Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 8 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Л.Паньковой,
судей Ю.А.Голубцовой, Т.Л.Зелениной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Яковлевой Ю.В.,
при участии:
от заявителя - индивидуального предпринимателя Лебедева Евгения Генриховича: Михайлов М.С., доверенность от 02.12.2014,
от Департамента земельных отношений Администрации города Перми: не явились,
от заинтересованных лиц: Алешина Артема Борисовича, Мишкина Дмитрия Андреевича, индивидуального предпринимателя Ошева Дмитрия Михайловича: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента земельных отношений Администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 25 марта 2015 года
по делу N А50-27111/2014,
принятое судьей И.В.Елизаровой,
по заявлению индивидуального предпринимателя Лебедева Евгения Генриховича (ИНН 590600604291, ОГРНИП 304590630900251)
к Департаменту земельных отношений Администрации города Перми
заинтересованные лица: Алешин Артем Борисович, Мишкин Дмитрий Андреевич, индивидуальный предприниматель Ошев Дмитрий Михайлович (ИНН 590615289814, ОГРНИП 307590609300033)
о признании решения и бездействия незаконными, возложении обязанности устранить нарушения,
установил:
Индивидуальный предприниматель Лебедев Евгений Генрихович обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным решения о продолжении процедуры предоставления участка площадью 253 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Цимлянская, 25, посредством выставления его на торги, изложенное в письме от 23.09.2014, признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении в адрес индивидуального предпринимателя Лебедева Евгения Генриховича уведомления о возможности предоставления земельного участка площадью 253 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Цимлянская, 25, под благоустройство территории и неутверждении и невыдаче схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Лебедева Евгения Генриховича путем направления уведомления о возможности предоставления земельного участка в аренду, утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории.
Определениями суда от 14.01.2015 и от 10.02.2015 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Алешин Артем Борисович, Мишкин Дмитрий Андреевич и Ошев Дмитрий Михайлович.
Решением суда от 25.03.2015 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Департамента земельных отношений администрации города Перми, изложенное в письме от 23.09.2014, о предоставлении земельного участка площадью 253 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Цимлянская, 25, посредством проведения торгов. Признано незаконным бездействие Департамента земельных отношений администрации города Перми, выразившееся в неисполнении обязанностей по уведомлению индивидуального предпринимателя Лебедева Евгения Генриховича о возможности предоставления ему земельного участка площадью 253 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Цимлянская, 25, по утверждению и выдаче ему схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. На Департамент земельных отношений администрации города Перми возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Лебедева Евгения Генриховича путем направления ему уведомления о возможности предоставления земельного участка площадью 253 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Цимлянская, 25, утверждения и выдачи ему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. С Департамента земельных отношений администрации города Перми в пользу индивидуального предпринимателя Лебедева Евгения Генриховича взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 рублей.
Департамент земельных отношений Администрации города Перми, не согласившись с решением суда, обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В апелляционной жалобе Департамент, ссылаясь на ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, положения Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 (далее также Порядок), указывает, что, поскольку после опубликования информации о приеме заявлений о предоставлении земельного участка, поступило заявление Ошева Дмитрия Михайловича о намерении приобрести земельный участок, предоставление участка возможно только посредством проведения торгов.
Департамент земельных отношений Администрации города Перми в судебное заседание представителя не направил.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованные лица представителей в судебное заседание не направили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, индивидуальному предпринимателю Лебедеву Евгению Генриховичу принадлежат на праве общей долевой собственности, доля в праве 64/100, 2-х этажное нежилое здание, общей площадью 967,3 кв. м, а также земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под магазин по продаже автозапчастей, общей площадью 550,86 кв. м, кадастровый номер: 59:01:3810290:21, расположенные по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Цимлянская, 25, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности серии 59-БД N 321276 от 09.06.2014, серии 59-БД N 397131 от 04.08.2014.
31.07.2014 индивидуальный предприниматель Лебедев Евгений Генрихович обратился в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 253 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, район Орджоникидзевский, ул. Цимлянская, 25, под благоустройство территории.
В заявлении предприниматель указал, что соседний земельный участок с кадастровым номером 59:01:3810290:21 площадью 550,86 кв. м и здание по адресу: г. Пермь, ул. Цимлянская, 25, принадлежат ему на праве собственности. К заявлению предприниматель приложил схематичное описание местоположения испрашиваемого земельного участка с привязкой к улично-дорожной сети, копии договора купли-продажи земельного участка, свидетельства о государственной регистрации права собственности.
