Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Баукин Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Мочегаева Н.П.,
судей Шарыповой Н.В., Богдановой О.Н.,
при секретаре судебного заседания К.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 9 апреля 2013 года гражданское дело по иску Н.Н. и Н.З. к Администрации муниципального образования Сафакулевского района и Федеральному государственному учреждению "Тюменьрегионводхоз" о возмещении убытков, причиненных изъятием земли,
по апелляционной жалобе Н.Н. и Н.З. на решение Сафакулевского районного суда Курганской области от 29 января 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Н. и Н. к Администрации муниципального образования Сафакулевского района и Федеральному государственному учреждению "Тюменьрегионводхоз" о возмещении убытков, причиненных изъятием земли - отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения истца Н.Н. настаивавшего на доводах апелляционной жалобы, пояснения третьего лица С., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Н.Н. и Н.З. обратились в суд с иском к Администрации муниципального образования Сафакулевского района и Федеральному государственному учреждению "Тюменьрегионводхоз" о взыскании в счет причиненного имуществу возмещения вреда руб., расходов за услуги оценки рыночной стоимости убытка участку в размере руб., расходов по уплате государственной пошлины - руб. коп.
В обоснование искового заявления указано, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от в общей совместной собственности истцов находится земельный участок, назначение: земли сельскохозяйственного назначения - для ведения личного подсобного хозяйства площадью кв. м (га), расположенный по адресу:,
В период с года Администрация Сафакулевского района и ФГУ "Тюменьрегионводхоз", действуя совместно в соответствии с заключенным между ними договором, осуществили сооружение гидротехнического устройства - водоотводного канала на принадлежащем истцам на праве собственности земельном участке.
Администрация Сафакулевского района без ведома и согласования с истцами своим незаконным решением изъяла у них земельный участок площадью кв. м и передала его ФГУ "Тюменьрегионводхоз", которое в нарушение проектно-сметной документации и плана землепользования незаконно осуществило сооружение водоотводного канала на принадлежащем истцам земельном участке.
В суде первой инстанции истцы Н.Н., Н.З. и их представитель по ордерам адвокат Мустафин Р.Р. на удовлетворении исковых требований настаивали.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования Сафакулевского района Р. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указывая, что межевание земельного участка истцов не проведено.
В судебном заседании в качестве третьего лица главный специалист по земельным вопросам Администрации МО Сафакулевский район С. возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика ФГУ "Тюменьрегионводхоз", представители третьих лиц Администрации МО "Аджитарский с/с", Щучанского отдела Управления Росреестра по Курганской области, ОАО "Земсервис" в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.
Судом постановлено вышеприведенное решение, с которым не согласились истцы Н.Н., Н.З. В апелляционной жалобе просят отменить судебное решение и вынести новое об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы вновь ссылаются на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Дополнительно указывают, что свои исковые требования они обосновывали в соответствии со ст. 57, 62, 64 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок и основания возмещения убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Полагают, что суд произвольно истолковал закон в сторону усечения правовых последствий его применения, нарушив этим права и законные интересы истцов.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Администрации Сафакулевского района просит в удовлетворении жалобы отказать, считает решение суда соответствующим закону.
В суде апелляционной инстанции Н.Н. на удовлетворении апелляционной жалобы настаивает.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования Сафакулевского района С. возражает против доводов апелляционной жалобы, полагая судебное решение законным и обоснованным.
Истец Н.З., представитель ответчика ФГБУ по водному хозяйству Нижне-Обского бассейна "Тюменьрегионводхоз", представитель третьего лица администрации "Аджитарского сельсовета", представитель третьего лица Щучанский отдел Росреестра по Курганской области, представитель третьего лица ОАО "Земстрой" в суд апелляционной инстанции не явились, о судебном заседании извещены надлежащим образом, что подтверждено материалами дела. Сведений об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не представлено. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия, с учетом мнения представителей сторон, определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства относятся к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость).
