Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.07.2013 N 33-3243/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июля 2013 г. N 33-3243/2013


Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Андреевой Т.Б.
судей Петровой С.Е. и Решетникова М.Н.
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе А. на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 14 мая 2013 года, которым отказано в удовлетворении требований А. к администрации Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Совету депутатов Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании недействительным в части генерального плана Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района и о признании недействительным решения Совета депутатов Новосветского сельского поселения от <...> N.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Решетникова М.Н., объяснения А. и ее представителя - Г. в поддержание доводов жалобы, возражения на жалобу представителя администрации Новосветское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области по доверенности - Р.А., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

А., с учетом дополнений к заявленным требованиям, обратилась в суд о признании недействительным решения Совета депутатов Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области от <...> N об утверждении генерального плана Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области. Также просит признать генеральный план Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области недействительным в части содержащихся сведений о принадлежности земельного участка N по <адрес> к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В обоснование требований указала, что ей на основании постановления главы администрации Пригородной волости Гатчинского района Ленинградской области N от <...> на праве собственности принадлежит земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>. В кадастровом паспорте земельного участка содержатся сведения о категории земельного участка - земли населенных пунктов.
Оспариваемым нормативным правовым актом и генеральным планом сельского поселения за черту населенного пункта <адрес> вынесены земли <адрес> и установлена категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, что противоречит содержащимся в государственном кадастре недвижимости сведениям о категории земельного участка, принадлежащего А. - земли населенных пунктов.
Отмечает, что при составлении генерального плана сельского поселения и его утверждении Советом депутатов нарушены ее права как собственника земельного участка N, расположенного по <адрес>, поскольку изменение категории земельного участка лишает ее права на возведение построек на земельном участке. Также полагает, что изменение категории земельного участка осуществлено в нарушение требований земельного законодательства, не соблюдена процедура перевода земель из одной категории в другую.
В суде первой инстанции А. и ее представитель - <ФИО9> по указанным основаниям поддержали заявленные требования.
Представитель администрации Новосветское сельское поселение - <ФИО10> в судебном заседании возражала по заявленным требованиям, заявила о пропуске заявителем срока для обращения в суд по требованиям о признании недействительным решения Совета депутатов Новосветского сельского поселения от <...> N об утверждении генерального плана Новосветского сельского поселения.
Полагает, что оснований для признания генерального плана Новосветского сельского поселения недействительным не имеется, поскольку установленная законом процедура по его составлению и утверждению была соблюдена. Перевода категории земель, на котором расположен земельный участок А., в другую категорию не производилась.
Представитель Совета депутатов Новосветского сельского поселения - <ФИО11> в судебном заседании по заявленным требованиям возражал, пояснив, что Советом депутатов решение об утверждении оспариваемого генерального плана принято в соответствии с имеющимися полномочиями и на основании представленных документов.
Представитель третьего лица - администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области - <ФИО12> также возражал по заявленным требованиям.
Решением Гатчинского городского суда от 14 мая 2013 года в удовлетворении заявленных требований А. было отказано.
С данным решением не согласен представитель А. по доверенности - Г. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения - об удовлетворении заявленных требований. Поддерживается правовая позиция заявителя, изложенная в судебном заседании.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда считает, что доводы жалобы не содержат оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что А. на основании постановления главы администрации Пригородной волости Гатчинского района Ленинградской области N от <...> на праве собственности принадлежит земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно утвержденному генеральному плану поселения <адрес> находится за чертой населенного пункта, на землях сельхозназначения.
А., не соглашаясь с данным обстоятельством, указывает, что на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке планировалось ведение личного подсобного хозяйства, в том числе строительство жилого дома и надворных построек. Отмечает, что отнесение принадлежащего ей земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения лишает ее права на осуществление данного вида строительных работ. Полагает, что перевод земельного участка из одной категории в другую осуществлен с нарушением требований земельного и градостроительного законодательства. Считает, что принадлежащий ей земельный участок должен относиться к категории земель населенных пунктов, и просит признать недействительным генеральный план в части содержащихся в нем сведений о принадлежности ее земельного участка к землям сельхозназначения.