23.09.2014 письмом Департамент земельных отношений администрации города Перми заявителю сообщил, что об отсутствии оснований для принятия решения о возможности предоставления земельного участка, а также указал на то, что земельный участок может быть предоставлен посредством проведения торгов, в связи с поступлением после опубликования сообщения заявления от другого лица о предоставлении этого же земельного участка.
Не согласившись с письмом Департамента земельных отношений администрации города Перми, заявитель обратился в суд с заявленными требованиями.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 ЗК РФ (в редакции на момент принятия ответчиком оспариваемого решения) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (ч. 3 ст. 34 ЗК РФ).
По правилам ч. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно ч. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, действовавший до 01.03.2015.
Пунктами 2.5, 2.6 Порядка предусмотрено, что уполномоченный орган в сфере земельных отношений не позднее десяти дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку на соответствие критериям невозможности предоставления земельного участка, установленным пунктами 1.6.1, 1.6.2, 1.6.5, 1.6.10, 1.6.14 настоящего Порядка. При наличии указанных критериев уполномоченный орган в сфере земельных отношений принимает решение о невозможности предоставления земельного участка и уведомляет заявителя о принятом решении простым письмом. При отсутствии указанных критериев уполномоченный орган в сфере земельных отношений направляет запросы в функциональные и территориальные органы администрации города Перми, перечень которых устанавливается администрацией города Перми, о подготовке заключения о возможности (невозможности) предоставления земельного участка (далее - запрос) в соответствии с критериями, установленными подпунктами 1.6.3, 1.6.4, 1.6.6, 1.6.7, 1.6.8, 1.6.9, 1.6.11, 1.6.12, 1.6.13, 1.6.15. Указанные в настоящем пункте органы в течение десяти дней с момента отправления запроса в порядке, по форме и содержанию, установленным администрацией города Перми, готовят и направляют в уполномоченный орган в сфере земельных отношений соответствующее заключение.
Уполномоченный орган в сфере земельных отношений в двухнедельный срок с момента поступления всех заключений принимает решение о возможности (невозможности) предоставления земельного участка.
В соответствии с п. 2.9 Порядка, уполномоченный орган в сфере земельных отношений в случае принятия решения о возможности предоставления земельного участка обеспечивает информирование населения через средства массовой информации о приеме заявлений о предоставлении земельного участка. Информационное сообщение о приеме заявлений о предоставлении земельного участка публикуется в печатном средстве массовой информации "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь". В случае если в течение четырнадцати дней после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган в сфере земельных отношений поступит заявление от другого лица (других лиц) о предоставлении этого же земельного участка, предоставление земельного участка осуществляется посредством проведения торгов. Уполномоченный орган в сфере земельных отношений в течение пяти рабочих дней после дня получения заявления от другого лица (других лиц) о предоставлении земельного участка уведомляет простым письмом первоначально обратившегося заявителя о предоставлении соответствующего земельного участка посредством проведения торгов. В случае если в течение четырнадцати дней после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка заявления от иных лиц не поступили, предоставление земельного участка осуществляется первоначально обратившемуся заявителю в порядке, установленном пунктами 2.10-2.12 настоящего Порядка. Уполномоченный орган в сфере земельных отношений в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока принятия заявлений уведомляет первоначально обратившегося заявителя о возможности предоставления ему земельного участка простым письмом. Срок действия решения о возможности предоставления земельного участка составляет один год с момента публикации сообщения о приеме заявления о предоставлении земельного участка, размещенного в соответствии с пунктом 2.9 настоящего Порядка.
Уполномоченный орган в сфере земельных отношений в сроки, установленные действующим законодательством, утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 2.10 Порядка).
Как указывалось ранее, при обращении с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, заявителем было указано, что соседний земельный участок принадлежат ему на праве собственности. К заявлению предприниматель приложил схематичное описание местоположения испрашиваемого земельного участка с привязкой к улично-дорожной сети, копии договора купли-продажи земельного участка, свидетельства о государственной регистрации права собственности.
Из представленных в материалы дела документов следует, что заключения уполномоченных органов относительно возможности (невозможности) предоставления испрашиваемого заявителем земельного участка Департаментом получены, основания для принятия решения о невозможности предоставления земельного участка Департаментом не установлены.
В соответствии с п. 1.8.1 указанного Порядка, земельные участки для целей, не связанных со строительством, без размещения временных объектов могут предоставляться, в том числе, для благоустройства территории (устройство газонов, пешеходных дорожек), прилегающей к принадлежащему заявителю под объект недвижимости земельному участку.