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации, в числе иных, подлежит право собственности (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
Материалами дела установлено, что постановлением от Н.Н., Н.З. в общую совместную собственность предоставлен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, направленного для производства с/х продукции площадью га, в том числе га пашни, находящийся в границах (л.д. 60)
Право общей совместной собственности на земельный участок, назначение земли сельскохозяйственного назначения - для ведения личного подсобного хозяйства, площадью кв. м, расположенный по адресу:, в границах *, кадастровый номер зарегистрировано за истцами в Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Росреестра по Курганской области, что подтверждено свидетельством.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, а также землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
По правилам ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
В материалах дела представлена публикация объявления из Сафакулевской районной газеты "Трудовая Слава" от, в котором Администрация МО Сафакулевского района уведомила жителей района о предстоящем отводе земельного участка системы сброса избыточных поверхностных вод с территории Челябинской и Курганской областей в реку Чумляк площадью га. Отвод воды должен будет проходить по территории Аджитаровского, Мансурского, Камышинского, Мартыновского, Сулюклинского муниципальных образований сельсоветов и по землям министерства обороны (полигона). Принятие претензий, заявлений от граждан или юридических лиц по поводу отвода земельного участка предусматривалось в Администрации Сафакулевского района в течение месяца после опубликования комиссией, созданной по распоряжению Администрации Сафакулевского района, составлен акт выбора земельного участка системы сброса избыточных поверхностных вод с территории Челябинской и Курганской областей в реку Чумляк по землям Сафакулевского района Курганской области, в котором содержатся сведения о прохождении трассы системы сброса по земельному участку личного подсобного хозяйства Н.Н. (пашня). При этом подпись истца в указанном акте отсутствует.
ФГУ "Главное Управление государственной экспертизы" Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству дано положительное заключение Государственной экспертизы объекта капитального строительства "Система сброса избыточных поверхностных вод с территории Челябинской и Курганской областей в реку Чумляк Курганской области".
Постановлением от Администрация МО Сафакулевский район предоставила Нижне-Обскому бассейновому водному управлению в безвозмездное срочное пользование сроком на 11 месяцев на период строительства системы сброса избыточных вод с территории Челябинской и Курганской областей в реку Чумляк на территории Сафакулевского района, проходящей в числе иных по территории Аджитаровского муниципального образования и территории в пределах границ землепользования бывшего СПК "Аджитаровский" земельный участок, находящийся в кварталах с кадастровыми номерами, в числе которых, протяженностью км, общей площадью га (пашни, сенокосы, пастбища, заболоченности, дороги), из них в дальнейшем передаваемые после окончания работ в постоянное (бессрочное) пользование, общей площадью га.
Распоряжением Администрации МО Сафакулевский район от р утвержден градостроительный план земельного участка предоставленный Нижне-Обскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов на праве безвозмездного срочного пользования выдала разрешение N на строительство объекта капитального строительства "Системы сброса избыточных поверхностных вод с территории Челябинской и Курганской областей в реку Чумляк, Курганская область" площадь отчуждаемых земельных участков га.
По государственному контракту от, заключенному между Нижне-Обским водным управлением Федерального агентства водных ресурсов и ООО "Городское управление дорожно-строительных работ", подрядчик обязался выполнить работы по объекту капитального строительства "Система сброса избыточных вод с территории Челябинской и Курганской областей в реку Чумляк Курганской области", в том числе перенос проекта в натуру и строительно-монтажные работы в соответствии с условиями настоящего контракта, техническим заданием, сводным сметным расчетом, календарным планом производства, являющимися приложением к настоящему контракту, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную настоящим контрактом цену.
Договором от уступки прав (цессии) Нижне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов уступило в полном объеме права (требования) по государственному контракту от Федеральному государственному учреждению "Тюменьрегионводхоз".
Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, перечисленных в ст. 49 Земельного кодекса РФ. Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 55 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством (статья 279 ГК РФ).
С учетом приведенных норм права и пояснений третьего лица в суде апелляционной инстанции о намерении выкупить земельные участки у собственников после построения водоотводного канала, судебная коллегия приходит к выводу, что со стороны Администрации Муниципального образования Сафакулевского района имеются нарушения при изъятии земельного участка у истцов, поскольку нарушена предусмотренная законом процедура такого изъятия.
