Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.11.2014 N 18АП-12133/2014 ПО ДЕЛУ N А07-11276/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2014 г. N 18АП-12133/2014

Дело N А07-11276/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суспициной Л.А.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максименковой К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.08.2014 по делу N А07-11276/2014 (судья Юсеева И.Р.).
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились.

Индивидуальный предприниматель Печенкин Александр Юрьевич (далее - предприниматель Печенкин А.Ю., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо), выразившегося в оставлении без рассмотрения обращения предпринимателя от 28.04.2014 о предоставлении земельного участка, обязании Администрации в лице Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление по земельным ресурсам, заинтересованное лицо) в течение двух недель утвердить и выдать предпринимателю схему расположения земельного участка по адресу: г. Уфа, ул. Сельская Богородская, в кадастровом квартале 02:55:040612, площадью 504 кв. м, на кадастровом плане территории, выполненную кадастровым инженером общества с ограниченной ответственностью "Топограф" Ахмадуллиным И.Р. в указанных координатах поворотных точек:
























Решением от 27.08.2014 (резолютивная часть объявлена 25.08.2014) суд первой инстанции заявление предпринимателя Печенкина А.Ю. удовлетворил, признав незаконным бездействие Администрации, выразившееся в оставлении без рассмотрения обращения предпринимателя от 28.04.2014 о предоставлении земельного участка, а также обязав Администрацию в лице Управления по земельным ресурсам в течение двух недель утвердить и выдать предпринимателю схему расположения земельного участка по адресу: г. Уфа, ул. Сельская Богородская, в кадастровом квартале 02:55:040612, площадью 504 кв. м, на кадастровом плане территории, выполненную кадастровым инженером общества с ограниченной ответственностью "Топограф" Ахмадуллиным И.Р. в указанных в заявлении координатах поворотных точек (л.д. 76-83).
Не согласившись с принятым по делу решением, Управление по земельным ресурсам (далее также - податель жалобы) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить, принять по делу новый судебный акт (л.д. 87-88).
Доводы жалобы сводятся, по существу, к следующему.
Предоставление Управлением по земельным ресурсам муниципальной услуги "Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в городском округе город Уфа Республики Башкортостан" регулируется соответствующим Административным регламентом, утвержденным постановлением главы Администрации от 29.06.2012 N 2984 (далее - Регламент). Данный Регламент находится в открытом доступе (размещен на официальных сайтах Администрации и Управления по земельным ресурсам, на информационных стендах Управления по земельным ресурсам), следовательно, предприниматель Печенкин А.Ю. был осведомлен о порядке оказания такой муниципальной услуги, однако обратился в неуполномоченный орган - Администрацию, а не в Управление по земельным ресурсам. В рассматриваемом случае бездействие Управления по земельным ресурсам, оспариваемое заявителем, вызвано, по существу, бездействием Администрации, не направившей своевременно в Управление по земельным ресурсам копию заявления и приложенные к нему документы. Вины Управления по земельным ресурсам в допущенном нарушении прав заявителя нет. С учетом изложенного, надлежащим способом восстановления нарушенных прав заявителя является возложение на Управление по земельным ресурсам обязанности рассмотреть заявление предпринимателя Печенкина А.Ю., между тем суд первой инстанции неправомерно обязал Управление по земельным ресурсам утвердить и выдать предпринимателю схему расположения земельного участка в течение двух недель с даты вступления в силу решения. Кроме того, суд первой инстанции не учел, что в соответствии с Регламентом срок рассмотрения такого заявления составляет 30 дней, двух недель для рассмотрения такого заявления недостаточно.
От заинтересованных лиц отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд апелляционной инстанции не поступили.
Стороны явку представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что предприниматель Печенкин А.Ю. обратился в Администрацию с заявлением (л.д. 9), в котором просил в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предоставить ему земельный участок со следующими характеристиками:
- -цель использования земельного участка - для размещения шиномонтажной станции;
- -испрашиваемое право - аренда сроком на 10 лет;
- -площадь - 504 кв. м;
- -месторасположение - Республика Башкортостан, Октябрьский район г. Уфы, ул. Сельская Богородская;
- -кадастровый номер квартала - 02:55:020536 в границах согласно ведомости координат.
