Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 27.10.2014 N Ф03-4385/2014 ПО ДЕЛУ N А73-2224/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2014 г. N Ф03-4385/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Кондратьевой Я.В.
Судей: Никитина Е.О., Шведова А.А.
при участии:
от Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края: Борман А.С., представитель по доверенности от 09.01.2014 б/н
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Грузовой порт Пивань"
на решение от 16.05.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014
по делу N А73-2224/2014 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.И. Дюкова, в апелляционном суде судьи: А.И. Михайлова, Т.С. Гетманова, Т.Д. Козлова
по иску общества с ограниченной ответственностью "Грузовой порт Пивань"
к Министерству экономического развития и внешних связей Хабаровского края
о признании права на получение субсидии на возобновление предпринимательской деятельности как за субъектом малого предпринимательства, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации
Общество с ограниченной ответственностью "Грузовой порт Пивань" (ОГРН 1122728000230, ИНН 2712006510, место нахождения: 681082, Хабаровский край, Комсомольский район, с.Селихино, ул. Торговая, 1; далее - ООО "Грузовой порт Пивань") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Министерству экономического развития и внешних связей Хабаровского края (ОГРН 1032700299103, ИНН 2721020984, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 19; далее - Минэкономразвития) о признании права на получение субсидии на возобновление предпринимательской деятельности как за субъектом малого предпринимательства, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации.
Решением от 16.05.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, ООО "Грузовой порт Пивань" просит решение от 16.05.2014, постановление апелляционного суда от 04.08.2014 отменить в связи с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что отказ в Минэкономразвития в предоставлении субсидии является формальным и противоречащим принципам равноправия участников гражданских отношений, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности. Также указывает на то, что судами необоснованно не дана оценка тому обстоятельству, что именно ООО "Грузовой порт Пивань" несет бремя расходов на восстановление принадлежащих ему на праве аренды объектов недвижимого имущества, попавших в зону подтопления, в соответствии с условиями заключенных им договоров аренды.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика, не согласившись с доводами жалобы, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Представители ООО "Грузовой порт Пивань", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, участия в рассмотрении кассационной жалобы не принимали.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность принятых по делу судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Грузовой порт Пивань" является транспортной компанией, производящей погрузочно-разгрузочные работы на водном транспорте и осуществляет предпринимательскую деятельность на территории пристани села Пивань Комсомольского района Хабаровского края.
Для осуществления данной деятельности ООО "Грузовой порт Пивань" с собственником имущества Богомоловым А.А. заключены договоры аренды: договор аренды имущества от 10.05.2013 N 07-10/1, заключенный с Богомоловым А.А. (арендодатель), по условиям которого ООО "Грузовой порт Пивань" (арендатор) приняло в аренду железнодорожный подъездной путь необщего пользования, назначение: нежилое сооружение протяженностью 3 746, 10 м, инв. N 899, лит. 1, адрес объекта: Хабаровский край, Комсомольский район, село Пивань, территория пристани, кадастровый номер: 27-27-04/035/2009-251 (срок аренды с 10.05.2013 по 09.05.2014); договор субаренды земли от 01.12.2012 N 07-39/1, заключенный с Богомоловым А.А. (арендодатель), по условиям которого ООО "Грузовой порт Пивань" (арендатор) для производственных нужд приняло в субаренду земельный участок из земель: земли населенных пунктов общей площадью 77 495 кв. м, кадастровый номер: 27:07:05 01 02:1347, расположенный в Хабаровском крае, Комсомольский район, село Пивань (срок субаренды с 01.12.2012 по 30.11.2013).
Кроме того, 21.03.2012 между ООО "Грузовой порт Пивань" (арендатор) и ОАО "Амур-Порт" (арендодатель) заключен договор аренды N 07-04, в соответствии с которым арендодатель за плату предоставляет арендатору во временное владение и пользование портальные краны ("ГАНЦ-13", "ГАНЦ-14"), принадлежащие арендодателю на праве собственности.
В результате чрезвычайной ситуации, сложившейся на территории Хабаровского края в 2013 году вследствие паводка, арендованное имущество, используемое ООО "Грузовой порт Пивань" для своей хозяйственной деятельности, оказалось в зоне подтопления, и, как следствие, было повреждено и утрачено, что установлено актами от 22.10.2013 обследования утраченного имущества.
