Судебные решения, арбитраж
Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: Пронниковой Е.В., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Артюковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 сентября 2013 года по делу N А40-20579/2013 судьи Дудкина В.В. (135-196)
по заявлению ООО "Научно-инженерный центр" (ОГРН 1025003079782, 141730, МО, г. Лобня, Лейтенанта Бойко, дом 101)
к 1) Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, 2) ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области
о признании незаконным отказа
при участии:
от заявителя:
- Целлер В.И. по дов. от 01.02.2013 N Ю-001/13-Н;
- от ответчиков:
1) не явился, извещен, 2) Рамазанов А.Р. по дов. от 31.07.2013 N ЕП/08-5697;
установил:
ООО "Научно-инженерный центр" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании незаконным, выраженного в письме от 26.11.2012 N ПП-10/53954 отказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом в приватизации ООО "Научно-инженерный центр" земельного участка с кадастровым номером 50:41:0030202:0033, площадью 17 350 кв. м по адресу: Московская обл., г. Лобня, ул. Лейтенанта Бойко, д. 101; обязании Федерального агентства по управлению государственным имуществом подготовить и направить в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области поручение о продаже ООО "Научно-инженерный центр" указанного земельного участка; обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области подготовить и направить в адрес ООО "Научно-инженерный центр" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:41:0030202:0033 площадью 17 350 кв. м по адресу: Московская обл., г. Лобня, ул. Лейтенанта Бойко, д. 101.
Решением суда от 30.09.2013 требования заявителя были удовлетворены. При этом суд исходил из того, что оспариваемый отказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в приватизации земельного участка с кадастровым номером 50:41:0030202:0033 площадью 17 350 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., г. Лобня, ул. Лейтенанта Бойко, д. 101. изложенный в письме от 26.11.2012 N ПП-10/53954, не соответствует требованиям действующего законодательства РФ и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, как собственника зданий, строений, сооружений, расположенных на спорном земельном участке.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что заявитель произвел строительство и реконструкцию объектов в нарушение ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Указывает, что заявителем не представлены доказательства обращения в уполномоченный орган с целью получения разрешения на строительство, а также неправомерного отказа в выдаче такого, не доказано исключительное право на выкуп испрашиваемого земельного участка.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить без изменения решение суда первой инстанции, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебного заседание не явился. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как усматривается из материалов дела, постановлением г. Лобня Московской области N 1017 от 25.05.2004 ООО "НИЦ" представлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером 50:41:0030202:0004 площадью 19 400 кв. м, находящийся по адресу: Московская обл., г. Лобня, ул. Лейтенанта Бойко, д. 101, заключен договор аренды земельного участка N 37-04 от 25.05.2004.
На основании постановления Главы г. Лобня Московской области N 1137 от 15.06.2004 произведено межевание земельного участка.
В соответствии с последней редакцией, изложенной в дополнительном соглашении N 2 от 13.01.2005 ООО "НИЦ" передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:41:0030202:0033 площадью 17 350 кв. м, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 18.07.2012 N 41/017/2012-215.
На арендуемом земельном участке расположены нежилые здания, принадлежащие ООО "НИЦ" на праве собственности: здание административно-производственного корпуса площадью 6 381,60 кв. м, условный номер 50-50-41/001/2007-285 (свидетельство о регистрации права 50 НБ N 054844), здание лабораторного корпуса N 2 площадью 1 494,00 кв. м, условный номер 50:41:03:00831:004 (свидетельство о регистрации права 50-АБ N 293647; здание склада площадью 70,80 кв. м, условный номер 50:41:03:00831:006 (свидетельство о регистрации права 50 НБ N 616522; здание склада металла площадью 622,50 кв. м условный номер 50-50-41/001/2007-287 (свидетельство о регистрации права 50НБ N 054142; здание склада N 5 площадью 491,30 кв. м условный номер 50-50-41/001/2007-289 (свидетельство о регистрации права 50 НБ N 054139; здание арочного склада площадью 175,40 кв. м условный номер 50:41:03:00831:007 (свидетельство о регистрации права 50 АЖ 071982.
Из выписки из кадастрового паспорта от 16.06.2004 г. N 01/04-0677 следует, что на земельном участке с кадастровым номером 50:41:0030202:0033 площадью 17 350 кв. м находилось восемь объектов недвижимости - помимо пяти обозначенных зданий, также следующие: здание лабораторного корпуса N 3 площадью 930,80 кв. м, условный номер 50:41:0030202:0004:001; здание столярного цеха площадью 88,20 кв. м, условный номер 50:410030202:0004:005, здание столярной мастерской площадью 49,90 кв. м условный номер 50:41:0030202:0004:006.
