Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Басаева Д.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по распоряжению муниципальным имуществом Администрации Шелеховского муниципального района на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 июля 2013 года по делу N А19-1725/2013 по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Курковой Марины Викторовны к Администрации Шелеховского муниципального района, Управлению по распоряжению муниципальным имуществом Администрации Шелеховского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Чернышовой Любови Николаевны, Мурашова Александра Анатольевича (г. Иркутск) (суд первой инстанции: Шульга Н.О.),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Куркова Марина Викторовна (ИНН 382101295265, ОГРН 309384826600039,место нахождения: г. Шелехов, далее - заявитель, Глава КФХ Куркова М.В.) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением:
- -о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность главе крестьянского (фермерского) хозяйства Курковой Марине Викторовне земельного участка кадастровый номер 38:27:020016:158 из земель сельскохозяйственного назначения, для расширения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства площадью 9,4013 га, местоположение которого: Иркутская область, Шелеховский район, северо-восточнее выезда с ул. Левитана, г. Шелехова (с левой стороны), выраженного в письме Управления по распоряжению муниципальным имуществом Администрации Шелеховского муниципального района (ОГРН 1033802255409, ИНН 3821005205, место нахождения: 666032, г. Шелехов, квартал 20, дом 84, далее - управление) N 8831/2012-исхсп от 14.12.2012;
- -об обязании Администрации Шелеховского муниципального района (ОГРН 1033802255398, ИНН 3821001560, место нахождения: 666034, г. Шелехов, ул. Ленина, 15, далее - администрация) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении главе крестьянского (фермерского) хозяйства Курковой Марине Викторовне земельного участка кадастровый номер 38:27:020016:158, местоположение которого: Иркутская область, Шелеховский район, северо-восточнее выезда с ул. Левитана, г. Шелехова (с левой стороны) в собственность, направить главе крестьянского (фермерского) хозяйства Курковой Марине Викторовне проект договора купли-продажи в отношении данного земельного участка с предложением о заключении договора в сроки, установленные законодательством.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены глава крестьянского (фермерского) хозяйства Чернышова Любовь Николаевна (ОГРН 312385020900022, ИНН 382102910530, место нахождения: с. Веденщина), Мурашов Александр Анатольевич (г. Иркутск), Решением Арбитражного суда Иркутской области от 31 июля 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что статья 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 N 74-ФЗ устанавливает особый порядок представления участка сельскохозяйственного назначения для таких субъектов как крестьянские (фермерские) хозяйства. По смыслу указанной нормы и пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду на торгах производится, если на участок претендует несколько (два и более) специальных субъектов (крестьянских (фермерских) хозяйств). Судом установлено, что в настоящем деле лишь один из претендентов является крестьянским (фермерским) хозяйством, а, следовательно, имеет право на получение спорного земельного участка в особом порядке и проведение торгов не требуется.
При этом суд первой инстанции также исходил из того, что реализация права на получение земельного участка на основании специального порядка, установленного Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ, осуществляется также и в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, которым предусмотрена обязанность органа государственной власти и органа местного самоуправления информировать население о предстоящем предоставлении земельных участков (статья 34 Кодекса).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обжаловало его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя жалобы, то обстоятельство, что претендент на земельный участок Мурашов А.А., обратившийся в администрацию после опубликования сообщения о возможном предоставлении спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в собственность, не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, не свидетельствует о том, что данное лицо не вправе обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка и не исключает возможности до проведения торгов зарегистрироваться в качестве предпринимателя.
Управление указывает на то, что доводы администрации и третьего лица главы КФХ Чернышевой Л.Н. о том, что Мурашов А.А. действовал в ее интересах, подтверждены надлежащими доказательствами. При этом у Мурашова А.А. имелась возможность до проведения торгов по предоставлению земельного участка переписать заявление о предоставлении земельного участка от имени Главы КФХ Чернышовой Л.Н.
При этом принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость применения положений норм Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом в случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, такие земельные участки предоставляются на торгах (конкурсах, аукционах). Следовательно, в качестве основного способа предоставления земельных участков является проведение торгов, что обеспечивает право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Судом первой инстанции допущено нарушение процессуальных норм, поскольку третье лицо - Мурашов А.А. не извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, поскольку имеется лишь его отзыв на заявление, согласно которому он ознакомился с определением в последний момент на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области.
В отзыве на апелляционную жалобу и письменных пояснениях по делу Глава КФХ Куркова М.В. указала на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель апелляционной жалобы в дополнениях привел доводы о неисполнимости решения суда первой инстанции о предоставлении спорного земельного участка в собственность Главе КФХ Курковой М.В. вследствие утверждения Решениями Думы Баклашинского муниципального образования от 14.11.2013 N 30-рд и N 31-рд Генерального плана Баклашинского муниципального образования Шелеховского района Иркутской области и Правил землепользования и застройки Баклашинского муниципального образования. Согласно данным актам истребуемый земельный участок входит в состав территориальной зоны озелененных территорий общего пользования (РЗ602) и зону природного ландшафта (ПТЗ 1106), которые не предусматривают вида разрешенного использования - ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, что препятствует его предоставлению Курковой М.В.
