Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 30.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-14467/2014

Требование: О признании решения об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, обязании поставить на учет в целях предоставления участка под жилищное строительство на льготных условиях.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что являлся работником бюджетной сферы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 октября 2014 г. по делу N 33-14467/2014


Судья: Шафикова Е.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Турумтаевой Г.Я.,
Фроловой Т.Е.,
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации ГО г. Уфа РБ на решение Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от дата, которым постановлено:
заявление А. о признании незаконным решения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об отказе в предоставлении земельного участка, обязании поставить на учет в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство удовлетворить.
Признать незаконным решение от дата об отказе в предоставлении земельного участка, вынесенное Комиссией по вопросам однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Возложить обязанность на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан устранить допущенное нарушение права, а именно - поставить А. на учет в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на льготных условиях как работника бюджетной сферы.
Заслушав доклад судьи Фроловой Т.Е., судебная коллегия

установила:

А. обратилась в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа РБ о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, обязании поставить на учет в целях предоставления земельного участка под жилищное строительство на льготных условиях.
В обоснование заявленных требований указала, что является работником бюджетной сферы - сотрудником...
Полагая, что указанные обстоятельства являются основанием для приобретения ею земельного участка под жилищное строительство на льготных условиях, дата А. обратилась в Администрацию ГО г. Уфа РБ с соответствующим заявлением, однако Комиссией по вопросам однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства при Администрации ГО г. Уфа РБ в удовлетворении данных требований А. было отказано по тем основаниям, что ее супруг прописан в другом городе - адрес.
О принятом решении А. сообщено Письмом от дата.
Просила суд признать приведенное решение Комиссии по вопросам однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства при Администрации ГО г. Уфа РБ незаконным, обязать Комиссию восстановить допущенное нарушение, поставив А. на учет в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на льготных условиях как работника бюджетной сферы.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация ГО г. Уфа РБ просит приведенное решение отменить, считает его незаконным, указала, что А. не представлены документы, подтверждающие в порядке ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" ее право на льготы при предоставлении земельного участка в собственность. По утверждению подателя жалобы, А. обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, имеет постоянную регистрацию в жилом помещении, принадлежащем его собственнику, обладает равным с собственником указанного жилого помещения правом пользования указанным жилым помещением. Полагает, что у суда отсутствовали правовые основания для признания А. нуждающейся в жилом помещении.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав А. и ее представителя Б., полагавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно позиции Европейского суда по правам человека, судебное разбирательство должно осуществляться посредством такого механизма, который обеспечивает наиболее эффективную судебную защиту для целей полного восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов, создание чрезмерных правовых препятствий при разрешении спора является недопустимым.
Концепция собственности или имущества толкуется Европейским судом по правам человека очень широко и включает в себя широкий спектр экономических интересов субъектов права, которые могут быть нарушены при деятельности органов государственной власти, вводящих ограничения права собственности.
На основании ст. 36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Согласно ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Отношения по использованию и охране земель в Республике Башкортостан как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Республики Башкортостан урегулированы Законом Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан".
Ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" установлено, что к категориям граждан, которым предоставляются однократно и бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства, относятся, в частности, работники организаций бюджетной сферы, не состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не являющиеся собственниками жилых помещений, работающие по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, либо трудовому договору, заключенному на срок не менее трех лет, в следующих случаях:
а) нуждающиеся в жилых помещениях на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством;
б) проживающие в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
в) проживающие в общежитии;
г) проживающие в смежной неизолированной комнате, а также в однокомнатной или двухкомнатной квартире в составе 2 семей и более (в том числе в составе семьи, которая состоит из родителей и постоянно проживающих с ними и зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних детей, состоящих в браке) независимо от размеров занимаемого жилого помещения.
Гражданам, местом жительства которых является городской округ, земельные участки предоставляются в границах данного городского округа, а также в границах муниципальных районов, граничащих с данным городским округом, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящей части.
Гражданам, местом жительства которых является городской округ город Уфа Республики Башкортостан, земельные участки предоставляются в границах данного городского округа, а также в границах муниципальных районов Благовещенский, Иглинский, Кармаскалинский, Кушнаренковский, Уфимский, Чишминский районы Республики Башкортостан.
Гражданам, местом жительства которых является муниципальный район, земельные участки предоставляются в границах соответствующего муниципального района.
Исходя из буквального толкования Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", земельный участок предоставляется работникам бюджетной сферы на льготных условиях, в случая предусмотренных ст. 10 названного Закона, при этом, постановка на учет таких граждан не ограничена местом регистрации членов семьи.
Иное толкование закона ущемляет права работника бюджетной сферы на получение земельного участка в собственность бесплатно, что ставит его в неравное положение с гражданами такой категории.
П. 1 Решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 08 июня 2006 года N 12/22 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа город Уфа РБ" установлена учетная норма площади жилого помещения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, менее 12 кв. м общей площади на одного человека.
По смыслу ст. 10.1 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", предоставление земельных участков осуществляется уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области земельных отношений либо органом местного самоуправления (далее - уполномоченный орган).
Учет граждан, претендующих на предоставление земельных участков, осуществляется уполномоченным органом по месту жительства в порядке очередности, исходя из времени поступления заявлений в уполномоченный орган, отдельно по каждой категории.
