Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 26 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Восканяна Мгера Жораевича,
апелляционное производство N 05АП-15824/2014
на решение от 29.11.2014
судьи Д.Н. Довгалюка
по делу N А24-4609/2014 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Индивидуального предпринимателя Восканяна Мгера Жораевича (ИНН 410100106544, ОГРНИП 305410109000036, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 31.03.2005)
к Управлению по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101135562, ОГРН 1104101000266, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.01.2010)
третье лицо: Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101131945, ОГРН 1094101003710)
о признании незаконным решения; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
при участии:
- лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились; извещены надлежащим образом;
- установил:
Индивидуальный предприниматель Восканян Мгер Жораевич (далее по тексту - заявитель, предприниматель, ИП Восканян М.Ж.) обратился в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) с заявлением о признании незаконным решения Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее по тексту - Управление), оформленного письмом от 19.09.2014 N 01-11-01/1097/14, об отказе в обращении в Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее по тексту - третье лицо, Департамент) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка под установку павильона по договору обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания N 1330, а также об обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Восканяна М.Ж. - обращаться в Департамент с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 29.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, предприниматель обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Ссылаясь на положения статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), предприниматель указывает, что размещение торговых павильонов без предоставления в установленном законом порядке необходимого для этого земельного участка является недопустимым. По мнению подателя жалобы, Управлением не представлено доказательств принципиальной невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду под установку павильона.
Кроме того, предприниматель полагает, что вопрос о предоставлении ему земельного участка в аренду под установку павильона Управлению следовало разрешить еще при заключении договора N 1330 от 09.08.2013 без каких-либо заявлений со стороны предпринимателя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
От Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. Заявленное ходатайство коллегией рассмотрено и удовлетворено.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле по имеющимся в материалах дела документам.
Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в представленном в материалы дела письменном отзыве на апелляционную жалобу предпринимателя с доводами жалобы не согласилось, решение суда первой инстанции просило оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
09.08.2013 между предпринимателем и Управлением заключен договор обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания N 1330 с использованием павильона в районе пр. Победы, 17 в г. Петропавловске-Камчатском (далее по тексту - договор N 1330 от 09.08.2013).
03.09.2014 предприниматель обратился в Управление с заявлением, содержащим просьбу обратиться в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 500 кв. м под установку павильона по договору N 1330 от 09.08.2013.
Письмом от 09.09.2014 N 01-11-01/1060/14 Управление уведомило предпринимателя о том, что из текста заявления от 03.09.2014 невозможно определить поставленные заявителем вопросы и предложило уточнить, на какие именно вопросы, решение которых входит в компетенцию Управления, следует дать ответ.
16.09.2014 ИП Восканян М.Ж. повторно обратился в Управление с заявлением, в котором также просил обратиться в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 500 кв. м под установку павильона по договору N 1330 от 09.08.2013.
Письмом от 19.09.2014 N 01-11-01/1097/14 Управление уведомило предпринимателя о том, что оно не уполномочено обращаться в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка под установку павильона. ИП Восканян М.Ж., считая вышеназванное решение Управления незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствуют основания для признания незаконным оспариваемого решения Управления.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу пункта 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 4 Решения Городской думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 27.12.2013 N 164-нд "О порядке создания условий для обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания" (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) (далее по тексту - Решение N 164-нд), основанием для размещения нестационарного объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности или собственность на который не разграничена, за исключением случаев, установленных абзацами 5-7 части 3 настоящей статьи, являются:
1) договор аренды земельного участка;
2) договор на размещение нестационарного объекта.
Вышеназванной нормой также предусмотрено, что выбор основания для размещения нестационарного объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности или собственность на который не разграничена, осуществляется владельцем нестационарного объекта самостоятельно с учетом требований, установленных настоящим Решением.
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В соответствии с пунктами 4.3.20, 4.3.21 Положения о Департаменте градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденного решением городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 26.12.2012 N 65-р, Департамент осуществляет в полном объеме права и полномочия арендодателя земельных участков, передачу в установленном порядке земельных участков в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование.
