Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый участок относится к землям населенных пунктов, а следовательно, не предназначен для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05.10.2015.
Полный текст постановления изготовлен 07.10.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Голубевой О.Н., Павлова В.Ю.,
при участии заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства
Захряпина Алексея Викторовича
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
главы крестьянского (фермерского) хозяйства Захряпина Алексея Викторовича
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 15.12.2014,
принятое судьей Савочкиным В.Н., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2015,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А39-3582/2014
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства
Захряпина Алексея Викторовича
о признании незаконными действий администрации городского округа Саранск
и
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Захряпин Алексей Викторович (далее - Глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий администрации городского округа Саранск (далее - Администрация), выразившихся в отказе письмом от 15.07.2014 N 4440-исх в предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 49 000 квадратных метров, расположенного в кадастровом квартале N 13:23:1202002 в 100 метрах по направлению на северо-запад от дома N 41 по улице Лесной село Макаровка городского округа Саранск, и об обязании администрации утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 49 000 квадратных метров на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории кадастрового квартала N 13:23:1202002, расположенного в 100 метрах по направлению на северо-запад от дома N 41 по улице Лесная село Макаровка городского округа Саранск.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 15.12.2014, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2015, заявителю отказано в удовлетворении требований.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Глава КФХ обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, суды не учли, что Генплан, по которому спорный земельный участок включен в границы поселений, принят после первоначального обращения о предоставлении земельного участка и возникновения спора; неверно трактовали понятия "граница поселения" и "граница населенного пункта"; не применили пункт 2 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В судебном заседании глава крестьянского (фермерского) хозяйства поддержал доводы кассационной жалобы.
Администрация городского округа Саранск не обеспечила явку представителя в судебное заседание.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как следует из документов и установили суды, 16.06.2014 Глава КФХ обратился в Администрацию с заявлением, в котором просит выделить в собственность за плату земельный участок площадью 4,9 гектара, расположенный за пределами села Макаровка в кадастровом квартале 13:23:1202002, в 100 метрах на северо-запад от дома N 41 по улице Лесной, села Макаровка, в зоне сельскохозяйственного использования (пашни, пастбища) согласно карте функциональных зон Генерального плана городского округа Саранск. В заявлении Глава КФХ привел обоснование площади испрашиваемого земельного участка (для разведения сельскохозяйственной птицы (гусей) пастбищным методом в количестве от 300 до 500 голов).
Письмом от 15.07.2014 N 4440-исх Администрация отказала Главе КФХ в предоставлении земельного участка со ссылкой на статью 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", указав, что в соответствии с Генеральным планом городского округа Саранск, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Саранск от 23.04.2014 N 333, испрашиваемый земельный участок попадает в границы городского округа Саранск и относится к землям населенных пунктов.
Посчитав действия Администрации по отказу в предоставлении земельного участка не соответствующими действующему законодательству и нарушающими его права и законные интересы, Глава КФХ обратился в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
На основании Закона Республики Мордовия от 28.12.2004 N 114-З "Об установлении границы городского округа Саранск и наделении его статусом городского округа", решения Совета депутатов городского округа Саранск от 23.04.2014 N 333 и планов территории суд первой инстанции установил, что испрашиваемый заявителем земельный участок включен в границы городского округа Саранск и отнесен к землям населенных пунктов.
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
По правилам статьи 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 4 и 5 статьи 14 названного Закона отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
В случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
При этом, согласно пунктам 1 и 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Таким образом, определенная органом местного самоуправления категория спорного земельного участка не подходит под категорию земель, предназначенных для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, поэтому суды пришли к верному выводу о том, что оспариваемые действия Администрации не противоречат Федеральному закону от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель не представил доказательств обратного вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Аргумент заявителя о том, что первоначально за приобретением спорного земельного участка он обратился 05.12.2013, то есть до изменения Генерального плана городского округа Саранск, не свидетельствует о незаконности принятых судебных актов, поскольку оспариваемый отказ имел место в отношении обращения от 16.06.2014, следовательно, проверка его законности проведена судами с учетом законодательства, действовавшего на момент рассмотрения обращения, то есть после 16.06.2014. Предшествующее обращение заявителя в рамках рассмотрения настоящего спора не имеет правового значения. Отказ в предоставлении земельного участка по ранее поданной заявке также обжалован заявителем в судебном порядке в рамках дела N А39-466/2014 и признан законным по основаниям, не связанным с изменениями в Генеральном плане городского округа Саранск.