Однако требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Пунктом 1 части 1 статьи 84 ЗК РФ предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Положениями ст. 24 Градостроительного кодекса РФ определена подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа. Частью 15 настоящей статьи предусмотрено, что правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
В соответствии с ч. 3 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ, подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Судом установлено, что в результате публичных слушаний по проекту генерального плана Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, информация о проведении которых и сам проект которого были опубликованы в газете "Гатчинская правда" от <...> N на основании решения Совета депутатов от <...> N, указанный проект генерального плана Новосветского сельского поселения был одобрен, а публичные слушания по проекту признаны состоявшимися.
Суд пришел к правильному выводу о том, что при утверждении генерального плана поселения нарушений порядка его принятия, прав и законных интересов всех заинтересованных лиц не имеется. Поступившие на публичных слушаниях вопросы о причинах отнесения <адрес> к категории земель сельскохозяйственного назначения были рассмотрены. Было принято решение после утверждения проекта генерального плана рассмотреть вопрос о возможности внесения в генеральный план изменений в связи с поступившим в ходе публичных слушаний предложением - о включении <адрес> в границы населенного пункта п. Новый Свет в целях ведения личного подсобного хозяйства и жилищного строительства, при условии достаточного экономического и юридического обоснования, что отражено в протоколе публичных слушаний.
В соответствии с п. 20 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 г. N 131 к вопросам местного значения поселения относятся, в частности, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.
Решением Совета депутатов Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области от <...> N был утвержден генеральный план Новосветского сельского поселения. Указанное решение было опубликовано в газете "Гатчинская правда" за N от <...>. Одновременно в газете был опубликован генеральный план муниципального образования сельского поселения и сообщено, где с ним можно ознакомиться.
Оспариваемым А. нормативным правовым актом перевод земель, входящих в состав муниципального образования Новосветского сельского поселения, из земель населенных пунктов в земли сельскохозяйственного назначения путем установления или изменения границ данных населенных пунктов не осуществлялся.
Как следует из представленных в суд сообщений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по сведениям, полученным в результате проведения землеустройства, земельный участок площадью <...> га, в который входит и <адрес>, находится за чертой п. Новый Свет, и относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения (л.д. 76 - 79 104 - 105).
Представленные А. доказательства, в том числе сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте, не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку по существу граница муниципального образования определена впервые, и определение данной границы находится в компетенции органов исполнительной власти. Кроме того, в данном кадастровом паспорте в графе особые отметки содержится указание: граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно сведениям, представленным межрайонной инспекцией ФНС России N 7 по Ленинградской области, в списке правообладателей земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, указаны категории земельных участков: как земли для садоводства, дачные участки, так и земли, предназначенные для личного подсобного хозяйства (л.д. 34 - 51).
Вышеуказанные обстоятельства также подтверждают выводы суда о том, что границы земельных участков не были сформированы, их категории не были определены в установленном законом порядке, и устанавливаются впервые органом исполнительной власти.
В силу ч. 4 ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно ч. 5 ст. 4.1 данного Федерального закона, орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в ч. 4 настоящей статьи заявления: подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении; проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.
В соответствии с ч. 13 ст. 4.1 Закона N 191-ФЗ орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте части 5 настоящей статьи.
Согласно ч. 18 ст. 4.1 Закона N 191-ФЗ, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные ч. 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.
Суд в решении правильно указал, что заинтересованные лица в соответствии с приведенными выше нормами вправе обратиться с заявлением о внесении в генеральный план изменений о включении <адрес> в границы населенного пункта п. Новый Свет в целях ведения личного подсобного хозяйства и жилищного строительства в установленном вышеуказанным Федеральном законом порядке.
Поскольку процедура принятия решения и утверждения генерального плана сельского поселения не была нарушена, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Гатчинского городского суда от 14 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А. - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)