Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Басаева Д.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 ноября 2013 года по делу N А10-2826/2013 по заявлению индивидуального предпринимателя Дмитриева Андрея Викторовича (ОРГН 312032720800137, ИНН 032315328655) к Муниципальному учреждению "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" (ОГРН 1020300983340, ИНН 032315328655) о признании незаконным решения N 00135178 от 15.04.2013 в части отказа предоставления земельного участка для строительства объекта социального обслуживания населения ориентировочной площадью 4000 кв. м вдоль автодороги вблизи ул. Тепловая Октябрьского района г. Улан-Удэ, с участием третьих лиц Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ: (ОГРН 1080326002778, ИНН 0323339344), Романова Вячеслава Юрьевича,
(суд первой инстанции - Кушнарева Н.П.),
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия:
- от заявителя: Дорошкевич С.А. (доверенность от 26.10.2013);
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- от третьих лиц:
- от Комитете по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ: не явились, извещены;
- от Романова Вячеслава Юрьевича: не явился, извещен;
- установил:
Индивидуальный предприниматель Дмитриев Андрей Викторович (ОГРН 312032720800137, ИНН 032315328655, далее - ИП Дмитриев А.В., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Комитету по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ (ИНН 0323027176, ОГРН 1020300983340, далее - Комитет) о признании незаконным решения от 15 апреля 2013 года N 00135178.
Определениями суда в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ (далее - Комитет по архитектуре), Романов Вячеслав Юрьевич (далее - Романов В.Ю.).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (ОГРН 1020300983340), оформленное письмом N 00135178 от 15 апреля 2013 года, в отказе в предоставлении земельного участка как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации. В обосновании суд первой инстанции указал, что Комитет лишил заявителя права на рассмотрение заявления о приобретении земельного участка по существу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит апелляционную жалобу Комитета удовлетворить, решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 ноября 2013 года по делу N А10-2826/2013 отменить. Полагает, что порядок предоставления земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрен Положением о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 20 марта 2008 года N 807-82. В редакции от 25.10.2012, действовавшей на момент поступления и рассмотрения заявления индивидуального предпринимателя, подача второй заявки Положением не была предусмотрена. Соответственно, основания для принятия заявки ИП Дмитриева А.В. у Комитета отсутствовали.
На апелляционную жалобу общества поступил отзыв предпринимателя, в котором он соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 29.01.2014.
Представитель предпринимателя дал пояснения согласно отзыву на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 672002 70 48248 2, 672002 70 48249 9, заказным письмом N 672002 70 48250 5. Комитет просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Дмитриев Андрей Викторович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 312032720800137, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 27 мая 2013 года N 4807В/2013 (т. 1 л.д. 16-17).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 7 марта 2013 года в Муниципальном вестнике города Улан-Удэ N 4 размещена информация о возможном и предстоящем предоставлении земельных участков для строительства объектов, в том числе для строительства объекта социального обслуживания населения с выносом сетей инженерного обеспечения ориентировочной площадью 4000 кв. м вдоль автодороги вблизи ул. Тепловая Октябрьского района (т. 1 л.д. 11).
20 марта 2013 года ИП Дмитриев А.В. на основании данной публикации обратился в Комитет с заявлением, в котором информировал о желании приобрести вышеуказанный земельный участок для строительства объекта социального обслуживания населения (т. 1 л.д. 10).
15 апреля 2013 года Комитет письмом N 00135178 сообщил предпринимателю, что согласно пункту 4.7.2 Положения о предоставлении земельных участков на территории г. Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20 марта 2008 года N 807-82 предусмотрено информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка путем опубликования в газете "Муниципальный вестник города Улан-Удэ". Данная информация касается тех лиц, чьи права и законные интересы могут быть нарушены данным предоставлением. Вышеуказанное Положение не предусматривает процедуру приема заявлений по опубликованной информации. В связи с этим, Комитет не имеет оснований для удовлетворения заявления (т. 1 л.д. 9).
Не согласившись с решением Комитета, оформленным письмом от 15 апреля 2013 года, предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, комитет обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения представителя предпринимателя в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ уполномочен выступать стороной по сделкам, связанным с распоряжением земельными участками, от имени муниципального образования городской округ "город Улан-Удэ".
Таким образом, Комитет вправе распоряжаться спорным земельным участком, поскольку право государственной собственности на него не разграничено.
Частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу части 3 названной статьи предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Согласно части 5 данной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с частями 1 - 3, 5-8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации:
- гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
- орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
- органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
- результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
- исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
- копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр.
- решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Порядок рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц и принятия решений по предоставлению земельных участков для строительства регламентирован Положением о порядке предоставления земельных участков на территории города Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, утвержденным Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 (в редакции от 25 октября 2012 года) (далее - Положение).
