Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 12.08.2014 N Ф03-3175/2014 ПО ДЕЛУ N А51-30783/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2014 г. N Ф03-3175/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: С.И. Гребенщикова, О.В. Цирулик
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Октан" - Савон М.Е., представитель по доверенности от 21.07.2014;
- от управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока - Комарова Е.А., представитель по доверенности от 21.04.2014;
- от Министерства обороны Российской Федерации - Могилева Л.С., представитель по доверенности от 10.02.2014
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Октан"
на решение от 28.01.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014
по делу N А51-30783/2013 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Н.В. Колтунова,
в суде апелляционной инстанции судьи С.В. Гуцалюк, А.В. Гончарова, Е.Н. Номоконова
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Октан"
к управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
заинтересованное лицо: Министерство обороны Российской Федерации
об оспаривании решения
Общество с ограниченной ответственностью "Октан" (ОГРН 1022501915578, ИНН 2538066122, место нахождения: 690065, Приморский край, г. Владивосток, ул. Саратовская, 9-61; далее - общество, ООО "Октан") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ОГРН 1092536003812, ИНН 2536216076, место нахождения: 690106, Приморский край, г. Владивосток, Партизанский проспект, 20; далее - управление, УГА г. Владивостока), оформленного письмом от 11.09.2013 N 21339/20у, об отказе в обеспечении выбора земельного участка ориентировочной площадью 80 000 кв. м, расположенного в районе б. Новик о. Русский в г. Владивостоке, для строительства туристической базы и об утверждении схемы расположении земельного участка на кадастровом плане территории, а также о возложении на УГА г. Владивостока обязанности обеспечить выбор земельного участка для строительства.
Определением от 24.10.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, место нахождения: 119160, г. Москва, ул. Знаменка, 19; далее - Минобороны России).
Решением от 28.01.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Октан" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты. Заявитель не согласен с выводом судов о том, что спорный земельный участок находится в ведении Министерства обороны РФ и относится к федеральной собственности. Указывает, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:060101:5, в границы которого входил и спорный участок, 13.10.2010 снят с кадастрового учета, что графические материалы генерального плана, находящиеся в свободном доступе, не имеют сведений о границах военного городка N 1 и разграничении земель по категориям. Согласно документам, имеющимся на официальном сайте администрации г. Владивостока, спорный участок находится в границах городского округа на землях населенного пункта. Считает, что судами неправомерно применено законодательство, регулирующее разграничение государственной собственности на землю. Не согласно со ссылкой суда на статьи 16, 64 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В отзывах на кассационную жалобу Минобороны России, УГА г. Владивостока просят оставить без изменения обжалуемые судебные акты, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда кассационной инстанции, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края, представители общества, Министерства и управления доводы кассационной жалобы и отзывов на нее поддержали, дали по ним пояснения.
Проверив законность состоявшихся судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ оснований для их отмены не имеется.
Как следует из материалов дела, 10.07.2013 ООО "ОКТАН" в порядке пункта 5 статьи 30, статей 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) обратилось в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - департамент) с заявлением о предоставлении в аренду сроком на десять лет земельного участка площадью 80 000 кв. м с предварительным согласованием места размещения строительства туристической базы в районе бухты Новик г. Владивостока, приложив к заявлению, в том числе, обзорную схему района.
Департаментом письмом от 22.07.2013 N 20/03/02-12/16776 заявление общества и приложенные к нему документы направлены в администрацию г. Владивостока для рассмотрения вопроса о выдаче акта о выборе испрашиваемого земельного участка и утверждения схемы его расположения на кадастровом плане территории.
Дополнительно по обращению департамента общество 08.08.2013 представило в управление градостроительства администрации г. Владивостока (далее - УГА г. Владивостока) схему расположения испрашиваемого земельного участка, топографическую съемку и иные документы.
Письмом от 11.09.2013 N 21339/20у УГА г. Владивостока указало на невозможность выдачи акта о выборе земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах земельного участка, находящегося в ведении Министерства обороны РФ.
ООО "ОКТАН", расценив данное письмо как отказ в обеспечении выбора земельного участка и полагая его не соответствующим закону, нарушающим права общества, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта либо с предварительным согласованием места размещения объекта.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 названной статьи. Данный порядок включает: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 ЗК РФ.
Таким образом, для предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ему предшествует выбор земельного участка для строительства, принятие уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
На территории города Владивостока выдача акта о выборе земельного участка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории отнесены к компетенции УГА администрации г. Владивостока (пункт 4.18 положения об управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, утвержденного решением думы города Владивостока от 03.04.2009 N 259).
Порядок выдачи актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории урегулирован регламентом предоставления администрацией г. Владивостока соответствующей услуги, утвержденным постановлением администрации г. Владивостока от 03.12.2010 N 1608.
Согласно абзацу 3 пункта 1.2 регламента в случае, если испрашиваемый участок находится в федеральной собственности, надлежащим заявителем является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае.
По настоящему спору при рассмотрении вопроса о выборе земельного участка для строительства установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, находящегося в ведении Министерства обороны РФ. Данное следует из публичной кадастровой карты, согласно которой спорный земельный участок является частью земельного участка, расположенного в северо-западной части полуострова Саперный о. Русский, закрепленного, в свою очередь, за Военно-морскими силами Министерства обороны СССР на основании распоряжения Совета Министров СССР от 12.03.1955 N 1885. Территория острова Русский полностью относится к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" (дело N А51-18768/2012). Надлежащих доказательств того, что соответствующие земли в установленном порядке переданы в государственную собственность субъекта РФ либо в муниципальную собственность, в деле не представлено.
При установленном суды, руководствуясь положениями статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), частью 1 статьи 17 ЗК РФ, частью 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", обоснованно признали, что спорный земельный участок в силу закона относится к федеральной собственности. Распоряжение таким земельным участком в соответствии с Положением о Министерстве обороны, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, пунктом 1, подпунктом "и" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" не относится к полномочиям департамента земельных и имущественных отношений Приморского края.
Довод общества о том, что согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа, утвержденному решением Думы г. Владивостока 15.09.2008 N 119, спорный земельный участок расположен в границах Владивостокского городского округа, поэтому относится к землям населенных пунктов и его распоряжение осуществляется департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края, подлежит отклонению как противоречащий статье 85 ЗК РФ, обстоятельствам, установленным по делу.
Таким образом, суды, исследовав представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, в том числе схему расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровые карты в составе градостроительной документации, признали, что администрацией выполнены требования действующего законодательства, в частности проверено расположение земельного участка на кадастровом плане территории и выявлено наложение испрашиваемого земельного участка на земельный участок, находящийся в федеральной собственности. Как следствие, судами сделан правомерный вывод о том, что отказ администрации в выборе земельного участка для строительства принят последней в пределах предоставленных ей полномочий с соблюдением действующего законодательства, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении заявления ООО "Октан".
Иным доводам кассационной жалобы судами дана правовая оценка, основанная на обстоятельствах, установленных по делу. Переоценка установленных обстоятельств, на что направлены доводы кассационной жалобы, в полномочия окружного суда не входит (статья 286 АПК РФ).
При изложенном основания для отмены решения, постановления и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Приморского края от 28.01.2014 по делу N А51-30783/2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
С.Н.НОВИКОВА

Судьи
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ
О.В.ЦИРУЛИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)