Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.04.2014 N 17АП-2440/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А60-42499/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2014 г. N 17АП-2440/2014-ГК

Дело N А60-42499/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Е.О.,
судей Голубцовой Ю.А., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Андреевской Е.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица,
Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 января 2014 года
по делу N А60-42499/2013,
принятое судьей Трухиным В.С.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "КН "Фурманова" (ОГРН 1026605230002, ИНН 6671116893)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области
третье лицо: Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "КН "Фурманова" (далее также - ООО "КН "Фурманова", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601015:11, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белинского, в 25 метрах на юго-запад от ориентира дом 35, общей площадью 481 кв. м, равной рыночной по состоянию на 15.11.2012 в размере 2 527 655 руб.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 04.12.2013 произведена замена ответчика на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.01.2014 исковые требования удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601015:11, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белинского, в 25 метрах на юго-запад от ориентира дом 35, общей площадью 481 кв. м, признана равной рыночной по состоянию на 15.11.2012 в размере 2 527 655 руб.
Третье лицо, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению третьего лица, поскольку нарушений действующего законодательства при внесении в государственный реестр сведений о кадастровой стоимости земельного участка допущено не было, оснований для удовлетворения исковых требований не имелось. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает именно те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Росреестром была проведена соответствующая проверка и принято решение о соответствии этой оценки Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов. В данном случае результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования город Екатеринбург, утверждены приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области N 32 от 15.01.2013.
Истец, ООО "КН "Фурманова", представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил приведенные в жалобе доводы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, своих представителей для участия в судебное заседание не направили, что в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
От истца, третьего лица, поступили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Указанные ходатайства рассмотрены судом апелляционной инстанции в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и удовлетворены на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, ООО "КН "Фурманова" на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:41:0601015:11.
Кадастровая стоимость земельного участка составляет 7 136 135 руб. 24 коп.
В доказательство недостоверности кадастровой стоимости земельного участка, истцом в материалы дела представлен отчет N 13-497 от 24.10.2013, положительное экспертное заключение N 563/47-13 от 25.10.2013.
Ссылаясь на значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью на ту же дату, истец обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пункте 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).
При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что согласно представленному в материалы дела отчету об оценке от 24.10.2013 N 13-497, выполненному ООО Оценочная компания "Априори", содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, определенной по состоянию на 15.11.2012. Согласно положительному экспертному заключению саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" от 25.10.2013 N 563/47-13 указанный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
При таких обстоятельствах, установив несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости и в отсутствие иных доказательств, суд правомерно удовлетворил исковые требования, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601015:11 равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012 в размере 2 527 655 руб. (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы заявителя жалобы о том, что нарушений действующего законодательства при внесении в государственный реестр сведений о кадастровой стоимости земельного участка допущено не было, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имелось, не принимаются судом апелляционной инстанции.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" утверждены результаты кадастровой стоимости земель по состоянию на 15.11.2012.
В соответствии со статьями 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации истец вправе предъявлять требования об установлении утвержденной кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
Согласно статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Кадастровая стоимость применяется не только для целей определения выкупной стоимости, но и для иных целей, в частности определения арендной платы, а также порядка определения налоговой базы по земельному налогу согласно статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, в соответствии со статьей 65, пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации истец вправе предъявлять требования об установлении утвержденной кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, поскольку наличие в кадастре стоимости, несоответствующей рыночной, нарушает права истца, в частности, как владельца земельного участка и плательщика земельного налога.
Исходя из вышеизложенного, истец является лицом, заинтересованным в определении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 15.11.2012 в размере его рыночной стоимости, а, следовательно, вправе оспаривать результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 15.11.2012.
Доказательств недостоверности представленного в материалы дела отчета не представлено, ходатайств о назначении экспертизы не заявлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области освобождено от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе не подлежит взысканию.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 января 2014 года по делу N А60-42499/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Е.О.ГЛАДКИХ

Судьи
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Ю.В.СКРОМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)