Данное заявление получено Администрацией 28.04.2014, о чем свидетельствует имеющийся на заявлении штамп входящей корреспонденции (л.д. 9).
К заявлению были приложены следующие документы: оригинал схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 28.04.2013, составленной кадастровым инженером общества с ограниченной ответственностью "Топограф" Ахмадуллиным И.Р. (л.д. 10), копия свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе серии 02 N 005800983 (л.д. 13), копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 02 N 005889449 (л.д. 14), копия паспорта (л.д. 11, 12).
Поскольку Администрацией указанное заявление было оставлено без ответа, предприниматель Печенкин А.Ю. 06.06.2014 в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из материалов дела также следует, что предприниматель Печенкин А.Ю. обратился также в Управление по земельным ресурсам с заявлением (л.д. 31), в котором просил согласовать схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка со следующими характеристиками:
- -цель использования земельного участка - для размещения шиномонтажной станции;
- -испрашиваемое право - аренда сроком на 10 лет;
- -площадь - 504 кв. м;
- -месторасположение - Республика Башкортостан, Октябрьский район г. Уфы, ул. Сельская Богородская;
- -кадастровый номер квартала - 02:55:020536 в границах согласно ведомости координат.
Данное заявление получено Управлением по земельным ресурсам 08.05.2014, о чем свидетельствует имеющийся на заявлении штамп входящей корреспонденции (л.д. 31).
К заявлению были приложены следующие документы: оригинал схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 28.04.2013, составленной кадастровым инженером общества с ограниченной ответственностью "Топограф" Ахмадуллиным И.Р., копия свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе серии 02 N 005800983, копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 02 N 005889449, копия паспорта.
Письмом от 29.05.2014 (л.д. 32) Управление по земельным ресурсам возвратило предпринимателю Печенкину А.Ю. схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории без утверждения, сославшись на то, что постановлением Администрации от 31.03.2014 N 1217 во исполнение статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об основах государственного регулирования торговой деятельности) утверждена схема размещения нестационарных объектов на территории городского округа город Уфа, земельные участки, включенные в данную схему, будут предоставляться на конкурсной основе.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая бездействие Администрации, выразившееся в оставлении без рассмотрения обращения предпринимателя от 28.04.2014 о предоставлении земельного участка, суд первой инстанции руководствовался статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Положением о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.11.2011 N 43/7.
Суд первой инстанции указал, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении. Указанный этап является необходимым, когда испрашиваемый земельный участок не поставлен на кадастровый учет, что имеет место быть в рассматриваемом случае.
С учетом изложенного, суд первой инстанции нашел отказ Управления по земельным ресурсам в утверждении такой схемы не соответствующим положениям закона и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и в качестве меры восстановления нарушенного права по правилам пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел необходимым обязать Управление по земельным ресурсам утвердить и выдать схему расположения спорного земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В рассматриваемом случае заявитель в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжаловал бездействие Администрации, выразившее в не рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка, испрашиваемого для целей, не связанных со строительством, - для размещения шиномонтажной станции.
Принимая во внимание положения названной главы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ("Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц"), судебная коллегия отмечает, что для признания незаконными решений и действий органа местного самоуправления необходимо установить в совокупности наличие двух обстоятельств: противоречие указанных действий и решений действующему законодательству и нарушение данными действиями прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 названной статьи предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- -принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- -уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- -обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункты 5, 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацами 2, 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса установлена презумпция государственной собственности на землю: при отсутствии данных, свидетельствующих о принадлежности земельного участка на праве собственности физическому или юридическому лицу либо муниципальному образованию, земельный участок признается государственной собственностью.
Доказательств того, что государственная собственность в отношении спорного земельного участка разграничена, в материалах дела не имеется. Обратного суду апелляционной инстанции не доказано.
Доказательств того, что распоряжение спорным земельным участком, находящимся в городе Уфе - столице субъекта Российской Федерации - Республика Башкортостан, относилось к компетенции Правительства Республики Башкортостан или Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан в соответствии с положениями статей 25.1, 25.2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в Администрацию), в материалах дела также не имеется.
