Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 8 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Сайгутиной Елены Юрьевны - Сайгутиной Аллы Алексеевны (доверенность от 01.04.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Сайгутиной Елены Юрьевны на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 8 октября 2013 года по делу N А69-1664/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 марта 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Хертек А.В.; суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Борисов Г.Н., Севастьянова Е.В.),
установил:
гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Сайгутина Елена Юрьевна (г. Кызыл, ОГРНИП 3041701322700136, далее - индивидуальный предприниматель Сайгутина Е.Ю., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий (бездействия) Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - Министерство), выразившихся в отказе предоставить в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки площадью 21 кв. м и 12 кв. м, имеющие адресные ориентиры: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, торговая площадка напротив кинотеатра "Найырал", киоск N 5 и киоск N 19 в целях использования под размещение временных торговых сооружений; обязать Министерство предоставить индивидуальному предпринимателю Сайгутиной Е.Ю. в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, вышеуказанные земельные участки, для чего осуществить действия установленные статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации: выдать схему размещения земельных участков на кадастровом плане или в кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельных участков кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этих земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; в двухнедельный срок со дня предоставления кадастровых паспортов испрашиваемых земельных участков принять решение о передаче в аренду земельных участков заявителю; заключить договор аренды земельных участков с индивидуальным предпринимателем Сайгутиной Е.Ю.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Мэрия г. Кызыла.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 8 октября 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 марта 2014 года решение суда от 8 октября 2013 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель Сайгутина Е.Ю. ставит вопрос об отмене судебных актов по делу по основаниям неправильного применения судом первой инстанции статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации; указывает на то, что она обратилась с заявлением в уполномоченный орган - Министерство земельных и имущественных отношений с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка в порядке пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем ссылка на свободу заключения Министерством договора не состоятельна.
Заявитель кассационной жалобы не согласна с выводом суда апелляционной инстанции о том, что из ее заявления однозначно не следует, что она обратилась в Министерство именно в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации; указывает, что заявление от 08.04.2013 содержит все установленные пунктом 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации сведения; именно так оно было воспринято и Министерством.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции безосновательно отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства; в нарушение части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не принял дополнительные доказательства по делу.
В кассационной жалобе также приводятся доводы о несогласии с выводом суда апелляционной инстанции о том, что со стороны Министерства отсутствовали оспариваемые действия в виде отказа предоставить земельный участок в аренду в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации; указывается, что Министерство отказало письмом от 24.07.2013 N СК-3393 именно в заключении договора аренды; отказ противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, разделу VI постановления Правительства Республики Тыва от 08.02.2013 N 81 "Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва", что создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности заявителя.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Сайгутиной Е.Ю. поддержала доводы кассационной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещенная на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 23.05.2014), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается без участия их представителей.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам по делу.
Как усматривается из материалов дела и установлено решением суда первой инстанции, 08.04.2013 года индивидуальный предприниматель Сайгутина Е.Ю. обратилась в Министерство с заявлением в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении ей в установленном законом порядке в аренду земельных участков размером 21 кв. м и 12 кв. м, расположенных по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, торговая площадка напротив кинотеатра "Найырал", с целью использования - под размещение временных торговых сооружений путем заключения договоров аренды земельных участков с выдачей ей схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельных участков кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этих земельных участков.
Министерство в ответном письме от 18.04.2013 N СК-1846 отказало предпринимателю в заключении договор аренды, мотивировав отказ тем, что в утвержденную постановлением Мэра г. Кызыла от 18.08.2011 N 1052 схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" киоски, принадлежащие предпринимателю, не входят.
Суд первой инстанции, исходя из положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, указал, что названной статьей предусмотрен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (пункт 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (пункт 2). В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Суд первой инстанции также установил, что временные мобильные сооружения заявителя - киоски N 19 и N 5 расположены на землях городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена.
Во исполнение пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Республики Тыва от 08.02.2013 N 81 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва", действующий на дату поступления в министерство заявления предпринимателя (далее - Порядок N 81).
Порядок устанавливает процедуру и критерии предоставления земельных участков, находящихся в границах городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена, в том числе порядок рассмотрения заявок граждан и юридических лиц и принятия решений органом исполнительной власти Республики Тыва в сфере управления и распоряжения земельными участками - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва, в целях обеспечения рационального и наиболее эффективного использования земель, создания единого архитектурного облика города, соблюдения принципов справедливости, публичности и открытости процедур предоставления и прекращения прав на земельные участки.
