Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.05.2014 ПО ДЕЛУ N А58-7300/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2014 г. по делу N А58-7300/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Басаева Д.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу, поданную совместно индивидуальными предпринимателями Сыроватским Петром Петровичем (ИНН 143500728553, ОГРН 304143524000085), Горским Михаилом Владимировичем (ИНН 143500132320, ОГРН 304143511100141), Недомолкиным Евгением Владимировичем (ИНН 143519406172, ОГРН 31214354100052), Селезневой Натальи Николаевны (ИНН 143500061799, ОГРН 3041350410075), Петровым Спартаком Ивановичем (ИНН 143501556603, ОГРН 304143526800092), Шкарлет Мариной Анатольевной (ИНН 143527868702, ОГРН 309143505500031), физическими лицами Хорошевой Галиной Петровной и Войтовичем Дмитрием Анатольевичем, на Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 февраля 2014 года по делу N А58-7300/2013 по заявлению индивидуального предпринимателя Сыроватского Петра Петровича, индивидуального предпринимателя Горского Михаила Владимировича, индивидуального предпринимателя Недомолкина Евгения Владимировича, индивидуального предпринимателя Селезневой Натальи Николаевны, индивидуального предпринимателя Петрова Спартака Ивановича, индивидуального предпринимателя Шкарлет Марины Анатольевны, физических лиц Хорошевой Галины Петровны и Войтович Дмитрия Анатольевича к Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435133907, ОГРН 1031402045124),
с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - индивидуального предпринимателя Большедворской Ирины Алексеевны (ИНН 143500924036, ОГРН 304143502000100) на стороне заинтересованного лица,
о признании незаконными действий, выраженных в отказе в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером 14:36:105011:0073, общей площадью 577 кв. м, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Лермонтова, 23 "А", как не соответствующих Земельному кодексу Российской Федерации,
(суд первой инстанции - Евсеева Е.А.),
при участии в судебном заседании:
- от заявителей: не явились, извещены;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- от третьего лица: не явился, извещен,

установил:

Индивидуальные предприниматели Сыроватский П.П., Горский М.В. Недомолкин Е.В., Селезнева Н.Н., Петров С.И., Шкарлет М.А. и физические лица Хорошева Г.П., Войтович Д.А. (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Окружной администрации города Якутска (далее - администрация) о признании незаконными действий, выраженных в отказе в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером 14:36:105011:0073, общей площадью 577 кв. м, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Лермонтова, 23 "А", как не соответствующих Земельному кодексу Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Большедворская И.А. на стороне заинтересованного лица (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) признано незаконным действие Окружной администрации города Якутска, выраженное в отказе в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером 14:36:105011:0073, общей площадью 577 кв. м, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Лермонтова, 23 "а", как не соответствующее пункту 12 статьи 12 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
В обосновании суд первой инстанции указал, что в данном случае, оспариваемый отказ принят органом, не имеющим соответствующих полномочий, в связи с чем, может быть признан незаконным только по этому основанию, поскольку рассмотрение заявления неуполномоченным лицом, влечет также нарушение прав и законных интересов заявителей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявители обратилась с апелляционной жалобой, в которой просят отменить решение Арбитражного суда PC (Я) от 26.02.2014 г. по делу N А58-7300/2013 и принять по делу новый судебный акт, полностью удовлетворив требования заявителей о признании отказа незаконным и обязывающего Окружную администрацию города Якутска в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу постановления суда принять решение о предоставлении в общую долевую собственность Сыроватского Петра Петровича, Шкарлет Марины Анатольевны. Недомолкина Евгения Владимировича, Хорошевой Галины Петровны. Войтовича Дмитрия Анатольевича. Селезневой Натальи Николаевны, Петрова Спартака Ивановича и Горского Михаила Владимировича земельного участка с кадастровым номером 14:36:105011:0073, общей площадью 577 кв. м, расположенного по адресу: РС(Я), г. Якутск, ул. Лермонтова, д. 23 "а".
Заявители полагают, что Окружная администрация города Якутска является уполномоченным органом по решению вопроса о предоставлении земельного участка в собственность лиц, являющихся сособственниками недвижимого имущества, находящегося на данном земельном участке, так как участок является неделимым и среди сособственников имеются физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. Вместе с тем заявители полагают, что обжалуемый отказ муниципального органа является незаконным, так как данным отказом были нарушены нормы земельного права, а также права и свободы Заявителей как пользователей данного земельного участка и собственников недвижимого имущества, расположенного на спорном земельном участке.