Доводы Главы КФХ о смешении понятий "граница поселения" и "граница населенного пункта" применительно к рассматриваемому спору не имеют значения. В пункте 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Согласно статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования. В силу нормативных актов, принятых органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий, спорный земельный участок входит в границу городского округа Саранск и отнесен к землям населенных пунктов.
Из текста обращения в Администрацию следует, что Глава КФХ ходатайствовал о предоставлении спорного земельного участка для осуществления деятельности фермерского хозяйства. На участке площадью 4,9 гектара он намеревался разводить хозяйственную птицу (гусей) пастбищным методом в количестве 300 - 500 голов, часть участка (4,5 гектара) засеять многолетними травами (клевером, который будет использоваться под пастбища), а часть участка (0,3 гектара) использовать под посадку кормовой свеклы. Намерения на возведение на испрашиваемом земельном участке капитальных строений, сооружений Глава КФХ при обращении в Администрацию не выражал, что исключало рассмотрение его обращений в рамках пункта 2 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве), в связи с чем не нашли подтверждения доводы кассационной жалобы о неправильном применении норм материального права.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 15.12.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2015 по делу N А39-3582/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Захряпина Алексея Викторовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 07.10.2015 N Ф01-3923/2015 ПО ДЕЛУ N А39-3582/2014
Требование: 1) О признании незаконными действий администрации муниципального образования по отказу в предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения; 2) Об обязании администрации утвердить и выдать схему расположения испрашиваемого участка.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый участок относится к землям населенных пунктов, а следовательно, не предназначен для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2015 г. по делу N А39-3582/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 05.10.2015.
Полный текст постановления изготовлен 07.10.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Голубевой О.Н., Павлова В.Ю.,
при участии заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства
Захряпина Алексея Викторовича
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
главы крестьянского (фермерского) хозяйства Захряпина Алексея Викторовича
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 15.12.2014,
принятое судьей Савочкиным В.Н., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2015,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А39-3582/2014
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства
Захряпина Алексея Викторовича
о признании незаконными действий администрации городского округа Саранск
и
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Захряпин Алексей Викторович (далее - Глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий администрации городского округа Саранск (далее - Администрация), выразившихся в отказе письмом от 15.07.2014 N 4440-исх в предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 49 000 квадратных метров, расположенного в кадастровом квартале N 13:23:1202002 в 100 метрах по направлению на северо-запад от дома N 41 по улице Лесной село Макаровка городского округа Саранск, и об обязании администрации утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 49 000 квадратных метров на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории кадастрового квартала N 13:23:1202002, расположенного в 100 метрах по направлению на северо-запад от дома N 41 по улице Лесная село Макаровка городского округа Саранск.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 15.12.2014, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2015, заявителю отказано в удовлетворении требований.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Глава КФХ обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, суды не учли, что Генплан, по которому спорный земельный участок включен в границы поселений, принят после первоначального обращения о предоставлении земельного участка и возникновения спора; неверно трактовали понятия "граница поселения" и "граница населенного пункта"; не применили пункт 2 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В судебном заседании глава крестьянского (фермерского) хозяйства поддержал доводы кассационной жалобы.
