Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.10.2014 ПО ДЕЛУ N А55-3555/2014

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2014 г. по делу N А55-3555/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коминой Т.Н.,
с участием:
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - не явился, извещен,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра", в лице филиала Росреестра по Самарской области - не явился, извещен,
от Министерства строительства Самарской области - не явился, извещен,
от Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 октября 2014 года, в зале N 7, апелляционные жалобы
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
Министерства имущественных отношений Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 июня 2014 года по делу N А55-3555/2014, судья Харламов А.Ю.,
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, 443010, г. Самара, ул. Л. Толстого, 20,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, 443099, г. Самара, ул. Некрасовская, д. 3,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Министерства имущественных отношений Самарской области, 443068, г. Самара, ул. Скляренко, 20,
Федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра", в лице филиала Росреестра по Самарской области, 443020, г. Самара, ул. Ленинская, 25 "А",
Министерства строительства Самарской области, 443010, г. Самара, ул. Самарская, д. 146 "А",
Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, 443068, г. Самара, ул. Скляренко, д. 20,
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права,

установил:

Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель) обратился в арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит:
- -признать незаконным Решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 22 ноября 2013 года N 01/583/2013-752 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Обсерваторная, с кадастровым номером: 63:01:0000000:27258, площадью 26 922 м(2), расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Обсерваторная;
- -обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Обсерваторная, с кадастровым номером: 63:01:0000000:27258, площадью 26 922 м(2), расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Обсерваторная" (том 1 л.д. 3-9).
Решением суда первой инстанции от 06 июня 2014 года требования удовлетворены.
Суд признал незаконным Решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 22 ноября 2013 года N 01/583/2013-752 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Обсерваторная, с кадастровым номером: 63:01:0000000:27258, площадью 26 922 м(2), расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Обсерваторная, и обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента управления имуществом городского округа Самара, путем проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Обсерваторная, с кадастровым номером: 63:01:0000000:27258, площадью 26 922 м(2), расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Обсерваторная" (том 1 л.д. 164-166).
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Департамента, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Заявитель, Федеральное государственное бюджетное учреждение "ФКП "Росреестра" в лице Филиала по Самарской области, Министерство строительства Самарской области и Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Согласно распоряжению Врио председателя третьего судебного состава коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 12 сентября 2014 года в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда в судебном заседании под председательством судьи Холодной С.Т., назначенном на 15 сентября 2014 года по делу N А55-3555/2014 произведена замена судей Кузнецова В.В. и Кувшинова В.Е. на судей Апаркина В.Н. и Рогалеву Е.М.
Согласно распоряжению председателя третьего судебного состава коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 06 октября 2014 года в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда в судебном заседании под председательством судьи Холодной С.Т., назначенном на 06 октября 2014 года по делу N А55-3555/2014 произведена замена судей Апаркина В.Н. и Рогалевой Е.М. на судей Бажана П.В. и Кузнецова В.В.
После замены судей дело рассматривалось сначала.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела 09 октября 2013 года Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в целях проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Обсерваторная, с кадастровым номером: 63:01:0000000:27258, площадью 26 922 м(2), расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Обсерваторная.
Сообщением от 22 ноября 2013 года N 01/583/2013-752 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области отказало Департаменту управления имуществом городского округа Самара в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости, в связи с тем, что заявителем не представлены документы, позволяющие однозначно установить факт нахождения объекта недвижимого имущества, право собственности, на которое зарегистрировано за Муниципальным образованием городской округ Самара, на испрашиваемом земельном участке, а также не представлением документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для государственной регистрации прав.
Заявитель, не согласившись с указанным отказом, обратился в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
06 июня 2014 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги могут находиться в Федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (пункт 12 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Судом установлено, что право собственности городского округа Самара на сооружение - объект дорожного хозяйства - улица Обсерваторная было зарегистрировано в установленном Законом порядке, что подтверждается Свидетельством от 18 мая 2012 года 63-АЖ N 111721 "О государственной регистрации права", согласно которому объект дорожного хозяйства - улица Обсерваторная, назначение: автомобильного транспорта, 63:01:0000000:27258, площадью 26 922 м(2), расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Обсерваторная, является муниципальной собственностью.
Данный объект учтен в Реестре муниципального имущества на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" установлен перечень и порядок разграничения имущества на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность".
В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружения находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход прав на недвижимое имущество должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
На основании статьи 30.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Указанным Перечнем предусмотрено представление на государственную регистрацию правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке - в случае, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что право собственности Муниципального образования городской округ Самара на сооружение - объект дорожного хозяйства - улица Обсерваторная зарегистрировано в установленном законом порядке.
Кроме того, согласно кадастровому паспорту земельного участка вид разрешенного использования земельного участка определен под объект дорожного хозяйства - улица Обсерваторная (том 1 л.д. 17-20).
Факт нахождения на спорном земельном участке указанного объекта подтверждается также сравнительным анализом сведений содержащихся в кадастровом паспорте сооружения и межевом плане земельного участка.
Указанные обстоятельства позволили суду сделать обоснованный вывод о том, что довод ответчика о непредоставлении на государственную регистрацию документов, позволяющих однозначно установить факт нахождения объекта недвижимого имущества - сооружения улица Обсерваторная, право собственности на которое зарегистрировано за Муниципальным образованием городской округ Самара, на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0000000:27258, является несостоятельным. Таким образом, заявителем на государственную регистрацию были представлены документы, по форме и содержанию соответствующие требованиям Закона для регистрации и достаточные для проведения регистрации права собственности муниципального образования на спорный земельный участок.
Данный вывод соответствует позиции Арбитражного суда Поволжского округа по делу N А55-28460/2013.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционные жалобы не содержат.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований Департамента управления имуществом городского округа Самара.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционных жалобах Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области и Министерства имущественных отношений Самарской области, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 июня 2014 года по делу N А55-3555/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ

Судьи
П.В.БАЖАН
В.В.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)