Согласно пункту 4.7.2 Положения Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ обеспечивает выбор земельного участка в следующем порядке:
Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ в двухдневный срок со дня регистрации заявления направляет копию заявления в Управление архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ.
Управление архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ в десятидневный срок со дня поступления заявления определяет возможность предоставления земельного участка и направляет заключение о возможности или невозможности размещения объекта в Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории в соответствии с возможным вариантом его выбора. В случае невозможности размещения объекта Комитет в пятидневный срок со дня поступления заключения от Управления принимает решение об отказе в размещении объекта.
Комитет в семидневный срок со дня поступления заключения о возможности размещения объекта:
- Информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка путем размещения сообщения в официальном источнике опубликования в газете "Правда Бурятии - Неделя" и на сайте органов местного самоуправления городского округа "город Улан-Удэ" с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования;
- При поступлении согласованного акта о выборе земельного участка Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ в семидневный срок принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Комитет на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, в четырнадцатидневный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом, Положение предусматривает необходимость информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка путем публикации в средствах массовой информации и сети Интернет.
Судом первой инстанции правильно установлено, что гражданин Романов В.Ю. обратился в Комитет с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, ориентировочной площадью 4000 кв. м, расположенного вдоль автодороги вблизи ул. Тепловая г. Улан-Удэ, для строительства объекта социального обслуживания населения.
На основании данного обращения Комитетом 07 марта 2013 года в Муниципальном вестнике г. Улан-Удэ N 4 от 07 марта 2013 года опубликована информация о возможном предоставлении данного земельного участка. Ознакомившись с данной публикацией, ИП Дмитриев А.В. обратился в Комитет с заявлением о приобретении названного земельного участка для строительства.
Обжалуемым решением Комитет отказал заявителю в предоставлении земельного участка, сославшись на то, что опубликованная в газете информация касается только тех лиц, чьи права и законные интересы могут быть нарушены предоставлением земельного участка. При этом указав, что Положение не предусматривает процедуру приема заявлений по опубликованной информации.
Суд первой инстанции правильно посчитал, что оспариваемое решение является необоснованным, противоречащим земельному законодательству в связи со следующим.
Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 14 сентября 2010 года N 4224/10 разъяснено, что публичное информирование, предусмотренное частью 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Из содержания названной правовой нормы также следует, что после публичного информирования заинтересованное лицо (в рассматриваемом случае ИП Дмитриев А.В.) не лишено возможности подать заявление о предоставлении земельного участка, в т.ч. при наличии других претендентов на него. При наличии нескольких претендентов на земельный участок, право на приобретение его в аренду подлежит выставлению на торги.
Доводы Комитета о том, что газетная публикация о предстоящем предоставлении земельного участка касается только лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты возможным его предоставлением, правильно расценены судом первой инстанции как противоречащие части 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом ее толкования Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 14 сентября 2010 года N 4224/10.
Ссылка представителя Комитета на то, что Положение не предусматривает процедуры принятия заявлений по ранее опубликованной информации, правильно была признана судом первой инстанции как несостоятельная, несостоятельной, несоответствующей указанной правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, поскольку наличие пробелов в правовом акте органа местного самоуправления не является основанием для лишения заявителя возможности воспользоваться правом на приобретение земельного участка, гарантированного Земельным кодексом Российской Федерации.
Суд первой инстанции правильно указал, что обжалуемое решение нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку лишает его возможности воспользоваться правом на приобретение земельного участка в аренду для строительства. В вышеприведенном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сформулирована и другая правовая позиция, согласно которой порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам части 4 статьи 30 Кодекса.
