Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.03.2015 N 16АП-90/2015 ПО ДЕЛУ N А61-2394/2014

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2015 г. по делу N А61-2394/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Михайловым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Елканова Ф.Р. на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19.12.2014 по делу N А61-2394/2014
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Елканова Ф.Р.
к Администрации местного самоуправления Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания
о признании бездействия, выразившегося в нарушении требований пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а именно: в непринятии в установленный четырнадцатидневный срок решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 15:06:0020102:114, площадью 8622125 кв. м в аренду на сорок девять лет, незаконным, об обязании выполнить требования пункта 4 статьи 12 от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а именно: обязать принять и выдать (направить) главе крестьянского (фермерского) хозяйства Елканову Феликсу Руслановичу решение о предоставлении земельного участка в аренду на сорок девять лет,
с участием третьих лиц: Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра" в лице филиала по РСО- Алания, СПК "Кита",
в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,

установил:

индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Елканов Ф.Р. (далее по тексту - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания к администрации местного самоуправления Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания (далее по тексту - администрация) о признании бездействия, выразившегося в нарушении требований пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а именно: в непринятии в установленный четырнадцатидневный срок решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 15:06:0020102:114, площадью 8622125 кв. м в аренду на сорок девять лет, незаконным, об обязании принять и выдать (направить) главе крестьянского (фермерского) хозяйства решение о предоставлении земельного участка в аренду на сорок девять лет.
Решением суда от 19.12.2014 исковые требования удовлетворены частично. Суд признал бездействие администрации местного самоуправления Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания, выразившееся в нарушении требований пункта 4 статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 N 74-ФЗ в ненаправлении главе крестьянского (фермерского) хозяйства Елканову Ф.Р. в установленный четырнадцатидневный срок ответа на заявление от 30.06.2014 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 15:06:0020102:114, площадью 8622125 кв. м в аренду на сорок девять лет, незаконным. В удовлетворении остальных требований судом отказано.
Предприниматель не согласился с решением суда первой инстанции и подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Отзывы на жалобу в суд не поступили.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19.12.2014 по делу N А61-2394/2014 отмене не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 17.06.2014 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Елканов Ф.Р., внесена запись о создании крестьянского (фермерского) хозяйства.
01.07.2014 предприниматель обратился в Администрацию местного самоуправления Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 15:06:0020102:114, площадью 8622125 кв. м, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Ардонский район на праве аренды на срок 49 лет для производства сельскохозяйственной продукции: выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур. В заявлении предприниматель указал на наличие одного члена крестьянского (фермерского) хозяйства, приложив к нему копию свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства и кадастровый паспорт земельного участка.
Заявление получено администрацией 01.07.2014, что подтверждается уведомлением к почтовому отправлению.
Из представленного в материалы дела письма N 1178 от 15.07.2014 администрации в адрес Елканова Ф.Р. следует, что в связи с ликвидацией единого землепользования и проведения кадастрового учета, вновь образованных земельных участков, предоставленных в аренду СПК "Кита", земельный участок с кадастровым номером 15:06:0020102:114, площадью 8622125 кв. м аннулирован и разделен на два участка 15:06:0020102:141, площадью 6070886 кв. м и земельный участок с кадастровым номером 15:06:0020102:142, площадью 2550890 кв. м. Данное обстоятельство является основанием для отказа в предоставлении земельного участка (л.д. 27).
Однако, в материалах дела отсутствуют и суду апелляционной инстанции не представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие об исполнении требования действующего законодательства по направлению заявителю в установленный законом срок принятого соответствующего решения (постановления, распоряжения). Следовательно, администрацией допущено незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, выразившееся в ненаправлении ответа Елканову Ф.Р.
С учетом указанных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование предпринимателя в признании незаконным бездействие администрации местного самоуправления Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания, выразившееся в нарушении требований пункта 4 статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 N 74-ФЗ в ненаправлении главе крестьянского (фермерского) хозяйства Елканову Ф.Р. в установленный четырнадцатидневный срок ответа на заявление от 30.06.2014 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 15:06:0020102:114, площадью 8622125 кв. м в аренду на сорок девять лет.
При этом, суд первой инстанции обоснованно, с учетом преследуемого предпринимателем материально-правового интереса, обстоятельств дела, представленных в материалы дела доказательств, озвученной правовой позиции представителя предпринимателя в судебном заседании, в целях процессуальной экономии правильно сформулировал требования заявителя:
- - признание незаконным бездействие администрации местного самоуправления Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания, выразившееся в нарушении требований пункта 4 статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 N 74-ФЗ в ненаправлении главе крестьянского (фермерского) хозяйства Елканову Ф.Р. в установленный четырнадцатидневный срок ответа на заявление от 30.06.2014 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 15:06:0020102:114, площадью 8622125 кв. м в аренду на сорок девять лет;
- - признание незаконным бездействие администрации в непринятии в установленный четырнадцатидневный срок решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 15:06:0020102:114, площадью 8622125 кв. м в аренду на сорок девять лет, незаконным, об обязании принять и выдать (направить) главе крестьянского (фермерского) хозяйства решение о предоставлении земельного участка в аренду на сорок девять лет.
В абзаце третьем пункта 3 постановления Пленумов N 10/22, постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 N 2665/12 и от 24.07.2012 N 5761/12 сформулирован правовой подход, согласно которому в случае ненадлежащего формулирования истцом способа защиты при очевидности преследуемого им материально-правового интереса суд не должен отказывать в иске ввиду неправильного указания норм права, а обязан сам определить, из какого правоотношения возник спор, и какие нормы подлежат применению.