Ссылаясь на то, что для возобновления деятельности предприятия возникла необходимость в дополнительных расходах на восстановительные работы на объектах, расположенных в селе Пивань, в том числе на отсыпку причальной стенки на земляном участке в сумме 130 000 руб.; ремонт подкрановых путей в сумме 120 000 руб.; ремонт подъездных железнодорожных путей в сумме 350 000 руб., ООО "Грузовой порт Пивань" 23.10.2013 обратилось в Минэкономразвития с заявкой на получение субсидии на возобновление предпринимательской деятельности, предусмотренной положением "О порядке и об условиях предоставления субсидий объектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации", представляющей собой часть целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 годы", утвержденной Постановлением от 17.04.2012 N 124-пр.
Поскольку 07.11.2013 Минэкономразвития отказало в предоставлении субсидии, ООО "Грузовой порт Пивань", обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" предусмотрено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 10 названного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится разработка и реализация региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
В развитие указанных норм права постановлением Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 N 124-пр утверждена государственная программа Хабаровского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 годы".
В связи с введением в 2013 году на территории отдельных муниципальных образований Хабаровского края режима чрезвычайной ситуации, в целях оказания финансовой государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, пострадавшим от наводнения, постановлением Правительства Хабаровского края от 08.10.2013 N 321-пр в указанную программу вошло Положение о порядке и условиях предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, на возобновление предпринимательской деятельности (далее - Положение о субсидиях).
В пункте 1.3 указанного Положения о субсидиях закреплено, что целью представления субсидии является возобновление предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Условия оказания государственной поддержки определены в разделе 2 указанного Положения.
Согласно пункту 2.1 Положения о субсидиях субсидия предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией вследствие утраты и (или) повреждения принадлежащего им имущества необходимого для осуществления предпринимательской деятельности.
Финансовому обеспечению на возобновление предпринимательской деятельности подлежат затраты на ремонт (восстановление) объектов движимого и недвижимого имущества (земельных участков, нежилых зданий, строений, помещений, сооружений), находящиеся в собственности субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 3.2 Положения о субсидиях).
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что согласно Положению о субсидиях получателями субсидии являются субъекты малого и среднего предпринимательства, пострадавшие в связи с чрезвычайной ситуацией вследствие утраты и (или) повреждения принадлежащего им имущества необходимого для осуществления предпринимательской деятельности, а, следовательно, для получения субсидии необходимо представление правоустанавливающих документов на данное имущество.
Вместе с тем при исследовании и оценке имеющихся в материалах дела доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ, судами установлено, что основанием для отказа Минэкономразвития в выдаче истцу субсидии послужило то обстоятельство, что истцом не представлены документы, подтверждающие принадлежность утраченного и (или) поврежденного имущества в результате чрезвычайной ситуации субъекту малого и среднего предпринимательства.
При таких обстоятельствах обоснован вывод судов обеих инстанций о том, что, не являясь собственником поврежденного имущества, ООО "Грузовой порт Пивань" не подпадает под категорию лиц, которым Положение о субсидиях гарантировало возмещение расходов на его восстановление.
При этом отклоняя довод апелляционной жалобы истца, аналогичный доводу, изложенному в рассматриваемой кассационной жалобе, относительно того, что отказ в Минэкономразвития в предоставлении субсидии является формальным и противоречащим принципам равноправия участников гражданских отношений, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что Положение о субсидиях, содержащее порядок и условия их предоставления, а также перечень оснований для отказа, не подлежит расширительному толкованию, что представляет собой гарантию защиты права предпринимателей, пострадавших в результате наводнения, получить финансовое обеспечение для возобновления своей деятельности на прозрачных и доступных условиях.
Поскольку пункт 3.2 Положения о субсидиях содержит указание на финансовое обеспечение затрат на ремонт (восстановление) объектов движимого и недвижимого имущества (земельных участков, нежилых зданий, строений, помещений, сооружений), находящиеся только в собственности субъектов малого и среднего предпринимательства, доводы заявителя кассационной жалобы о том, что именно ООО "Грузовой порт Пивань" несет бремя расходов на восстановление принадлежащих ему на праве аренды объектов недвижимого имущества, попавших в зону подтопления, судом кассационной инстанции во внимание не принимаются, как не имеющие правового значения для правильного рассмотрения настоящего спора.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 16.05.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 по делу N А73-2224/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Я.В.КОНДРАТЬЕВА

Судьи
Е.О.НИКИТИН
А.А.ШВЕДОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)