На апелляционную жалобу общества поступил отзыв администрации, в котором она просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Администрация полагает, что она наделена полномочиями на рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка заявителям, а отказ в предоставлении земельного участка был правомерен, так как по испрашиваемому земельному участку проходят красные линии.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 09.04.2014.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Решением Министерства имущественных отношений РС(Я) от 01.12.2003 N 2644 ИП Большедворской И.А. предоставлен в аренду земельный участок площадью 577 кв. м, расположенный по адресу: РС(Я), г. Якутск, ул. Лермонтова, д. 23 "А", в квартале 136, кадастровый номер 14:36:105011:0073, для использования в целях строительства Торговой галереи (далее - земельный участок, т. 2 л.д. 93).
Между ДИО Мэрии города Якутска и ИП Большедворской И.А. заключен договор аренды земельного участка от 02.12.2003 N 3890, земельный участок передан по акту приема-передачи, договор зарегистрирован в установленном законом порядке, срок договора аренды в дальнейшем продлен (т. 2 л.д. 98-101).
Распоряжением заместителя Мэра г. Якутска от 23.03.2004 N 279змр (т. 2 л.д. 90), ИП Большедворской И.А. разрешено строительство объекта "Торговая галерея", Государственным архитектурно-строительным надзором РС(Я) выдано разрешение на выполнение строительно-монтажных работ N 195 на объекте "Торговая галерея".
В последующем на основании договоров купли-продажи объекта недвижимости произошло отчуждение торгового помещения (торговой галереи) в собственность заявителей.
Все заявители являются собственниками соответствующих частей торгового помещения (здание торговой галереи), расположенного по адресу: РС(Я), г. Якутск, ул. Лермонтова, д. 23 "А", право собственности на нежилые помещения торгового назначения зарегистрированы в установленном законом порядке.
06.09.2013 через МАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия)" заявители, являясь собственниками нежилых помещений здания торговой галереи (свидетельства о государственной регистрации права, выписки из ЕГРП), обратились в Окружную администрацию города Якутска с заявлениями о предоставлении земельного участка площадью 577 кв. м, расположенного по адресу: РС(Я), г. Якутск, ул. Лермонтова, д. 23 "А", в квартале 136, категория: земли населенных пунктов, кадастровый номер: 14:36:105011:0073, вид разрешенного использования: под торговую галерею, в общую долевую собственность.
Письмом от 24.09.2013 N 10002-дизо/13 (т. 1 л.д. 28) Администрация отказала заявителям в предоставлении земельного участка в общую долевую собственность. Отказ мотивирован несоответствием испрашиваемого земельного участка ограничению по линии градостроительного регулирования (красные линии) со ссылкой на нормы пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, части 8 статьи 28 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", пункта 50 Правил землепользования и застройки, утвержденных Решением окружного Совета г. Якутска от 25.06.2007 N РОС-51-9.
Не согласившись с отказом, заявители оспорили его в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявители обратились в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая вопрос о подведомственности дела арбитражному суду, суд первой инстанции правильно принял во внимание следующее.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заявители Сыроватский П.П. с 06.09.2004, Горский М.В с 15.01.2007, Недомолкин Е.В. с 06.12.2012, Селезнева Н.Н. с 09.10.1996, Петров С.И. с 21.03.2000, Шкарлет М.А. с 24.02.2009 зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, статус у них действующий. Войтович Д.А. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 30.04.2013. Хорошева Г.П. не имеет статуса индивидуального предпринимателя.
Вместе с тем, все заявители являются собственниками соответствующих частей торгового помещения (здание торговой галереи), расположенного по адресу: РС(Я), г. Якутск, ул. Лермонтова, д. 23 "А", право собственности на нежилые помещения торгового назначения зарегистрированы в установленном законом порядке. Заявители как собственники нежилых помещений исключительно торгового назначения обратились с заявлением о предоставлении земельного участка, на котором расположено здание торговой галереи, в общую долевую собственность, отказ в предоставлении которого, оспаривается в рамках данного дела.
