Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 27.01.2014 ПО ДЕЛУ N А17-1917/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2014 г. по делу N А17-1917/2013



Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Башевой Н.Ю.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
администрации города Иваново
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 26.07.2013,
принятое судьей Герасимовым В.Д., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.10.2013,
принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
по делу N А17-1917/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Тимошенко Юрия Федоровича

к администрации города Иваново

о признании незаконным решения
и
установил:

индивидуальный предприниматель Тимошенко Юрий Федорович (далее - ИП Тимошенко Ю.Ф., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Администрации города Иваново (далее - Администрация) об отказе в утверждении актов выбора земельного участка для строительства магазина по улице Лежневской в городе Иваново и предварительном согласовании места размещения объекта, выраженном в письме от 10.01.2013 N 03-02-2995, а также об обязании Администрации принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства магазина по улице Лежневской в городе Иваново в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, оформленных актами от 02.07.2010 и от 11.03.2011.
Решением суда от 26.07.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.10.2013 решение оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению заявителя, суды неправильно применили нормы материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Заявитель считает, что утвержденные акты выбора земельного участка являются недействительными; суды неправомерно обязали Администрацию предоставить Предпринимателю испрашиваемый земельный участок.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
ИП Тимошенко Ю.Ф. в отзыве не согласился с доводами жалобы, просил оставить принятые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.08.2008 ИП Тимошенко Ю.Ф. обратился в Департамент управления имуществом Ивановской области (далее - Департамент) с заявлением о предоставлении ему земельного участка для размещения магазина в городе Иваново по улице Лежневской (у автовокзала), в границах согласно приложению.
Копия данного обращения на основании соглашения о взаимодействии по информационному обмену и вопросам формирования и предоставления земельных участков от 17.07.2008 была направлена Департаментом в Администрацию.
Глава города Иваново издал постановление от 28.01.2010 N 11 "О проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по улице Лежневской города Иванова", согласно которому Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Иванова (далее - Комиссия) и Управлению архитектуры и градостроительства города Иванова предписывалось провести публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка ориентировочной площадью 90 квадратных метров из кадастрового квартала 37:24:040815. Данная процедура соответствует требованиям пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Комиссия 02.07.2010 осуществила выбор земельного участка для строительства магазина по улице Лежневской.
Постановлением Администрации от 08.10.2010 N 1964 утверждена на кадастровом плане территории схема расположения земельного участка ориентировочной площадью 90 квадратных метров из земель населенных пунктов кадастрового квартала 37:24:040815, расположенного по адресу: Ивановская обл., г. Иваново, с целью образования под магазин. ИП Тимошенко Ю.Ф. предписано изготовить кадастровый паспорт и поставить земельный участок на кадастровый учет. Земельный участок с кадастровым номером 37:24:040815:2474 был поставлен на кадастровый учет.
ИП Тимошенко Ю.Ф. 21.02.2011 обратился в Администрацию с заявлением о предварительном согласовании места размещения магазина и утверждении акта выбора земельного участка, расположенного по улице Лежневской в городе Иваново, в соответствии с постановлением Администрации от 08.10.2010 N 1964.
Комиссия по предварительному выбору земельных участков для строительства объектов на территории города 11.03.2011 произвела выбор земельного участка для строительства магазина по улице Лежневской.
В связи с отказом в предоставлении указанного земельного участка для строительства по причине отсутствия решения о предварительном согласовании места размещения объекта (письмо Администрации от 11.07.2012 N 03-02-2995) Предприниматель 01.08.2012 обратился в Администрацию с заявлением об утверждении акта выбора земельного участка путем издания постановления о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждения акта выбора земельного участка.
Администрации в письме от 23.08.2012 N 03-02-2995 в удовлетворении данного заявления отказала в связи с отсутствием соответствующего решения комиссии по землепользованию и застройке.
ИП Тимошенко Ю.Ф. 13.12.2012 обратился в Администрацию с заявлением об утверждении одного из актов выбора земельного участка путем издания соответствующего постановления, а в случае необходимости, просил предварительно рассмотреть вопрос на комиссии по землепользованию и застройке.
Письмом Администрации от 10.01.2013 N 03-02-2995 в удовлетворении заявления отказано по следующим основаниям: неактуальность представленных заявителем материалов, изменение состава комиссии по предварительному выбору земельных участков для строительства объектов на территории города Иваново.
Предприниматель не согласился с данным решением Администрации и обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 65, статьей 198, частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 29, 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, поскольку пришел к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Предпринимателя.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления (пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который включает в себя: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Порядок выбора земельного участка и принятия решения о его предоставлении установлен в статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В пункте 2 названной статьи определено, что орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что 02.07.2010 комиссия по предварительному выбору земельных участков для строительства объектов на территории города Иваново оформила акт выбора земельного участка для строительства магазина по улице Лежневской в городе Иваново. Администрация издала постановление от 08.10.2010 N 1964, в соответствии с которым предоставила разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка ориентировочной площадью 90 квадратных метров из земель населенных пунктов кадастрового квартала 37:24:040815, расположенного по улице Лежневской в городе Иваново, с целью образования под магазин и утвердила на кадастровом плане территории схему расположения данного земельного участка. Комиссия по предварительному выбору земельных участков для строительства объектов на территории города Иванова 11.03.2011 на основании заявления ИП Тимошенко Ю.Ф. от 21.02.2011 повторно оформила акт выбора земельного участка по указанному адресу для строительства магазина.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в отношении спорного земельного участка была соблюдена предусмотренная в статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации процедура выбора земельного участка для строительства здания магазина, по результатам которой оформлены два акта о выборе данного земельного участка, утверждена схема расположения его на кадастровом плане территории.
В этой связи Администрация в силу части 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязана была принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее один из названных актов о выборе земельного участка по улице Лежневской в городе Иваново для строительства здания магазина. Из материалов дела не следует, что у Администрации имелись законные основания для отказа в принятии указанного решения, а именно наличие градостроительных, экологических и иных условий использования соответствующей территории, создающих непреодолимые препятствия для размещения в пределах данной территории здания магазина.
Суды правомерно указали, что обстоятельства, указанные Администрацией в качестве оснований для отказа в принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка в письме от 10.01.2013 N 03-02-2995, направленном в адрес заявителя, не относятся к числу условий использования территории, препятствующих размещению на выбранном земельном участке объекта капитального строительства.
Согласно пункту 10 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.
Таким образом, суды правомерно обязали Администрацию принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании представленных в дело доказательств и не противоречат им.
С учетом изложенного суды обоснованно удовлетворили требование Предпринимателя.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанных судами выводов и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Администрации не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Администрации не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 26.07.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.10.2013 по делу N А17-1917/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Иваново - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Судьи
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
Н.Ю.БАШЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)