Пунктом 1.4 Порядка N 81 предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок гражданин или юридическое лицо (далее - заявитель) представляет в Министерство лично или через законного представителя либо направляет по почте, а в случае, предусмотренном пунктом 6.1, также в электронной форме, заявление и документы, предусмотренные настоящим Порядком. Поступившее заявление и прилагаемые к нему документы подлежат регистрации уполномоченным сотрудником Министерства (далее - регистратор) не позднее трех рабочих дней с даты их поступления (пункт 1.5). Днем обращения заявителя считается день получения Министерством заявления со всеми необходимыми документами (пункт 1.7).
Разделом VI Порядка N 81 установлен порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в соответствии с которым при предоставлении земельных участков заинтересованным лицам в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, указанные лица подают в Министерство в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, соответствующее заявление и следующие прилагаемые к нему документы:
- копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
- выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданная уполномоченным налоговым органом не позднее одного месяца до дня обращения с заявлением, копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (для индивидуальных предпринимателей);
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, выданная уполномоченным налоговым органом не позднее одного месяца до дня обращения с заявлением, копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, учредительных документов (для юридических лиц);
- копия документа, удостоверяющего полномочия представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (пункт 6.1).
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 6.2).
Министерство в двухнедельный срок с даты получения заявления направляет в мэрию города Кызыла обращение для обеспечения подготовки необходимой информации о разрешенном использовании земельных участков и возможности использования земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями. Мэрия города Кызыла представляет указанную информацию в Министерство в срок не позднее одного месяца со дня поступления обращения (пункт 6.3).
Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются: указанные заявителем цели использования земельного участка не соответствуют документации по планировке территории, документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки города Кызыла; предоставление земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями повлечет нарушение строительных, санитарных, иных обязательных норм и правил.
Министерство принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в двухнедельный срок со дня поступления информации от мэрии города Кызыла, предусмотренной пунктом 6.3 настоящего Порядка, и уведомляет заявителя об этом в письменной форме с обоснованием отказа в семидневный срок со дня его принятия (пункт 6.4).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал, что отношения сторон в связи с подачей индивидуальным предпринимателем Сайгутиной Е.Ю. заявления о предоставлении земельного участка в аренду в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и отказ Министерства в предоставлении земельного участка в аренду регулируются положениями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также принятым в его развитие Порядком N 81.
В частности, упомянутый Порядок устанавливает основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду.
Однако, отказывая индивидуальному предпринимателю Сайгутиной Е.Ю.. в удовлетворении ее заявления, суд первой инстанции не исследовал отказ Министерства от 18.04.2013 на предмет его соответствия предусмотренным Порядком N 81 основаниям, поскольку исходил из ошибочной позиции, состоящей в том, что в силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны свободны в заключении договора.
Названное утверждение суда первой инстанции противоречит его выводам о том, что Министерство обязано было рассмотреть заявление предпринимателя в соответствии с требованиями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Порядка N 81.
В связи с изложенным вывод суда апелляционной инстанции о том, что применительно к обстоятельствам настоящего дела из сопоставления заявления индивидуального предпринимателя Сайгутиной Е.Ю. от 08.04.2013 и ответа Министерства от 18.04.2013 однозначно не следует, что предприниматель обратилась в Министерство в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, не основан на материалах дела.
Не имеет правового значения восприятие Министерством заявления предпринимателя, поскольку из заявления видно, что обращение касается предоставления земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством.
Суд кассационной инстанции также отмечает, что статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации не требует учета ранее сложившихся отношений (в рамках которых предпринимателю предоставлялись земельные участки для размещения временных объектов по договорам о предоставлении места под установку таких объектов), поскольку статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации не ограничивает право предпринимателя обратиться за предоставлением земельных участков в аренду с целью размещения принадлежащих ей временных объектов, то есть в целях, не связанных со строительством.
Порядок рассмотрения заявления предпринимателя установлен разделом VI Порядка N 81, в связи с чем судам следовало проверить отказ Министерства в заключении договора аренды с индивидуальным предпринимателем Сайгутиной Е.Ю. на соответствие его требованиям раздела VI Порядка N 81.
