Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда Московской области от 26 сентября 2013 г., принятое судьей Л.В. Федуловой А41-17882/13 по иску Администрации Красногорского муниципального района Московской области к Департаменту городского имущества города Москвы о признании отсутствующим права собственности на земельный участок,
третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ГУП "Мосгортранс"
при участии в заседании:
от истца: Барков А.Н., доверенность <...>,
от ответчика: Ущенко С.С., доверенность <...>,
от третьих лиц: не явились, извещены.
установил:
Иск заявлен Администрацией Красногорского муниципального района Московской области к Департаменту городского имущества города Москвы с учетом принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнения требований о признании отсутствующим права собственности города Москвы на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:27, площадью 13 700 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, г. Красногорск, Волоколамское ш., 27 км, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения открытой автостоянки на 100 автобусов "Икарус-280"; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области устранить допущенные нарушения путем аннулирования записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, ГУП "Мосгортранс".
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 сентября 2013 г. по делу N А41-17882/13 признано отсутствующим право собственности города Москвы на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:27, площадью 13 700 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район, г. Красногорск, Волоколамское ш., 27 км, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения открытой автостоянки на 100 автобусов "Икарус-280"; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, полагая, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ответчика на требованиях апелляционной жалобы настаивал, просил решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель истца возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, "Картотеке дел" ВАС РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Рассмотрев апелляционную жалобу, материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между Администрацией Красногорского района Московской области и ГП "12 автобусный парк" был заключен договор аренды N 373 от 24.07.2000 г., в соответствии с которым ГП "12 автобусный парк" принял в аренду земельный участок площадью 1,37 га, расположенный в г. Красногорске Волоколамское шоссе, 27 км для размещения открытой автостоянки на 100 автобусов "Икарус-280", сроком на 5 лет, договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
08.02.2013 г. в Единый государственный реестр внесена запись о регистрации права собственности города Москвы на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:27, площадью 13 700 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район, г. Красногорск, Волоколамское ш., 27 км.
Документом-основанием для регистрации права собственности города Москвы на спорный земельный участок послужил п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (свидетельство о государственной регистрации права л.д. 70).
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации); земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пунктом 2 статьи 16 ЗК РФ предусмотрено разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 2).
Из материалов дела следует, что на спорном земельном участке отсутствует здание, строение или сооружение, принадлежащее на праве собственности городу Москве.
Исследовав и оценив представленные доказательства, апелляционный суд считает, что выводы суда о том, что заключение с правопредшественником ГУП "Мосгортранс" договора аренды спорного земельного участка не является предоставлением земельного участка, влекущим приобретение субъектом РФ права собственности на данный земельный участок, соответствуют материалам дела и основаны на положениях ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ.
При этом суд учитывает, что арендатор земельного участка по вышеуказанному договору аренды - 12 автобусный парк был реорганизован путем присоединения к ГУП "Мосгортранс" (государственному предприятию, созданному субъектом РФ) в 2003 г., то есть после передачи спорного земельного участка в аренду.
Ссылку ответчика на решение Исполкома Красногорского городского Совета народных депутатов Московской области от 25.07.1986 г. как основание для возникновения права собственности города Москвы в порядке п. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ апелляционный суд считает несостоятельной.
В соответствии с данным решением 12 автобусному парку разрешено строительство временной автостоянки на земельном участке 1,5 га за счет пашни совхоза "Ильинское-Усово" на период до завершения строительства нового автобусного парка в коммунальной зоне города.
Апелляционный суд отмечает, что из данного решения следует, что земельный участок предоставлялся на ограниченный период времени. При этом доказательств того, что 12 автобусный парк на 1986 г. являлся государственным унитарным предприятиям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации (с учетом отсутствия разграничения государственной собственности), в материалах дела не имеется.
Таким образом, апелляционный суд считает, что спорный земельный участок к собственности субъекта Российской Федерации не относится.
Как следует из п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ, распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Таким образом, законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности, права на которые не разграничены.
Таким образом, наличие записи в ЕГРП о праве собственности субъекта Российской Федерации на указанный земельный участок нарушает законные права истца на распоряжение земельным участком, сдачу его в аренду, осуществление контроля за использованием земельного участка, а также право на получение арендной платы.
Поскольку в данном случае орган местного самоуправления по объективным причинам не может предъявить иск о признании права или истребовании участка из чужого незаконного владения, права муниципального образования могут быть защищены путем признания зарегистрированного права собственности субъекта Российской Федерации на спорный земельный участок отсутствующим.
Избранный истцом способ защиты права не противоречит положениям статьи 12 ГК РФ.
Аналогичная позиция по вопросу надлежащего способа защиты права изложена в постановлениях ФАС МО от 16.09.2013 г. по делу N А41-27887/12, от 09.10.2013 г. по делу N А41-41261/12.
Доводы апелляционной жалобы о том, что иск подан ненадлежащим истцом, также проверен судом и признан необоснованным, поскольку в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 г. распоряжение земельным участком, относящимся к неразграниченной собственности, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. В рассматриваемом деле земельный участок находится на территории Красногорского муниципального района Московской области, соответственно, Администрация данного муниципального района является надлежащим истцом по заявленному иску. При этом суд отмечает, что муниципальное образование городское поселение Красногорск не является тем субъектом, который предусмотрен в п. 10 ст. 3 Закона, так как не является городским округом.
