Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-6982/2015

Требование: Об отмене решения органа исполнительной власти об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Ответчик отказал истцу в предоставлении земельного участка ввиду того, что он обременен правами третьих лиц, входит в границы земельного участка, предоставленного в бессрочное пользование третьему лицу.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июля 2015 г. по делу N 33-6982/2015


Судья: Орлова Т.А.

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Захарова С.В.
судей: Лазаревой М.А. и Самариной Е.Г.
при секретаре: Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе И. в лице представителя по доверенности Г. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 15 апреля 2015 года, которым постановлено:
"Заявление И. оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия,

установила:

И. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Министерства имущественных отношений Самарской области (МИО Самарской области, Министерство) об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка.
В обоснование заявления указал, что 10.07.2012 он обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 5 000 кв. м, под огородничество. Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары от 20.03.2014 за N рд-310 утверждена схема расположения указанного земельного участка. 29.05.2014 заявителем в Министерство представлен кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка. После этого, 31.12.2014 Министерство отказало И. в предоставлении земельного участка.
С указанным решением И. не согласен, ссылаясь на то, что оспариваемым отказом нарушаются его права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, с учетом уточнений просил признать решение МИО Самарской области об отказе в предоставлении по заявлению N 12-1/1957/12 от 10.07.2012 И. в собственность бесплатно земельного участка площадью 5 000 кв. м, расположенного по указанному выше адресу, под огородничество - незаконным; обязать МИО Самарской области передать заявление И. N 12-1/1957/12 от 10.07.2012 о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 5 000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, под огородничество на рассмотрение в Администрацию г.о. Самара в течение 10 календарных дней с даты предоставления И. заявления с приложением; обязать Администрацию г.о. Самара рассмотреть заявление И. N 12-1/1957/12 от 10.07.2012 о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 5 000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, под огородничество, по существу.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель И. - Г. ставит вопрос об отмене решения и удовлетворении требований.
В суде апелляционной инстанции представитель заявителя по доверенности Г. поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ФГКУ "Приволжско-уральское ТУИО Минобороны России" по доверенности П.М., представитель заинтересованного лица Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара по доверенности А., представитель заинтересованного лица ФГКУ "Санаторно-курортный комплекс "Приволжский" Министерства Обороны РФ по доверенности П.Е., представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности Ф. возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке главы 25 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ч. ч. 2, 5 ст. 34 ЗК РФ (в редакции действовавшей до 01.03.2015) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством.
В силу п. 2.1, 2.2 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю с приложением документов, указанных в приложении N 2 к настоящему Порядку.
Согласно п. 2.4 Порядка в целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, министерство или по его поручению соответствующее государственное учреждение Самарской области осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Согласно п. 3.3. Порядка, в двухнедельный срок с момента получения кадастрового паспорта земельного участка министерство принимает решение о предоставлении земельного участка.
Согласно ст. 3 ч. 3 Закона Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД (с изм. от 27.01.2015) "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области", полномочия, предусмотренные пунктом 9 части 1 настоящей статьи, в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городском округе Самара, полномочия, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе" и иными нормативными правовыми актами органами государственной власти (органами местного самоуправления), уполномоченными на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в сфере размещения наружной рекламы, предусмотренные пунктами 11, 12 части 1 настоящей статьи, осуществляют Правительство Самарской области или органы исполнительной власти Самарской области, определяемые Правительством Самарской области.
Из материалов дела следует, что 10.07.2012 И. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в соответствии со ст. 9 Закона Самарской области "О земле" в собственность бесплатно земельного участка площадью 5000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, под огородничество.
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 20.03.2014 за N рд-310 утверждена схема расположения указанного земельного участка.
