Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Щеклеиной Л.Ю., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.,
при участии:
- от истца заместителя прокурора Пермского края: Демотко С.А., предъявлено служебное удостоверение;
- от ответчика Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5902293298): не явились,
от ответчика общества с ограниченной ответственностью "Красный Октябрь" (ОГРН 114598042658, ИНН 5903998727): не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 08 июля 2015 года по делу N А50-9048/2015,
принятое судьей Ремянниковой И.Е.
по иску заместителя прокурора Пермского края
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края; обществу с ограниченной ответственностью "Красный Октябрь"
о признании недействительным пункта договора аренды лесного участка,
установил:
Заместитель прокурора Пермского края (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, открытому акционерному обществу "Пиломатериалы "Красный Октябрь" (далее - ответчики) о признании недействительным (ничтожным) пункта 19.9. договора аренды лесного участка от 13.11.2008 N 29, заключенного между Агентством по природопользованию Пермского края и ОАО "Пиломатериалы "Красный Октябрь", в части слов "в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение".
Определением Арбитражного суда Пермского края от 04.06.2015 произведена замена ответчика ОАО "Пиломатериалы "Красный Октябрь" на ООО "Красный Октябрь".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 08.07.2015 исковые требования удовлетворены, пункт 19.9. договора аренды лесного участка от 13.11.2008 N 29, заключенного между Агентством по природопользованию Пермского края и открытым акционерным обществом "Пиломатериалы "Красный Октябрь", в части слов "в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение" признан недействительным (ничтожным).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что аналогичная обязанность арендатора лесного участка предусмотрена в типовой форме договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности"; в п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах". Кроме того отмечает, что из буквального смысла договора аренды не следует обязанность арендатора по непосредственному тушению лесного пожара.
Прокуратура Пермского края с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласна по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал позицию, содержащуюся в отзыве на апелляционную жалобу.
Ответчики Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края и ООО "Красный Октябрь" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, до начала судебного заседания от Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и ОАО "Пиломатериалы "Красный Октябрь" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 13.11.2008 N 29, в соответствии с которым арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, категории - земли лесного фонда, площадью 26171 га с местоположением - Пермский край, Горнозаводский муниципальный район, ПСУ "Горнозаводское лесничество", Бисерское участковое лесничество, N кварталов 1, 3, 5, 8, 9-12, 18, 22, 30, 35, 48, 89, 97, 113-119, 126, 127, 136, 137, 140, 153-167; Кусье-Александровское участковое лесничество, N лесных кварталов 1-11; Сарановское участковое лесничество, N лесных кварталов 21, 22, 32-36, 44, 45 (пункты 1, 2 договора).
В пункте 4 договора предусмотрено, что лесной участок передается арендатору для заготовки древесины. Срок действия договора - с 13.11.2008 по 23.05.2052 (пункт 29 договора).
Схема расположения и границы лесного участка (приложение N 1 к договору), характеристики лесного участка (приложение N 2 к договору) подписаны сторонами.
Лесной участок принят арендатором по акту приема-передачи от 13.11.2008 (л.д. 19).
С 10.09.2012 арендодателем по договору является Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
Государственная регистрация договора аренды лесного участка проведена в ЕГРП 26.11.2008 (запись 59-59-18/077/2008-265).
В пункте 19.9. договора предусмотрена обязанность арендатора в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение.
Прокурор, полагая, что условия пункта 19.9 договора противоречат ст. 51-53 Лесного кодекса Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования и признавая недействительным (ничтожным) пункт 19.9. договора аренды лесного участка в части слов "в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение", указал, что из толкования действующего законодательства следует, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления, между тем ответчик ООО "Красный Октябрь" (арендатор лесного участка) не наделен полномочиями специализированной организации по ликвидации пожаров, в связи с чем включение такой обязанности в договор не соответствует законодательству.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В части 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату заключения договора) установлено, что привлечение граждан, юридических лиц для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Согласно пункту 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе, осуществления мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечения охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что организация тушения пожаров - совокупность оперативно-технических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первых мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
Согласно пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (в редакции, действовавшей на дату заключения договора) (далее - Правила), в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
а) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
б) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
в) мониторинг пожарной опасности в лесах;
г) разработка планов тушения лесных пожаров;
д) тушение лесных пожаров;
е) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Согласно пункту 4 Правил меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 Правил, осуществляются:
а) органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
б) органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;
в) Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;
г) Федеральной службой по надзору в сфере природопользования - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
д) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.