Суд первой инстанции исходил из того, что принимая оспариваемое решение, Департамент не проверил соответствие поданного Ошевым Д.М. заявления указанным выше требованиям.
В материалы дела заинтересованным лицом Ошевым Д.М. такие документы также не представлены (ст. 65 АПК РФ), а по сведениям ЕГРП смежные участки предоставлены иным лицам, что подтверждается выписками от 11.03.2015, от 16.03.2015.
Поскольку не представлено документов, подтверждающих принадлежность Ошеву Д.М. на каком-либо праве расположенных рядом с испрашиваемым им земельным участком земельных участков, либо иных объектов недвижимости, как при обращении в Департамент, так и при рассмотрении в суде первой инстанции, верным является вывод суда первой инстанции о том, что поданное Ошевым Д.М. заявление не могло являться основанием для принятия Департаментом решения о предоставлении земельного участка посредством проведения торгов, конкуренция заявлений в данном случае отсутствовала.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Департамента препятствий для уведомления индивидуального предпринимателя Лебедева Е.Г. о возможности предоставления ему земельного участка, утверждению и выдаче ему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Учитывая изложенное, апелляционный суд отклоняет как основанный на неверном толковании норм материального права довод заявителя жалобы о том, что предоставление участка возможно только посредством проведения торгов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемые заявителем решение о предоставлении земельного участка посредством проведения торгов и бездействие Департамента, выразившееся в неисполнении обязанностей по уведомлению о возможности предоставления земельного участка, утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка, являются незаконными, не соответствуют Земельному кодексу РФ, решению Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260, и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Исходя из положений п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, должно содержаться указание на признание оспариваемого бездействия незаконным и обязанность соответствующего органа совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В порядке устранения прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции правомерно обязал Департамент земельных отношений администрации города Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Лебедева Евгения Генриховича путем направления ему уведомления о возможности предоставления земельного участка площадью 128 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Цимлянская, 25, утверждения и выдачи ему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ и не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые явились бы основанием для отмены судебного акта на основании ст. 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 25.03.2015 по делу N А50-27111/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Г.Л.ПАНЬКОВА
Судьи
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.07.2015 N 17АП-6013/2015-ГК ПО ДЕЛУ N А50-27111/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2015 г. N 17АП-6013/2015-ГК
Дело N А50-27111/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 8 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Л.Паньковой,
судей Ю.А.Голубцовой, Т.Л.Зелениной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Яковлевой Ю.В.,
при участии:
от заявителя - индивидуального предпринимателя Лебедева Евгения Генриховича: Михайлов М.С., доверенность от 02.12.2014,
от Департамента земельных отношений Администрации города Перми: не явились,
от заинтересованных лиц: Алешина Артема Борисовича, Мишкина Дмитрия Андреевича, индивидуального предпринимателя Ошева Дмитрия Михайловича: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента земельных отношений Администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 25 марта 2015 года
по делу N А50-27111/2014,
принятое судьей И.В.Елизаровой,
по заявлению индивидуального предпринимателя Лебедева Евгения Генриховича (ИНН 590600604291, ОГРНИП 304590630900251)
к Департаменту земельных отношений Администрации города Перми
заинтересованные лица: Алешин Артем Борисович, Мишкин Дмитрий Андреевич, индивидуальный предприниматель Ошев Дмитрий Михайлович (ИНН 590615289814, ОГРНИП 307590609300033)
о признании решения и бездействия незаконными, возложении обязанности устранить нарушения,
установил:
Индивидуальный предприниматель Лебедев Евгений Генрихович обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным решения о продолжении процедуры предоставления участка площадью 253 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Цимлянская, 25, посредством выставления его на торги, изложенное в письме от 23.09.2014, признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении в адрес индивидуального предпринимателя Лебедева Евгения Генриховича уведомления о возможности предоставления земельного участка площадью 253 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Цимлянская, 25, под благоустройство территории и неутверждении и невыдаче схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Лебедева Евгения Генриховича путем направления уведомления о возможности предоставления земельного участка в аренду, утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории.
Определениями суда от 14.01.2015 и от 10.02.2015 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Алешин Артем Борисович, Мишкин Дмитрий Андреевич и Ошев Дмитрий Михайлович.