29.05.2014 заявителем в Министерство представлен кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером N.
Уведомлением от 31.12.2014 исх. N 12-1/1957/12 Министерство отказало И. в предоставлении земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок обременен правами третьих лиц, входит в границы земельного участка, предоставленного в бессрочное пользование санаторию "<данные изъяты>" ПРИВО на основании государственного акта на право пользования землей от 19.03.1986 N А-I233632, что противоречит п. 2 ст. 9 Закона Самарской области "О земле" в редакции, действовавшей на момент подачи заявления.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ дан Министерством в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с требованиями положений ЗК РФ, Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74 и отказ не нарушают права заявителя.
При этом суд исходил из того, что согласно предоставленным в порядке межведомственного взаимодействия сведениям из ФГКУ "Санаторно-курортный комплекс "<данные изъяты>" Министерства обороны РФ и из Управления Росреестра по Самарской области соответственно о том, испрашиваемый И. земельный участок входит в границы земельного участка, предоставленного в бессрочное пользование санаторию "Волга" ПРИВО на основании государственного акта на право пользования землей от 19.03.1986 N А-I233632.
Судом установлено и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что на основании решения исполнительного комитета Куйбышевского Совета депутатов трудящихся от 25.08.1960 N 432, санаторию "<данные изъяты>" ПРИВО отведен под строительство лечебных корпусов земельный участок площадью 36,6 га на 7 дачной просеке поляны им. Фрунзе, согласно прилагаемого к решению плана.
Копия государственного акта на право пользования землей от 19.03.1986 г., выданного санаторию "<данные изъяты>" ПРИВО закрепляет в бессрочное и бесплатное пользование 36,6 га земли.
Согласно свидетельства о праве собственности на землю N 61 134 от 16.12.1992 года, для санатория "<данные изъяты>" в постоянное пользование передан земельный участок площадью 281 000 кв. м.
Копия кадастрового паспорта земельного участка от 11.12.05 г., имеющего кадастровый номер N подтверждает постановку на кадастровый учет земельного участка площадью 281 000 кв. м, правообладатель КЭЧ Самарского района, разрешенное использование санаторий.
Из схемы расположения земельных участков, являющейся приложением к письму ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" N 15-01/3401 от 17.03.2015 следует, что границы земельного участка, имеющего кадастровый номер N полностью находятся в границах земельного участка с кадастровым номером N, занимаемого санаторием "Волга".
Разрешая спор, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии на испрашиваемый земельный участок прав третьих лиц и являются препятствием в его предоставлении по ст. 9 Закона Самарской области "О земле".
Отсутствие в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на испрашиваемый земельный участок не свидетельствуют о том, что участок свободен от прав третьих лиц на территорию, входящую в пределы данного участка, в том числе от права на предоставление земельного участка отведенного санаторию "<данные изъяты>" ПРИВО в 1960 году, и являющимся фактическими землепользователем.
Судом обоснованно указано, что предоставление И. земельного участка в испрашиваемых границах может повлечь за собой нарушение прав санатория "Волга" ПРИВО и Министерства обороны и возникновение споров относительно границ земельных участков.
При таких обстоятельствах отказ Министерства в предоставлении земельного участка по заявленному мотиву является правильным, оснований для признания оспариваемого решения незаконным у суда не имелось. Решение принято в рамках полномочий заинтересованного лица в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что площадь земельного участка, отведенного санаторию "<данные изъяты>" ПРИВО ориентировочная и подлежит уточнению при межевании, не могут быть приняты во внимание, поскольку сам факт наложения испрашиваемого земельного участка на территорию отведенную санаторию "<данные изъяты>" ПРИВО является достаточным основанием для отказа в предоставлении земельного участка как не свободного от прав третьих лиц.
Доводы жалобы, в том числе о том, что испрашиваемый земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, с учетом обстоятельств, послуживших основанием для отказа в предоставлении земельного участка, правового значения не имеют и на выводы суда не влияют.
Доводы жалобы о замене заинтересованного лица по делу МИО Самарской области на администрацию городского округа Самара, которой переданы полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, а также о привлечении к участию в деле Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права. На момент принятия оспариваемого отказа, уполномоченным органом по распоряжению земельными участками являлось Министерство имущественных отношений.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к неправильному толкованию норм процессуального права и неправильной оценке обстоятельств дела заявителем, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены судебного решения.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 15 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу И. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)