В пункте 5 Правил установлено, что указанные в подпунктах "а", "б" пункта 3 данных Правил меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
На основании пункта 7 Правил привлечение юридических лиц и граждан для тушения пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В подпункте "г" пункта 13 Правил установлена обязанность юридических лиц и граждан, осуществляющих использование лесов, тушить лесные пожары, возникшие по их вине.
Таким образом, из системного толкования указанных норм права следует, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления и финансируется из средств федерального бюджета, а арендаторы участвуют только в мероприятиях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 3 Правил, либо в тушении пожаров, возникших по их вине.
ООО "Красный Октябрь" не является специализированной противопожарной организацией.
В связи с чем суд первой инстанции, с учетом анализа вышеприведенных норм права, пришел к правомерному выводу о том, что действующим законодательством не предусмотрено возложение на арендатора лесного участка обязанности по организации тушения пожара включение такой обязанности в договор аренды лесного участка не соответствует закону.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о неправильном толковании прокурором и судом оспариваемого пункта договора, отклоняются, поскольку толкование указанного пункта договора дано судом первой инстанции в соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации исходя из буквального значения содержащихся в нем слов и выражений.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на типовую форму договора аренды лесного участка, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", также отклоняются на основании ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 08 июля 2015 года по делу N А50-9048/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА
Судьи
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.09.2015 N 17АП-10751/2015-АК ПО ДЕЛУ N А50-9048/2015
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2015 г. N 17АП-10751/2015-АК
Дело N А50-9048/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Щеклеиной Л.Ю., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.,
при участии:
- от истца заместителя прокурора Пермского края: Демотко С.А., предъявлено служебное удостоверение;
- от ответчика Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5902293298): не явились,
от ответчика общества с ограниченной ответственностью "Красный Октябрь" (ОГРН 114598042658, ИНН 5903998727): не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 08 июля 2015 года по делу N А50-9048/2015,
принятое судьей Ремянниковой И.Е.
по иску заместителя прокурора Пермского края
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края; обществу с ограниченной ответственностью "Красный Октябрь"
о признании недействительным пункта договора аренды лесного участка,
установил:
Заместитель прокурора Пермского края (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, открытому акционерному обществу "Пиломатериалы "Красный Октябрь" (далее - ответчики) о признании недействительным (ничтожным) пункта 19.9. договора аренды лесного участка от 13.11.2008 N 29, заключенного между Агентством по природопользованию Пермского края и ОАО "Пиломатериалы "Красный Октябрь", в части слов "в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение".
Определением Арбитражного суда Пермского края от 04.06.2015 произведена замена ответчика ОАО "Пиломатериалы "Красный Октябрь" на ООО "Красный Октябрь".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 08.07.2015 исковые требования удовлетворены, пункт 19.9. договора аренды лесного участка от 13.11.2008 N 29, заключенного между Агентством по природопользованию Пермского края и открытым акционерным обществом "Пиломатериалы "Красный Октябрь", в части слов "в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение" признан недействительным (ничтожным).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что аналогичная обязанность арендатора лесного участка предусмотрена в типовой форме договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности"; в п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах". Кроме того отмечает, что из буквального смысла договора аренды не следует обязанность арендатора по непосредственному тушению лесного пожара.
Прокуратура Пермского края с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласна по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал позицию, содержащуюся в отзыве на апелляционную жалобу.