На основании части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В частности, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (пункты 2 и 5 части 1 статьи 29 АПК Российской Федерации).
Таким образом, учитывая факт обращения собственников здания торговой галереи о выкупе земельного участка в общую долевую собственность, суд первой инстанции правильно посчитал, что заявители, в том числе и заявители, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, правомерно обратились с заявлением в арбитражный суд.
Апелляционный суд полагает, что выводы суда первой инстанции по данному вопросу соответствуют судебной практике (например, по делу N А58-4549/2012).
Рассматривая дело по существу, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 10 статьи 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" от 25.10.2001 N 137 до разграничения государственной собственности на землю, государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности не требуется.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статьей 4 нормативного правового акта Якутской городской Думы от 15.02.2012 N 50-НПА установлено, что органом, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности является Окружная администрация города Якутска. Функции и полномочия Окружной администрации города Якутска по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляются Окружной администрацией города Якутска в лице главы городского округа "Город Якутск", иных должностных лиц местного самоуправления, входящих в структуру Окружной администрации города Якутска, отраслевыми (функциональными) органами и структурными подразделениями Окружной администрации города Якутска в рамках их компетенции (ч. 1).
В рассматриваемом случае, установлено, что спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Оспариваемый отказ в предоставлении спорного земельного участка в общую долевую собственность принят Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска.
Между тем, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Также в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Нормативного правового акта Якутской городской Думы от 14.11.2012 N 93-НПА "О порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "город Якутск", к компетенции Окружной администрации города Якутска относится управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством, законодательством Республики Саха (Якутия) и Уставом городского округа "город Якутск", Следовательно, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск" определяются в соответствии с Земельным кодексом Республики Саха (Якутия).
Так, согласно пункту 12 статьи 12 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) к полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия) в области земельных отношений относится предоставление на территории городского округа "Город Якутск" земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
На основании указанных норм суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в данном случае оспариваемый отказ принят органом, не имеющим соответствующих полномочий, в связи с чем, может быть признан незаконным только по этому основанию, поскольку рассмотрение заявления неуполномоченным лицом, влечет также нарушение прав и законных интересов заявителей.
В апелляционной жалобе и отзыве оспаривается данный вывод суда первой инстанции, обе стороны полагают, что распоряжаться земельным участком была вправе именно администрация, поскольку два заявителя не имели статуса индивидуальных предпринимателей.
Апелляционный суд данные доводы отклоняет в связи со следующим.
В соответствии с п. 12 ст. 12 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 888-З N 673-IV к полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия) в области земельных отношений относятся: предоставление на территории городского округа "Город Якутск" земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в собственность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п/п.1 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) кроме указанных в части 1 настоящей статьи полномочий к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области земельных отношений относятся: управление и распоряжение в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством, законодательством Республики Саха (Якутия) и уставом муниципального района (городского округа), земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Из указанных норм следует, что разграничение полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, произведено по субъектному составу: предприниматели и юридические лица - правительство республики, а физические лица - администрация.
При этом усматривается, что ситуация, когда заявителями в отношении одного объекта являются одновременно все субъекты, Земельным кодексом Р С(Я) не предусмотрена, то есть имеет место пробел в законе. В такой ситуации разрешение вопроса производится, исходя из общих принципов права и действительного смысла имеющегося правового регулирования.
Апелляционный суд полагает, что в данном случае разграничение по субъектному признаку указывает на то, что в ведение Правительства РС(Я) отнесены ситуации, когда земельный участок испрашивается для ведения предпринимательской и иной экономической деятельности, а использование земельных участков гражданами в личных целях определяется администрацией. Следовательно, с целью правовой определенности подлежит учету назначение имущества, расположенного на земельном участке. Как следует из материалов дела, назначение имущества, принадлежащего сособственникам - торговое, то есть оно может быть использовано в предпринимательской (экономической) деятельности, а не для личных (домашних, семейных) целей.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно определил, что надлежащим органом, принимающим решение о предоставлении в собственность земельного участка под объектом недвижимости, имеющего торговое назначение, является правительство, а не администрация. Следовательно, иные доводы, приводящиеся сторонами, не имеют значения для разрешения настоящего дела.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 февраля 2014 года по делу N А58-7300/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК

Судьи
Д.В.БАСАЕВ
Э.В.ТКАЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)