Указанное позволяет суду сделать вывод о том, что именно Администрация управомочена распоряжаться спорным земельным участком.
Обратного суду апелляционной жалобы не доказано.
Решением Совета городского округа города Уфа Республики Башкортостан от 23.11.2011 N 43/7 утверждено Положением о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее - Положение N 43/7).
В соответствии с пунктом 2.1 Положения N 43/7 предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, осуществляется на основании заявления физического лица или юридического лица (индивидуального предпринимателя), заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В заявлении указывается: цель использования земельного участка; площадь, местоположение, кадастровый номер земельного участка (если имеется); испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению физического лица прилагается следующий перечень документов: копия паспорта; нотариально заверенная доверенность, подтверждающая полномочия лица, действующего в интересах заявителя (при необходимости); схема расположения земельного участка или кадастровый паспорт земельного участка (при наличии) (пункт 2.2 Положения N 43/7).
В соответствии с пунктом 2.3 Положения N 43/7 заявление с приложением документов на имя главы Администрации предоставляется в Администрацию для регистрации и, после наложения резолюции главой Администрации (либо уполномоченным заместителем главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан), в трехдневный срок, копии заявления и приложенных документов направляются для рассмотрения в Управление по земельным ресурсам. В случае, если к заявлению не приложен кадастровый паспорт земельного участка, Управление по земельным ресурсам на основании заявления с учетом зонирования территорий, в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Если в процессе утверждения расположения земельного участка на кадастровой карте либо выяснения возможности предоставления земельного участка, стоящего на государственном кадастровом учете, выясняется, что этот земельный участок не может быть предоставлен для испрашиваемых целей в силу наличия прав третьих лиц, либо в силу противоречия требованиям градостроительного регламента, либо по иным причинам, установленным действующим законодательством, то Управлением по земельным ресурсам в двухнедельный срок готовится мотивированный отказ заявителю о невозможности формирования земельного участка и его предоставления.
Названные выше нормы статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Положения N 43/7, а также установленные по делу обстоятельства, связанные с обращением предпринимателя Печенкина А.Ю. с заявлением от 28.04.2014 о предоставлении земельного участка (л.д. 9), свидетельствуют о том, что данное заявление с указанием цели использования земельного участка, его площади, местоположения и испрашиваемого права на земельный участок было подано в установленном порядке главе Администрации и приложением необходимого пакета документов.
Довод Управления по земельным ресурсам со ссылкой на Регламент о том, что заявление предпринимателя Печенкина А.Ю. было подано в неуполномоченный орган, суд первой инстанции рассмотрел и обоснованно отклонил.
В рассматриваемом случае предприниматель обратился в Администрацию с заявлением от 28.04.2014 о предоставлении земельного участка в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном названной нормой Закона и пунктом 2.3 Положения N 43/7, тогда как Регламент регулирует порядок предоставления муниципальной услуги "Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в городском округе город Уфа Республики Башкортостан".
Из материалов дела и из содержания апелляционной жалобы следует также, что Администрация в трехдневный срок, установленный в Положении N 43/7, копии данного заявления от 28.04.2014 и приложенных к нему документов в Управление по земельным ресурсам для рассмотрения не направила, ответ на данное заявление предпринимателю Печенкину А.Ю. не дала. Тем самым Администрацией было допущено бездействие, выразившееся фактически в оставлении без рассмотрения обращения предпринимателя Печенкина А.Ю. от 28.04.2014 о предоставлении земельного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные предпринимателем требования о признании бездействия Администрации незаконным, поскольку такое бездействие безусловно нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, гарантированные статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (право на рассмотрение в установленном порядке заявления о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством).
По смыслу части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении споров об обжаловании действий (бездействия) публичных органов, суду следует определить способ восстановления нарушенного права обратившегося за защитой лица. Поскольку данный спор заявлен в соответствии с нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требование заявителя об обязании органа местного самоуправления совершить определенные действия не являются самостоятельными требованиями. Суд не связан названным заявителем способом восстановления прав, а потому способ восстановления нарушенного права заявителя может быть определен судом самостоятельно, независимо от заявленных в данной части требований.