В возражениях на дополнительные доводы заявителя апелляционной жалобы Глава КФХ Куркова М.В. указала, что представленная градостроительная документация Баклашинского муниципального образования не может быть принята во внимание. Спорный земельный участок состоит на кадастровом учете с 07.04.2010, относится к землям сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для ведения крестьянско-фермерского хозяйства, для строительства зданий, строений, сооружений, необходимых для ведения крестьянско-фермерского хозяйства. Правообладателем спорного земельного участка является ответчик, который в силу положений статей 18, 28 Градостроительного кодекса РФ вправе инициировать внесение изменений в документы территориального планирования муниципальных образований.
Иные лица, участвующие в деле, отзывов на апелляционную жалобу Управления не представили.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 11.10.2013, 21.11.2013, 29.11.2013, 25.04.2013.
Участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Производство по апелляционной жалобе приостанавливалось до опубликования на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А76-6588/2012 (постановление N 7865/13 от 19.11.2013), возобновлено определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2014 года. Лицами, участвующими в деле, возражений против рассмотрения апелляционной жалобы по существу в том же судебном заседании не заявлено. Управление и Глава КФХ Куркова М.В. известили суд о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с длительным отсутствием ввиду нахождения судьи Желтоухова Е.В. в отпуске на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением заместителя председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2014 года в составе суда, рассматривающего дело, произведена замена судьи Желтоухова Е.В. на судью Никифорюк Е.О., в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы проведено с самого начала.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, дополнительных пояснений сторон, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Куркова Марина Викторовна зарегистрирована главой крестьянского (фермерского) хозяйства 23.08.2009.
9 июля 2012 года глава крестьянского (фермерского) хозяйства Куркова М.В. обратилась в Администрацию Шелеховского муниципального района с заявлением о выделении в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 94013 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, северо-восточнее выезда с ул. Левитана, г. Шелехова (с левой стороны), кадастровый номер 38:27:020016:158, для ведения крестьянско-фермерского хозяйства.
4 сентября 2012 года Управление по распоряжению муниципальным имуществом Администрации Шелеховского муниципального района в ответ на данное заявление направило в адрес Курковой М.В. сообщение N 6072/2012-исх СП, в котором указало, что заявление Курковой было рассмотрено на заседании земельной комиссии при администрации Шелеховского муниципального района 27.08.2012 и принято решение согласовать вопрос о предоставлении в собственность земельного участка, ориентировочной площадью 9,4013 га для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, местоположение которого: Иркутская область, Шелеховский район, северо-восточнее выезда с ул. Левитана, г. Шелехова (с левой стороны), при условии согласования контролирующих служб и опубликования информационного сообщения в газете "Шелеховский вестник". Выписка верна в течение 6 (шести) месяцев. До истечения данного срока заявитель должен предоставить в Управление по распоряжению муниципальным имуществом Администрации Шелеховского муниципального района документы для оформления земельного участка в собственность.
В ответ на данное сообщение Курковой М.В. 9 октября 2012 года в Администрацию Шелеховского муниципального района были предоставлены следующие документы для оформления испрашиваемого земельного участка в собственность:
- - кадастровый паспорт земельного участка;
- - ситуационный план земельного участка;
- - паспорт гражданина РФ;
- -свидетельство о государственной регистрации крестьянского фермерского хозяйства;
- -информационное сообщение в газете "Шелеховский вестник", официальное приложение N 35/1 от 07.09.2012.
Письмом от 14 декабря 2012 года N 8831/2012-исх СП Управление по распоряжению муниципальным имуществом Администрации Шелеховского муниципального района сообщило Курковой М.В. следующее: "17.10.2012 Вам было направлено почтовым отправлением письмо Управления по распоряжению муниципальным имуществом Администрации Шелеховского муниципального района N 7200/2012-исхСП о невозможности предоставления испрашиваемого Вами земельного участка, по указанным ниже основаниям.
Ваше заявление 27.08.2012 рассмотрено на Земельной комиссии при Администрации Шелеховского муниципального района, по результатам рассмотрения заявления, в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации Администрация Шелеховского муниципального района проинформировала население о возможном предоставлении указанного выше земельного участка в официальном приложении газеты Шелеховский вестник от 07.09.2012 N 35/1.
По результатам опубликования информационного сообщения в Администрацию Шелеховского муниципального района поступило обращение иного лица о предоставлении данного земельного участка.
Нормами действующего земельного законодательства установлено, что при поступлении в отношении одного земельного участка двух и более заявлений, предоставление земельного участка осуществляется посредством проведения аукциона по продаже прав на заключение договора аренды данного земельного участка".
Полагая незаконным и нарушающим ее права и законные интересы отказ Управления по распоряжению муниципальным имуществом Администрации Шелеховского муниципального района в предоставлении в собственность земельного участка кадастровый номер 38:27:020016:158 из земель сельскохозяйственного назначения, для расширения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства площадью 9,4013 га, местоположение которого: Иркутская область, Шелеховский район, северо-восточнее выезда с ул. Левитана, г. Шелехова (с левой стороны), выраженный в письме N 8831/2012-исхсп от 14.12.2012, глава КФХ Куркова М.В. обратилась в арбитражный суд с заявлением.
По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об удовлетворении требований заявителя подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Определениях Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 449-О и от 4 декабря 2003 года N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского законодательства Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- -несоответствие оспариваемого им акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
- -нарушение прав и законных интересов заявителя при принятии оспариваемого ненормативного правового акта, совершении действий (бездействия).
