Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 09.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3150

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 апреля 2014 г. по делу N 33-3150


Судья Дьячкова Т.Е.

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Судневой В.Н. судей Елецких О.Б., Степанова П.В. при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 09 апреля 2014 года дело по апелляционной жалобе П. на решение Осинского районного суда Пермского края от 05 февраля 2014 года, которым постановлено:
Признать незаконным и недействующим с момента принятия постановление администрации Осинского муниципального района от 05.09.2013 г. N 815 "О предоставлении земельного участка в аренду без торгов П., <...>
Признать недействительным договор N 127 от 05.09.2013 г. аренды земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер: <...> общей площадью 1 500 квадратных метров.
Аннулировать государственную регистрацию аренды на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер: <...>, общей площадью 1 500 квадратных метров, дата регистрации 20 сентября 2013 года, N <...>
Заслушав доклад судьи Степанова П.В., объяснения П., представителя администрации Осинского муниципального района К., прокурора Третьяковой О.В., проверив дело, Судебная коллегия

установила:

Прокурор Осинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципального образования "Осинское городское поселение" к администрации Осинского муниципального района и П. о признании незаконным постановления администрации Осинского муниципального района от 05.09.2013 г. N 815 "О предоставлении земельного участка в аренду без торгов П., <...> признании недействительным договора N 127 от 05.09.2013 г. аренды земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер: <...> общей площадью 500 кв. м, аннулировании государственной регистрации аренды на этот земельный участок, мотивируя это тем, что в нарушение п. 2.4 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории Осинского муниципального района, утвержденного решением Земского Собрания Осинского муниципального района от 28.06.2012 N 178, земельный участок предоставлен П. без оформления заключения администрации Осинского городского поселения о возможности предоставления земельного участка, чем нарушено право муниципального образования "Осинское городское поселение" на реализацию своих полномочий в области градостроительной деятельности и земельного законодательства.
Также полагал, что при предоставление земельного участка не было учтено зонирование территории, поскольку решением Думы Осинского городского поселения от 22.06.2010 N 214 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Осинского городского поселения" в зоне естественного ландшафта (Р-2) размещение автостоянок не предусмотрено. Судом постановлено приведенное выше решение.
1.5 апелляционной жалобе П. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что решение является необоснованным и незаконным, поскольку обстоятельствам данного дела, представленным доказательствам судом дана неправильная оценка.
Полагает, что им были выполнены все предусмотренные ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации требования для предоставления участка в аренду. Суд, возлагая в решении обязанность на комитет имущественных отношений администрации Осинского муниципального района по направлению письма в администрацию Осинского городского поселения для подготовки заключения, необоснованно не привлек комитет к участию в деле. Также считает, что суду надлежало привлечь к участию в деле в качестве ответчика Управление Росреестра по Пермскому краю. Указывает, что по его мнению дело подведомственно арбитражному суду, поскольку использование земельного участка для размещения автостоянки предусматривает извлечение прибыли.
Относительно апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о несостоятельности ее доводов и законности судебного постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда не усматривает оснований к отмене решения суда.
Вывод суда основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Как установлено судом первой инстанции, 23 июля 2013 г. П. обратился в администрацию Осинского муниципального района с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных в г. Оса для размещения автостоянок (для целей, не связанных со строительством), приложил схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
20 августа 2013 г. П. подал заявление о предоставлении участков на праве аренды для размещения автостоянок (в том числе - участка площадью 1 500 кв. м по <...>).
Постановлением администрации Осинского муниципального района от 05.09.2013 г. N 815 П. предоставлен в аренду без торгов на три года земельный участок, расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер <...>, общей площадью 1 500 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, целевое использование - земельный участок для размещения автостоянки (для целей, не связанных со строительством).
В этот же день на основании вышеуказанного постановления между администрацией Осинского муниципального района и П. подписан договор аренды указанного земельного участка, 20.09.2013 г. осуществлена государственная регистрация данного договора аренды.
Согласно абзацу 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Земским Собранием Осинского муниципального района принято решение от 28.06.2012 N 178 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории Осинского муниципального района" (далее - Порядок).
Согласно п. 1.2 указанный Порядок определяет процедуру предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, устанавливает процедуры и критерии предоставления, а также порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении (отказе в предоставлении) названных земельных участков.
