Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 7 апреля 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 апреля 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пресновой Е.Д.,
при участии от истца Соколова Л.Е. по доверенности от 10.12.2013 N 43, от ответчика Кудринской И.М. по доверенности от 28.01.2013 N 35/2013-02,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 января 2014 года по делу N А13-13850/2013 (судья Шумкова И.В.),
установил:
закрытое акционерное общество "Вологодский консервный комбинат" (ОГРН 1023500879599; далее - Общество, ЗАО "Вологодский консервный комбинат") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области (ОГРН 1027700485757; далее - Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:25:0701023:0004, площадью 8800 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства объектов придорожного сервиса, адрес (местоположение): примерно в 100,00 м по направлению на северо-запад от ориентира - здание школы, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская область, Вологодский район, деревня Фофанцево, Прилукский сельсовет, дом 42, в размере его рыночной стоимости, равной 7 832 000 руб., по состоянию на 02.06.2012.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, администрация Вологодского муниципального района.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 16.01.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, с Кадастровой палаты в пользу Общества взыскано 4000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Кадастровая палата с решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:
- - установление судом кадастровой стоимости земельного участка именно по состоянию на 02.06.2012 не соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 28.06.2011 N 913/11 (далее - Постановление N 913/11), и приведет к неверному толкованию и исполнению решения суда;
- - Кадастровая палата участвовала в качестве ответчика только в связи с осуществлением функций государственного кадастрового учета и действия ответчика не нарушали прав истца, поэтому судебные расходы в соответствии с частью 4 статьи 110 АПК РФ должны быть отнесены на истца.
Представитель Кадастровой палаты в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу и представитель в судебном заседании отклонили доводы, изложенные в ней, считают, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав доказательства по делу, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 35:25:0701023:0004, площадью 8800 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства объектов придорожного сервиса, адрес (местоположение): примерно в 100,00 м по направлению на северо-запад от ориентира - здание школы, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская область, Вологодский район, деревня Фофанцево, Прилукский сельсовет, дом 42.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 01.01.2011.
Постановлением Правительства Вологодской области от 18.01.2013 N 51 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области", вступившим в силу со дня его принятия, Постановление N 2154 признано утратившим силу.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области", вступившим в силу со дня его официального опубликования 18.01.2013, утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области. Согласно приложению N 1 к вышеуказанному приказу кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:25:0701023:0004 составляет 16 245 064 руб.
Как следует из отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков от 10.10.2013 N 457/09/13, выполненного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости и оценки "Альтернатива" Серковым А.В., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:25:0701023:0004, определенная по состоянию на 02.06.2012, составляет 7 832 000 руб.
В целях подтверждения правильности и достоверности данного отчета истцом также представлено заключение эксперта некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" Курепова М.М. от 06.11.2013 N 1177/11/13.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, истец обратился в Арбитражный суд Вологодской области с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Определение понятия "кадастровая стоимость" дается в Федеральном стандарте оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508: под ней понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания).
Как установил суд, кадастровая стоимость спорных земельных участков определена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Истец данный факт не оспаривает.
Вместе с тем Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Законом N 167-ФЗ Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
В Постановлении N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с заключением эксперта N 1177/11/13 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:25:0701023:0004 по состоянию на 02.06.2012 составляет 7 832 000 руб.
Ответчик, третьи лица доводов против результатов экспертизы не заявили.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ отчет оценщика N 457/09/13 с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, сделал обоснованный вывод о его соответствии критериям относимости, допустимости и достоверности доказательств.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Довод подателя жалобы о том, что установление судом кадастровой стоимости земельного участка именно по состоянию на 02.06.2012 не соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении N 913/11, и приведет к неверному толкованию и применению решения суда, отклоняется апелляционным судом как противоречащий правовой позиции, изложенной в данном постановлении.
Суд первой инстанции в мотивировочной части решения, сославшись на правила пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, указал, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Указание в резолютивной части решения суда на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 7 832 000 руб. по состоянию 02.06.2012, не свидетельствует о том, что новая кадастровая стоимость будет установлена со 02.06.2012.
