Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "26" марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "01" апреля 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грищенко Ю.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПРИЗМ"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "14" ноября 2013 года по делу N А33-7716/2013, принятое судьей Ермаковой И.И.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ПРИЗМ" (далее - общество, заявитель, ООО "ПРИЗМ", ИНН 2463026754, ОГРН 1022402124678) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - ответчик, ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, выраженного в письме от 22.03.2013 N 11291; об обязании Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Красноярска (далее - администрация), Департамент градостроительства администрации города Красноярска (далее- департамент).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14 ноября 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции не согласно, ссылается на то, что требование заявителя о предоставлении прилегающего к земельному участку общества земельного участка для размещения объектов инженерной, административной и транспортной инфраструктуры (предусмотрено пунктом 37 Правил землепользования и застройки г. Красноярска), связанных с необходимостью обслуживания зданий, принадлежащих заявителю, не является требованием о предоставлении земельного участка под здания для их эксплуатации.
Общество считает, что у ответчика отсутствовали основания для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренные статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 20 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 08.08.2011 N 325.
Ответчик и администрация представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 25.04.2005 N 1 обществу с ограниченной ответственностью "ПРИЗМ" на праве собственности принадлежит нежилое здание общей площадью 412,50 кв. м, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Октябрьский район, пер. Телевизорный, 9а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.05.2005 серии 24 ДТ N 008247.
На основании договора купли-продажи от 03.03.2010 обществу с ограниченной ответственностью "ПРИЗМ" на праве собственности принадлежит нежилое двухэтажное здание общей площадью 117 кв. м, инв. N 04:401:001:002353680:0004, лит. Б, по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Октябрьский район, пер. Телевизорный, 9а, стр. 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.03.2010 серии 24 ЕИ N 483255.
На основании договора купли-продажи земельного участка от 11.09.2012 N 2187 обществу с ограниченной ответственностью "ПРИЗМ" на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: территориальная зона производственных предприятий 4-5 классов вредности (П.3), общая площадь 680 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Красноярск, Октябрьский район, пер. Телевизорный, 9а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.12.2012 серии 24 ЕК N 862557.
14.02.2013 ООО "ПРИЗМ" обратилось с заявлением в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о предоставлении в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлением администрации г. Красноярска от 08.08.2011 N 325 "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством - в связи с необходимостью обслуживания нежилых зданий, расположенных на прилегающем земельном участке без размещения временных сооружений в территориальной зоне производственных предприятий 4 - 5 классов вредности.
Письмом от 22.03.2013 N 11291 "О направлении информации" на обращение о предоставлении в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством - в связи с обслуживанием нежилых зданий, расположенном по адресу: г. Красноярск, пер. Телевизорный, 9а, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска отказал ООО "ПРИЗМ" в предоставлении земельного участка.
В качестве оснований отказа Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска указано:
- - согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации ООО "ПРИЗМ" предоставлен земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100223:32, расположенный по адресу: г. Красноярск, пер. Телевизорный, 9а;
- - на основании распоряжения администрации города от 03.08.2012 N 4300-недв "О предоставлении в собственность за плату ООО "ПРИЗМ" земельного участка по пер. Телевизорный, 9а" заключен договор купли-продажи от 11.09.2012 N 2187;
- - предоставление земельного участка повторно для эксплуатации нежилых зданий не предусмотрено постановлением администрации города Красноярска от 08.08.2011 N 325 "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" и не представляется возможным в соответствии с действующим законодательством.
Не согласившись с указанным решением ответчика, общество в установленный законом срок обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным решения департамента об отказе в предоставлении земельного участка, выраженного в письме от 22.03.2013 N 11291, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанное решение соответствует закону и прав и законных интересов общества не нарушает.
Как следует из материалов дела, 14.02.2013 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлением администрации г. Красноярска от 08.08.2011 N 325 "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" (далее - Положение N 325) в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством - в связи с необходимостью обслуживания нежилых зданий, расположенных на прилегающем земельном участке без размещения временных сооружений в территориальной зоне производственных предприятий 4 - 5 классов вредности (л.д. 10-11).
Письмом от 22.03.2013 N 11291 (л.д. 12) департамент отказал обществу в предоставлении земельного участка в связи с тем, что согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации обществу уже предоставлен земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100223:32, расположенный по адресу: г. Красноярск, пер. Телевизорный, 9а; предоставление земельного участка повторно для эксплуатации нежилых зданий не предусмотрено Положением N 325.