При этом судом первой инстанции правильно учтено, что решением Комитета 30 апреля 2013 года N О-748 гражданину Романову В.Ю. отказано в предварительном согласовании места размещения объекта, предназначенного для строительства объекта социального обслуживания населения вдоль автодороги вблизи ул. Тепловая в связи с отсутствием технической возможности подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения (л.д. 58). Однако, названное решение принято Комитетом после того как заявителю незаконно отказано в приобретении данного земельного участка. Фактически заявка ИП Дмитриева А.В. на приобретение указанного земельного участка в установленном порядке рассмотрена по существу не была. Комитет ограничился формальным отказом, несоответствующим требованиям статей 30 - 31 Земельного кодекса Российской Федерации. В связи с этим, заявление ИП Дмитриева А.В. о предоставлении земельного участка должно было рассматриваться вместе с заявлением Романова В.Ю. По результатам рассмотрения заявления предпринимателя Комитет должен был принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта, которое могло быть обжаловано заявителем. Вместе с тем, Комитет лишил заявителя права на рассмотрение заявления о приобретении земельного участка по существу.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 ноября 2013 года по делу N А10-2826/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК
Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
Д.В.БАСАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.03.2014 ПО ДЕЛУ N А10-2826/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2014 г. по делу N А10-2826/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Басаева Д.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 ноября 2013 года по делу N А10-2826/2013 по заявлению индивидуального предпринимателя Дмитриева Андрея Викторовича (ОРГН 312032720800137, ИНН 032315328655) к Муниципальному учреждению "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" (ОГРН 1020300983340, ИНН 032315328655) о признании незаконным решения N 00135178 от 15.04.2013 в части отказа предоставления земельного участка для строительства объекта социального обслуживания населения ориентировочной площадью 4000 кв. м вдоль автодороги вблизи ул. Тепловая Октябрьского района г. Улан-Удэ, с участием третьих лиц Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ: (ОГРН 1080326002778, ИНН 0323339344), Романова Вячеслава Юрьевича,
(суд первой инстанции - Кушнарева Н.П.),
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия:
- от заявителя: Дорошкевич С.А. (доверенность от 26.10.2013);
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- от третьих лиц:
- от Комитете по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ: не явились, извещены;
- от Романова Вячеслава Юрьевича: не явился, извещен;
- установил:
Индивидуальный предприниматель Дмитриев Андрей Викторович (ОГРН 312032720800137, ИНН 032315328655, далее - ИП Дмитриев А.В., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Комитету по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ (ИНН 0323027176, ОГРН 1020300983340, далее - Комитет) о признании незаконным решения от 15 апреля 2013 года N 00135178.
Определениями суда в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ (далее - Комитет по архитектуре), Романов Вячеслав Юрьевич (далее - Романов В.Ю.).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (ОГРН 1020300983340), оформленное письмом N 00135178 от 15 апреля 2013 года, в отказе в предоставлении земельного участка как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации. В обосновании суд первой инстанции указал, что Комитет лишил заявителя права на рассмотрение заявления о приобретении земельного участка по существу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит апелляционную жалобу Комитета удовлетворить, решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 ноября 2013 года по делу N А10-2826/2013 отменить. Полагает, что порядок предоставления земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрен Положением о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 20 марта 2008 года N 807-82. В редакции от 25.10.2012, действовавшей на момент поступления и рассмотрения заявления индивидуального предпринимателя, подача второй заявки Положением не была предусмотрена. Соответственно, основания для принятия заявки ИП Дмитриева А.В. у Комитета отсутствовали.
На апелляционную жалобу общества поступил отзыв предпринимателя, в котором он соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 29.01.2014.
Представитель предпринимателя дал пояснения согласно отзыву на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 672002 70 48248 2, 672002 70 48249 9, заказным письмом N 672002 70 48250 5. Комитет просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Дмитриев Андрей Викторович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 312032720800137, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 27 мая 2013 года N 4807В/2013 (т. 1 л.д. 16-17).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 7 марта 2013 года в Муниципальном вестнике города Улан-Удэ N 4 размещена информация о возможном и предстоящем предоставлении земельных участков для строительства объектов, в том числе для строительства объекта социального обслуживания населения с выносом сетей инженерного обеспечения ориентировочной площадью 4000 кв. м вдоль автодороги вблизи ул. Тепловая Октябрьского района (т. 1 л.д. 11).
20 марта 2013 года ИП Дмитриев А.В. на основании данной публикации обратился в Комитет с заявлением, в котором информировал о желании приобрести вышеуказанный земельный участок для строительства объекта социального обслуживания населения (т. 1 л.д. 10).
15 апреля 2013 года Комитет письмом N 00135178 сообщил предпринимателю, что согласно пункту 4.7.2 Положения о предоставлении земельных участков на территории г. Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20 марта 2008 года N 807-82 предусмотрено информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка путем опубликования в газете "Муниципальный вестник города Улан-Удэ". Данная информация касается тех лиц, чьи права и законные интересы могут быть нарушены данным предоставлением. Вышеуказанное Положение не предусматривает процедуру приема заявлений по опубликованной информации. В связи с этим, Комитет не имеет оснований для удовлетворения заявления (т. 1 л.д. 9).
Не согласившись с решением Комитета, оформленным письмом от 15 апреля 2013 года, предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, комитет обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения представителя предпринимателя в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ уполномочен выступать стороной по сделкам, связанным с распоряжением земельными участками, от имени муниципального образования городской округ "город Улан-Удэ".
Таким образом, Комитет вправе распоряжаться спорным земельным участком, поскольку право государственной собственности на него не разграничено.
Частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу части 3 названной статьи предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Согласно части 5 данной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с частями 1 - 3, 5-8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации:
- гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
- орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
- органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
- результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
- исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
- копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр.
- решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Порядок рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц и принятия решений по предоставлению земельных участков для строительства регламентирован Положением о порядке предоставления земельных участков на территории города Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, утвержденным Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 (в редакции от 25 октября 2012 года) (далее - Положение).