Здание столярного цеха и здание столярной мастерской снесены на основании Постановления Главы г. Лобня Московской области N 694 от 14.12.2005, которым заявителю был разрешен снос данных зданий.
Здание лабораторного корпуса N 3 после реконструкции присоединено к зданию административного корпуса, в результате чего создан единый объект-здание административно-производственного корпуса.
Здание склада металла N 2 построено заявителем на основании разрешения на строительство и введено в эксплуатацию как законченный строительством объект, что подтверждается актом приемочной комиссии 194 от 28.12.2006, постановлением Главы г. Лобня Московской области N 2185 от 28.12.2006 об утверждении акта приемочной комиссии. Право собственности заявителя на данное здание подтверждается выпиской из ЕГРП от 18.07.2012 N 41/017/2012-217.
Здание склад металла реконструировано заявителем на основании разрешения на строительство (реконструкцию) N 4 от 14.02.2006 и введено в эксплуатацию актом приемочной комиссии N 4942 от 22.12.2006 и постановлением Главы г. Лобня Московской области N 2147 от 22.12.2006 об утверждении акта приемочной комиссии.
В целях реализации права выкупа земельного участка, заявитель обратился в Территориальное управление ФАУГИ в Московской области с заявлениями от 30.01.2012 N 13, от 22.05.2012 N 39 о приватизации земельного участка с кадастровым номером 50:41:0030202:0033 площадью 17 350 кв. м.
Территориальное управление ФАУГИ в Московской области письмами от 31.10.2012 ИИ/04-11339, от 30.10.2012 N ИИ/04-11338 направило указанное заявление ООО "НИЦ" о приватизации земельного участка с кадастровым номером 50:41:0030202:0033 площадью 17 350 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., г. Лобня, ул. Лейтенанта Бойко, д. 101 для его дальнейшего рассмотрения в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое в свою очередь рассмотрев указанное заявление ООО "НИЦ" и приложенные к нему документы, письмом 26.11.2012 N ПП-10/53954 отказало заявителю в приватизации земельного участка с кадастровым номером 50:41:0030202:0033 площадью 17 350 кв. м и возвратило пакет документов на доработку, указав:
- - здание склада металла N 2 и реконструированные здания лабораторного корпуса N 3 и административного корпуса в единый объект - административно-производственный корпус обладают признаками самовольной постройки, поскольку у ООО "НИЦ" отсутствует разрешение от собственника земельного участка РФ на строительство и реконструкцию находящихся на нем зданий;
- - Комитет по управлению имуществом г. Лобня не имел полномочий по распоряжению земельным участком и на заключение договора аренды земли N 37-04 от 25.05.2004 с ООО "НИЦ", поскольку ее собственником является РФ;
- - отсутствуют правоустанавливающие документы на здания лабораторного корпуса N 3, столярной мастерской и столярного цеха;
- - площади зданий по договору их купли-продажи N 15/004 от 20.04.2004 и свидетельствам о государственной регистрации права ООО "НИЦ" на эти здания имеют расхождения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд.
В соответствие с ч. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в ч. 5 ст. 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения",
Указанные в Перечне документы, прилагаемые к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения является исчерпывающим и не содержит требований о предоставлении при приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной собственности, какого-либо письма государственного органа, осуществляющего государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости, с указанием в таком письме кадастрового номера земельного участка, на котором находятся объекты недвижимости, инвентарные номера таких объектов недвижимости, а также сведений об отсутствии иных объектов недвижимости на таком земельном участке, а также иных документов, подтверждающих отсутствие объектов, находящихся в собственности иных лиц, при условии однозначной идентификации объектов недвижимого имущества.
Возвращая заявителям заявление и документы, приложенных к заявлению о приватизации земельного участка с кадастровым номером 50:41:0030202:0033 площадью 17 350 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., г. Лобня, ул. Лейтенанта Бойко, д. 101 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом не привело ни одной правовой нормы, подтверждающей правомерность и обоснованность указанного возврата, что свидетельствует о незаконности и необоснованности оспариваемых действий ТУ Росимущества в Московской области.
В соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие у заявителя документов, подтверждающих разрешение собственника земельного участка на строительство на рассматриваемом земельном участке здания склада N 2, а также на реконструкцию зданий административного комплекса, лабораторного корпуса N 2 и склада металла является несостоятельной, поскольку право собственности на указанные строения зарегистрировано, что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами. В судебном порядке данное право не оспорено. Доказательств того, что на испрашиваемом земельном участке находятся здания, принадлежащие другим собственникам, ответчиком не представлено.