Рассмотрение заявлений граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков (далее - заявление), прилагаемых к ним документов и принятие решения о постановке указанных граждан на учет осуществляются комиссиями по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства (далее - земельные комиссии) в течение 10 рабочих дней.
Как следует из Постановления Правительства РБ от 08 ноября 2011 года N 393 "О перечне документов, необходимых для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, имеющим право на получение земельных участков однократно и бесплатно", к заявлению граждан, обратившихся в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений либо орган местного самоуправления для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, имеющим право на получение земельных участков однократно и бесплатно, прилагаются:
для работников организаций бюджетной сферы, не состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не являющихся собственниками жилых помещений, работающих по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, либо трудовому договору, заключенному на срок не менее трех лет:
- копия документа, удостоверяющего личность;
- нотариально удостоверенная доверенность - в случае подачи заявления представителем;
- копия трудового договора, заверенная работодателем;
- документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства, - справка о составе семьи;
- справка, выданная органом местного самоуправления городского округа, муниципального района (в том числе городского поселения), а также сельского поселения по месту жительства гражданина и членов его семьи, об отсутствии у них земельных участков на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды для индивидуального жилищного строительства - в случае подачи заявления в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений;
- справка, выданная государственным унитарным предприятием Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан, о наличии в собственности гражданина и членов его семьи объектов недвижимости по месту жительства гражданина и членов его семьи;
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных на имя заявителя и каждого члена его семьи правах на объекты недвижимости (выписка представляется по Республике Башкортостан);
- копия финансового лицевого счета, выписка из домовой или похозяйственной книги - в случае проживания в индивидуальном частном доме.
На основании ст. 196 ГК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
При вынесении обжалуемого решения суд пришел к выводу, что А. относится к категории граждан, имеющих в порядке ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" право на однократное и бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в силу чего заявленные ею требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Так, А. является работником организации бюджетной сферы -..., с ней заключен бессрочный трудовой договор N... от дата (л.д. 10-12, 22).
дата А. обратилась в Администрацию ГО г. Уфа РБ с заявлением о выделении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства на льготных условиях, как работнику бюджетной сферы (л.д. 9).
По результатам рассмотрения приведенного заявления Комиссией по вопросам однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства при Администрации ГО г. Уфа РБ дата принято решение об отказе А. в постановке на учет в целях предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства по тем основаниям, что ее супруг прописан в адрес (л.д. 33-38).
О принятом решении А. сообщено Письмом от дата (л.д. 8).
При вынесении обжалуемого решения суд исходил из того, что, в соответствии с положениями Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", регистрация супруга А. по месту жительства в другом городе не может ограничивать право заявителя на льготное получение в собственность земельного участка; иных оснований, препятствующих постановке А. на учет в целях получения земельного участка, Администрацией ГО г. Уфа РБ не выявлено.
На основании изложенного, суд пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных А. требований.
С данным решением судебная коллегия считает необходимым согласиться, поскольку оно основано на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что А. не представлены документы, подтверждающие в порядке ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" ее право на льготы при предоставлении земельного участка в собственность, и что, по утверждению подателя жалобы, А. обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы; имеет постоянную регистрацию в жилом помещении, принадлежащем его собственнику, обладает равным с собственником указанного жилого помещения правом пользования указанным жилым помещением, не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
Так, исходя из буквального толкования Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", земельный участок предоставляется работникам бюджетной сферы на льготных условиях, при наличии условий, предусмотренных ст. 10 приведенного закона.
Судебной коллегией установлено, что при обращении к ответчику с заявлением о выделении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство А., в соответствии с Постановлением Правительства РБ от 08 ноября 2011 года N 393 "О перечне документов, необходимых для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, имеющим право на получение земельных участков однократно и бесплатно", были приложены документы, из которых следует, что А. и ее сын А. с дата по настоящее время зарегистрирована в квартире площадью... по адресу адрес, принадлежащей на праве собственности Т., в квартире зарегистрированы и проживают также ее родители Т.С. Т.
А. с супругом Р. (брак зарегистрирован дата) и сыном А. дата года рождения фактически по указанному адресу не проживают и не проживали, их личные вещи в квартире отсутствуют, что подтверждается Актом о не проживании и отсутствии личных вещей в квартире от дата.
А., Р., А. объектов недвижимости в собственности не имеют, проживают по договору коммерческого найма в квартире общей площадью... жилой площадью... по адресу адрес, что подтверждается Уведомлениями Управления Росреестра по РБ от дата, а также договором коммерческого найма жилого помещения от дата, заключенным между наймодателем Б. и нанимателем А., действующей в интересах своей семьи - Р. и А. - сроком по дата.
Супруг А. - зарегистрирован, но не проживает в квартире общей площадью.... по адресу адрес принадлежащей на праве собственности С. в данном жилом помещении зарегистрированы... человек.
Таким образом, на момент обращения к ответчику с заявлением о выделении земельного участка семья А-вых собственного жилья не имела, проживала в жилом помещении по договору коммерческого найма, общая площадь которого -... что свидетельствует о необеспеченности ее общей площадью жилого помещения исходя из установленной Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 08 июня 2006 года N 12/22 учетной нормы.
О данных обстоятельствах Администрации ГО г. Уфа РБ на момент рассмотрения заявления А. от дата (к которому в числе прочих документов был приложен приведенный договор коммерческого найма) было известно, в связи с чем указанные доводы жалобы являются необоснованными.
Правовые основания для отказа в удовлетворения заявления А. о постановке ее на учет в целях предоставления земельного участка для строительства индивидуального жилого дома на льготных условиях у Администрации ГО г. Уфа РБ отсутствовали, о чем судом первой инстанции сделан обоснованный вывод.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Таким образом, жалоба не содержит ссылку на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации ГО г. Уфа РБ - без удовлетворения.

Председательствующий
З.А.НАУШИРБАНОВА

Судьи
Г.Я.ТУРУМТАЕВА
Т.Е.ФРОЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)