Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 05.08.2014 ПО ДЕЛУ N А55-24946/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2014 г. по делу N А55-24946/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплевой М.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
заявителя - Поликарпова О.Ю., доверенность от 18.07.2014,
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.01.2014 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Рогалева Е.М., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-24946/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Липатникова Евгения Николаевича, г. Тольятти Самарской области, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, о признании распоряжения незаконным в части установления выкупной цены земельного участка,

установил:

индивидуальный предприниматель Липатников Евгений Николаевич (далее - предприниматель, ИП Липатников Е.Н.) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Теруправление) с заявлением о признании не соответствующим пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ) и незаконным пункта 2 распоряжения от 05.08.2013 N 576-р в части установления выкупной цены земельного участка в размере, превышающем 1 105 386 руб. 19 коп.
Решением суда первой инстанции от 28.01.2014 оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2014, заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Теруправление обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Теруправление о времени и месте слушания дела извещено, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В ходе судебного разбирательства представитель ИП Липатникова Е.Н. возражал против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 22.07.2014 до 13 часов 50 минут 29.07.2014. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
Изучив материалы дела, выслушав представителя предпринимателя, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании следующего.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 63:09:0102158:633 является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет 17.05.1999, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 70 599 кв. м, адрес: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Борковская, 14, запись в ЕГРП N 63.09.1/1999.4761 от 29.04.1999.
ИП Липатников Е.Н. 26.06.2012 обратился в Теруправление Самарской области с заявлением N 14/1070 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:136010, общей площадью 70 599 кв. м, расположенного по адресу Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Борковская, 14, занимаемого объектами недвижимости, принадлежащими ему праве собственности.
Распоряжением от 05.08.2013 N 576-р Теруправление приняло решение о предоставлении в собственность ИП Липатникову Е.Н. находящегося в федеральной собственности земельного участка, расположенного по адресу Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Борковская, 14.
Пунктом 2 указанного распоряжения установлена стоимость земельного участка в размере 104 718 790 руб. 71 коп.
ИП Липатников Е.Н., полагая, что пункт 2 указанного распоряжения не соответствует Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ и нарушает его права и интересы, обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании не соответствующим пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ и незаконным пункта 2 Распоряжения от 05.08.2013 N 576-р в части установления выкупной цены земельного участка в размере, превышающем 1 105 386 руб. 19 коп.
По мнению предпринимателя, выкупная цена земельного участка должна быть рассчитана не из кадастровой стоимости, действующей в момент подачи заявления о выкупе земельного участка (26.06.2012), а из кадастровой стоимости, равной 44 215 447 руб. 71 коп., которая определена на основании Постановления Правительства Самарской области от 22.01.2013 N 9 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для 9-го вида разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" по кадастровому кварталу 63:09:0102158 равного 626,29 рублям за один квадратный метр земли на площадь земельного участка в размере 70 599 кв. м.
С учетом названной стоимости выкупная цена земельного участка должна составлять не 2 617 969 руб. 76 коп. (104 718 790,71 х 2,5%), а не более 1 105 386 руб. 19 коп. (70 599 кв. м х 626,29 руб. = 44 215 447,71 х 2,5%).
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из незаконности оспариваемого распоряжения в части стоимости земельного участка, поскольку посчитали, что выкупная цена земельного участка подлежит установлению не на дату обращения предпринимателя с заявлением о выкупе земельного участка, а на дату принятия уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность.
Между тем, судебная коллегия считает, что судами не принято во внимание следующее.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт земельного участка представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики земельного участка, а также иные сведения, в том числе внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка и его кадастровом номере.
В пункте 12 кадастрового паспорта земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) указываются последние по дате внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о величине кадастровой стоимости земельного участка (приложение N 3 к Приказу Минюста Российской Федерации от 18.02.2008 N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка", действовавшего в момент выдачи кадастрового паспорта).
Таким образом, по смыслу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости носят заявительный характер и возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления.
Соответственно, именно с момента подачи заявления с приложением кадастрового паспорта земельного участка у заявителя возникает право требовать заключения договора купли-продажи, а у уполномоченного органа обязанность в месячный срок со дня поступления заявления (при наличии кадастрового паспорта) принять необходимое решение и затем в такой же срок подготовить проект договора купли-продажи и направить его заявителю с предложением о заключении договора.
Как установлено судами, на момент обращения с заявлением о выкупе кадастровая стоимость земельного участка была определена на основании Постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" как равной 104 718 790 руб. 71 коп. Из материалов дела следует, что предприниматель знал об этой кадастровой стоимости и возможной цене договора, поскольку сам представил вместе с заявлением на приобретение земельного участка кадастровый паспорт N 63-00-102/12-419635, где строка 12 отражает указанную цену земельного участка.
Постановление Правительства Самарской области от 22.01.2013 N 9 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" вступило в силу спустя значительное время после даты обращения предпринимателя с заявлением о предоставлении земельного участка, сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка распространяются только на будущее время, и не могут быть использованы при расчете выкупной цены в момент подачи предпринимателем заявления.
Следовательно, выкупная цена должна быть определена в порядке, предусмотренном законодательством, которое действовало в период подачи предпринимателем заявления о приватизации земельного участка, что соответствует принципу равенства участников гражданских правоотношений, которым законодатель предоставил право выкупить земельный участок по специальной льготной цене при условии обращения с заявлением о выкупе до 01.07.2012.
При таких обстоятельствах у судов не имелось оснований для выводов о незаконности оспариваемого распоряжения в части определения кадастровой стоимости земельного участка в указанном в ней размере.
Поскольку фактические обстоятельства, которые установлены судами на основании представленных сторонами доказательств, достаточны для разрешения спора, свидетельствуют о несостоятельности требований предпринимателя, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 28.01.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2014 по делу N А55-24946/2013 отменить.
В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Липатникова Евгения Николаевича о признании не соответствующим пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и незаконным пункта 2 распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области от 05.08.2013 N 576-р в части установления выкупной цены земельного участка в размере, превышающем 1 105 386 руб. 19 коп., отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА

Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)