Ссылка Кадастровой палаты на отсутствие оснований для возложения на нее судебных расходов отклоняется, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Такой стороной в рассмотренном деле является Кадастровая палата, в связи с этим расходы истца по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска на основании статьи 110 АПК РФ, правомерно отнесены на Кадастровую палату.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права не нарушены. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Кадастровая палата освобождена от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 января 2014 года по делу N А13-13850/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Ю.В.ЗОРИНА
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.Н.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.04.2014 ПО ДЕЛУ N А13-13850/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2014 г. по делу N А13-13850/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 7 апреля 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 апреля 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пресновой Е.Д.,
при участии от истца Соколова Л.Е. по доверенности от 10.12.2013 N 43, от ответчика Кудринской И.М. по доверенности от 28.01.2013 N 35/2013-02,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 января 2014 года по делу N А13-13850/2013 (судья Шумкова И.В.),
установил:
закрытое акционерное общество "Вологодский консервный комбинат" (ОГРН 1023500879599; далее - Общество, ЗАО "Вологодский консервный комбинат") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области (ОГРН 1027700485757; далее - Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:25:0701023:0004, площадью 8800 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства объектов придорожного сервиса, адрес (местоположение): примерно в 100,00 м по направлению на северо-запад от ориентира - здание школы, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская область, Вологодский район, деревня Фофанцево, Прилукский сельсовет, дом 42, в размере его рыночной стоимости, равной 7 832 000 руб., по состоянию на 02.06.2012.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, администрация Вологодского муниципального района.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 16.01.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, с Кадастровой палаты в пользу Общества взыскано 4000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Кадастровая палата с решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:
- - установление судом кадастровой стоимости земельного участка именно по состоянию на 02.06.2012 не соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 28.06.2011 N 913/11 (далее - Постановление N 913/11), и приведет к неверному толкованию и исполнению решения суда;
- - Кадастровая палата участвовала в качестве ответчика только в связи с осуществлением функций государственного кадастрового учета и действия ответчика не нарушали прав истца, поэтому судебные расходы в соответствии с частью 4 статьи 110 АПК РФ должны быть отнесены на истца.
Представитель Кадастровой палаты в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу и представитель в судебном заседании отклонили доводы, изложенные в ней, считают, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав доказательства по делу, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 35:25:0701023:0004, площадью 8800 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства объектов придорожного сервиса, адрес (местоположение): примерно в 100,00 м по направлению на северо-запад от ориентира - здание школы, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская область, Вологодский район, деревня Фофанцево, Прилукский сельсовет, дом 42.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 01.01.2011.
Постановлением Правительства Вологодской области от 18.01.2013 N 51 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области", вступившим в силу со дня его принятия, Постановление N 2154 признано утратившим силу.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области", вступившим в силу со дня его официального опубликования 18.01.2013, утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области. Согласно приложению N 1 к вышеуказанному приказу кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:25:0701023:0004 составляет 16 245 064 руб.
Как следует из отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков от 10.10.2013 N 457/09/13, выполненного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости и оценки "Альтернатива" Серковым А.В., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:25:0701023:0004, определенная по состоянию на 02.06.2012, составляет 7 832 000 руб.
В целях подтверждения правильности и достоверности данного отчета истцом также представлено заключение эксперта некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" Курепова М.М. от 06.11.2013 N 1177/11/13.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, истец обратился в Арбитражный суд Вологодской области с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Определение понятия "кадастровая стоимость" дается в Федеральном стандарте оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508: под ней понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания).
Как установил суд, кадастровая стоимость спорных земельных участков определена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Истец данный факт не оспаривает.
Вместе с тем Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Законом N 167-ФЗ Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
В Постановлении N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с заключением эксперта N 1177/11/13 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:25:0701023:0004 по состоянию на 02.06.2012 составляет 7 832 000 руб.
Ответчик, третьи лица доводов против результатов экспертизы не заявили.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ отчет оценщика N 457/09/13 с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, сделал обоснованный вывод о его соответствии критериям относимости, допустимости и достоверности доказательств.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Довод подателя жалобы о том, что установление судом кадастровой стоимости земельного участка именно по состоянию на 02.06.2012 не соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении N 913/11, и приведет к неверному толкованию и применению решения суда, отклоняется апелляционным судом как противоречащий правовой позиции, изложенной в данном постановлении.
Суд первой инстанции в мотивировочной части решения, сославшись на правила пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, указал, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Указание в резолютивной части решения суда на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 7 832 000 руб. по состоянию 02.06.2012, не свидетельствует о том, что новая кадастровая стоимость будет установлена со 02.06.2012.
Ссылка Кадастровой палаты на отсутствие оснований для возложения на нее судебных расходов отклоняется, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Такой стороной в рассмотренном деле является Кадастровая палата, в связи с этим расходы истца по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска на основании статьи 110 АПК РФ, правомерно отнесены на Кадастровую палату.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права не нарушены. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Кадастровая палата освобождена от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 января 2014 года по делу N А13-13850/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Ю.В.ЗОРИНА
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.Н.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)