Администрация городского округа Саранск не обеспечила явку представителя в судебное заседание.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как следует из документов и установили суды, 16.06.2014 Глава КФХ обратился в Администрацию с заявлением, в котором просит выделить в собственность за плату земельный участок площадью 4,9 гектара, расположенный за пределами села Макаровка в кадастровом квартале 13:23:1202002, в 100 метрах на северо-запад от дома N 41 по улице Лесной, села Макаровка, в зоне сельскохозяйственного использования (пашни, пастбища) согласно карте функциональных зон Генерального плана городского округа Саранск. В заявлении Глава КФХ привел обоснование площади испрашиваемого земельного участка (для разведения сельскохозяйственной птицы (гусей) пастбищным методом в количестве от 300 до 500 голов).
Письмом от 15.07.2014 N 4440-исх Администрация отказала Главе КФХ в предоставлении земельного участка со ссылкой на статью 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", указав, что в соответствии с Генеральным планом городского округа Саранск, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Саранск от 23.04.2014 N 333, испрашиваемый земельный участок попадает в границы городского округа Саранск и относится к землям населенных пунктов.
Посчитав действия Администрации по отказу в предоставлении земельного участка не соответствующими действующему законодательству и нарушающими его права и законные интересы, Глава КФХ обратился в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
На основании Закона Республики Мордовия от 28.12.2004 N 114-З "Об установлении границы городского округа Саранск и наделении его статусом городского округа", решения Совета депутатов городского округа Саранск от 23.04.2014 N 333 и планов территории суд первой инстанции установил, что испрашиваемый заявителем земельный участок включен в границы городского округа Саранск и отнесен к землям населенных пунктов.
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
По правилам статьи 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 4 и 5 статьи 14 названного Закона отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
В случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
При этом, согласно пунктам 1 и 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Таким образом, определенная органом местного самоуправления категория спорного земельного участка не подходит под категорию земель, предназначенных для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, поэтому суды пришли к верному выводу о том, что оспариваемые действия Администрации не противоречат Федеральному закону от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель не представил доказательств обратного вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Аргумент заявителя о том, что первоначально за приобретением спорного земельного участка он обратился 05.12.2013, то есть до изменения Генерального плана городского округа Саранск, не свидетельствует о незаконности принятых судебных актов, поскольку оспариваемый отказ имел место в отношении обращения от 16.06.2014, следовательно, проверка его законности проведена судами с учетом законодательства, действовавшего на момент рассмотрения обращения, то есть после 16.06.2014. Предшествующее обращение заявителя в рамках рассмотрения настоящего спора не имеет правового значения. Отказ в предоставлении земельного участка по ранее поданной заявке также обжалован заявителем в судебном порядке в рамках дела N А39-466/2014 и признан законным по основаниям, не связанным с изменениями в Генеральном плане городского округа Саранск.
Доводы Главы КФХ о смешении понятий "граница поселения" и "граница населенного пункта" применительно к рассматриваемому спору не имеют значения. В пункте 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Согласно статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования. В силу нормативных актов, принятых органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий, спорный земельный участок входит в границу городского округа Саранск и отнесен к землям населенных пунктов.
Из текста обращения в Администрацию следует, что Глава КФХ ходатайствовал о предоставлении спорного земельного участка для осуществления деятельности фермерского хозяйства. На участке площадью 4,9 гектара он намеревался разводить хозяйственную птицу (гусей) пастбищным методом в количестве 300 - 500 голов, часть участка (4,5 гектара) засеять многолетними травами (клевером, который будет использоваться под пастбища), а часть участка (0,3 гектара) использовать под посадку кормовой свеклы. Намерения на возведение на испрашиваемом земельном участке капитальных строений, сооружений Глава КФХ при обращении в Администрацию не выражал, что исключало рассмотрение его обращений в рамках пункта 2 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве), в связи с чем не нашли подтверждения доводы кассационной жалобы о неправильном применении норм материального права.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 15.12.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2015 по делу N А39-3582/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Захряпина Алексея Викторовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.Н.КАМАНОВА
М.Н.КАМАНОВА
Судьи
О.Н.ГОЛУБЕВА
В.Ю.ПАВЛОВ
О.Н.ГОЛУБЕВА
В.Ю.ПАВЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)