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Решением Думы Шелеховского муниципального район от 22.06.2006 N 40-рд утверждено Положение о порядке распоряжения земельными участками на территории Шелеховского района, которое регулирует порядок осуществления полномочий органов местного самоуправления Шелеховского района по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности района, предоставленные органам местного самоуправления района, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами местного самоуправления района, а также иными предусмотренными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами Иркутской области земельными участками, контроль за их использованием (п. 1.2 Положения).
В соответствии с пунктом 2.2 Положения к компетенции Администрации Шелеховского муниципального района в сфере регулирования земельных отношений относится, в том числе, подготовка и принятие решения о предоставлении земельных участков на территории района. Согласно пункту 2.3 Положения специальным уполномоченным органом по распоряжению земельными участками является Управление по распоряжению муниципальным имуществом администрации Шелеховского муниципального района.
Таким образом, поскольку право государственной собственности на спорный земельный участок не разграничено, требования заявлены к надлежащим ответчикам, являющимся полномочными органами по распоряжению данным участком.
Из содержания заявления Главы КФХ Курковой М.В. о предоставлении земельного участка следует, что земельный участок истребован в собственность за плату для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что уполномоченным органом местного самоуправления не доказано наличие обстоятельств, послуживших основанием для отказа Главе КФХ Курковой М.В. в предоставлении земельного участка в собственность, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Положениями статьи 34 Земельного кодекса РФ закреплена процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).
Статьей 11 Федерального закона 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ) определено, что для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (часть 1); для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий (часть 2); земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (часть 3).
По правилам статьи 6 Земельного кодекса РФ испрашиваемый земельный участок отнесен к объектам земельных отношений. Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 07.04.2010, относится к землям сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для ведения крестьянско-фермерского хозяйства, для строительства зданий, строений, сооружений, необходимых для ведения крестьянско-фермерского хозяйства, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (выпиской из государственного кадастра недвижимости) от 12.10.2012 N 3800/601/12-184113.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); 4) срок аренды земельных участков; 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Согласно пункту 4 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства Куркова М.В. была зарегистрирована до подачи соответствующего заявления о предоставлении земельного участка.
Следовательно, заявитель как глава крестьянского (фермерского) хозяйства наделена правом на получение земельного участка на основании специального порядка, установленного Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ.
Правовая позиция о том, что норма статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков, сформирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 7865/13 от 19.11.2013.
Как указал Президиум, названный Закон определяет не только основы создания и деятельности крестьянских хозяйств, но и регулирует вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности в целях обеспечения государством надлежащих гарантий для формирования и нормального функционирования крестьянских хозяйств.
Согласно статье 82 Земельного кодекса Российской Федерации условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям и другим субъектам, не являющимся фермерскими хозяйствами, устанавливаются Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
При этом надзорная инстанция не согласилась с позицией судов относительно того, что установленный в статье 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ порядок предоставления земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства не исключает необходимости соблюдения общих принципов предоставления земельных участков, предусмотренных статьями 1 и 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе о необходимости опубликования сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и проведение торгов (конкурса, аукциона) при подаче двух и более заявлений.
Таким образом, Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в настоящем деле применению не подлежит. Ссылки заявителя апелляционной жалобы в данной части подлежат отклонению.
Как следует из материалов дела, на момент обращения Главы КФХ Курковой М.В. с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность иные фермерские хозяйства на данный участок не претендовали. Соответственно, оснований для отказа в предоставлении спорного земельного участка в собственность, при совершении Главой КФХ Курковой М.В. всех действий, предусмотренных статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, не имелось.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы заявителя апелляционной жалобы о наличии нескольких претендентов на земельный участок, в связи с чем подлежали проведению торги, исходит из следующего.
Заявление Главы КФХ Курковой М.В. было рассмотрено на заседании земельной комиссии при администрации Шелеховского муниципального района 27.08.2012 и принято решение о согласовании вопроса о предоставлении в собственность земельного участка, ориентировочной площадью 9,4013 га для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, местоположение которого: Иркутская область, Шелеховский район, северо-восточнее выезда с ул. Левитана, г. Шелехова (с левой стороны), при условии согласования контролирующих служб и опубликования информационного сообщения в газете "Шелеховский вестник".
Информационное сообщение о предоставлении указанного земельного участка было опубликовано в газете "Шелеховский вестник" (официальное приложение) 07.09.2012 года N 35/1.
В 20-дневный срок после опубликования названного информационного сообщения (25.09.2012) в Администрацию Шелеховского муниципального района поступило заявление Мурашова А.А. от 21.09.2012 о предоставлении ему земельного участка 9,4013 га, местоположение: Иркутская область, Шелеховский район, северо-восточнее выезда с ул. Левитана, г. Шелехова (с левой стороны) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Данное обращение послужило поводом для направления Управлением по распоряжению муниципальным имуществом администрации Шелеховского муниципального района в адрес Главы КФХ Курковой М.В. письма о невозможности предоставления испрашиваемого ею земельного участка в связи с необходимостью проведения аукциона.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что поступившее в администрацию заявление о предоставлении земельного участка исходило от гражданина Мурашова А.А. Доказательств того, что данный гражданин на момент обращения в администрацию с вышеуказанным заявлением был зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства в материалы дела не представлено.