Договор аренды земельного участка заключается Департаментом с соблюдением процедур и критериев, установленных Решением городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.12.2013 N 163-нд "О процедурах и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее по тексту - Решение N 163-нд).
Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и собственность на которые не разграничена, предоставляются для целей, не связанных со строительством, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам в аренду на срок, указанный заявителем, но не более чем на 5 лет (часть 3 статьи 1 Решения N 163-нд).
В силу пункта 2 части 6 статьи 1 Решения N 163-нд в целях, не связанных со строительством, земельные участки предоставляются для размещения временных объектов, в том числе, для организации общественного питания, бытового обслуживания, торговли.
Частью 1 статьи 3 Решения N 163-нд установлено, что лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают соответствующее заявление в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в службу "одного окна" Аппарата администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
В заявлении указываются: цель использования земельного участка, предполагаемые размеры и местоположение земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок (часть 2 статьи 3 Решения N 163-нд).
Таким образом, действующий порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, в частности для размещения нестационарных торговых объектов, предусматривает заявительный характер заинтересованных лиц и определяет, что органом, уполномоченным на решение вопроса о предоставлении испрашиваемых земельных участков является Департамент.
Решение N 163-нд и Решение N 164-нд, равно как и условия заключенного между предпринимателем и Управлением договора N 1330 от 09.08.2013 не предусматривают обязанности Управления обращаться от имени каких-либо заинтересованных лиц в Департамент с заявлениями о предоставлении данным заинтересованным лицам испрашиваемых земельных участков.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, при отсутствии законодательно закрепленной обязанности инициировать вопрос о предоставлении заинтересованным лицам земельных участков для временного размещения нестационарных торговых объектов, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Управление правомерно отказало предпринимателю в обращении в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
В этой связи, учитывая, что Управление не является уполномоченным органом по предоставлению земельного участка в аренду, а также не имеет полномочий для обращения в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду от имени ИП Восканяна М.Ж., довод жалобы предпринимателя о том, что Управлением не представлено доказательств принципиальной невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду под установку павильона, судебной коллегией отклоняется как необоснованный.
В соответствии с Положением "Об учреждении Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и утверждении Положения о нем", утвержденным Решением городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 23.12.2009 N 664-р, в компетенцию Управления входит, в том числе, заключение договоров на размещение нестационарных объектов в порядке, установленном муниципальными правовыми актами Петропавловск-Камчатского городского округа.
Полномочиями по предоставлению земельных участков в аренду Управление не наделено, в связи с чем, суд апелляционной инстанции не принимает и отклоняет как основанный на неверном толковании норм права довод предпринимателя о том, что вопрос о предоставлении ему земельного участка в аренду под установку павильона Управлению следовало разрешить еще при заключении договора N 1330 от 09.08.2013 без каких-либо заявлений со стороны предпринимателя.
При этом судебной коллегией установлено, что принятие оспариваемого решения, оформленного письмом от 19.09.2014 N 01-11-01/1097/14, не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя, поскольку последний не лишен возможности претендовать на предоставление земельного участка в аренду при соблюдении норм действующего законодательства.
Отклоняя доводы заявителя апелляционной жалобы со ссылками на основополагающие принципы земельного законодательства, коллегия апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что заявление предпринимателя от 03.09.2014 не соответствует требованиям, предъявляемым ЗК РФ к заявлениям о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством. В связи с чем у Управления отсутствовали основания для рассмотрения поданного заявления в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает, что оспариваемым решением были нарушены права и законные интересы предпринимателя, тем более, что с учетом действующего правового регулирования на Управление не может быть возложена обязанность по обращению в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка под установку павильона.
Принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение, изложенное в письме от 19.09.2014 N 01-11-01/1097/14, является законным и обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции на основании части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на предпринимателя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 29.11.2014 по делу N А24-4609/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
С.В.ГУЦАЛЮК
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
А.В.ГОНЧАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.01.2015 N 05АП-15824/2014 ПО ДЕЛУ N А24-4609/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2015 г. N 05АП-15824/2014
Дело N А24-4609/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 26 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Восканяна Мгера Жораевича,
апелляционное производство N 05АП-15824/2014
на решение от 29.11.2014
судьи Д.Н. Довгалюка
по делу N А24-4609/2014 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Индивидуального предпринимателя Восканяна Мгера Жораевича (ИНН 410100106544, ОГРНИП 305410109000036, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 31.03.2005)
к Управлению по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101135562, ОГРН 1104101000266, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.01.2010)
третье лицо: Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101131945, ОГРН 1094101003710)
о признании незаконным решения; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
при участии:
- лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились; извещены надлежащим образом;
- установил:
Индивидуальный предприниматель Восканян Мгер Жораевич (далее по тексту - заявитель, предприниматель, ИП Восканян М.Ж.) обратился в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) с заявлением о признании незаконным решения Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее по тексту - Управление), оформленного письмом от 19.09.2014 N 01-11-01/1097/14, об отказе в обращении в Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее по тексту - третье лицо, Департамент) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка под установку павильона по договору обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания N 1330, а также об обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Восканяна М.Ж. - обращаться в Департамент с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 29.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, предприниматель обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Ссылаясь на положения статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), предприниматель указывает, что размещение торговых павильонов без предоставления в установленном законом порядке необходимого для этого земельного участка является недопустимым. По мнению подателя жалобы, Управлением не представлено доказательств принципиальной невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду под установку павильона.
Кроме того, предприниматель полагает, что вопрос о предоставлении ему земельного участка в аренду под установку павильона Управлению следовало разрешить еще при заключении договора N 1330 от 09.08.2013 без каких-либо заявлений со стороны предпринимателя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
От Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. Заявленное ходатайство коллегией рассмотрено и удовлетворено.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле по имеющимся в материалах дела документам.
Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в представленном в материалы дела письменном отзыве на апелляционную жалобу предпринимателя с доводами жалобы не согласилось, решение суда первой инстанции просило оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
09.08.2013 между предпринимателем и Управлением заключен договор обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания N 1330 с использованием павильона в районе пр. Победы, 17 в г. Петропавловске-Камчатском (далее по тексту - договор N 1330 от 09.08.2013).
03.09.2014 предприниматель обратился в Управление с заявлением, содержащим просьбу обратиться в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 500 кв. м под установку павильона по договору N 1330 от 09.08.2013.
Письмом от 09.09.2014 N 01-11-01/1060/14 Управление уведомило предпринимателя о том, что из текста заявления от 03.09.2014 невозможно определить поставленные заявителем вопросы и предложило уточнить, на какие именно вопросы, решение которых входит в компетенцию Управления, следует дать ответ.
16.09.2014 ИП Восканян М.Ж. повторно обратился в Управление с заявлением, в котором также просил обратиться в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 500 кв. м под установку павильона по договору N 1330 от 09.08.2013.
Письмом от 19.09.2014 N 01-11-01/1097/14 Управление уведомило предпринимателя о том, что оно не уполномочено обращаться в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка под установку павильона. ИП Восканян М.Ж., считая вышеназванное решение Управления незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствуют основания для признания незаконным оспариваемого решения Управления.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу пункта 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 4 Решения Городской думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 27.12.2013 N 164-нд "О порядке создания условий для обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания" (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) (далее по тексту - Решение N 164-нд), основанием для размещения нестационарного объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности или собственность на который не разграничена, за исключением случаев, установленных абзацами 5-7 части 3 настоящей статьи, являются:
1) договор аренды земельного участка;
2) договор на размещение нестационарного объекта.
Вышеназванной нормой также предусмотрено, что выбор основания для размещения нестационарного объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности или собственность на который не разграничена, осуществляется владельцем нестационарного объекта самостоятельно с учетом требований, установленных настоящим Решением.
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В соответствии с пунктами 4.3.20, 4.3.21 Положения о Департаменте градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденного решением городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 26.12.2012 N 65-р, Департамент осуществляет в полном объеме права и полномочия арендодателя земельных участков, передачу в установленном порядке земельных участков в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование.