Порядок передачи в собственность или аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
На основании пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением администрации г. Красноярска от 08.08.2011 N 325 утверждено и действует с 11.08.2011 Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее - Положение от 08.08.2011 N 325), которое устанавливает процедуру и критерии предоставления в аренду земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в собственности муниципального образования город Красноярск, для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявлений и принятия решений (пункт 2).
Согласно пункту 4 указанного Положения от 08.08.2011 N 325 земельные участки предоставляются для целей, не связанных со строительством, гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам (далее - Заявители) в аренду по результатам торгов на право заключения договоров аренды земельных участков либо без проведения торгов в соответствии с действующим законодательством. В пункте 5 указанного Положения от 08.08.2011 N 325 предусмотрено, что настоящее Положение не распространяется на предоставление земельных участков для огородничества, а также для размещения временных сооружений.
В соответствии с разделом 3 "Порядок рассмотрения заявлений и принятия решений при отсутствии сформированного земельного участка" (пункты 16 - 19) в заявлении должны быть указаны цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местонахождение, испрашиваемое право на земельный участок. Предоставление земельного участка осуществляется в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 20 Положения от 08.08.2011 N 325 решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, принимается в следующих случаях:
- - несоблюдения условий, предусмотренных пунктами 17, 18 настоящего Положения;
- - если предоставление земельного участка в аренду в целях использования, указанных в заявлении, невозможно в соответствии с действующим законодательством;
- - наличия ранее поданного иным лицом заявления в соответствии с требованиями настоящего Положения;
- - невозможности образования земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции считает, что департамент правомерно отказал обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка на основании заявления от 14.02.2013 о предоставлении земельного участка в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что предоставление земельного участка в аренду в целях использования, указанных в заявлении, невозможно в соответствии с действующим законодательством, а именно в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В заявлении от 14.02.2013 общество просило предоставить в аренду земельный участок площадью 231 кв. м, прилегающий к участку заявителя с кадастровым номером 24:50:0100223:32, расположенного по адресу: г. Красноярск, пер. Телевизорный, 9а, площадью 680 кв. м, в связи с необходимостью обслуживания нежилых зданий, расположенных на прилегающем земельном участке без размещения временных сооружений в территориальной зоне производственных предприятий 4 - 5 классов вредности.
При этом, ответчик и суд первой инстанции правомерно указали на то, что обществу уже предоставлен для эксплуатации нежилых зданий земельный участок площадью 680 кв. м, с кадастровым номером 24:50:0100223:32, расположенный по адресу: г. Красноярск, пер. Телевизорный, 9а, на котором расположены нежилые здания, принадлежащие заявителю (см. договор купли-продажи земельного участка от 11.09.2012 N 2187, л.д. 33-39); данный земельный участок предоставлен обществу на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Таким образом, земельный участок, необходимый для эксплуатации нежилых зданий, находящихся в собственности заявителя, на момент его выкупа уже был сформирован в границах, необходимых для его использования в целях обслуживания нежилых зданий.
При этом, суд апелляционной инстанции находит обоснованными доводы общества о том, что на испрашиваемом земельном участке расположены обслуживаемые заявителем сети канализации и канализационный колодец, обеспечивающие эксплуатацию зданий заявителя, расположенных на земельном участке площадью 680 кв. м. Испрашиваемый земельный участок также необходим для обеспечения проезда грузового транспорта к зданию и складу заявителя; для временной парковки автотранспорта на постоянной основе. Указанные цели соответствуют основному и вспомогательному виду разрешенного использования для соответствующей территориальной зоны.
Однако, указанные цели использования земельного участка не были указаны в заявлении общества от 14.02.2013, в котором общество просило предоставить земельный участок для обслуживания нежилых зданий, расположенных на прилегающем земельном участке (л.д. 10-11).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет довод общества о том, что требование заявителя о предоставлении прилегающего к земельному участку общества земельного участка для размещения объектов инженерной, административной и транспортной инфраструктуры (предусмотрено пунктом 37 Правил землепользования и застройки г. Красноярска), связанных с необходимостью обслуживания зданий, принадлежащих заявителю, не является требованием о предоставлении земельного участка под здания для их эксплуатации.
