Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.05.2015 N 15АП-4837/2015 ПО ДЕЛУ N А32-40662/2014

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2015 г. N 15АП-4837/2015

Дело N А32-40662/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лисовец А.А.,
при участии:
- от ИП Мануйлова Николая Викторовича: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Администрации муниципального образования г. Краснодара: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Департамента имущественных отношений Краснодарского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодара: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мануйлова Николая Викторовича,
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.01.2015 по делу N А32-40662/2014, принятое судьей Назыковым А.Л.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Мануйлова Николая Викторовича
к Администрации муниципального образования г. Краснодара; Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодара
о признании незаконным бездействия, обязании,

установил:

индивидуальный предприниматель Мануйлов Николай Викторович (далее -предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар (далее -департамент), администрации муниципального образования г. Краснодар (далее -администрация), департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконным бездействия департамента имущественных отношений Краснодарского края по организации и проведению торгов на право заключения договора аренды земельного участка площадью 4 915 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. 1 Мая, 91/3, для строительства многоуровневых гаражей, обязании департамента имущественных отношений Краснодарского края провести торги на право заключения договора аренды земельного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что непосредственное распоряжение спорным земельным участком осуществляет администрация. Департамент имущественных отношений Краснодарского края не осуществлял инициирование процедуры предоставления спорного земельного участка, не обладает полномочиями по распоряжению им, не совершал незаконного бездействия в виде непринятия решения о проведении торгов, в связи, с чем возложение на департамент имущественных отношений Краснодарского края обязанности провести торги в отношении земельного участка, полномочия по распоряжению которым у департамента отсутствуют, противоречит закону.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что в связи с тем, что площадь земельного участка превышает 1 тыс. кв. м, процедура его предоставления в аренду осуществлялась Департаментом имущественных отношений Краснодарского края, который должен был обеспечить контроль за исполнением органом местного самоуправления поручения на информирование населения и принятие заявлений от претендентов. Бездействием Департамента были нарушены принципы эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Суд, протокольным определением объявил в судебном заседании перерыв до 29.04.2015 до 14 час. 00 мин.
Стороны своих представителей после объявленного перерыва в судебное заседание не направили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела 28.08.2014 в газете "Краснодарские известия" администрацией было опубликовано объявление о предстоящем предоставлении Серобяну Г.Ж. земельного участка площадью 4 915 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. 1 Мая, 91/3, для строительства многоуровневых гаражей.
05.09.2014 Мануйлов Н.В. обратился в администрацию г. Краснодара с заявлением о предоставлении ему указанного земельного участка в аренду либо о проведении торгов.
По поручению администрации г. Краснодара департамент подготовил ответ 07.10.2014 г., которым заявителю отказано в предоставлении участка, в связи с тем, что объявление в средствах массовой информации не преследовало цели информирования о наличии свободного земельного участка.
Предприниматель, полагая, что наличие более одного лица, желающего приобрести право на застройку участка, является основанием для проведения торгов по реализации (продаже) права аренды, в связи, с чем обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых решений и действий (бездействия) на соответствие их закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется следующим образом: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета в соответствии с правилами; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Порядок осуществления выбора земельного участка установлен в статье 31 ЗК РФ.
Согласно статье 31 ЗК РФ заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением, в котором указывается назначение объекта, предполагаемое место размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 ЗК РФ. После определения участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 ЗК РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ.
Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.
Из материалов дела видно, что 28.08.2014 в газете "Краснодарские известия" администрацией было опубликовано объявление о предстоящем предоставлении Серобяну Г.Ж. земельного участка площадью 4 915 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. 1 Мая, 91/3, для строительства многоуровневых гаражей.
05.09.2014 Мануйлов Н.В. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему указанного земельного участка в аренду либо о проведении торгов.
Ответом департамента от 07.10.2014 заявителю отказано в предоставлении участка, сославшись на то, что объявление в средствах массовой информации не преследовало цели информирования о наличии свободного земельного участка.
Предприниматель полагая что его права нарушены обратился в арбитражный суд с заявлением к департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар (далее -департамент), администрации муниципального образования г. Краснодар (далее -администрация), департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконным бездействия департамента имущественных отношений Краснодарского края по организации и проведению торгов на право заключения договора аренды земельного участка площадью 4 915 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. 1 Мая, 91/3, для строительства многоуровневых гаражей, обязании департамента имущественных отношений Краснодарского края провести торги на право заключения договора аренды земельного участка, при этом требования в отношении других заинтересованных лиц сформулированы не были.
Основным доводом апелляционной жалобы является указание, на то, что земельным участком должен был распоряжаться Департамент имущественных отношений Краснодарского края, поскольку площадь земельного участка превышала 1 тыс. кв. м.
Однако данный довод подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-Ф"3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред., действующей на момент вынесения решения) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу п. "г" ст. 35 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" до разграничения государственной собственности на землю орган местного самоуправления муниципального образования город Краснодар, если иное не установлено указанным Законом, распоряжается земельными участками, находящимися в государственной собственности, для строительства и эксплуатации объектов жилищного фонда, гаражей и иных хозяйственных построек, а также объектов инженерной инфраструктуры в границах поселений в соответствии с землеустроительной и градостроительной документацией.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок площадью 4 915 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. 1 Мая, 91/3, предоставлялся для строительства многоуровневых гаражей.
С учетом цели предоставления (строительство многоуровневых гаражей) и правил пункта "г" статьи 35 Закона N 532-КЗ органы местного самоуправления муниципального образования город Краснодар в данном случае имеют право (уполномочены) на предоставление спорного земельного участка, находящегося в государственной собственности (пункт 10 статьи 3 Вводного закона).
Указанная позиция изложена в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 27.11.2013 г. N А32-33053/2012.
Следовательно, предоставление земельного участка для целей строительства гаражей, вне зависимости от площади земельного участка, предоставляемого для указанных целей, относится к полномочиям органа местного самоуправления муниципального образования город Краснодар.
При этом Департамент имущественных отношений Краснодарского края не осуществлял инициирование процедуры предоставления спорного земельного участка, не обладает полномочиями по распоряжению им, следовательно, не совершал незаконного бездействия по принятию решения по организации и проведению торгов, связи с чем возложение на департамент имущественных отношений Краснодарского края обязанности провести торги в отношении земельного участка, полномочия по распоряжению которым у департамента отсутствуют, противоречит закону.
При таких обстоятельствах, права и законные интересы заявителя в данном случае не нарушены - на него не возложены департаментом какие-либо обязанности, не созданы препятствия в предпринимательской деятельности, какими-либо исключительными правами на спорный земельный участок заявитель не обладает.
Следовательно, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2015 по делу N А32-40662/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА

Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)