Ответчики Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края и ООО "Красный Октябрь" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, до начала судебного заседания от Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и ОАО "Пиломатериалы "Красный Октябрь" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 13.11.2008 N 29, в соответствии с которым арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, категории - земли лесного фонда, площадью 26171 га с местоположением - Пермский край, Горнозаводский муниципальный район, ПСУ "Горнозаводское лесничество", Бисерское участковое лесничество, N кварталов 1, 3, 5, 8, 9-12, 18, 22, 30, 35, 48, 89, 97, 113-119, 126, 127, 136, 137, 140, 153-167; Кусье-Александровское участковое лесничество, N лесных кварталов 1-11; Сарановское участковое лесничество, N лесных кварталов 21, 22, 32-36, 44, 45 (пункты 1, 2 договора).
В пункте 4 договора предусмотрено, что лесной участок передается арендатору для заготовки древесины. Срок действия договора - с 13.11.2008 по 23.05.2052 (пункт 29 договора).
Схема расположения и границы лесного участка (приложение N 1 к договору), характеристики лесного участка (приложение N 2 к договору) подписаны сторонами.
Лесной участок принят арендатором по акту приема-передачи от 13.11.2008 (л.д. 19).
С 10.09.2012 арендодателем по договору является Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
Государственная регистрация договора аренды лесного участка проведена в ЕГРП 26.11.2008 (запись 59-59-18/077/2008-265).
В пункте 19.9. договора предусмотрена обязанность арендатора в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение.
Прокурор, полагая, что условия пункта 19.9 договора противоречат ст. 51-53 Лесного кодекса Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования и признавая недействительным (ничтожным) пункт 19.9. договора аренды лесного участка в части слов "в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение", указал, что из толкования действующего законодательства следует, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления, между тем ответчик ООО "Красный Октябрь" (арендатор лесного участка) не наделен полномочиями специализированной организации по ликвидации пожаров, в связи с чем включение такой обязанности в договор не соответствует законодательству.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В части 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату заключения договора) установлено, что привлечение граждан, юридических лиц для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Согласно пункту 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе, осуществления мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечения охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что организация тушения пожаров - совокупность оперативно-технических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первых мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
Согласно пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (в редакции, действовавшей на дату заключения договора) (далее - Правила), в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
а) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
б) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
в) мониторинг пожарной опасности в лесах;
г) разработка планов тушения лесных пожаров;
д) тушение лесных пожаров;
е) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Согласно пункту 4 Правил меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 Правил, осуществляются:
а) органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
б) органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;
в) Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;
г) Федеральной службой по надзору в сфере природопользования - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
д) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.
В пункте 5 Правил установлено, что указанные в подпунктах "а", "б" пункта 3 данных Правил меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
На основании пункта 7 Правил привлечение юридических лиц и граждан для тушения пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В подпункте "г" пункта 13 Правил установлена обязанность юридических лиц и граждан, осуществляющих использование лесов, тушить лесные пожары, возникшие по их вине.
Таким образом, из системного толкования указанных норм права следует, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления и финансируется из средств федерального бюджета, а арендаторы участвуют только в мероприятиях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 3 Правил, либо в тушении пожаров, возникших по их вине.
ООО "Красный Октябрь" не является специализированной противопожарной организацией.
В связи с чем суд первой инстанции, с учетом анализа вышеприведенных норм права, пришел к правомерному выводу о том, что действующим законодательством не предусмотрено возложение на арендатора лесного участка обязанности по организации тушения пожара включение такой обязанности в договор аренды лесного участка не соответствует закону.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о неправильном толковании прокурором и судом оспариваемого пункта договора, отклоняются, поскольку толкование указанного пункта договора дано судом первой инстанции в соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации исходя из буквального значения содержащихся в нем слов и выражений.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на типовую форму договора аренды лесного участка, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", также отклоняются на основании ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 08 июля 2015 года по делу N А50-9048/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА
Судьи
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)