Доводы Главы КФХ Чернышовой Л.Н. и администрации Шелеховского муниципального района о том, что обращаясь с заявлением о предоставлении вышеназванного земельного участка, Мурашов А.А. действовал в интересах Главы КФХ Чернышовой Л.Н., обоснованно отклонены судом первой инстанции как документально неподтвержденные.
Суд апелляционной инстанции, исследовав поступившие позднее в администрацию в качестве приложения к ранее поданному заявлению от 21.09.2012 дополнительные документы (доверенность, выданная Главой КФХ Чернышовой Л.Н. Мурашову А.А. на представление интересов, свидетельство о регистрации крестьянского (фермерского хозяйства, копия паспорта Чернышовой Л.Н.), соглашается с судом первой инстанции в том, что данные документы не опровергают того обстоятельства, что в своем заявлении от 21.09.2012 Мурашов А.А. просил предоставить земельный участок именно ему.
В дополнительном заявлении Мурашов А.А. не выразил отказа от предоставления спорного участка именно ему и не указал, что действовал в интересах Главы КФХ Чернышовой Л.Н. Соответственно, то обстоятельство, что с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность обратилась Глава КФХ Чернышова Л.Н., не подтверждено соответствующими доказательствами.
Доводы заявителя апелляционной жалобы в данной части подлежат отклонению как необоснованные.
По мнению суда апелляционной инстанции, указание в апелляционной жалобе на наличие у Мурашова А.А. возможности до проведения торгов переписать заявление о предоставлении земельного участка от имени Главы КФХ Чернышовой Л.Н., а также ссылка на то, что в качестве основного способа предоставления земельных участков является проведение торгов, свидетельствует о том, что орган местного самоуправления исключает возможность приобретения специальным субъектом земельного участка в собственность для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности в установленном законом особом порядке.
Судом первой инстанции правильно установлено, что в настоящем деле лишь один из претендентов является крестьянским (фермерским) хозяйством, факт обращения с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность других фермерских хозяйств не подтвержден, при этом заявитель совершила все действия, предусмотренные статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, а, следовательно, имеет право на получение спорного земельного участка в особом порядке и проведение торгов не требуется.
При таких обстоятельствах основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка Главе КФХ Курковой М.В. у Управления отсутствовали.
Оспариваемый отказ Управления не соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку ограничивает его право на приобретение земельного участка в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, в связи с чем правомерно признан судом незаконным с возложением на Администрацию Шелеховского муниципального района обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении Главе Курковой М.В. спорного земельного участка, с направлением Главе КФХ Курковой М.В. проекта договора купли-продажи в отношении данного земельного участка с предложением о заключении договора в сроки, установленные законодательством.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Судом апелляционной инстанции оснований для признания выводов суда первой инстанции необоснованными не установлено.
Судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание доводы заявителя апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда первой инстанции о предоставлении спорного земельного участка в собственность Главе КФХ Курковой М.В. вследствие утверждения Решениями Думы Баклашинского муниципального образования от 14.11.2013 N 30-рд и N 31-рд Генерального плана Баклашинского муниципального образования Шелеховского района Иркутской области и Правил землепользования и застройки Баклашинского муниципального образования, согласно которым истребуемый земельный участок входит в состав территориальной зоны озелененных территорий общего пользования (РЗ602) и зону природного ландшафта (ПТЗ 1106), которые не предусматривают вида разрешенного использования - ведение крестьянского (фермерского) хозяйства.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что проверка законности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, осуществляется арбитражным судом исходя из установленных им обстоятельств на дату принятия соответствующих актов, решений и совершения оспариваемых действий (бездействия).
Таким образом, законность ненормативного акта, решения проверяется судом применительно к тем обстоятельствам, которые существовали на дату его вынесения. Дополнительно приводимые Управлением обстоятельства основанием для принятия решения об отказе в предоставлении спорного земельного участка в собственность Главе КФХ Курковой М.В. не являлись.