Согласно пункту 1 статьи 133, пункту 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленное требование по существу, исходя из фактических правоотношений. Суд по своей инициативе определяет круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, а также решает, какие именно нормы права подлежат применению в конкретном спорном правоотношении. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.11.2010 N 8467/10.
Баланс интересов всех заинтересованных лиц, стабильность гражданского оборота и определенность в отношениях должны быть обеспечены в результате рассмотрения одного дела в суде, что способствовало бы процессуальной экономии и обеспечивало максимально быструю защиту прав и интересов всех причастных к спору лиц. Аналогичные правовые подходы сформулированы Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 16.11.2010 N 8467/10, от 10.12.2013 N 9139/13, от 09.10.2012 N 5377/12, от 06.09.2011 N 4275/11, от 07.02.2012 N 12573/11.
В части требований предпринимателя о признании незаконным бездействия администрации, выразившиеся в непринятии в установленный четырнадцатидневный срок решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 15:06:0020102:114, площадью 8622125 кв. м в аренду на сорок девять лет, незаконным, об обязании принять и выдать (направить) главе крестьянского (фермерского) хозяйства решение о предоставлении земельного участка в аренду на сорок девять лет, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 23.07.2014 N 15/201/2014-56557 спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 10.10.2007, местоположение: Республика Северная Осетия-Алания, район Ардонский; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства; площадь: 862215+/-25693 кв. м; кадастровая стоимость 88 118 117,5 рублей; имеется пересечение границ с земельными участками с кадастровым номером 15:0660020102:141, 15:06:0020102:142.
В соответствии с выпиской из ЕГРП от 17.07.2014 N 01/059/2014-308 зарегистрированные права на спорный объект отсутствуют.
Ссылаясь на незаконность бездействия администрации, выразившегося в уклонении от оформления прав на указанные участки, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения таких требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких действий (бездействия), решений закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (статьи 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 1).
Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 5).
В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства (пункт 1 статьи 16 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким законом является Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" N 74-ФЗ от 11.06.2003 (далее по тексту - Закон N 74-ФЗ), статья 12 которого регламентирует порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
В силу указанной нормы граждане, заинтересованные в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые участки (собственность или аренда); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков; их предполагаемое местоположение. Решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю. Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в аренду.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть, в том числе обоснованы размеры предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
По смыслу приведенной нормы в предоставлении земельного участка без торгов фермерскому хозяйству может быть отказано (земельный участок должен предоставляться по правилам статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ от 24.07.2002), если заявление не содержит обоснования необходимости в испрашиваемом участке (указанной в нем площади), либо такое обоснование не соответствует содержанию приобщенных к нему документов.
Исследовав заявление главы хозяйства, а также иные представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что глава хозяйства не обосновал размеры испрашиваемого земельного участка, общая площадь которого является значительной. При этом, суд учитывает существующий на момент обращения в администрацию состав членов крестьянского (фермерского) хозяйства. На лиц, состоящих с хозяйством в трудовых отношениях, но не являющихся членами этого хозяйства, действие Закона N 74-ФЗ не распространяется. Это означает, что такие граждане не вправе претендовать на предоставление земельного участка для нужд фермерского хозяйства, в котором работают. Заявитель жалобы не учитывает, что земельный участок предоставляется только лицам, решившим создать фермерское хозяйство (объединению граждан, заинтересованных в осуществлении его деятельности). Поэтому при обосновании размера испрашиваемого в аренду (собственность) участка для создания фермерского хозяйства (осуществления его деятельности) должны учитываться не только экономические возможности и виды осуществляемой хозяйством деятельности, но и число членов фермерского хозяйства.
Поскольку, заявитель не доказал необходимость предоставления ему земельного участка с кадастровым номером 15:06:0020102:114, площадью 8622125 кв. м, которая является значительной с учетом намерения предпринимателя вести хозяйство в индивидуальном порядке, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие оснований для его предоставления.
Кроме того, в соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 1 статьи 16 указанного Закона, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007 сведений об объекте недвижимости.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции установил, что согласно кадастровым паспортам от 24.10.2010 N 02-06/2010-2222 и N 02-06/2010-2223 из земельного участка с кадастровым номером 15:06:0020102:114 образовались два участка с кадастровыми номерами: 15:06:0020102:141, 15:06:0020102:142.
Следовательно, земельный участок площадью 8622125 кв. м с кадастровым номером 15:06:0020102:114 на момент подачи заявления главой КФХ Елкановым Ф.Р. 01.07.2014 уже не существовал, т.е. не являлся объектом гражданских прав и, следовательно, не мог быть предоставлен Администрацией местного самоуправления Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания.
Исходя из обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование предпринимателя о возложении на администрацию обязанность принять решение о предоставлении заявителю земельного участка для осуществления деятельности КФХ не подлежит удовлетворению.
При этом, данное требование не может быть расценено в качестве способа устранения нарушений прав и законных интересов главы КФХ, поскольку заключение договора аренды земельного участка возможно после проведения предусмотренных нормативными актами процедур и при наличии законных оснований.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы, фактически сводятся к несогласию заявителя с выводами суда первой инстанции, положенных в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права.
С учетом всех установленных обстоятельств, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19.12.2014 по делу N А61-2394/2014 является законным и обоснованным, оснований для его отмены и принятию нового судебного акта не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе предпринимателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на заявителя, но взысканию не подлежит, поскольку уплачена при подаче жалобы в суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19.12.2014 по делу N А61-2394/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий
О.В.МАРЧЕНКО

Судьи
И.Н.ЕГОРЧЕНКО
Г.В.КАЗАКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)