В нарушение требований статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды двух инстанций также не проверили, нарушает ли оспариваемый отказ права предпринимателя, в связи с чем выводы судов двух инстанций не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а судебные акты по указанным основаниям подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо проверить по существу законность отказа Министерства в предоставлении Сайгутиной Е.Ю. земельных участков в аренду, а также вопрос о том, нарушает ли отказ права индивидуального предпринимателя Сайгутиной Е.Ю. в сфере предпринимательской деятельности.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Тыва, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Тыва.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 8 октября 2013 года по делу N А69-1664/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 марта 2014 года по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Тыва.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА
Судьи:
А.И.ЧУПРОВ
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 11.07.2014 ПО ДЕЛУ N А69-1664/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2014 г. по делу N А69-1664/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 8 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Сайгутиной Елены Юрьевны - Сайгутиной Аллы Алексеевны (доверенность от 01.04.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Сайгутиной Елены Юрьевны на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 8 октября 2013 года по делу N А69-1664/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 марта 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Хертек А.В.; суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Борисов Г.Н., Севастьянова Е.В.),
установил:
гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Сайгутина Елена Юрьевна (г. Кызыл, ОГРНИП 3041701322700136, далее - индивидуальный предприниматель Сайгутина Е.Ю., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий (бездействия) Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - Министерство), выразившихся в отказе предоставить в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки площадью 21 кв. м и 12 кв. м, имеющие адресные ориентиры: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, торговая площадка напротив кинотеатра "Найырал", киоск N 5 и киоск N 19 в целях использования под размещение временных торговых сооружений; обязать Министерство предоставить индивидуальному предпринимателю Сайгутиной Е.Ю. в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, вышеуказанные земельные участки, для чего осуществить действия установленные статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации: выдать схему размещения земельных участков на кадастровом плане или в кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельных участков кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этих земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; в двухнедельный срок со дня предоставления кадастровых паспортов испрашиваемых земельных участков принять решение о передаче в аренду земельных участков заявителю; заключить договор аренды земельных участков с индивидуальным предпринимателем Сайгутиной Е.Ю.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Мэрия г. Кызыла.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 8 октября 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 марта 2014 года решение суда от 8 октября 2013 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель Сайгутина Е.Ю. ставит вопрос об отмене судебных актов по делу по основаниям неправильного применения судом первой инстанции статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации; указывает на то, что она обратилась с заявлением в уполномоченный орган - Министерство земельных и имущественных отношений с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка в порядке пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем ссылка на свободу заключения Министерством договора не состоятельна.
Заявитель кассационной жалобы не согласна с выводом суда апелляционной инстанции о том, что из ее заявления однозначно не следует, что она обратилась в Министерство именно в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации; указывает, что заявление от 08.04.2013 содержит все установленные пунктом 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации сведения; именно так оно было воспринято и Министерством.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции безосновательно отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства; в нарушение части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не принял дополнительные доказательства по делу.
В кассационной жалобе также приводятся доводы о несогласии с выводом суда апелляционной инстанции о том, что со стороны Министерства отсутствовали оспариваемые действия в виде отказа предоставить земельный участок в аренду в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации; указывается, что Министерство отказало письмом от 24.07.2013 N СК-3393 именно в заключении договора аренды; отказ противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, разделу VI постановления Правительства Республики Тыва от 08.02.2013 N 81 "Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва", что создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности заявителя.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Сайгутиной Е.Ю. поддержала доводы кассационной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещенная на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 23.05.2014), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается без участия их представителей.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам по делу.
Как усматривается из материалов дела и установлено решением суда первой инстанции, 08.04.2013 года индивидуальный предприниматель Сайгутина Е.Ю. обратилась в Министерство с заявлением в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении ей в установленном законом порядке в аренду земельных участков размером 21 кв. м и 12 кв. м, расположенных по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, торговая площадка напротив кинотеатра "Найырал", с целью использования - под размещение временных торговых сооружений путем заключения договоров аренды земельных участков с выдачей ей схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельных участков кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этих земельных участков.
Министерство в ответном письме от 18.04.2013 N СК-1846 отказало предпринимателю в заключении договор аренды, мотивировав отказ тем, что в утвержденную постановлением Мэра г. Кызыла от 18.08.2011 N 1052 схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" киоски, принадлежащие предпринимателю, не входят.
Суд первой инстанции, исходя из положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, указал, что названной статьей предусмотрен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (пункт 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (пункт 2). В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Суд первой инстанции также установил, что временные мобильные сооружения заявителя - киоски N 19 и N 5 расположены на землях городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена.
Во исполнение пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Республики Тыва от 08.02.2013 N 81 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва", действующий на дату поступления в министерство заявления предпринимателя (далее - Порядок N 81).
Порядок устанавливает процедуру и критерии предоставления земельных участков, находящихся в границах городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена, в том числе порядок рассмотрения заявок граждан и юридических лиц и принятия решений органом исполнительной власти Республики Тыва в сфере управления и распоряжения земельными участками - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва, в целях обеспечения рационального и наиболее эффективного использования земель, создания единого архитектурного облика города, соблюдения принципов справедливости, публичности и открытости процедур предоставления и прекращения прав на земельные участки.