Вместе с тем, вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Объектом землепользования всегда является индивидуально определенный земельный участок, поскольку именно установленность границ участка позволяет однозначно идентифицировать его в качестве предмета имущественных прав.
В силу п. 1, 2 ст. 38 Федерального закона от N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (п. 7 ст. 38 Федерального закона от N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно пунктам 1.1, 1.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству от, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.
Заявляя исковые требования, Н.Н., Н.З. указали о незаконном изъятии ответчиками под строительство водоотводного канала га принадлежащего им на праве общей совместной собственности земельного участка общей площадью га.
В подтверждение своего права на указанный земельный участок истцами представлены свидетельства от, в которых указано о приобретении права общей долевой собственности за землю по адресу: общей площадью га в виде земельной доли земель сельхозназначения, сельхозугодий га, из них пашни га, общей оценкой земли баллогектаров.
Постановлением Администрации Сафакулевского района от земельная доля Н-вых определена в виде предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью га, находящегося в границах.
Описание границ земельного участка истцов содержится в выкопировке с плана землепользования без указания координат.
В ответе Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по * от при направлении документов, находящихся на хранении в кадастровом деле принадлежащего истцам земельного участка, указано об отсутствии в нем межевого плана, так как земельный участок не межевался.
В кадастровом плане земельного участка (выписке из государственного земельного кадастра) в отношении принадлежащего истцам земельного участка в особых отметках содержатся сведения об ориентировочной площади данного земельного участка, которая подлежит уточнению при межевании. Местоположение указано в соответствии с постановлением от.
В суде апелляционной инстанции истец Н.Н. пояснил, что площадь изъятого у них земельного участка в размере 6,0 га определил эксперт, проводивший оценку ущерба.
По сообщению третьего лица С., работающего в качестве главного специалиста по земельным вопросам Администрации МО Сафакулевский район, в настоящее время водоотводной канал построен, после чего предполагается проведение межевания земель, занятых под строительство. После проведения межевания принадлежащего истцам земельного участка с указанием его конкретных географических координат появится возможность определить, в каком размере земельный участок истцов занят для строительства канала, что позволит рассчитать и размер ущерба.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии со стороны истцов доказательств о размере изъятого у них земельного участка для строительства водоотводного канала (ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
К таким способам защиты гражданских прав относится возмещение убытков (статья 12 ГК РФ). В пункте 1 статьи 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, а в статье 16 - обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Таким образом, гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью.
В статье 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Удовлетворяя требование о возмещении вреда в соответствии со статьей 1082 ГК РФ, суд в зависимости от обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки. Понятие убытков раскрывается в пункте 2 статьи 15 ГК РФ: под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 10 совместного Постановления от "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.
Н-вы в исковом заявлении просили суд возместить причиненный ответчиками ущерба в размере руб., который определен специалистом-оценщиком К.В. в отчете от об оценке рыночной стоимости убытка участку земли сельскохозяйственного назначения на праве общей собственности.
Из анализа представленного отчета, специальности оценщика "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)" усматривается, что в отчете определена рыночная стоимость изъятого у истцов земельного участка площадью га. При этом, сведений о наличии у эксперта права на проведение землеустроительных работ, в отчете не содержится.
В исковом заявлении истцы не указали, в чем выражаются убытки на сумму руб. По пояснениям истца Н.Н. в суде апелляционной инстанции, он не желает продавать часть своего земельного участка ответчикам, убытки возникли от невозможности использовать землю по назначению.