С учетом изложенного, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, ч. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 26.09.2013 г. по делу N А41-17882/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Н.Н.КАТЬКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.12.2013 N 10АП-12409/2013 ПО ДЕЛУ N А41-17882/13
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2013 г. по делу N А41-17882/13
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда Московской области от 26 сентября 2013 г., принятое судьей Л.В. Федуловой А41-17882/13 по иску Администрации Красногорского муниципального района Московской области к Департаменту городского имущества города Москвы о признании отсутствующим права собственности на земельный участок,
третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ГУП "Мосгортранс"
при участии в заседании:
от истца: Барков А.Н., доверенность <...>,
от ответчика: Ущенко С.С., доверенность <...>,
от третьих лиц: не явились, извещены.
установил:
Иск заявлен Администрацией Красногорского муниципального района Московской области к Департаменту городского имущества города Москвы с учетом принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнения требований о признании отсутствующим права собственности города Москвы на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:27, площадью 13 700 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, г. Красногорск, Волоколамское ш., 27 км, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения открытой автостоянки на 100 автобусов "Икарус-280"; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области устранить допущенные нарушения путем аннулирования записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, ГУП "Мосгортранс".
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 сентября 2013 г. по делу N А41-17882/13 признано отсутствующим право собственности города Москвы на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:27, площадью 13 700 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район, г. Красногорск, Волоколамское ш., 27 км, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения открытой автостоянки на 100 автобусов "Икарус-280"; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, полагая, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ответчика на требованиях апелляционной жалобы настаивал, просил решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель истца возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, "Картотеке дел" ВАС РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Рассмотрев апелляционную жалобу, материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между Администрацией Красногорского района Московской области и ГП "12 автобусный парк" был заключен договор аренды N 373 от 24.07.2000 г., в соответствии с которым ГП "12 автобусный парк" принял в аренду земельный участок площадью 1,37 га, расположенный в г. Красногорске Волоколамское шоссе, 27 км для размещения открытой автостоянки на 100 автобусов "Икарус-280", сроком на 5 лет, договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
08.02.2013 г. в Единый государственный реестр внесена запись о регистрации права собственности города Москвы на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:27, площадью 13 700 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район, г. Красногорск, Волоколамское ш., 27 км.
Документом-основанием для регистрации права собственности города Москвы на спорный земельный участок послужил п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (свидетельство о государственной регистрации права л.д. 70).
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации); земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пунктом 2 статьи 16 ЗК РФ предусмотрено разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 2).
Из материалов дела следует, что на спорном земельном участке отсутствует здание, строение или сооружение, принадлежащее на праве собственности городу Москве.
Исследовав и оценив представленные доказательства, апелляционный суд считает, что выводы суда о том, что заключение с правопредшественником ГУП "Мосгортранс" договора аренды спорного земельного участка не является предоставлением земельного участка, влекущим приобретение субъектом РФ права собственности на данный земельный участок, соответствуют материалам дела и основаны на положениях ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ.
При этом суд учитывает, что арендатор земельного участка по вышеуказанному договору аренды - 12 автобусный парк был реорганизован путем присоединения к ГУП "Мосгортранс" (государственному предприятию, созданному субъектом РФ) в 2003 г., то есть после передачи спорного земельного участка в аренду.
Ссылку ответчика на решение Исполкома Красногорского городского Совета народных депутатов Московской области от 25.07.1986 г. как основание для возникновения права собственности города Москвы в порядке п. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ апелляционный суд считает несостоятельной.
В соответствии с данным решением 12 автобусному парку разрешено строительство временной автостоянки на земельном участке 1,5 га за счет пашни совхоза "Ильинское-Усово" на период до завершения строительства нового автобусного парка в коммунальной зоне города.
Апелляционный суд отмечает, что из данного решения следует, что земельный участок предоставлялся на ограниченный период времени. При этом доказательств того, что 12 автобусный парк на 1986 г. являлся государственным унитарным предприятиям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации (с учетом отсутствия разграничения государственной собственности), в материалах дела не имеется.
Таким образом, апелляционный суд считает, что спорный земельный участок к собственности субъекта Российской Федерации не относится.
Как следует из п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ, распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Таким образом, законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности, права на которые не разграничены.
Таким образом, наличие записи в ЕГРП о праве собственности субъекта Российской Федерации на указанный земельный участок нарушает законные права истца на распоряжение земельным участком, сдачу его в аренду, осуществление контроля за использованием земельного участка, а также право на получение арендной платы.
Поскольку в данном случае орган местного самоуправления по объективным причинам не может предъявить иск о признании права или истребовании участка из чужого незаконного владения, права муниципального образования могут быть защищены путем признания зарегистрированного права собственности субъекта Российской Федерации на спорный земельный участок отсутствующим.
Избранный истцом способ защиты права не противоречит положениям статьи 12 ГК РФ.
Аналогичная позиция по вопросу надлежащего способа защиты права изложена в постановлениях ФАС МО от 16.09.2013 г. по делу N А41-27887/12, от 09.10.2013 г. по делу N А41-41261/12.
Доводы апелляционной жалобы о том, что иск подан ненадлежащим истцом, также проверен судом и признан необоснованным, поскольку в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 г. распоряжение земельным участком, относящимся к неразграниченной собственности, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. В рассматриваемом деле земельный участок находится на территории Красногорского муниципального района Московской области, соответственно, Администрация данного муниципального района является надлежащим истцом по заявленному иску. При этом суд отмечает, что муниципальное образование городское поселение Красногорск не является тем субъектом, который предусмотрен в п. 10 ст. 3 Закона, так как не является городским округом.
С учетом изложенного, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, ч. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 26.09.2013 г. по делу N А41-17882/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Н.Н.КАТЬКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)