Пунктом 1.4 Порядка N 81 предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок гражданин или юридическое лицо (далее - заявитель) представляет в Министерство лично или через законного представителя либо направляет по почте, а в случае, предусмотренном пунктом 6.1, также в электронной форме, заявление и документы, предусмотренные настоящим Порядком. Поступившее заявление и прилагаемые к нему документы подлежат регистрации уполномоченным сотрудником Министерства (далее - регистратор) не позднее трех рабочих дней с даты их поступления (пункт 1.5). Днем обращения заявителя считается день получения Министерством заявления со всеми необходимыми документами (пункт 1.7).
Разделом VI Порядка N 81 установлен порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в соответствии с которым при предоставлении земельных участков заинтересованным лицам в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, указанные лица подают в Министерство в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, соответствующее заявление и следующие прилагаемые к нему документы:
- копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
- выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданная уполномоченным налоговым органом не позднее одного месяца до дня обращения с заявлением, копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (для индивидуальных предпринимателей);
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, выданная уполномоченным налоговым органом не позднее одного месяца до дня обращения с заявлением, копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, учредительных документов (для юридических лиц);
- копия документа, удостоверяющего полномочия представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (пункт 6.1).
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 6.2).
Министерство в двухнедельный срок с даты получения заявления направляет в мэрию города Кызыла обращение для обеспечения подготовки необходимой информации о разрешенном использовании земельных участков и возможности использования земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями. Мэрия города Кызыла представляет указанную информацию в Министерство в срок не позднее одного месяца со дня поступления обращения (пункт 6.3).
Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются: указанные заявителем цели использования земельного участка не соответствуют документации по планировке территории, документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки города Кызыла; предоставление земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями повлечет нарушение строительных, санитарных, иных обязательных норм и правил.
Министерство принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в двухнедельный срок со дня поступления информации от мэрии города Кызыла, предусмотренной пунктом 6.3 настоящего Порядка, и уведомляет заявителя об этом в письменной форме с обоснованием отказа в семидневный срок со дня его принятия (пункт 6.4).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал, что отношения сторон в связи с подачей индивидуальным предпринимателем Сайгутиной Е.Ю. заявления о предоставлении земельного участка в аренду в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и отказ Министерства в предоставлении земельного участка в аренду регулируются положениями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также принятым в его развитие Порядком N 81.
В частности, упомянутый Порядок устанавливает основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду.
Однако, отказывая индивидуальному предпринимателю Сайгутиной Е.Ю.. в удовлетворении ее заявления, суд первой инстанции не исследовал отказ Министерства от 18.04.2013 на предмет его соответствия предусмотренным Порядком N 81 основаниям, поскольку исходил из ошибочной позиции, состоящей в том, что в силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны свободны в заключении договора.
Названное утверждение суда первой инстанции противоречит его выводам о том, что Министерство обязано было рассмотреть заявление предпринимателя в соответствии с требованиями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Порядка N 81.
В связи с изложенным вывод суда апелляционной инстанции о том, что применительно к обстоятельствам настоящего дела из сопоставления заявления индивидуального предпринимателя Сайгутиной Е.Ю. от 08.04.2013 и ответа Министерства от 18.04.2013 однозначно не следует, что предприниматель обратилась в Министерство в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, не основан на материалах дела.
Не имеет правового значения восприятие Министерством заявления предпринимателя, поскольку из заявления видно, что обращение касается предоставления земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством.
Суд кассационной инстанции также отмечает, что статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации не требует учета ранее сложившихся отношений (в рамках которых предпринимателю предоставлялись земельные участки для размещения временных объектов по договорам о предоставлении места под установку таких объектов), поскольку статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации не ограничивает право предпринимателя обратиться за предоставлением земельных участков в аренду с целью размещения принадлежащих ей временных объектов, то есть в целях, не связанных со строительством.
Порядок рассмотрения заявления предпринимателя установлен разделом VI Порядка N 81, в связи с чем судам следовало проверить отказ Министерства в заключении договора аренды с индивидуальным предпринимателем Сайгутиной Е.Ю. на соответствие его требованиям раздела VI Порядка N 81.
В нарушение требований статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды двух инстанций также не проверили, нарушает ли оспариваемый отказ права предпринимателя, в связи с чем выводы судов двух инстанций не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а судебные акты по указанным основаниям подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо проверить по существу законность отказа Министерства в предоставлении Сайгутиной Е.Ю. земельных участков в аренду, а также вопрос о том, нарушает ли отказ права индивидуального предпринимателя Сайгутиной Е.Ю. в сфере предпринимательской деятельности.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Тыва, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Тыва.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 8 октября 2013 года по делу N А69-1664/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 марта 2014 года по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Тыва.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА
Судьи:
А.И.ЧУПРОВ
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)