С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия полагает недоказанным размер причиненных истцам убытков. По этим основаниям считает решение суда законным и обоснованным, которое не может быть отменено по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы, изложенные в решении суда, мотивированны и соответствуют установленным обстоятельствам.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сафакулевского районного суда Курганской области от 29 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Н. и Н. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУРГАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-963/2013
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КУРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 апреля 2013 г. по делу N 33-963/2013
Судья Баукин Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Мочегаева Н.П.,
судей Шарыповой Н.В., Богдановой О.Н.,
при секретаре судебного заседания К.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 9 апреля 2013 года гражданское дело по иску Н.Н. и Н.З. к Администрации муниципального образования Сафакулевского района и Федеральному государственному учреждению "Тюменьрегионводхоз" о возмещении убытков, причиненных изъятием земли,
по апелляционной жалобе Н.Н. и Н.З. на решение Сафакулевского районного суда Курганской области от 29 января 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Н. и Н. к Администрации муниципального образования Сафакулевского района и Федеральному государственному учреждению "Тюменьрегионводхоз" о возмещении убытков, причиненных изъятием земли - отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения истца Н.Н. настаивавшего на доводах апелляционной жалобы, пояснения третьего лица С., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Н.Н. и Н.З. обратились в суд с иском к Администрации муниципального образования Сафакулевского района и Федеральному государственному учреждению "Тюменьрегионводхоз" о взыскании в счет причиненного имуществу возмещения вреда руб., расходов за услуги оценки рыночной стоимости убытка участку в размере руб., расходов по уплате государственной пошлины - руб. коп.
В обоснование искового заявления указано, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от в общей совместной собственности истцов находится земельный участок, назначение: земли сельскохозяйственного назначения - для ведения личного подсобного хозяйства площадью кв. м (га), расположенный по адресу:,
В период с года Администрация Сафакулевского района и ФГУ "Тюменьрегионводхоз", действуя совместно в соответствии с заключенным между ними договором, осуществили сооружение гидротехнического устройства - водоотводного канала на принадлежащем истцам на праве собственности земельном участке.
Администрация Сафакулевского района без ведома и согласования с истцами своим незаконным решением изъяла у них земельный участок площадью кв. м и передала его ФГУ "Тюменьрегионводхоз", которое в нарушение проектно-сметной документации и плана землепользования незаконно осуществило сооружение водоотводного канала на принадлежащем истцам земельном участке.
В суде первой инстанции истцы Н.Н., Н.З. и их представитель по ордерам адвокат Мустафин Р.Р. на удовлетворении исковых требований настаивали.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования Сафакулевского района Р. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указывая, что межевание земельного участка истцов не проведено.
В судебном заседании в качестве третьего лица главный специалист по земельным вопросам Администрации МО Сафакулевский район С. возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика ФГУ "Тюменьрегионводхоз", представители третьих лиц Администрации МО "Аджитарский с/с", Щучанского отдела Управления Росреестра по Курганской области, ОАО "Земсервис" в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.
Судом постановлено вышеприведенное решение, с которым не согласились истцы Н.Н., Н.З. В апелляционной жалобе просят отменить судебное решение и вынести новое об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы вновь ссылаются на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Дополнительно указывают, что свои исковые требования они обосновывали в соответствии со ст. 57, 62, 64 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок и основания возмещения убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Полагают, что суд произвольно истолковал закон в сторону усечения правовых последствий его применения, нарушив этим права и законные интересы истцов.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Администрации Сафакулевского района просит в удовлетворении жалобы отказать, считает решение суда соответствующим закону.
В суде апелляционной инстанции Н.Н. на удовлетворении апелляционной жалобы настаивает.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования Сафакулевского района С. возражает против доводов апелляционной жалобы, полагая судебное решение законным и обоснованным.
Истец Н.З., представитель ответчика ФГБУ по водному хозяйству Нижне-Обского бассейна "Тюменьрегионводхоз", представитель третьего лица администрации "Аджитарского сельсовета", представитель третьего лица Щучанский отдел Росреестра по Курганской области, представитель третьего лица ОАО "Земстрой" в суд апелляционной инстанции не явились, о судебном заседании извещены надлежащим образом, что подтверждено материалами дела. Сведений об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не представлено. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия, с учетом мнения представителей сторон, определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства относятся к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость).