Согласно пункту 4.7.2 Положения Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ обеспечивает выбор земельного участка в следующем порядке:
Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ в двухдневный срок со дня регистрации заявления направляет копию заявления в Управление архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ.
Управление архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ в десятидневный срок со дня поступления заявления определяет возможность предоставления земельного участка и направляет заключение о возможности или невозможности размещения объекта в Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории в соответствии с возможным вариантом его выбора. В случае невозможности размещения объекта Комитет в пятидневный срок со дня поступления заключения от Управления принимает решение об отказе в размещении объекта.
Комитет в семидневный срок со дня поступления заключения о возможности размещения объекта:
- Информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка путем размещения сообщения в официальном источнике опубликования в газете "Правда Бурятии - Неделя" и на сайте органов местного самоуправления городского округа "город Улан-Удэ" с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования;
- При поступлении согласованного акта о выборе земельного участка Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ в семидневный срок принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Комитет на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, в четырнадцатидневный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом, Положение предусматривает необходимость информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка путем публикации в средствах массовой информации и сети Интернет.
Судом первой инстанции правильно установлено, что гражданин Романов В.Ю. обратился в Комитет с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, ориентировочной площадью 4000 кв. м, расположенного вдоль автодороги вблизи ул. Тепловая г. Улан-Удэ, для строительства объекта социального обслуживания населения.
На основании данного обращения Комитетом 07 марта 2013 года в Муниципальном вестнике г. Улан-Удэ N 4 от 07 марта 2013 года опубликована информация о возможном предоставлении данного земельного участка. Ознакомившись с данной публикацией, ИП Дмитриев А.В. обратился в Комитет с заявлением о приобретении названного земельного участка для строительства.
Обжалуемым решением Комитет отказал заявителю в предоставлении земельного участка, сославшись на то, что опубликованная в газете информация касается только тех лиц, чьи права и законные интересы могут быть нарушены предоставлением земельного участка. При этом указав, что Положение не предусматривает процедуру приема заявлений по опубликованной информации.
Суд первой инстанции правильно посчитал, что оспариваемое решение является необоснованным, противоречащим земельному законодательству в связи со следующим.
Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 14 сентября 2010 года N 4224/10 разъяснено, что публичное информирование, предусмотренное частью 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Из содержания названной правовой нормы также следует, что после публичного информирования заинтересованное лицо (в рассматриваемом случае ИП Дмитриев А.В.) не лишено возможности подать заявление о предоставлении земельного участка, в т.ч. при наличии других претендентов на него. При наличии нескольких претендентов на земельный участок, право на приобретение его в аренду подлежит выставлению на торги.
Доводы Комитета о том, что газетная публикация о предстоящем предоставлении земельного участка касается только лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты возможным его предоставлением, правильно расценены судом первой инстанции как противоречащие части 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом ее толкования Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 14 сентября 2010 года N 4224/10.
Ссылка представителя Комитета на то, что Положение не предусматривает процедуры принятия заявлений по ранее опубликованной информации, правильно была признана судом первой инстанции как несостоятельная, несостоятельной, несоответствующей указанной правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, поскольку наличие пробелов в правовом акте органа местного самоуправления не является основанием для лишения заявителя возможности воспользоваться правом на приобретение земельного участка, гарантированного Земельным кодексом Российской Федерации.
Суд первой инстанции правильно указал, что обжалуемое решение нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку лишает его возможности воспользоваться правом на приобретение земельного участка в аренду для строительства. В вышеприведенном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сформулирована и другая правовая позиция, согласно которой порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам части 4 статьи 30 Кодекса.
При этом судом первой инстанции правильно учтено, что решением Комитета 30 апреля 2013 года N О-748 гражданину Романову В.Ю. отказано в предварительном согласовании места размещения объекта, предназначенного для строительства объекта социального обслуживания населения вдоль автодороги вблизи ул. Тепловая в связи с отсутствием технической возможности подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения (л.д. 58). Однако, названное решение принято Комитетом после того как заявителю незаконно отказано в приобретении данного земельного участка. Фактически заявка ИП Дмитриева А.В. на приобретение указанного земельного участка в установленном порядке рассмотрена по существу не была. Комитет ограничился формальным отказом, несоответствующим требованиям статей 30 - 31 Земельного кодекса Российской Федерации. В связи с этим, заявление ИП Дмитриева А.В. о предоставлении земельного участка должно было рассматриваться вместе с заявлением Романова В.Ю. По результатам рассмотрения заявления предпринимателя Комитет должен был принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта, которое могло быть обжаловано заявителем. Вместе с тем, Комитет лишил заявителя права на рассмотрение заявления о приобретении земельного участка по существу.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 ноября 2013 года по делу N А10-2826/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК
Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
Д.В.БАСАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)