Из материалов дела установлено, что спорный земельный участок состоит на кадастровом учете с 07.04.2010, относится к землям сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для ведения крестьянско-фермерского хозяйства, для строительства зданий, строений, сооружений, необходимых для ведения крестьянско-фермерского хозяйства. Правообладателем спорного земельного участка является ответчик, который в силу положений статей 18, 28 Градостроительного кодекса РФ вправе инициировать внесение изменений в документы территориального планирования муниципальных образований.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции также не нашла своего подтверждения ссылка на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 03.06.2013 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Мурашев Александр Анатольевич, судебное заседание отложено на 30.07.2013. Копия судебного акта направлена судом в установленном порядке по месту жительства Мурашева А.А., органом почтовой связи почтовое отправление возвращено в суд в связи с тем, что, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта. В соответствии с правилами статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при таких обстоятельствах лицо считается извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Из материалов дела следует, что Мурашев А.А. 30.07.2013 в суд представил отзыв на заявление и известил о невозможности участия в судебном заседании в связи с выездом.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 июля 2013 года по делу N А19-1725/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Э.В.ТКАЧЕНКО
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
Д.В.БАСАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.05.2014 ПО ДЕЛУ N А19-1725/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2014 г. по делу N А19-1725/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Басаева Д.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по распоряжению муниципальным имуществом Администрации Шелеховского муниципального района на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 июля 2013 года по делу N А19-1725/2013 по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Курковой Марины Викторовны к Администрации Шелеховского муниципального района, Управлению по распоряжению муниципальным имуществом Администрации Шелеховского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Чернышовой Любови Николаевны, Мурашова Александра Анатольевича (г. Иркутск) (суд первой инстанции: Шульга Н.О.),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Куркова Марина Викторовна (ИНН 382101295265, ОГРН 309384826600039,место нахождения: г. Шелехов, далее - заявитель, Глава КФХ Куркова М.В.) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением:
- -о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность главе крестьянского (фермерского) хозяйства Курковой Марине Викторовне земельного участка кадастровый номер 38:27:020016:158 из земель сельскохозяйственного назначения, для расширения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства площадью 9,4013 га, местоположение которого: Иркутская область, Шелеховский район, северо-восточнее выезда с ул. Левитана, г. Шелехова (с левой стороны), выраженного в письме Управления по распоряжению муниципальным имуществом Администрации Шелеховского муниципального района (ОГРН 1033802255409, ИНН 3821005205, место нахождения: 666032, г. Шелехов, квартал 20, дом 84, далее - управление) N 8831/2012-исхсп от 14.12.2012;
- -об обязании Администрации Шелеховского муниципального района (ОГРН 1033802255398, ИНН 3821001560, место нахождения: 666034, г. Шелехов, ул. Ленина, 15, далее - администрация) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении главе крестьянского (фермерского) хозяйства Курковой Марине Викторовне земельного участка кадастровый номер 38:27:020016:158, местоположение которого: Иркутская область, Шелеховский район, северо-восточнее выезда с ул. Левитана, г. Шелехова (с левой стороны) в собственность, направить главе крестьянского (фермерского) хозяйства Курковой Марине Викторовне проект договора купли-продажи в отношении данного земельного участка с предложением о заключении договора в сроки, установленные законодательством.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены глава крестьянского (фермерского) хозяйства Чернышова Любовь Николаевна (ОГРН 312385020900022, ИНН 382102910530, место нахождения: с. Веденщина), Мурашов Александр Анатольевич (г. Иркутск), Решением Арбитражного суда Иркутской области от 31 июля 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что статья 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 N 74-ФЗ устанавливает особый порядок представления участка сельскохозяйственного назначения для таких субъектов как крестьянские (фермерские) хозяйства. По смыслу указанной нормы и пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду на торгах производится, если на участок претендует несколько (два и более) специальных субъектов (крестьянских (фермерских) хозяйств). Судом установлено, что в настоящем деле лишь один из претендентов является крестьянским (фермерским) хозяйством, а, следовательно, имеет право на получение спорного земельного участка в особом порядке и проведение торгов не требуется.
При этом суд первой инстанции также исходил из того, что реализация права на получение земельного участка на основании специального порядка, установленного Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ, осуществляется также и в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, которым предусмотрена обязанность органа государственной власти и органа местного самоуправления информировать население о предстоящем предоставлении земельных участков (статья 34 Кодекса).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обжаловало его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя жалобы, то обстоятельство, что претендент на земельный участок Мурашов А.А., обратившийся в администрацию после опубликования сообщения о возможном предоставлении спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в собственность, не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, не свидетельствует о том, что данное лицо не вправе обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка и не исключает возможности до проведения торгов зарегистрироваться в качестве предпринимателя.
Управление указывает на то, что доводы администрации и третьего лица главы КФХ Чернышевой Л.Н. о том, что Мурашов А.А. действовал в ее интересах, подтверждены надлежащими доказательствами. При этом у Мурашова А.А. имелась возможность до проведения торгов по предоставлению земельного участка переписать заявление о предоставлении земельного участка от имени Главы КФХ Чернышовой Л.Н.
При этом принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость применения положений норм Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом в случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, такие земельные участки предоставляются на торгах (конкурсах, аукционах). Следовательно, в качестве основного способа предоставления земельных участков является проведение торгов, что обеспечивает право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Судом первой инстанции допущено нарушение процессуальных норм, поскольку третье лицо - Мурашов А.А. не извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, поскольку имеется лишь его отзыв на заявление, согласно которому он ознакомился с определением в последний момент на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области.
В отзыве на апелляционную жалобу и письменных пояснениях по делу Глава КФХ Куркова М.В. указала на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель апелляционной жалобы в дополнениях привел доводы о неисполнимости решения суда первой инстанции о предоставлении спорного земельного участка в собственность Главе КФХ Курковой М.В. вследствие утверждения Решениями Думы Баклашинского муниципального образования от 14.11.2013 N 30-рд и N 31-рд Генерального плана Баклашинского муниципального образования Шелеховского района Иркутской области и Правил землепользования и застройки Баклашинского муниципального образования. Согласно данным актам истребуемый земельный участок входит в состав территориальной зоны озелененных территорий общего пользования (РЗ602) и зону природного ландшафта (ПТЗ 1106), которые не предусматривают вида разрешенного использования - ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, что препятствует его предоставлению Курковой М.В.