Согласно ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселений. Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, Глава г. Лобня Московской области вправе выдавать разрешения на строительство/реконструкцию, а также снос зданий в г. Лобня, причем вне зависимости от того, что собственником земельного участка, на котором находятся данные здания, с 06.07.2004 является Российская Федерация.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества по г. Москве ссылается на тот факт, что площадь испрашиваемого земельного участка больше чем площадь расположенных на нем зданий. Обоснований необходимости использования земельного участка указанной площади для эксплуатации принадлежащих заявителю объектов Общество не привело.
Судебная коллегия отклоняет данный довод на основании следующего.
В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Согласно п. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 17 350 кв. м был предоставлен в аренду для пользования находящимися на нем объектами недвижимости ООО "НИЦ". Площадь испрашиваемого земельного участка соответствует сложившемуся между сторонами порядку землепользования на основании договора аренды. При этом Ответчиком не представлено доказательств того, что размер этого земельного участка не соответствует установленным нормам предоставления.
Ссылка ответчика на то, что на спорном земельном участке расположен объект недвижимости (подземное сооружение), права на который не зарегистрированы, что подтверждается актом проверки от 18.03.2013, не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку данный факт не подтверждается объективными обстоятельствами. Из имеющихся в материалах дела документов, в том числе, акта проверки и фототаблицы, невозможно установить сам факт наличия подземного сооружения.
Кроме того, проверка, на основании которой был составлен акт от 18.03.2013, проводилась после выдачи оспариваемого решения и указанное обстоятельство не указано как основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка.
При таких данных, поскольку земельный участок сформирован без учета самовольных построек, Общество является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных на спорном земельном участке, и на основании ст. 36 ЗК РФ обладает исключительным правом на его приватизацию, отказ Росимущества в предоставлении данного земельного участка в собственность Общества, нельзя признать правомерным.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем, отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 сентября 2013 года по делу N А40-20579/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
С.Л.ЗАХАРОВ
Судьи
Е.В.ПРОННИКОВА
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.12.2013 N 09АП-40099/2013 ПО ДЕЛУ N А40-20579/13
Разделы:Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2013 г. N 09АП-40099/2013
Дело N А40-20579/13
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: Пронниковой Е.В., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Артюковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 сентября 2013 года по делу N А40-20579/2013 судьи Дудкина В.В. (135-196)
по заявлению ООО "Научно-инженерный центр" (ОГРН 1025003079782, 141730, МО, г. Лобня, Лейтенанта Бойко, дом 101)
к 1) Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, 2) ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области
о признании незаконным отказа
при участии:
от заявителя:
- Целлер В.И. по дов. от 01.02.2013 N Ю-001/13-Н;
- от ответчиков:
1) не явился, извещен, 2) Рамазанов А.Р. по дов. от 31.07.2013 N ЕП/08-5697;
установил:
ООО "Научно-инженерный центр" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании незаконным, выраженного в письме от 26.11.2012 N ПП-10/53954 отказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом в приватизации ООО "Научно-инженерный центр" земельного участка с кадастровым номером 50:41:0030202:0033, площадью 17 350 кв. м по адресу: Московская обл., г. Лобня, ул. Лейтенанта Бойко, д. 101; обязании Федерального агентства по управлению государственным имуществом подготовить и направить в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области поручение о продаже ООО "Научно-инженерный центр" указанного земельного участка; обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области подготовить и направить в адрес ООО "Научно-инженерный центр" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:41:0030202:0033 площадью 17 350 кв. м по адресу: Московская обл., г. Лобня, ул. Лейтенанта Бойко, д. 101.
Решением суда от 30.09.2013 требования заявителя были удовлетворены. При этом суд исходил из того, что оспариваемый отказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в приватизации земельного участка с кадастровым номером 50:41:0030202:0033 площадью 17 350 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., г. Лобня, ул. Лейтенанта Бойко, д. 101. изложенный в письме от 26.11.2012 N ПП-10/53954, не соответствует требованиям действующего законодательства РФ и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, как собственника зданий, строений, сооружений, расположенных на спорном земельном участке.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что заявитель произвел строительство и реконструкцию объектов в нарушение ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Указывает, что заявителем не представлены доказательства обращения в уполномоченный орган с целью получения разрешения на строительство, а также неправомерного отказа в выдаче такого, не доказано исключительное право на выкуп испрашиваемого земельного участка.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить без изменения решение суда первой инстанции, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебного заседание не явился. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как усматривается из материалов дела, постановлением г. Лобня Московской области N 1017 от 25.05.2004 ООО "НИЦ" представлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером 50:41:0030202:0004 площадью 19 400 кв. м, находящийся по адресу: Московская обл., г. Лобня, ул. Лейтенанта Бойко, д. 101, заключен договор аренды земельного участка N 37-04 от 25.05.2004.