Решением суда от 25.03.2015 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Департамента земельных отношений администрации города Перми, изложенное в письме от 23.09.2014, о предоставлении земельного участка площадью 253 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Цимлянская, 25, посредством проведения торгов. Признано незаконным бездействие Департамента земельных отношений администрации города Перми, выразившееся в неисполнении обязанностей по уведомлению индивидуального предпринимателя Лебедева Евгения Генриховича о возможности предоставления ему земельного участка площадью 253 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Цимлянская, 25, по утверждению и выдаче ему схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. На Департамент земельных отношений администрации города Перми возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Лебедева Евгения Генриховича путем направления ему уведомления о возможности предоставления земельного участка площадью 253 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Цимлянская, 25, утверждения и выдачи ему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. С Департамента земельных отношений администрации города Перми в пользу индивидуального предпринимателя Лебедева Евгения Генриховича взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 рублей.
Департамент земельных отношений Администрации города Перми, не согласившись с решением суда, обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В апелляционной жалобе Департамент, ссылаясь на ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, положения Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 (далее также Порядок), указывает, что, поскольку после опубликования информации о приеме заявлений о предоставлении земельного участка, поступило заявление Ошева Дмитрия Михайловича о намерении приобрести земельный участок, предоставление участка возможно только посредством проведения торгов.
Департамент земельных отношений Администрации города Перми в судебное заседание представителя не направил.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованные лица представителей в судебное заседание не направили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, индивидуальному предпринимателю Лебедеву Евгению Генриховичу принадлежат на праве общей долевой собственности, доля в праве 64/100, 2-х этажное нежилое здание, общей площадью 967,3 кв. м, а также земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под магазин по продаже автозапчастей, общей площадью 550,86 кв. м, кадастровый номер: 59:01:3810290:21, расположенные по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Цимлянская, 25, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности серии 59-БД N 321276 от 09.06.2014, серии 59-БД N 397131 от 04.08.2014.
31.07.2014 индивидуальный предприниматель Лебедев Евгений Генрихович обратился в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 253 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, район Орджоникидзевский, ул. Цимлянская, 25, под благоустройство территории.
В заявлении предприниматель указал, что соседний земельный участок с кадастровым номером 59:01:3810290:21 площадью 550,86 кв. м и здание по адресу: г. Пермь, ул. Цимлянская, 25, принадлежат ему на праве собственности. К заявлению предприниматель приложил схематичное описание местоположения испрашиваемого земельного участка с привязкой к улично-дорожной сети, копии договора купли-продажи земельного участка, свидетельства о государственной регистрации права собственности.
23.09.2014 письмом Департамент земельных отношений администрации города Перми заявителю сообщил, что об отсутствии оснований для принятия решения о возможности предоставления земельного участка, а также указал на то, что земельный участок может быть предоставлен посредством проведения торгов, в связи с поступлением после опубликования сообщения заявления от другого лица о предоставлении этого же земельного участка.
Не согласившись с письмом Департамента земельных отношений администрации города Перми, заявитель обратился в суд с заявленными требованиями.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 ЗК РФ (в редакции на момент принятия ответчиком оспариваемого решения) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (ч. 3 ст. 34 ЗК РФ).
По правилам ч. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно ч. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, действовавший до 01.03.2015.
Пунктами 2.5, 2.6 Порядка предусмотрено, что уполномоченный орган в сфере земельных отношений не позднее десяти дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку на соответствие критериям невозможности предоставления земельного участка, установленным пунктами 1.6.1, 1.6.2, 1.6.5, 1.6.10, 1.6.14 настоящего Порядка. При наличии указанных критериев уполномоченный орган в сфере земельных отношений принимает решение о невозможности предоставления земельного участка и уведомляет заявителя о принятом решении простым письмом. При отсутствии указанных критериев уполномоченный орган в сфере земельных отношений направляет запросы в функциональные и территориальные органы администрации города Перми, перечень которых устанавливается администрацией города Перми, о подготовке заключения о возможности (невозможности) предоставления земельного участка (далее - запрос) в соответствии с критериями, установленными подпунктами 1.6.3, 1.6.4, 1.6.6, 1.6.7, 1.6.8, 1.6.9, 1.6.11, 1.6.12, 1.6.13, 1.6.15. Указанные в настоящем пункте органы в течение десяти дней с момента отправления запроса в порядке, по форме и содержанию, установленным администрацией города Перми, готовят и направляют в уполномоченный орган в сфере земельных отношений соответствующее заключение.
Уполномоченный орган в сфере земельных отношений в двухнедельный срок с момента поступления всех заключений принимает решение о возможности (невозможности) предоставления земельного участка.
