Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 18.12.2014 N Ф05-14971/2014 ПО ДЕЛУ N А40-43807/14

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2014 г. по делу N А40-43807/14


Резолютивная часть постановления объявлена 17.12.2014
Полный текст постановления изготовлен 18.12.2014
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Адамовой В.Б.,
судей Туболец И.В., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть": Солодихин В.Е. доверенность N 01-12/442/32 от 16.01.2012,
от заинтересованного лица - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве: не явились,
рассмотрел 17.12.2014 в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве
на решение от 20.06.2014
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Головачевой Ю.Л.,
на постановление от 23.09.2014
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Поповым В.И., Лепихиным Д.Е.
по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (ОГРН 1027739456084)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (ОГРН 1097746349535)
о признании незаконным бездействия в виде неисполнения обязанности по принятию решения о предоставлении в аренду земельного участка.

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - заявитель, предприятие, ФГУП "РТРС") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ТУ Росимущества в г. Москве, административный орган) о признании незаконным бездействия в виде неисполнения обязанности по принятию решения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 77:02:22004:007 площадью 136 630 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Академика Королева, вл. 15, кор. 1, 2 и обязании в двухнедельный срок с даты вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 77:02:22004:007 площадью 136 630 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Академика Королева, вл. 15, кор. 1, 2.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.06.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2014, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ТУ Росимущества в г. Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. В обоснование доводов указывает на то, что ТУ Росимущества в г. Москве предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью, равной либо меньше десяти гектар, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Отзыв на кассационную жалобу не направлялся.
В судебное заседание не явился надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства представитель ТУ Росимущества в г. Москве.
Представитель ФГУП "РТРС" не возражал против рассмотрения кассационной жалобы без участия представителя ТУ Росимущества в г. Москве.
Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившегося представителя ТУ Росимущества в г. Москве, поскольку информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы своевременно размещена судом в сервисе "Картотека арбитражных дел" в сети Интернет.
В судебном заседании представитель ФГУП "РТРС" возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил обжалуемые судебные акты оставить в силе, а в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ФГУП "РТРС" владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком кадастровый номер 77: 02: 22004: 007 площадью 136 630 кв. м по адресу: г. Москва, улица Академика Королева, влад. 15, кор. 1, 2 (далее - земельный участок).
На указанном земельном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве хозяйственного ведения, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 01.11.2007 серия 77АЖ N 400497, от 01.11.2007 серия 77АЖ N 400498.
Земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственном регистрации права от 26.01.2007 серия 77АД N 070898.
Заявитель обратился в ТУ Росимущества в г. Москве с заявлением от 15.07.2013 N 01-АПУ/733 о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования спорного земельного участка на право аренды.
Письмами от 03.09.2013 N 22-08/3009, от 23.12.2013 N И22-08/18945 ТУ Росимущества в городе Москве запросило у предприятия дополнительные документы, необходимые для рассмотрения обращения. ФГУП "РТРС" предоставило дополнительные документы, что подтверждается письмами от 24.09.2013 N 07-АПУ/994 (вх. N В-36458 от 24.09.2013), от 16.01.2014 N 01-АПУ/26 (вх. N В-1279 от 20.01.2014).
Считая, что бездействие административного органа в виде неисполнения обязанности по принятию решения о предоставлении в аренду земельного участка является незаконным, предприятие обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств для признания незаконными действий (бездействия): несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции и апелляционный суд установили совокупность оснований для признания оспариваемого бездействия административного органа незаконным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.01.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, установлен Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
Согласно статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Судами установлено, что заявителем представлены необходимые и достаточные документы для принятия решения по вопросу предоставления спорного земельного участка.
Вместе с тем, в нарушение установленных сроков, ТУ Росимущества в г. Москве не приняло решение о предоставлении предприятию земельного участка на праве аренды, проект договора аренды не подготовлен и в адрес заявителя не направлен.
При таких обстоятельствах арбитражными судами сделан правильный вывод о том, что оспариваемое бездействие административного органа не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права заявителя.
Довод кассационной жалобы о том, что ТУ Росимущества в г. Москве предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью, равной либо меньше десяти гектар, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, подлежит отклонению.
Пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 2.2 "Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в порядке переоформления прав", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 03.10.2013 N 571 (далее - Регламент) услугу по предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в порядке переоформления прав предоставляет Росимущество, а также территориальные органы Росимущества.
Как следует из пункта 2.3 Регламента при предоставлении государственной услуги поступившее в адрес территориального органа Росимущества заявление о предоставлении государственной услуги с приложенным к нему полным комплектом документов направляется непосредственно в Росимущество территориальным органом Росимущества с одновременным уведомлением заявителя, за исключением случаев, предусмотренных разделом III Административного регламента, а также случаев, предусмотренных соответствующим положением о территориальном органе Росимущества.
Согласно пункту 4.2.23 Типового положения о территориальном органе федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 территориальный орган Росимущества, по поручению Агентства территориальный орган предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью больше десяти гектар, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
При этом, апелляционный суд правильно указал на то, что внутриведомственные отношения между Росимуществом и его территориальными органами не могут влиять на обязанность принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду, установленную пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, 22.08.2014 ТУ Росимущества в г. Москве направило ФГУП "РТРС" ответ на обращение от 16.01.2014 N 01-АПУ/26, в котором указывает, что после проведения оценочных работ "территориальное управление вернется к рассмотрению вопроса о предоставлении организации указанного земельного участка в аренду".
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения кассационной жалобы административного органа у суда кассационной инстанции не имеется.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления, в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 20.06.2014, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2014 по делу N А40-43807/14 оставить без изменения. Кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве оставить без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.Б.АДАМОВА

Судьи
И.В.ТУБОЛЕЦ
В.А.ДОЛГАШЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)