Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14.07.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 16.07.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Тучковой О.Г. и Фриева А.Л. (замена судьи Каструбы М.В. ввиду нахождения в отставке), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Илюхиной Е.Е., в отсутствие представителей истца - открытого акционерного общества "Смоленский авиационный завод" (ОГРН 1026701424056; ИНН 6729001476), ответчиков: Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Смоленской области (ОГРН 1027700485757; ИНН 7705401340) и управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, третьего лица - администрации Смоленской области, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Смоленский авиационный завод" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 19.03.2014 по делу N А62-7160/2013 (судья Воронова В.В.),
установил:
следующее.
Открытое акционерное общество "Смоленский авиационный завод" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) и управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее - управление) об определении рыночной стоимости земельного участка площадью 4854 кв. м с кадастровым номером 67:27:0013601:31, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Фрунзе, д. 74, равной 2 834 736 рублям в качестве новой кадастровой стоимости за период с 15.04.2009 по 31.12.2013, и обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 19.03.2014 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время и измененная кадастровая стоимость не может применяться к отношениям, имевшим место до вступления в силу судебного акта, которым она установлена.
Не согласившись с данным решением, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью, что влечет необоснованное увеличение земельного налога, а также выкупной стоимости земельного участка. Отмечает, что указанная в отчете ООО "Агентство оценки Ковалевой и Компании" новая кадастровая стоимость земельного участка площадью 4854 кв. м с кадастровым номером 67:27:0013601:31, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Фрунзе, д. 74, в размере 2 834 736 рублей за период с 15.04.2009 по 31.12.2013 соответствовала рыночной стоимости и определена оценщиком в отчете в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
В отзывах на апелляционную жалобу, не соглашаясь с изложенными в ней доводами, ответчики просят оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 4854 кв. м с кадастровым номером 67:27:0013601:31, расположенный по адресу: г. Смоленск, ул. Фрунзе, д. 74, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для промплощадки N 1.
Указанный земельный участок принадлежит обществу на праве собственности на основании договора купли-продажи от 30.12.2010 N 4.
Сведения о спорном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 30.10.2012; кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 79 175 389 рублей 98 копеек.
Указанная стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости по итогам массовой оценки земельных участков, проведенной в 2007-2008 годы.
Результаты оценки утверждены постановлением администрации Смоленской области от 21.10.2008 N 584 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области", вступившим в силу с 01.01.2009.
Ссылаясь на то, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском, представив отчет независимого оценщика по состоянию на 01.01.2007 N 934-З-12 СМК АОК 04.
Рассматривая дело по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 изложена правовая позиция, согласно которой законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Поскольку различие между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка заключается в различных методах оценки (при определении кадастровой стоимости используется метод массовой оценки, при определении рыночной стоимости - метод индивидуальной оценки), принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости") (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11).
В соответствии с Законом Смоленской области от 23.12.2002 N 100-з "Об областной целевой программе "Создание автоматизированной системы введения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на территории Смоленской области на 2002-2007 годы (с последующими изменениями), областным законом от 04.09.2007 N 89-з "О долгосрочной областной целевой программе "Создание системы кадастра недвижимости на территории Смоленской области" на 2007-2011 годы (с последующими изменениями) проведена государственная оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов Смоленской области.
Согласно сведениям, представленным управлением Росреестра Смоленской области и отраженным в отчете по результатам государственной кадастровой оценки земель Смоленской области, дата, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости - 01.01.2007.
В подтверждение своей позиции истцом в материалы дела представлен отчет ООО "Агентство оценки Ковалевой и Компании" N 934-З-12 СМК АОК 04 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:27:0013601:31, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Фрунзе, д. 74, согласно которому рыночная стоимость участка по состоянию на 01.01.2007 составляла 2 834 736 рублей, в связи с чем он просил суд внести указанную стоимость в качестве новой кадастровой за истекший период с 15.04.2009 по 31.12.2013.
Вместе с тем с 01.01.2014 на территории Смоленской области в отношении земель населенных пунктов действует постановление администрации Смоленской области от 16.01.2013 N 2 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области", согласно которому установлены иные показатели кадастровой стоимости спорных земельных участков. Новая кадастровая стоимость земель населенных пунктов на территории Смоленской области в соответствии с вышеуказанным постановлением установлена по состоянию на 01.01.2012.
С учетом этого судом первой инстанции сделано обоснованное заключение о том, что кадастровая стоимость земельных участков, вместо которой истец просил суд установить рыночную стоимость земельных участков, в настоящее время не является актуальной.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости не может быть внесена в государственный кадастр недвижимости ранее вступления в законную силу соответствующего решения суда.
При таких обстоятельствах, учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, поскольку изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что измененная кадастровая стоимость участка не может применяться к отношениям, имевшим место до вступления в законную силу судебного акта, в частности, к правоотношениям за период с 15.04.2009 по 31.12.2013.
Довод апелляционной жалобы о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной обеспечит права истца как налогоплательщика, поскольку позволит произвести перерасчет земельного налога за предыдущий период, не может быть принят во внимание.
Как уже указывалось выше, установление рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом сама по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка предметом рассмотрения спора об установлении рыночной стоимости не является (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11).