В возражениях на дополнительные доводы заявителя апелляционной жалобы Глава КФХ Куркова М.В. указала, что представленная градостроительная документация Баклашинского муниципального образования не может быть принята во внимание. Спорный земельный участок состоит на кадастровом учете с 07.04.2010, относится к землям сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для ведения крестьянско-фермерского хозяйства, для строительства зданий, строений, сооружений, необходимых для ведения крестьянско-фермерского хозяйства. Правообладателем спорного земельного участка является ответчик, который в силу положений статей 18, 28 Градостроительного кодекса РФ вправе инициировать внесение изменений в документы территориального планирования муниципальных образований.
Иные лица, участвующие в деле, отзывов на апелляционную жалобу Управления не представили.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 11.10.2013, 21.11.2013, 29.11.2013, 25.04.2013.
Участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Производство по апелляционной жалобе приостанавливалось до опубликования на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А76-6588/2012 (постановление N 7865/13 от 19.11.2013), возобновлено определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2014 года. Лицами, участвующими в деле, возражений против рассмотрения апелляционной жалобы по существу в том же судебном заседании не заявлено. Управление и Глава КФХ Куркова М.В. известили суд о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с длительным отсутствием ввиду нахождения судьи Желтоухова Е.В. в отпуске на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением заместителя председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2014 года в составе суда, рассматривающего дело, произведена замена судьи Желтоухова Е.В. на судью Никифорюк Е.О., в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы проведено с самого начала.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, дополнительных пояснений сторон, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Куркова Марина Викторовна зарегистрирована главой крестьянского (фермерского) хозяйства 23.08.2009.
9 июля 2012 года глава крестьянского (фермерского) хозяйства Куркова М.В. обратилась в Администрацию Шелеховского муниципального района с заявлением о выделении в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 94013 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, северо-восточнее выезда с ул. Левитана, г. Шелехова (с левой стороны), кадастровый номер 38:27:020016:158, для ведения крестьянско-фермерского хозяйства.
4 сентября 2012 года Управление по распоряжению муниципальным имуществом Администрации Шелеховского муниципального района в ответ на данное заявление направило в адрес Курковой М.В. сообщение N 6072/2012-исх СП, в котором указало, что заявление Курковой было рассмотрено на заседании земельной комиссии при администрации Шелеховского муниципального района 27.08.2012 и принято решение согласовать вопрос о предоставлении в собственность земельного участка, ориентировочной площадью 9,4013 га для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, местоположение которого: Иркутская область, Шелеховский район, северо-восточнее выезда с ул. Левитана, г. Шелехова (с левой стороны), при условии согласования контролирующих служб и опубликования информационного сообщения в газете "Шелеховский вестник". Выписка верна в течение 6 (шести) месяцев. До истечения данного срока заявитель должен предоставить в Управление по распоряжению муниципальным имуществом Администрации Шелеховского муниципального района документы для оформления земельного участка в собственность.
В ответ на данное сообщение Курковой М.В. 9 октября 2012 года в Администрацию Шелеховского муниципального района были предоставлены следующие документы для оформления испрашиваемого земельного участка в собственность:
- - кадастровый паспорт земельного участка;
- - ситуационный план земельного участка;
- - паспорт гражданина РФ;
- -свидетельство о государственной регистрации крестьянского фермерского хозяйства;
- -информационное сообщение в газете "Шелеховский вестник", официальное приложение N 35/1 от 07.09.2012.
Письмом от 14 декабря 2012 года N 8831/2012-исх СП Управление по распоряжению муниципальным имуществом Администрации Шелеховского муниципального района сообщило Курковой М.В. следующее: "17.10.2012 Вам было направлено почтовым отправлением письмо Управления по распоряжению муниципальным имуществом Администрации Шелеховского муниципального района N 7200/2012-исхСП о невозможности предоставления испрашиваемого Вами земельного участка, по указанным ниже основаниям.
Ваше заявление 27.08.2012 рассмотрено на Земельной комиссии при Администрации Шелеховского муниципального района, по результатам рассмотрения заявления, в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации Администрация Шелеховского муниципального района проинформировала население о возможном предоставлении указанного выше земельного участка в официальном приложении газеты Шелеховский вестник от 07.09.2012 N 35/1.
По результатам опубликования информационного сообщения в Администрацию Шелеховского муниципального района поступило обращение иного лица о предоставлении данного земельного участка.
Нормами действующего земельного законодательства установлено, что при поступлении в отношении одного земельного участка двух и более заявлений, предоставление земельного участка осуществляется посредством проведения аукциона по продаже прав на заключение договора аренды данного земельного участка".
Полагая незаконным и нарушающим ее права и законные интересы отказ Управления по распоряжению муниципальным имуществом Администрации Шелеховского муниципального района в предоставлении в собственность земельного участка кадастровый номер 38:27:020016:158 из земель сельскохозяйственного назначения, для расширения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства площадью 9,4013 га, местоположение которого: Иркутская область, Шелеховский район, северо-восточнее выезда с ул. Левитана, г. Шелехова (с левой стороны), выраженный в письме N 8831/2012-исхсп от 14.12.2012, глава КФХ Куркова М.В. обратилась в арбитражный суд с заявлением.