Договор аренды земельного участка заключается Департаментом с соблюдением процедур и критериев, установленных Решением городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.12.2013 N 163-нд "О процедурах и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее по тексту - Решение N 163-нд).
Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и собственность на которые не разграничена, предоставляются для целей, не связанных со строительством, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам в аренду на срок, указанный заявителем, но не более чем на 5 лет (часть 3 статьи 1 Решения N 163-нд).
В силу пункта 2 части 6 статьи 1 Решения N 163-нд в целях, не связанных со строительством, земельные участки предоставляются для размещения временных объектов, в том числе, для организации общественного питания, бытового обслуживания, торговли.
Частью 1 статьи 3 Решения N 163-нд установлено, что лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают соответствующее заявление в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в службу "одного окна" Аппарата администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
В заявлении указываются: цель использования земельного участка, предполагаемые размеры и местоположение земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок (часть 2 статьи 3 Решения N 163-нд).
Таким образом, действующий порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, в частности для размещения нестационарных торговых объектов, предусматривает заявительный характер заинтересованных лиц и определяет, что органом, уполномоченным на решение вопроса о предоставлении испрашиваемых земельных участков является Департамент.
Решение N 163-нд и Решение N 164-нд, равно как и условия заключенного между предпринимателем и Управлением договора N 1330 от 09.08.2013 не предусматривают обязанности Управления обращаться от имени каких-либо заинтересованных лиц в Департамент с заявлениями о предоставлении данным заинтересованным лицам испрашиваемых земельных участков.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, при отсутствии законодательно закрепленной обязанности инициировать вопрос о предоставлении заинтересованным лицам земельных участков для временного размещения нестационарных торговых объектов, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Управление правомерно отказало предпринимателю в обращении в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
В этой связи, учитывая, что Управление не является уполномоченным органом по предоставлению земельного участка в аренду, а также не имеет полномочий для обращения в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду от имени ИП Восканяна М.Ж., довод жалобы предпринимателя о том, что Управлением не представлено доказательств принципиальной невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду под установку павильона, судебной коллегией отклоняется как необоснованный.
В соответствии с Положением "Об учреждении Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и утверждении Положения о нем", утвержденным Решением городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 23.12.2009 N 664-р, в компетенцию Управления входит, в том числе, заключение договоров на размещение нестационарных объектов в порядке, установленном муниципальными правовыми актами Петропавловск-Камчатского городского округа.
Полномочиями по предоставлению земельных участков в аренду Управление не наделено, в связи с чем, суд апелляционной инстанции не принимает и отклоняет как основанный на неверном толковании норм права довод предпринимателя о том, что вопрос о предоставлении ему земельного участка в аренду под установку павильона Управлению следовало разрешить еще при заключении договора N 1330 от 09.08.2013 без каких-либо заявлений со стороны предпринимателя.
При этом судебной коллегией установлено, что принятие оспариваемого решения, оформленного письмом от 19.09.2014 N 01-11-01/1097/14, не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя, поскольку последний не лишен возможности претендовать на предоставление земельного участка в аренду при соблюдении норм действующего законодательства.
Отклоняя доводы заявителя апелляционной жалобы со ссылками на основополагающие принципы земельного законодательства, коллегия апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что заявление предпринимателя от 03.09.2014 не соответствует требованиям, предъявляемым ЗК РФ к заявлениям о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством. В связи с чем у Управления отсутствовали основания для рассмотрения поданного заявления в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает, что оспариваемым решением были нарушены права и законные интересы предпринимателя, тем более, что с учетом действующего правового регулирования на Управление не может быть возложена обязанность по обращению в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка под установку павильона.
Принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение, изложенное в письме от 19.09.2014 N 01-11-01/1097/14, является законным и обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции на основании части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на предпринимателя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 29.11.2014 по делу N А24-4609/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
С.В.ГУЦАЛЮК
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
А.В.ГОНЧАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)