Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Положения оспариваемого акта устанавливают дополнительные условия предоставления земельных участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Игнатьева А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Терещенко А.А.,
судей Бакулина А.А., Вороновой М.Н.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 ноября 2014 года апелляционное представление Можайского городского прокурора на решение Можайского городского суда Московской области от 15 августа 2014 года по делу по заявлению Можайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующими п. п. 3.5, 3.8 Положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности Можайского муниципального района, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Можайского муниципального района, для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Совета депутатов Можайского муниципального района Московской области от 01.11.2011 года 350/2011-Р,
заслушав доклад судьи Бакулина А.А.,
объяснения прокурора Тришиной В.В., представителя Совета депутатов Можайского муниципального района Московской области М.,
установила:
Можайский городской прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующими пункты 3.5 и 3.8 Положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности Можайского муниципального района, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Можайского района, для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Совета депутатов Можайского муниципального района Московской области от 01.11.2011 г. N 350/2011-Р. Требования мотивированы тем, что оспариваемые пункты Положения противоречат ст. 34 Земельного кодекса РФ, поскольку устанавливают дополнительные условия предоставления земельных участков, находящихся в собственности Можайского района.
Представитель Совета депутатов Можайского муниципального района требования не признал, просил в удовлетворении заявления отказать.
Решением Можайского городского суда Московской области от 15 августа 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционном представлении прокурор просит решение отменить, полагая его вынесенным с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Решением Совета депутатов Можайского муниципального района Московской области от 01.11.2011 г. N 350/2011-Р, утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности Можайского муниципального района, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Можайского района, для целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 3.3 настоящего Положения отраслевой (функциональный) орган администрации Можайского муниципального района обеспечивает подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации в газете "Новая жизнь".
В соответствии с пунктом 3.5. Положения в случае если по истечении месяца с момента публикации информации заявлений о предоставлении земельного участка не поступило, Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Положением пункта 3.8. определено, что в случае поступления двух и более заявлений на предоставление указанного земельного участка земельный участок подлежит выставлению на торги в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
При выставлении земельного участка на торги формирование земельного участка и постановку его на государственный кадастровый учет осуществляет отраслевой (функциональный) орган администрации Можайского муниципального района.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые им пункты 3.5. и 3.8. не противоречат требованиям действующего земельного законодательства. Соглашаясь с выводами суда первой инстанции в указанной части, судебная коллегия находит необходимым указать следующее.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства и целей, не связанных со строительством, определяется статьями 30 - 32 и 34 Земельного кодекса Российской Федерации соответственно.
Статья 30 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также предусматривает право органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления устанавливать перечень случаев, когда предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах.
Статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Данной нормой предусмотрено, что органы местного самоуправления для обеспечения процедур предоставления таких земельных участков обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на распоряжение земельными участками специальный орган; обеспечить подготовку информации о предоставляемых земельных участках и заблаговременную ее публикацию.
Пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен заявительный порядок предоставления земельных участков заинтересованным в этом лицам, проведение торгов при этом не предусматривается, поскольку земельный участок предоставляется лицу, произведшему кадастровые работы и кадастровый учет испрашиваемого участка, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
После поступления в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка, оформленного в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления на основании этого заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Совершение указанных действий в месячный срок, определенный пунктом 4 статьи 34 названного Кодекса, является юридической обязанностью соответствующего органа.
В свою очередь, заявитель обязан обеспечить за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
С учетом анализа вышеприведенных норм Земельного кодекса РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что пункт 3.5 оспариваемого Положение не противоречит требованиям ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Судебная коллегия исходит из того, что Земельным кодексом Российской Федерации возможность выставления на торги земельного участка после того, как в отношении него заявителем за свой счет обеспеченно выполнение кадастровых работ и осуществлен государственный кадастровый учет, не предусмотрена.
Данный вывод основан на анализе статей 30 - 32, 38 Земельного кодекса Российской Федерации, хотя и не содержащих прямых указаний на то, что выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета производится исключительно за счет государственного органа или органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, доводы представления о несоответствии пункта 3.8. оспариваемого положения требованиям ст. 34 Земельного кодекса РФ основаны на их неправильном толковании.