По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об удовлетворении требований заявителя подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Определениях Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 449-О и от 4 декабря 2003 года N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского законодательства Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- -несоответствие оспариваемого им акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
- -нарушение прав и законных интересов заявителя при принятии оспариваемого ненормативного правового акта, совершении действий (бездействия).
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Решением Думы Шелеховского муниципального район от 22.06.2006 N 40-рд утверждено Положение о порядке распоряжения земельными участками на территории Шелеховского района, которое регулирует порядок осуществления полномочий органов местного самоуправления Шелеховского района по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности района, предоставленные органам местного самоуправления района, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами местного самоуправления района, а также иными предусмотренными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами Иркутской области земельными участками, контроль за их использованием (п. 1.2 Положения).
В соответствии с пунктом 2.2 Положения к компетенции Администрации Шелеховского муниципального района в сфере регулирования земельных отношений относится, в том числе, подготовка и принятие решения о предоставлении земельных участков на территории района. Согласно пункту 2.3 Положения специальным уполномоченным органом по распоряжению земельными участками является Управление по распоряжению муниципальным имуществом администрации Шелеховского муниципального района.
Таким образом, поскольку право государственной собственности на спорный земельный участок не разграничено, требования заявлены к надлежащим ответчикам, являющимся полномочными органами по распоряжению данным участком.
Из содержания заявления Главы КФХ Курковой М.В. о предоставлении земельного участка следует, что земельный участок истребован в собственность за плату для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что уполномоченным органом местного самоуправления не доказано наличие обстоятельств, послуживших основанием для отказа Главе КФХ Курковой М.В. в предоставлении земельного участка в собственность, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Положениями статьи 34 Земельного кодекса РФ закреплена процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).
Статьей 11 Федерального закона 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ) определено, что для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (часть 1); для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий (часть 2); земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (часть 3).
По правилам статьи 6 Земельного кодекса РФ испрашиваемый земельный участок отнесен к объектам земельных отношений. Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 07.04.2010, относится к землям сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для ведения крестьянско-фермерского хозяйства, для строительства зданий, строений, сооружений, необходимых для ведения крестьянско-фермерского хозяйства, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (выпиской из государственного кадастра недвижимости) от 12.10.2012 N 3800/601/12-184113.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); 4) срок аренды земельных участков; 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Согласно пункту 4 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства Куркова М.В. была зарегистрирована до подачи соответствующего заявления о предоставлении земельного участка.
Следовательно, заявитель как глава крестьянского (фермерского) хозяйства наделена правом на получение земельного участка на основании специального порядка, установленного Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ.
Правовая позиция о том, что норма статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков, сформирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 7865/13 от 19.11.2013.
Как указал Президиум, названный Закон определяет не только основы создания и деятельности крестьянских хозяйств, но и регулирует вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности в целях обеспечения государством надлежащих гарантий для формирования и нормального функционирования крестьянских хозяйств.
Согласно статье 82 Земельного кодекса Российской Федерации условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям и другим субъектам, не являющимся фермерскими хозяйствами, устанавливаются Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
При этом надзорная инстанция не согласилась с позицией судов относительно того, что установленный в статье 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ порядок предоставления земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства не исключает необходимости соблюдения общих принципов предоставления земельных участков, предусмотренных статьями 1 и 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе о необходимости опубликования сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и проведение торгов (конкурса, аукциона) при подаче двух и более заявлений.
Таким образом, Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в настоящем деле применению не подлежит. Ссылки заявителя апелляционной жалобы в данной части подлежат отклонению.
Как следует из материалов дела, на момент обращения Главы КФХ Курковой М.В. с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность иные фермерские хозяйства на данный участок не претендовали. Соответственно, оснований для отказа в предоставлении спорного земельного участка в собственность, при совершении Главой КФХ Курковой М.В. всех действий, предусмотренных статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, не имелось.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы заявителя апелляционной жалобы о наличии нескольких претендентов на земельный участок, в связи с чем подлежали проведению торги, исходит из следующего.
Заявление Главы КФХ Курковой М.В. было рассмотрено на заседании земельной комиссии при администрации Шелеховского муниципального района 27.08.2012 и принято решение о согласовании вопроса о предоставлении в собственность земельного участка, ориентировочной площадью 9,4013 га для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, местоположение которого: Иркутская область, Шелеховский район, северо-восточнее выезда с ул. Левитана, г. Шелехова (с левой стороны), при условии согласования контролирующих служб и опубликования информационного сообщения в газете "Шелеховский вестник".
Информационное сообщение о предоставлении указанного земельного участка было опубликовано в газете "Шелеховский вестник" (официальное приложение) 07.09.2012 года N 35/1.
В 20-дневный срок после опубликования названного информационного сообщения (25.09.2012) в Администрацию Шелеховского муниципального района поступило заявление Мурашова А.А. от 21.09.2012 о предоставлении ему земельного участка 9,4013 га, местоположение: Иркутская область, Шелеховский район, северо-восточнее выезда с ул. Левитана, г. Шелехова (с левой стороны) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Данное обращение послужило поводом для направления Управлением по распоряжению муниципальным имуществом администрации Шелеховского муниципального района в адрес Главы КФХ Курковой М.В. письма о невозможности предоставления испрашиваемого ею земельного участка в связи с необходимостью проведения аукциона.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что поступившее в администрацию заявление о предоставлении земельного участка исходило от гражданина Мурашова А.А. Доказательств того, что данный гражданин на момент обращения в администрацию с вышеуказанным заявлением был зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства в материалы дела не представлено.