С учетом изложенного ответчик правомерно отказал обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка на основании заявления от 14.02.2013 о предоставлении земельного участка в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, с учетом вышеизложенных обстоятельств, не влияют на вывод суда о законности оспариваемого отказа.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы общества по оплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на общество.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "14" ноября 2013 года по делу N А33-7716/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.04.2014 ПО ДЕЛУ N А33-7716/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2014 г. по делу N А33-7716/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "26" марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "01" апреля 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грищенко Ю.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПРИЗМ"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "14" ноября 2013 года по делу N А33-7716/2013, принятое судьей Ермаковой И.И.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ПРИЗМ" (далее - общество, заявитель, ООО "ПРИЗМ", ИНН 2463026754, ОГРН 1022402124678) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - ответчик, ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, выраженного в письме от 22.03.2013 N 11291; об обязании Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Красноярска (далее - администрация), Департамент градостроительства администрации города Красноярска (далее- департамент).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14 ноября 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции не согласно, ссылается на то, что требование заявителя о предоставлении прилегающего к земельному участку общества земельного участка для размещения объектов инженерной, административной и транспортной инфраструктуры (предусмотрено пунктом 37 Правил землепользования и застройки г. Красноярска), связанных с необходимостью обслуживания зданий, принадлежащих заявителю, не является требованием о предоставлении земельного участка под здания для их эксплуатации.
Общество считает, что у ответчика отсутствовали основания для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренные статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 20 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 08.08.2011 N 325.
Ответчик и администрация представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 25.04.2005 N 1 обществу с ограниченной ответственностью "ПРИЗМ" на праве собственности принадлежит нежилое здание общей площадью 412,50 кв. м, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Октябрьский район, пер. Телевизорный, 9а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.05.2005 серии 24 ДТ N 008247.
На основании договора купли-продажи от 03.03.2010 обществу с ограниченной ответственностью "ПРИЗМ" на праве собственности принадлежит нежилое двухэтажное здание общей площадью 117 кв. м, инв. N 04:401:001:002353680:0004, лит. Б, по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Октябрьский район, пер. Телевизорный, 9а, стр. 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.03.2010 серии 24 ЕИ N 483255.
На основании договора купли-продажи земельного участка от 11.09.2012 N 2187 обществу с ограниченной ответственностью "ПРИЗМ" на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: территориальная зона производственных предприятий 4-5 классов вредности (П.3), общая площадь 680 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Красноярск, Октябрьский район, пер. Телевизорный, 9а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.12.2012 серии 24 ЕК N 862557.
14.02.2013 ООО "ПРИЗМ" обратилось с заявлением в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о предоставлении в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлением администрации г. Красноярска от 08.08.2011 N 325 "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством - в связи с необходимостью обслуживания нежилых зданий, расположенных на прилегающем земельном участке без размещения временных сооружений в территориальной зоне производственных предприятий 4 - 5 классов вредности.
Письмом от 22.03.2013 N 11291 "О направлении информации" на обращение о предоставлении в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством - в связи с обслуживанием нежилых зданий, расположенном по адресу: г. Красноярск, пер. Телевизорный, 9а, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска отказал ООО "ПРИЗМ" в предоставлении земельного участка.
В качестве оснований отказа Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска указано:
- - согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации ООО "ПРИЗМ" предоставлен земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100223:32, расположенный по адресу: г. Красноярск, пер. Телевизорный, 9а;
- - на основании распоряжения администрации города от 03.08.2012 N 4300-недв "О предоставлении в собственность за плату ООО "ПРИЗМ" земельного участка по пер. Телевизорный, 9а" заключен договор купли-продажи от 11.09.2012 N 2187;
- - предоставление земельного участка повторно для эксплуатации нежилых зданий не предусмотрено постановлением администрации города Красноярска от 08.08.2011 N 325 "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" и не представляется возможным в соответствии с действующим законодательством.
Не согласившись с указанным решением ответчика, общество в установленный законом срок обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным решения департамента об отказе в предоставлении земельного участка, выраженного в письме от 22.03.2013 N 11291, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанное решение соответствует закону и прав и законных интересов общества не нарушает.
Как следует из материалов дела, 14.02.2013 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлением администрации г. Красноярска от 08.08.2011 N 325 "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" (далее - Положение N 325) в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством - в связи с необходимостью обслуживания нежилых зданий, расположенных на прилегающем земельном участке без размещения временных сооружений в территориальной зоне производственных предприятий 4 - 5 классов вредности (л.д. 10-11).
Письмом от 22.03.2013 N 11291 (л.д. 12) департамент отказал обществу в предоставлении земельного участка в связи с тем, что согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации обществу уже предоставлен земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100223:32, расположенный по адресу: г. Красноярск, пер. Телевизорный, 9а; предоставление земельного участка повторно для эксплуатации нежилых зданий не предусмотрено Положением N 325.