Другие доводы апелляционного представления не содержат аргументов, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Можайского городского суда Московской области от 15 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.11.2014 ПО ДЕЛУ N 33-24389/2014
Требование: О признании недействующими пунктов Положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности муниципального района, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Положения оспариваемого акта устанавливают дополнительные условия предоставления земельных участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 ноября 2014 г. по делу N 33-24389/2014
Судья: Игнатьева А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Терещенко А.А.,
судей Бакулина А.А., Вороновой М.Н.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 ноября 2014 года апелляционное представление Можайского городского прокурора на решение Можайского городского суда Московской области от 15 августа 2014 года по делу по заявлению Можайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующими п. п. 3.5, 3.8 Положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности Можайского муниципального района, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Можайского муниципального района, для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Совета депутатов Можайского муниципального района Московской области от 01.11.2011 года 350/2011-Р,
заслушав доклад судьи Бакулина А.А.,
объяснения прокурора Тришиной В.В., представителя Совета депутатов Можайского муниципального района Московской области М.,
установила:
Можайский городской прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующими пункты 3.5 и 3.8 Положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности Можайского муниципального района, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Можайского района, для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Совета депутатов Можайского муниципального района Московской области от 01.11.2011 г. N 350/2011-Р. Требования мотивированы тем, что оспариваемые пункты Положения противоречат ст. 34 Земельного кодекса РФ, поскольку устанавливают дополнительные условия предоставления земельных участков, находящихся в собственности Можайского района.
Представитель Совета депутатов Можайского муниципального района требования не признал, просил в удовлетворении заявления отказать.
Решением Можайского городского суда Московской области от 15 августа 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционном представлении прокурор просит решение отменить, полагая его вынесенным с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Решением Совета депутатов Можайского муниципального района Московской области от 01.11.2011 г. N 350/2011-Р, утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности Можайского муниципального района, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Можайского района, для целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 3.3 настоящего Положения отраслевой (функциональный) орган администрации Можайского муниципального района обеспечивает подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации в газете "Новая жизнь".
В соответствии с пунктом 3.5. Положения в случае если по истечении месяца с момента публикации информации заявлений о предоставлении земельного участка не поступило, Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Положением пункта 3.8. определено, что в случае поступления двух и более заявлений на предоставление указанного земельного участка земельный участок подлежит выставлению на торги в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
При выставлении земельного участка на торги формирование земельного участка и постановку его на государственный кадастровый учет осуществляет отраслевой (функциональный) орган администрации Можайского муниципального района.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые им пункты 3.5. и 3.8. не противоречат требованиям действующего земельного законодательства. Соглашаясь с выводами суда первой инстанции в указанной части, судебная коллегия находит необходимым указать следующее.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства и целей, не связанных со строительством, определяется статьями 30 - 32 и 34 Земельного кодекса Российской Федерации соответственно.
Статья 30 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также предусматривает право органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления устанавливать перечень случаев, когда предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах.
Статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Данной нормой предусмотрено, что органы местного самоуправления для обеспечения процедур предоставления таких земельных участков обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на распоряжение земельными участками специальный орган; обеспечить подготовку информации о предоставляемых земельных участках и заблаговременную ее публикацию.
Пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен заявительный порядок предоставления земельных участков заинтересованным в этом лицам, проведение торгов при этом не предусматривается, поскольку земельный участок предоставляется лицу, произведшему кадастровые работы и кадастровый учет испрашиваемого участка, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
После поступления в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка, оформленного в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления на основании этого заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Совершение указанных действий в месячный срок, определенный пунктом 4 статьи 34 названного Кодекса, является юридической обязанностью соответствующего органа.
В свою очередь, заявитель обязан обеспечить за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
С учетом анализа вышеприведенных норм Земельного кодекса РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что пункт 3.5 оспариваемого Положение не противоречит требованиям ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Судебная коллегия исходит из того, что Земельным кодексом Российской Федерации возможность выставления на торги земельного участка после того, как в отношении него заявителем за свой счет обеспеченно выполнение кадастровых работ и осуществлен государственный кадастровый учет, не предусмотрена.
Данный вывод основан на анализе статей 30 - 32, 38 Земельного кодекса Российской Федерации, хотя и не содержащих прямых указаний на то, что выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета производится исключительно за счет государственного органа или органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, доводы представления о несоответствии пункта 3.8. оспариваемого положения требованиям ст. 34 Земельного кодекса РФ основаны на их неправильном толковании.
Другие доводы апелляционного представления не содержат аргументов, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Можайского городского суда Московской области от 15 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)