Доводы Главы КФХ Чернышовой Л.Н. и администрации Шелеховского муниципального района о том, что обращаясь с заявлением о предоставлении вышеназванного земельного участка, Мурашов А.А. действовал в интересах Главы КФХ Чернышовой Л.Н., обоснованно отклонены судом первой инстанции как документально неподтвержденные.
Суд апелляционной инстанции, исследовав поступившие позднее в администрацию в качестве приложения к ранее поданному заявлению от 21.09.2012 дополнительные документы (доверенность, выданная Главой КФХ Чернышовой Л.Н. Мурашову А.А. на представление интересов, свидетельство о регистрации крестьянского (фермерского хозяйства, копия паспорта Чернышовой Л.Н.), соглашается с судом первой инстанции в том, что данные документы не опровергают того обстоятельства, что в своем заявлении от 21.09.2012 Мурашов А.А. просил предоставить земельный участок именно ему.
В дополнительном заявлении Мурашов А.А. не выразил отказа от предоставления спорного участка именно ему и не указал, что действовал в интересах Главы КФХ Чернышовой Л.Н. Соответственно, то обстоятельство, что с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность обратилась Глава КФХ Чернышова Л.Н., не подтверждено соответствующими доказательствами.
Доводы заявителя апелляционной жалобы в данной части подлежат отклонению как необоснованные.
По мнению суда апелляционной инстанции, указание в апелляционной жалобе на наличие у Мурашова А.А. возможности до проведения торгов переписать заявление о предоставлении земельного участка от имени Главы КФХ Чернышовой Л.Н., а также ссылка на то, что в качестве основного способа предоставления земельных участков является проведение торгов, свидетельствует о том, что орган местного самоуправления исключает возможность приобретения специальным субъектом земельного участка в собственность для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности в установленном законом особом порядке.
Судом первой инстанции правильно установлено, что в настоящем деле лишь один из претендентов является крестьянским (фермерским) хозяйством, факт обращения с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность других фермерских хозяйств не подтвержден, при этом заявитель совершила все действия, предусмотренные статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, а, следовательно, имеет право на получение спорного земельного участка в особом порядке и проведение торгов не требуется.
При таких обстоятельствах основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка Главе КФХ Курковой М.В. у Управления отсутствовали.
Оспариваемый отказ Управления не соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку ограничивает его право на приобретение земельного участка в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, в связи с чем правомерно признан судом незаконным с возложением на Администрацию Шелеховского муниципального района обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении Главе Курковой М.В. спорного земельного участка, с направлением Главе КФХ Курковой М.В. проекта договора купли-продажи в отношении данного земельного участка с предложением о заключении договора в сроки, установленные законодательством.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Судом апелляционной инстанции оснований для признания выводов суда первой инстанции необоснованными не установлено.
Судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание доводы заявителя апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда первой инстанции о предоставлении спорного земельного участка в собственность Главе КФХ Курковой М.В. вследствие утверждения Решениями Думы Баклашинского муниципального образования от 14.11.2013 N 30-рд и N 31-рд Генерального плана Баклашинского муниципального образования Шелеховского района Иркутской области и Правил землепользования и застройки Баклашинского муниципального образования, согласно которым истребуемый земельный участок входит в состав территориальной зоны озелененных территорий общего пользования (РЗ602) и зону природного ландшафта (ПТЗ 1106), которые не предусматривают вида разрешенного использования - ведение крестьянского (фермерского) хозяйства.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что проверка законности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, осуществляется арбитражным судом исходя из установленных им обстоятельств на дату принятия соответствующих актов, решений и совершения оспариваемых действий (бездействия).
Таким образом, законность ненормативного акта, решения проверяется судом применительно к тем обстоятельствам, которые существовали на дату его вынесения. Дополнительно приводимые Управлением обстоятельства основанием для принятия решения об отказе в предоставлении спорного земельного участка в собственность Главе КФХ Курковой М.В. не являлись.
Из материалов дела установлено, что спорный земельный участок состоит на кадастровом учете с 07.04.2010, относится к землям сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для ведения крестьянско-фермерского хозяйства, для строительства зданий, строений, сооружений, необходимых для ведения крестьянско-фермерского хозяйства. Правообладателем спорного земельного участка является ответчик, который в силу положений статей 18, 28 Градостроительного кодекса РФ вправе инициировать внесение изменений в документы территориального планирования муниципальных образований.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции также не нашла своего подтверждения ссылка на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 03.06.2013 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Мурашев Александр Анатольевич, судебное заседание отложено на 30.07.2013. Копия судебного акта направлена судом в установленном порядке по месту жительства Мурашева А.А., органом почтовой связи почтовое отправление возвращено в суд в связи с тем, что, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта. В соответствии с правилами статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при таких обстоятельствах лицо считается извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Из материалов дела следует, что Мурашев А.А. 30.07.2013 в суд представил отзыв на заявление и известил о невозможности участия в судебном заседании в связи с выездом.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 июля 2013 года по делу N А19-1725/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Э.В.ТКАЧЕНКО
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
Д.В.БАСАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)