По вышеприведенным мотивам оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 19.03.2014 по делу N А62-7160/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА
Судьи
О.Г.ТУЧКОВА
А.Л.ФРИЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.07.2014 ПО ДЕЛУ N А62-7160/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 2014 г. по делу N А62-7160/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14.07.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 16.07.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Тучковой О.Г. и Фриева А.Л. (замена судьи Каструбы М.В. ввиду нахождения в отставке), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Илюхиной Е.Е., в отсутствие представителей истца - открытого акционерного общества "Смоленский авиационный завод" (ОГРН 1026701424056; ИНН 6729001476), ответчиков: Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Смоленской области (ОГРН 1027700485757; ИНН 7705401340) и управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, третьего лица - администрации Смоленской области, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Смоленский авиационный завод" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 19.03.2014 по делу N А62-7160/2013 (судья Воронова В.В.),
установил:
следующее.
Открытое акционерное общество "Смоленский авиационный завод" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) и управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее - управление) об определении рыночной стоимости земельного участка площадью 4854 кв. м с кадастровым номером 67:27:0013601:31, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Фрунзе, д. 74, равной 2 834 736 рублям в качестве новой кадастровой стоимости за период с 15.04.2009 по 31.12.2013, и обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 19.03.2014 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время и измененная кадастровая стоимость не может применяться к отношениям, имевшим место до вступления в силу судебного акта, которым она установлена.
Не согласившись с данным решением, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью, что влечет необоснованное увеличение земельного налога, а также выкупной стоимости земельного участка. Отмечает, что указанная в отчете ООО "Агентство оценки Ковалевой и Компании" новая кадастровая стоимость земельного участка площадью 4854 кв. м с кадастровым номером 67:27:0013601:31, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Фрунзе, д. 74, в размере 2 834 736 рублей за период с 15.04.2009 по 31.12.2013 соответствовала рыночной стоимости и определена оценщиком в отчете в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
В отзывах на апелляционную жалобу, не соглашаясь с изложенными в ней доводами, ответчики просят оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 4854 кв. м с кадастровым номером 67:27:0013601:31, расположенный по адресу: г. Смоленск, ул. Фрунзе, д. 74, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для промплощадки N 1.
Указанный земельный участок принадлежит обществу на праве собственности на основании договора купли-продажи от 30.12.2010 N 4.
Сведения о спорном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 30.10.2012; кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 79 175 389 рублей 98 копеек.
Указанная стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости по итогам массовой оценки земельных участков, проведенной в 2007-2008 годы.
Результаты оценки утверждены постановлением администрации Смоленской области от 21.10.2008 N 584 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области", вступившим в силу с 01.01.2009.
Ссылаясь на то, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском, представив отчет независимого оценщика по состоянию на 01.01.2007 N 934-З-12 СМК АОК 04.
Рассматривая дело по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 изложена правовая позиция, согласно которой законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Поскольку различие между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка заключается в различных методах оценки (при определении кадастровой стоимости используется метод массовой оценки, при определении рыночной стоимости - метод индивидуальной оценки), принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости") (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11).
В соответствии с Законом Смоленской области от 23.12.2002 N 100-з "Об областной целевой программе "Создание автоматизированной системы введения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на территории Смоленской области на 2002-2007 годы (с последующими изменениями), областным законом от 04.09.2007 N 89-з "О долгосрочной областной целевой программе "Создание системы кадастра недвижимости на территории Смоленской области" на 2007-2011 годы (с последующими изменениями) проведена государственная оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов Смоленской области.
Согласно сведениям, представленным управлением Росреестра Смоленской области и отраженным в отчете по результатам государственной кадастровой оценки земель Смоленской области, дата, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости - 01.01.2007.
В подтверждение своей позиции истцом в материалы дела представлен отчет ООО "Агентство оценки Ковалевой и Компании" N 934-З-12 СМК АОК 04 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:27:0013601:31, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Фрунзе, д. 74, согласно которому рыночная стоимость участка по состоянию на 01.01.2007 составляла 2 834 736 рублей, в связи с чем он просил суд внести указанную стоимость в качестве новой кадастровой за истекший период с 15.04.2009 по 31.12.2013.
Вместе с тем с 01.01.2014 на территории Смоленской области в отношении земель населенных пунктов действует постановление администрации Смоленской области от 16.01.2013 N 2 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области", согласно которому установлены иные показатели кадастровой стоимости спорных земельных участков. Новая кадастровая стоимость земель населенных пунктов на территории Смоленской области в соответствии с вышеуказанным постановлением установлена по состоянию на 01.01.2012.
С учетом этого судом первой инстанции сделано обоснованное заключение о том, что кадастровая стоимость земельных участков, вместо которой истец просил суд установить рыночную стоимость земельных участков, в настоящее время не является актуальной.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости не может быть внесена в государственный кадастр недвижимости ранее вступления в законную силу соответствующего решения суда.
При таких обстоятельствах, учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, поскольку изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что измененная кадастровая стоимость участка не может применяться к отношениям, имевшим место до вступления в законную силу судебного акта, в частности, к правоотношениям за период с 15.04.2009 по 31.12.2013.
Довод апелляционной жалобы о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной обеспечит права истца как налогоплательщика, поскольку позволит произвести перерасчет земельного налога за предыдущий период, не может быть принят во внимание.
Как уже указывалось выше, установление рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом сама по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка предметом рассмотрения спора об установлении рыночной стоимости не является (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11).
По вышеприведенным мотивам оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 19.03.2014 по делу N А62-7160/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА
Судьи
О.Г.ТУЧКОВА
А.Л.ФРИЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)