Порядок передачи в собственность или аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
На основании пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением администрации г. Красноярска от 08.08.2011 N 325 утверждено и действует с 11.08.2011 Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее - Положение от 08.08.2011 N 325), которое устанавливает процедуру и критерии предоставления в аренду земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в собственности муниципального образования город Красноярск, для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявлений и принятия решений (пункт 2).
Согласно пункту 4 указанного Положения от 08.08.2011 N 325 земельные участки предоставляются для целей, не связанных со строительством, гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам (далее - Заявители) в аренду по результатам торгов на право заключения договоров аренды земельных участков либо без проведения торгов в соответствии с действующим законодательством. В пункте 5 указанного Положения от 08.08.2011 N 325 предусмотрено, что настоящее Положение не распространяется на предоставление земельных участков для огородничества, а также для размещения временных сооружений.
В соответствии с разделом 3 "Порядок рассмотрения заявлений и принятия решений при отсутствии сформированного земельного участка" (пункты 16 - 19) в заявлении должны быть указаны цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местонахождение, испрашиваемое право на земельный участок. Предоставление земельного участка осуществляется в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 20 Положения от 08.08.2011 N 325 решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, принимается в следующих случаях:
- - несоблюдения условий, предусмотренных пунктами 17, 18 настоящего Положения;
- - если предоставление земельного участка в аренду в целях использования, указанных в заявлении, невозможно в соответствии с действующим законодательством;
- - наличия ранее поданного иным лицом заявления в соответствии с требованиями настоящего Положения;
- - невозможности образования земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции считает, что департамент правомерно отказал обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка на основании заявления от 14.02.2013 о предоставлении земельного участка в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что предоставление земельного участка в аренду в целях использования, указанных в заявлении, невозможно в соответствии с действующим законодательством, а именно в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В заявлении от 14.02.2013 общество просило предоставить в аренду земельный участок площадью 231 кв. м, прилегающий к участку заявителя с кадастровым номером 24:50:0100223:32, расположенного по адресу: г. Красноярск, пер. Телевизорный, 9а, площадью 680 кв. м, в связи с необходимостью обслуживания нежилых зданий, расположенных на прилегающем земельном участке без размещения временных сооружений в территориальной зоне производственных предприятий 4 - 5 классов вредности.
При этом, ответчик и суд первой инстанции правомерно указали на то, что обществу уже предоставлен для эксплуатации нежилых зданий земельный участок площадью 680 кв. м, с кадастровым номером 24:50:0100223:32, расположенный по адресу: г. Красноярск, пер. Телевизорный, 9а, на котором расположены нежилые здания, принадлежащие заявителю (см. договор купли-продажи земельного участка от 11.09.2012 N 2187, л.д. 33-39); данный земельный участок предоставлен обществу на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Таким образом, земельный участок, необходимый для эксплуатации нежилых зданий, находящихся в собственности заявителя, на момент его выкупа уже был сформирован в границах, необходимых для его использования в целях обслуживания нежилых зданий.
При этом, суд апелляционной инстанции находит обоснованными доводы общества о том, что на испрашиваемом земельном участке расположены обслуживаемые заявителем сети канализации и канализационный колодец, обеспечивающие эксплуатацию зданий заявителя, расположенных на земельном участке площадью 680 кв. м. Испрашиваемый земельный участок также необходим для обеспечения проезда грузового транспорта к зданию и складу заявителя; для временной парковки автотранспорта на постоянной основе. Указанные цели соответствуют основному и вспомогательному виду разрешенного использования для соответствующей территориальной зоны.
Однако, указанные цели использования земельного участка не были указаны в заявлении общества от 14.02.2013, в котором общество просило предоставить земельный участок для обслуживания нежилых зданий, расположенных на прилегающем земельном участке (л.д. 10-11).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет довод общества о том, что требование заявителя о предоставлении прилегающего к земельному участку общества земельного участка для размещения объектов инженерной, административной и транспортной инфраструктуры (предусмотрено пунктом 37 Правил землепользования и застройки г. Красноярска), связанных с необходимостью обслуживания зданий, принадлежащих заявителю, не является требованием о предоставлении земельного участка под здания для их эксплуатации.
С учетом изложенного ответчик правомерно отказал обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка на основании заявления от 14.02.2013 о предоставлении земельного участка в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, с учетом вышеизложенных обстоятельств, не влияют на вывод суда о законности оспариваемого отказа.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы общества по оплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на общество.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "14" ноября 2013 года по делу N А33-7716/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)