В соответствии с п. 2.9 Порядка, уполномоченный орган в сфере земельных отношений в случае принятия решения о возможности предоставления земельного участка обеспечивает информирование населения через средства массовой информации о приеме заявлений о предоставлении земельного участка. Информационное сообщение о приеме заявлений о предоставлении земельного участка публикуется в печатном средстве массовой информации "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь". В случае если в течение четырнадцати дней после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган в сфере земельных отношений поступит заявление от другого лица (других лиц) о предоставлении этого же земельного участка, предоставление земельного участка осуществляется посредством проведения торгов. Уполномоченный орган в сфере земельных отношений в течение пяти рабочих дней после дня получения заявления от другого лица (других лиц) о предоставлении земельного участка уведомляет простым письмом первоначально обратившегося заявителя о предоставлении соответствующего земельного участка посредством проведения торгов. В случае если в течение четырнадцати дней после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка заявления от иных лиц не поступили, предоставление земельного участка осуществляется первоначально обратившемуся заявителю в порядке, установленном пунктами 2.10-2.12 настоящего Порядка. Уполномоченный орган в сфере земельных отношений в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока принятия заявлений уведомляет первоначально обратившегося заявителя о возможности предоставления ему земельного участка простым письмом. Срок действия решения о возможности предоставления земельного участка составляет один год с момента публикации сообщения о приеме заявления о предоставлении земельного участка, размещенного в соответствии с пунктом 2.9 настоящего Порядка.
Уполномоченный орган в сфере земельных отношений в сроки, установленные действующим законодательством, утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 2.10 Порядка).
Как указывалось ранее, при обращении с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, заявителем было указано, что соседний земельный участок принадлежат ему на праве собственности. К заявлению предприниматель приложил схематичное описание местоположения испрашиваемого земельного участка с привязкой к улично-дорожной сети, копии договора купли-продажи земельного участка, свидетельства о государственной регистрации права собственности.
Из представленных в материалы дела документов следует, что заключения уполномоченных органов относительно возможности (невозможности) предоставления испрашиваемого заявителем земельного участка Департаментом получены, основания для принятия решения о невозможности предоставления земельного участка Департаментом не установлены.
В соответствии с п. 1.8.1 указанного Порядка, земельные участки для целей, не связанных со строительством, без размещения временных объектов могут предоставляться, в том числе, для благоустройства территории (устройство газонов, пешеходных дорожек), прилегающей к принадлежащему заявителю под объект недвижимости земельному участку.
Суд первой инстанции исходил из того, что принимая оспариваемое решение, Департамент не проверил соответствие поданного Ошевым Д.М. заявления указанным выше требованиям.
В материалы дела заинтересованным лицом Ошевым Д.М. такие документы также не представлены (ст. 65 АПК РФ), а по сведениям ЕГРП смежные участки предоставлены иным лицам, что подтверждается выписками от 11.03.2015, от 16.03.2015.
Поскольку не представлено документов, подтверждающих принадлежность Ошеву Д.М. на каком-либо праве расположенных рядом с испрашиваемым им земельным участком земельных участков, либо иных объектов недвижимости, как при обращении в Департамент, так и при рассмотрении в суде первой инстанции, верным является вывод суда первой инстанции о том, что поданное Ошевым Д.М. заявление не могло являться основанием для принятия Департаментом решения о предоставлении земельного участка посредством проведения торгов, конкуренция заявлений в данном случае отсутствовала.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Департамента препятствий для уведомления индивидуального предпринимателя Лебедева Е.Г. о возможности предоставления ему земельного участка, утверждению и выдаче ему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Учитывая изложенное, апелляционный суд отклоняет как основанный на неверном толковании норм материального права довод заявителя жалобы о том, что предоставление участка возможно только посредством проведения торгов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемые заявителем решение о предоставлении земельного участка посредством проведения торгов и бездействие Департамента, выразившееся в неисполнении обязанностей по уведомлению о возможности предоставления земельного участка, утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка, являются незаконными, не соответствуют Земельному кодексу РФ, решению Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260, и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Исходя из положений п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, должно содержаться указание на признание оспариваемого бездействия незаконным и обязанность соответствующего органа совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В порядке устранения прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции правомерно обязал Департамент земельных отношений администрации города Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Лебедева Евгения Генриховича путем направления ему уведомления о возможности предоставления земельного участка площадью 128 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Цимлянская, 25, утверждения и выдачи ему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ и не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые явились бы основанием для отмены судебного акта на основании ст. 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 25.03.2015 по делу N А50-27111/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Г.Л.ПАНЬКОВА
Судьи
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)