На основании постановления Главы г. Лобня Московской области N 1137 от 15.06.2004 произведено межевание земельного участка.
В соответствии с последней редакцией, изложенной в дополнительном соглашении N 2 от 13.01.2005 ООО "НИЦ" передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:41:0030202:0033 площадью 17 350 кв. м, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 18.07.2012 N 41/017/2012-215.
На арендуемом земельном участке расположены нежилые здания, принадлежащие ООО "НИЦ" на праве собственности: здание административно-производственного корпуса площадью 6 381,60 кв. м, условный номер 50-50-41/001/2007-285 (свидетельство о регистрации права 50 НБ N 054844), здание лабораторного корпуса N 2 площадью 1 494,00 кв. м, условный номер 50:41:03:00831:004 (свидетельство о регистрации права 50-АБ N 293647; здание склада площадью 70,80 кв. м, условный номер 50:41:03:00831:006 (свидетельство о регистрации права 50 НБ N 616522; здание склада металла площадью 622,50 кв. м условный номер 50-50-41/001/2007-287 (свидетельство о регистрации права 50НБ N 054142; здание склада N 5 площадью 491,30 кв. м условный номер 50-50-41/001/2007-289 (свидетельство о регистрации права 50 НБ N 054139; здание арочного склада площадью 175,40 кв. м условный номер 50:41:03:00831:007 (свидетельство о регистрации права 50 АЖ 071982.
Из выписки из кадастрового паспорта от 16.06.2004 г. N 01/04-0677 следует, что на земельном участке с кадастровым номером 50:41:0030202:0033 площадью 17 350 кв. м находилось восемь объектов недвижимости - помимо пяти обозначенных зданий, также следующие: здание лабораторного корпуса N 3 площадью 930,80 кв. м, условный номер 50:41:0030202:0004:001; здание столярного цеха площадью 88,20 кв. м, условный номер 50:410030202:0004:005, здание столярной мастерской площадью 49,90 кв. м условный номер 50:41:0030202:0004:006.
Здание столярного цеха и здание столярной мастерской снесены на основании Постановления Главы г. Лобня Московской области N 694 от 14.12.2005, которым заявителю был разрешен снос данных зданий.
Здание лабораторного корпуса N 3 после реконструкции присоединено к зданию административного корпуса, в результате чего создан единый объект-здание административно-производственного корпуса.
Здание склада металла N 2 построено заявителем на основании разрешения на строительство и введено в эксплуатацию как законченный строительством объект, что подтверждается актом приемочной комиссии 194 от 28.12.2006, постановлением Главы г. Лобня Московской области N 2185 от 28.12.2006 об утверждении акта приемочной комиссии. Право собственности заявителя на данное здание подтверждается выпиской из ЕГРП от 18.07.2012 N 41/017/2012-217.
Здание склад металла реконструировано заявителем на основании разрешения на строительство (реконструкцию) N 4 от 14.02.2006 и введено в эксплуатацию актом приемочной комиссии N 4942 от 22.12.2006 и постановлением Главы г. Лобня Московской области N 2147 от 22.12.2006 об утверждении акта приемочной комиссии.
В целях реализации права выкупа земельного участка, заявитель обратился в Территориальное управление ФАУГИ в Московской области с заявлениями от 30.01.2012 N 13, от 22.05.2012 N 39 о приватизации земельного участка с кадастровым номером 50:41:0030202:0033 площадью 17 350 кв. м.