В соответствии с п. 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, обращаются в комитет имущественных отношений администрации Осинского муниципального района.
Пунктом 2.4. Порядка установлено, что комитет имущественных отношений администрации Осинского муниципального района в течение 5 календарных дней с момента получения заявления направляет письмо в администрацию поселения, входящего в состав Осинского муниципального района, для подготовки заключения о возможности предоставления земельного участка. Администрация поселения в течение 10 календарных дней с момента регистрации письма осуществляет подготовку заключения.
При получении от администрации поселения заключения о возможном предоставлении земельного участка с определением вида права на испрашиваемый земельный участок (аренда, собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование) комитет в течение 3 календарных дней направляет в адрес заявителя соответствующее извещение (п. 2.5.).
В случае получения от администрации поселения заключения о невозможности предоставления земельного участка с определением вида права на испрашиваемый земельный участок (аренда, собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование) комитет в течение 3 календарных дней направляет в адрес заявителя соответствующее извещение (мотивированный отказ в предоставлении земельного участка с указанием причин и оснований) (2.6.).
В случае получения от администрации поселения заключения о возможном предоставлении земельного участка комитет в течение 3 календарных дней обеспечивает информирование населения через средства массовой информации о предстоящем предоставлении земельного участка (2.7.).
Признавая незаконным оспариваемое постановление, суд обоснованно исходил из несоблюдения порядка предоставления земельного участка, предусмотренного вышеназванным муниципальным правовым актом.
Как установлено судом и не оспаривалось в ходе судебного разбирательства, при решении вопроса о предоставлении участка П., не было истребовано заключение администрации Осинского городского поселения о возможности предоставления земельного участка.
Учитывая, что статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования, следует прийти к выводу о том, что администрацией Осинского муниципального района при издании и реализации оспариваемого постановления был нарушен установленный муниципальным правовым актом порядок предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Учитывая, что предоставление участка в аренду осуществляется путем подписания договора аренды, заключаемого на основании решения о предоставлении участка, признание судом оспариваемого постановления незаконным влечет недействительность самого договора аренды.
Таким образом, договор аренды является ничтожным в связи с несоблюдением администрацией района процедуры его предоставления.
Кроме того, по смыслу статей 29, 34 Земельного кодекса Российской Федерации для получения П. в аренду земельного участка у него должно возникнуть право на такой земельный участок и корреспондирующая этому праву обязанность администрации рассмотреть его заявление и, соблюдая установленные земельным законодательством принципы предоставления земельных участков, учитывая территориальное зонирование, принять соответствующее решение.
Удовлетворяя требование о признании недействительным постановления, суд с учетом требований пунктов 1 и 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и градостроительного законодательства, обязывающих уполномоченные органы осуществлять предоставление земельных участков с учетом требований экологических, градостроительных и иных условий использования, суд указал, что спорный земельный участок не подлежит предоставлению, поскольку основным документом, устанавливающим зонирование территории, является генеральный план, в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок находится в составе земель рекреационного назначения и на территории, предусмотренной для сохранения озелененных пространств на незастроенной территории и восстановления нарушенного ландшафта, то есть предназначенной для использования в общественных интересах.
Отнесение земельных участков в составе рекреационных зон к землям населенных пунктов прямо предусмотрено подпунктом 5 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации. Такие земельные участки в силу пункта 9 этой статьи Кодекса используются для отдыха граждан и размещение автостоянок не предусматривают.
Доводы П. о том, что им соблюдены все требования закона для предоставления участка в аренду, не влекут отмену решения суда.
Сам по себе факт обращения заявителя в администрацию с приложением необходимых документов не означает возникновение безусловного права на получение испрашиваемого земельного участка и безусловную обязанность уполномоченного органа предоставить такой участок.
Доводы апелляционной жалобы, что суд не привлек к участию деле иных лиц, не могут быть приняты во внимание, поскольку в рамках настоящего дела судом не решался вопрос о правах и обязанностях данных лиц. в связи с чем процессуальной необходимости в привлечении их к участию в деле не имелось. Орган, осуществляющий государственную регистрации прав не имеет материально-правовой заинтересованности в деле, его действия не оспаривались.
Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, поэтому был правомерно привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственный регистратор обязан внести запись в реестр на основании судебного акта независимо от его участия в деле.
Доводы о подведомственности дела арбитражному суду также не влекут отмену решения, в силу их несостоятельности.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения.
Иных доводов, которые в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,

определила:

Решение Осинского районного суда Пермского края от 05 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)