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации, в числе иных, подлежит право собственности (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
Материалами дела установлено, что постановлением от Н.Н., Н.З. в общую совместную собственность предоставлен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, направленного для производства с/х продукции площадью га, в том числе га пашни, находящийся в границах (л.д. 60)
Право общей совместной собственности на земельный участок, назначение земли сельскохозяйственного назначения - для ведения личного подсобного хозяйства, площадью кв. м, расположенный по адресу:, в границах *, кадастровый номер зарегистрировано за истцами в Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Росреестра по Курганской области, что подтверждено свидетельством.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, а также землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
По правилам ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
В материалах дела представлена публикация объявления из Сафакулевской районной газеты "Трудовая Слава" от, в котором Администрация МО Сафакулевского района уведомила жителей района о предстоящем отводе земельного участка системы сброса избыточных поверхностных вод с территории Челябинской и Курганской областей в реку Чумляк площадью га. Отвод воды должен будет проходить по территории Аджитаровского, Мансурского, Камышинского, Мартыновского, Сулюклинского муниципальных образований сельсоветов и по землям министерства обороны (полигона). Принятие претензий, заявлений от граждан или юридических лиц по поводу отвода земельного участка предусматривалось в Администрации Сафакулевского района в течение месяца после опубликования комиссией, созданной по распоряжению Администрации Сафакулевского района, составлен акт выбора земельного участка системы сброса избыточных поверхностных вод с территории Челябинской и Курганской областей в реку Чумляк по землям Сафакулевского района Курганской области, в котором содержатся сведения о прохождении трассы системы сброса по земельному участку личного подсобного хозяйства Н.Н. (пашня). При этом подпись истца в указанном акте отсутствует.
ФГУ "Главное Управление государственной экспертизы" Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству дано положительное заключение Государственной экспертизы объекта капитального строительства "Система сброса избыточных поверхностных вод с территории Челябинской и Курганской областей в реку Чумляк Курганской области".
Постановлением от Администрация МО Сафакулевский район предоставила Нижне-Обскому бассейновому водному управлению в безвозмездное срочное пользование сроком на 11 месяцев на период строительства системы сброса избыточных вод с территории Челябинской и Курганской областей в реку Чумляк на территории Сафакулевского района, проходящей в числе иных по территории Аджитаровского муниципального образования и территории в пределах границ землепользования бывшего СПК "Аджитаровский" земельный участок, находящийся в кварталах с кадастровыми номерами, в числе которых, протяженностью км, общей площадью га (пашни, сенокосы, пастбища, заболоченности, дороги), из них в дальнейшем передаваемые после окончания работ в постоянное (бессрочное) пользование, общей площадью га.
Распоряжением Администрации МО Сафакулевский район от р утвержден градостроительный план земельного участка предоставленный Нижне-Обскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов на праве безвозмездного срочного пользования выдала разрешение N на строительство объекта капитального строительства "Системы сброса избыточных поверхностных вод с территории Челябинской и Курганской областей в реку Чумляк, Курганская область" площадь отчуждаемых земельных участков га.
По государственному контракту от, заключенному между Нижне-Обским водным управлением Федерального агентства водных ресурсов и ООО "Городское управление дорожно-строительных работ", подрядчик обязался выполнить работы по объекту капитального строительства "Система сброса избыточных вод с территории Челябинской и Курганской областей в реку Чумляк Курганской области", в том числе перенос проекта в натуру и строительно-монтажные работы в соответствии с условиями настоящего контракта, техническим заданием, сводным сметным расчетом, календарным планом производства, являющимися приложением к настоящему контракту, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную настоящим контрактом цену.
Договором от уступки прав (цессии) Нижне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов уступило в полном объеме права (требования) по государственному контракту от Федеральному государственному учреждению "Тюменьрегионводхоз".
Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, перечисленных в ст. 49 Земельного кодекса РФ. Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 55 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством (статья 279 ГК РФ).
С учетом приведенных норм права и пояснений третьего лица в суде апелляционной инстанции о намерении выкупить земельные участки у собственников после построения водоотводного канала, судебная коллегия приходит к выводу, что со стороны Администрации Муниципального образования Сафакулевского района имеются нарушения при изъятии земельного участка у истцов, поскольку нарушена предусмотренная законом процедура такого изъятия.