Территориальное управление ФАУГИ в Московской области письмами от 31.10.2012 ИИ/04-11339, от 30.10.2012 N ИИ/04-11338 направило указанное заявление ООО "НИЦ" о приватизации земельного участка с кадастровым номером 50:41:0030202:0033 площадью 17 350 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., г. Лобня, ул. Лейтенанта Бойко, д. 101 для его дальнейшего рассмотрения в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое в свою очередь рассмотрев указанное заявление ООО "НИЦ" и приложенные к нему документы, письмом 26.11.2012 N ПП-10/53954 отказало заявителю в приватизации земельного участка с кадастровым номером 50:41:0030202:0033 площадью 17 350 кв. м и возвратило пакет документов на доработку, указав:
- - здание склада металла N 2 и реконструированные здания лабораторного корпуса N 3 и административного корпуса в единый объект - административно-производственный корпус обладают признаками самовольной постройки, поскольку у ООО "НИЦ" отсутствует разрешение от собственника земельного участка РФ на строительство и реконструкцию находящихся на нем зданий;
- - Комитет по управлению имуществом г. Лобня не имел полномочий по распоряжению земельным участком и на заключение договора аренды земли N 37-04 от 25.05.2004 с ООО "НИЦ", поскольку ее собственником является РФ;
- - отсутствуют правоустанавливающие документы на здания лабораторного корпуса N 3, столярной мастерской и столярного цеха;
- - площади зданий по договору их купли-продажи N 15/004 от 20.04.2004 и свидетельствам о государственной регистрации права ООО "НИЦ" на эти здания имеют расхождения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд.
В соответствие с ч. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в ч. 5 ст. 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения",
Указанные в Перечне документы, прилагаемые к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения является исчерпывающим и не содержит требований о предоставлении при приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной собственности, какого-либо письма государственного органа, осуществляющего государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости, с указанием в таком письме кадастрового номера земельного участка, на котором находятся объекты недвижимости, инвентарные номера таких объектов недвижимости, а также сведений об отсутствии иных объектов недвижимости на таком земельном участке, а также иных документов, подтверждающих отсутствие объектов, находящихся в собственности иных лиц, при условии однозначной идентификации объектов недвижимого имущества.
Возвращая заявителям заявление и документы, приложенных к заявлению о приватизации земельного участка с кадастровым номером 50:41:0030202:0033 площадью 17 350 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., г. Лобня, ул. Лейтенанта Бойко, д. 101 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом не привело ни одной правовой нормы, подтверждающей правомерность и обоснованность указанного возврата, что свидетельствует о незаконности и необоснованности оспариваемых действий ТУ Росимущества в Московской области.
В соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие у заявителя документов, подтверждающих разрешение собственника земельного участка на строительство на рассматриваемом земельном участке здания склада N 2, а также на реконструкцию зданий административного комплекса, лабораторного корпуса N 2 и склада металла является несостоятельной, поскольку право собственности на указанные строения зарегистрировано, что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами. В судебном порядке данное право не оспорено. Доказательств того, что на испрашиваемом земельном участке находятся здания, принадлежащие другим собственникам, ответчиком не представлено.
Согласно ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселений. Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, Глава г. Лобня Московской области вправе выдавать разрешения на строительство/реконструкцию, а также снос зданий в г. Лобня, причем вне зависимости от того, что собственником земельного участка, на котором находятся данные здания, с 06.07.2004 является Российская Федерация.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества по г. Москве ссылается на тот факт, что площадь испрашиваемого земельного участка больше чем площадь расположенных на нем зданий. Обоснований необходимости использования земельного участка указанной площади для эксплуатации принадлежащих заявителю объектов Общество не привело.
Судебная коллегия отклоняет данный довод на основании следующего.
В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Согласно п. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 17 350 кв. м был предоставлен в аренду для пользования находящимися на нем объектами недвижимости ООО "НИЦ". Площадь испрашиваемого земельного участка соответствует сложившемуся между сторонами порядку землепользования на основании договора аренды. При этом Ответчиком не представлено доказательств того, что размер этого земельного участка не соответствует установленным нормам предоставления.
Ссылка ответчика на то, что на спорном земельном участке расположен объект недвижимости (подземное сооружение), права на который не зарегистрированы, что подтверждается актом проверки от 18.03.2013, не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку данный факт не подтверждается объективными обстоятельствами. Из имеющихся в материалах дела документов, в том числе, акта проверки и фототаблицы, невозможно установить сам факт наличия подземного сооружения.
Кроме того, проверка, на основании которой был составлен акт от 18.03.2013, проводилась после выдачи оспариваемого решения и указанное обстоятельство не указано как основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка.
При таких данных, поскольку земельный участок сформирован без учета самовольных построек, Общество является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных на спорном земельном участке, и на основании ст. 36 ЗК РФ обладает исключительным правом на его приватизацию, отказ Росимущества в предоставлении данного земельного участка в собственность Общества, нельзя признать правомерным.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем, отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 сентября 2013 года по делу N А40-20579/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
С.Л.ЗАХАРОВ
Судьи
Е.В.ПРОННИКОВА
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)