Учитывая то обстоятельство, что предприниматель Печенкин А.Ю. обращался также и в Управление по земельным ресурсам с заявлением от 0.05.2014 о согласовании схемы расположения на кадастровом плане территории испрашиваемого земельного участка (л.д. 31) и по результатам рассмотрения данного заявления Управлением по земельным ресурсам предпринимателю письмом от 29.05.2014 было отказано в утверждении данной схемы (л.д. 32), судебная коллегия отклоняет довод жалобы о том, что в рассматриваемом случае надлежащим способом восстановления нарушенных прав заявителя является возложение на Управление по земельным ресурсам лишь обязанности рассмотреть заявление предпринимателя Печенкина А.Ю.
Вывод суда первой инстанции о необходимости обязания Администрации в лице Управления по земельным ресурсам утвердить и выдать предпринимателю схему расположения испрашиваемого земельного участка является правомерным.
Суд первой инстанции правильно указал, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении. Указанный этап является необходимым, когда испрашиваемый земельный участок не поставлен на кадастровый учет, что имело место в рассматриваемом случае.
Дальнейшие действия Администрации после формирования испрашиваемого земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учет должны быть напрямую связаны с результатами публикации в СМИ информации о земельном участке, на котором планируется размещение временного нестационарного объекта, а именно наличием, либо отсутствием заявок иных лиц на данный земельный участок.
Как указано выше, отказ Управления утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории мотивирован ссылкой на схему размещения нестационарных объектов на территории городского округа город Уфа и указанием на то, что земельные участки, включенные в данную схему, будут предоставляться на конкурсной основе.
Согласно статье 10 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности определены особенности размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 10 названного Закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема РНТО) с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему РНТО, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности).
Схема РНТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности).
Схемой РНТО должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (часть 4 статьи 10 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности).
Схема РНТО и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 5 статьи 10 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности).
Из системного анализа статей 11, 29, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1, 4 статьи 10 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности следует, что в процессе рассмотрения обращений физических и юридических лиц о предоставлении земель в аренду для целей размещения временных нестационарных объектов орган власти должен учитывать внесенные в схему РНТО соответствующего муниципального образования сведения. Это необходимо для целей обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, то есть обусловлено интересами общества, неопределенного круга лиц, проживающих в границах соответствующего муниципального образования.
Вместе с тем включение предполагаемого к размещению временного нестационарного торгового объекта в схему РНТО в силу требований земельного законодательства Российской Федерации не является безусловным основанием для предоставления земельного участка тому лицу, в интересах которого (по заявлению которого) торговый объект был внесен в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Кроме того, невключение торгового объекта в схему РНТО само по себе, при отсутствии иных, установленных нормативными правовыми актами оснований, не является достаточным для целей принятия органом местного самоуправления решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доказательств, свидетельствующих о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок (объект - шиномонтажная станция) были (не) внесены в схему РНТО, в материалах дела не имеется.
Следует также отметить, что шиномонтажная станция, для размещения которой заявителем испрашивается земельный участок, не является в полной мере торговым объектом по смыслу Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности (статья 2).
Документов, подтверждающих то обстоятельство, что испрашиваемый заявителем земельный участок не может быть предоставлен для испрашиваемых целей в силу наличия прав третьих лиц, либо в силу противоречия требованиям градостроительного регламента, либо по иным причинам, установленным действующим законодательством, заинтересованные лица судам первой и апелляционной инстанции также не представили.
С учетом изложенного, оснований для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане (карте) территории судебная коллегия не усматривает.
Поскольку, как указано выше, Управление по земельным ресурсам рассматривало по существу вопрос об утверждении схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка и без законных на то оснований отказало в утверждении такой схемы, судебная коллегия считает, что двухнедельный срок, установленный судом первой инстанции для устранения допущенного нарушения прав заявителя, является достаточным.
Таким образом, доводы жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, опровергая выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по настоящему делу по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление по земельным ресурсам освобождено от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.08.2014 по делу N А07-11276/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
Л.А.СУСПИЦИНА

Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
И.Ю.СОКОЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)