Вместе с тем, вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Объектом землепользования всегда является индивидуально определенный земельный участок, поскольку именно установленность границ участка позволяет однозначно идентифицировать его в качестве предмета имущественных прав.
В силу п. 1, 2 ст. 38 Федерального закона от N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (п. 7 ст. 38 Федерального закона от N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно пунктам 1.1, 1.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству от, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.
Заявляя исковые требования, Н.Н., Н.З. указали о незаконном изъятии ответчиками под строительство водоотводного канала га принадлежащего им на праве общей совместной собственности земельного участка общей площадью га.
В подтверждение своего права на указанный земельный участок истцами представлены свидетельства от, в которых указано о приобретении права общей долевой собственности за землю по адресу: общей площадью га в виде земельной доли земель сельхозназначения, сельхозугодий га, из них пашни га, общей оценкой земли баллогектаров.
Постановлением Администрации Сафакулевского района от земельная доля Н-вых определена в виде предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью га, находящегося в границах.
Описание границ земельного участка истцов содержится в выкопировке с плана землепользования без указания координат.
В ответе Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по * от при направлении документов, находящихся на хранении в кадастровом деле принадлежащего истцам земельного участка, указано об отсутствии в нем межевого плана, так как земельный участок не межевался.
В кадастровом плане земельного участка (выписке из государственного земельного кадастра) в отношении принадлежащего истцам земельного участка в особых отметках содержатся сведения об ориентировочной площади данного земельного участка, которая подлежит уточнению при межевании. Местоположение указано в соответствии с постановлением от.
В суде апелляционной инстанции истец Н.Н. пояснил, что площадь изъятого у них земельного участка в размере 6,0 га определил эксперт, проводивший оценку ущерба.
По сообщению третьего лица С., работающего в качестве главного специалиста по земельным вопросам Администрации МО Сафакулевский район, в настоящее время водоотводной канал построен, после чего предполагается проведение межевания земель, занятых под строительство. После проведения межевания принадлежащего истцам земельного участка с указанием его конкретных географических координат появится возможность определить, в каком размере земельный участок истцов занят для строительства канала, что позволит рассчитать и размер ущерба.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии со стороны истцов доказательств о размере изъятого у них земельного участка для строительства водоотводного канала (ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
К таким способам защиты гражданских прав относится возмещение убытков (статья 12 ГК РФ). В пункте 1 статьи 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, а в статье 16 - обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Таким образом, гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью.
В статье 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Удовлетворяя требование о возмещении вреда в соответствии со статьей 1082 ГК РФ, суд в зависимости от обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки. Понятие убытков раскрывается в пункте 2 статьи 15 ГК РФ: под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 10 совместного Постановления от "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.
Н-вы в исковом заявлении просили суд возместить причиненный ответчиками ущерба в размере руб., который определен специалистом-оценщиком К.В. в отчете от об оценке рыночной стоимости убытка участку земли сельскохозяйственного назначения на праве общей собственности.
Из анализа представленного отчета, специальности оценщика "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)" усматривается, что в отчете определена рыночная стоимость изъятого у истцов земельного участка площадью га. При этом, сведений о наличии у эксперта права на проведение землеустроительных работ, в отчете не содержится.
В исковом заявлении истцы не указали, в чем выражаются убытки на сумму руб. По пояснениям истца Н.Н. в суде апелляционной инстанции, он не желает продавать часть своего земельного участка ответчикам, убытки возникли от невозможности использовать землю по назначению.
С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия полагает недоказанным размер причиненных истцам убытков. По этим основаниям считает решение суда законным и обоснованным, которое не может быть отменено по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы, изложенные в решении суда, мотивированны и соответствуют установленным обстоятельствам.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сафакулевского районного суда Курганской области от 29 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Н. и Н. - без удовлетворения.
Судья председательствующий
Н.П.МОЧЕГАЕВ
Судьи
Н.В.ШАРЫПОВА
О.Н.БОГДАНОВА
Н.П.МОЧЕГАЕВ
Судьи
Н.В.ШАРЫПОВА
О.Н.БОГДАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)