ярославской области и признании частично утратившими силу отдельных постановлений администрации области" со дня принятия постановления.
В обоснование своего требования заявитель сослался на то, что оспариваемым пунктом постановления с 1 января 2012 г. установлена кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве бессрочного пользования земельного участка с кадастровым номером 76:09:000000:367 (ранее 76:09:010000:1609) в размере 100 930 550,91 руб. При этом земельный участок неправомерно включен в 5-ю группу видов разрешенного использования, для которой средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м (удельный показатель) установлен в размере 349,01 руб./м2 вместо 4-й группы видов разрешенного использования, для которой средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м установлен в размере 0,97 руб./м2, что привело к необоснованному завышению кадастровой стоимости земельного участка, налоговой базы и, как следствие, нарушению прав Управления мелиорации как плательщика земельного налога.
Решением Ярославского областного суда от 12 марта 2015 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе на указанный судебный акт Управление мелиорации просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя, суд не принял во внимание, что заявителю также принадлежат другие земельные участки, образованные таким же образом, также относящиеся к данной категории земель с тождественным видом разрешенного использования, но удельный показатель их кадастровой стоимости с 1 января 2012 г. определен в размере 0,97 руб./м2.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя участвующего в деле лица, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила оценки земель), пунктом 1 которых предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В силу пункта 10 Правил оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Судом первой инстанции установлено, что работы по государственной кадастровой оценке земель промышленности и иного специального назначения Ярославской области проводились в 2009 - 2011 годах за счет средств федерального бюджета на основании государственного контракта от 25 ноября 2009 г. N 127Д, заключенного ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Москва) с ОАО "РХК "Земпроект" (соисполнитель - ООО "Черноземный институт мониторинга земель, экосистем и экономики природопользования").
Постановлением Правительства Ярославской области от 15 декабря 2011 г. N 976-п "О результатах государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения Ярославской области и признании частично утратившими силу отдельных постановлений администрации области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Ярославской области согласно приложению для применения в целях налогообложения и иных установленных законодательством целях с 1 января 2012 г.
Пунктом 6611 раздела I приложения к названному постановлению установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 76:09:010000:1609, общей площадью 289191 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, разрешенное использование: для эксплуатации участка дамбы "Рыбницы - Нагорный канал", расположенного по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, Боровской с/о, в размере 100 930 550,91 руб., что соответствует 5 группе видов разрешенного использования земельных участков.
Текст данного документа опубликован в издании "Документ-Регион" от 21 декабря 2011 г. N 107.
Таким образом, результаты кадастровой оценки утверждены уполномоченным органом в соответствии с законодательством, действовавшим на период утверждения.
Проверяя доводы заявителя об ошибочном отнесении земельного участка к иному виду разрешенного использования, судом первой инстанции установлено, что земельный участок ранее входил в состав земельного участка общей площадью 223 га, из них: поселок Защитный - 11 га, защитные дамбы и межхозяйственные каналы, и был закреплен за Управлением эксплуатации защитных сооружений на основании постановления главы Администрации Некрасовского района от 10 февраля 1995 г. N 48 в бессрочное (постоянное) пользование с целевым назначением - для производственной базы жилого поселка, защитных сооружений, что подтверждается свидетельством от 10 февраля 1995 г. N 4141.
Впоследствии постановлением главы сельского поселения Красный Профинтерн Некрасовского муниципального района от 20 июня 2008 г. N 265 вид разрешенного использования земельного участка был изменен с "для производственной базы, жилого поселка, защитных сооружений" на "для эксплуатации участка дамбы "Рыбницы - Нагорный канал", что отражено в кадастровом паспорте земельного участка от 4 августа 2010 г.
Дамба "Рыбницы - Нагорный канал" представляет собой гидротехническое сооружение, входящее в состав комплекса объектов инженерной защиты Костромской низины на территории Некрасовского района Ярославской области и обеспечивающее защиту территории площадью 19,5 га от затопления водами Горьковского водохранилища.
Постановлением главы Некрасовского муниципального района от 26 октября 2010 г. N 1354 земельный участок с кадастровым номером 76:09:010000:1609 предоставлен заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 4 Правил оценки земель государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил оценки земель).
Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения утверждена Приказом Росземкадастра от 20 марта 2003 г N П/49.
Пунктом 1.3 названной Методики установлены виды разрешенного использования земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в разрезе которых определяется кадастровая стоимость земельных участков, в том числе: земельные участки морского, внутреннего водного транспорта, включающие в себя земельные участки для размещения искусственно созданных внутренних водных путей; размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта; выделения береговой полосы (пункт 1.3.3.3); земельные участки охранных, санитарно-защитных, технических и иных зон с особыми условиями земель промышленности и иного специального назначения (пункт 1.3.7).
В 5-ю группу видов разрешенного использования оспариваемого постановления входят среди прочего земельные участки морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта, а также земельные участки охранных, санитарно-защитных, технических и иных зон с особыми условиями земель промышленности и иного назначения, что соответствует вышеперечисленным положениям Методических указаний.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что по категории и виду разрешенного использования земельный участок соответствует 5-ой группе оспариваемого пункта.
Довод заявителя о том, что указанный земельный участок относится к 4-й группе видов разрешенного использования, несостоятелен, поскольку доказательств того, что гидротехническое сооружение относится к земельным участкам береговой полосы, к земельным участкам для установления охранных зон с особыми условиями использования, не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327 и 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ярославского областного суда от 12 марта 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ярославской области" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)