Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 19.01.2015 ПО ДЕЛУ N А05-5353/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2015 г. по делу N А05-5353/2014


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Гафиатуллиной Т.С., Рудницкого Г.М., рассмотрев 15.01.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии города Архангельска на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.07.2014 (судья Филипьева А.Б.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 (судьи Зорина Ю.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А05-5353/2014,

установил:

Индивидуальный предприниматель Шевченко Михаил Евгеньевич, ОГРНИП 304290135200060, ИНН 292800257410, обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Учреждение), об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 29:22:011308:35 и 29:22:012004:0006 в размере их рыночной стоимости - 341 381 руб., 576 006 руб. соответственно.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, место нахождения: г. Архангельск, Садовая ул., д. 5, корп. 1, ОГРН 1042900050566, ИНН 2901131228, Правительство Архангельской области, место нахождения: г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1032900016016, ИНН 2901116205, мэрия города Архангельска, место нахождения: г. Архангельск, пл. В.И. Ленина, д. 5, ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991 (далее - Мэрия), Министерство имущественных отношений Архангельской области, место нахождения: г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1022900540167, ИНН 2901025815.
Решением суда первой инстанции от 15.07.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.10.2014, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Мэрия оспаривает судебные акты в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:22:011308:35 в размере его рыночной стоимости, равной 341 381 руб. Мэрия считает, что установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной возможно лишь в том случае, когда существующей кадастровой стоимостью нарушены права и законные интересы истца, что в рассматриваемом случае материалами дела не подтверждается. Кроме того, разница между кадастровой стоимостью земельного участка и рыночной, отраженной в отчете общества с ограниченной ответственностью "Респект" (далее - ООО "Респект") от 25.04.2014 N 272/14, незначительна. На основании изложенного Мэрия просит решение от 15.07.2014 и постановление от 15.10.2014 в части установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:22:011308:35 отменить.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность решения и постановления в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Мэрия (арендодатель) и предприниматель (арендатор) заключили договор от 20.02.2007 N 3/28-7 аренды земельного участка из земель населенных пунктов площадью 54 кв. м с кадастровым номером 29:22:011308:35, расположенного в Маймаксанском территориальном округе г. Архангельска у д. 112, корп. 1 по ул. Победы, для размещения и эксплуатации временного торгового павильона.
Постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 N 595-пп (далее - Постановление N 595-пп) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области по состоянию на 05.06.2012.
В соответствии с результатами государственной кадастровой оценки, подлежащими согласно пункту 4 Постановления N 595-пп применению с 01.01.2013, в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости используемого истцом земельного участка с кадастровым номером 29:22:011308:35-362 512 руб.
Согласно отчету оценщика ООО "Респект" Паршевой Али Батуровны от 25.04.2014 N 272/14, представленному предпринимателем, рыночная стоимость по состоянию на 05.06.2012 земельного участка с кадастровым номером 29:22:011308:35 составила 341 381 руб.
Предприниматель, считая, что несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости влечет нарушение его прав, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования и установил рыночную стоимость названного земельного участка в размере, указанном в иске, обязал Учреждение внести в государственный кадастр недвижимости сведения об установленной судом рыночной стоимости земельного участка с момента вступления в силу решения суда.
Суд апелляционной инстанции согласился с таким решением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", которая введена Законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. Согласно пункту 4 названной статьи одним из оснований учета изменений в отношении объекта недвижимости является решение суда.
Предприниматель, не оспаривая кадастровую оценку арендуемого участка, просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:22:011308:35 равной его рыночной стоимости.
Согласно отчету оценщика N 272/14 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:22:011308:35 на 05.06.2012 составила 341 381 руб.
Учреждение и Мэрия данный отчет не оспорили, не представили доказательств несоответствия отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, не просили суд назначить судебную экспертизу. Материалы дела не содержат сведений о том, что рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 05.06.2012 является иной.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права, а также руководствуясь правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость; такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом назначается экспертиза; установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, суды правомерно удовлетворили требования предпринимателя.
При таком положении и учитывая, что плата за пользование земельным участком рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости, довод Мэрии о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка не может затрагивать права и законные интересы арендатора этого участка, отклоняется судом кассационной инстанции.
Ссылка на то, что рыночная стоимость земельного участка незначительно меньше кадастровой стоимости этого участка и отчет оценщика лишь подтверждает обоснованность кадастровой оценки, правомерно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку это не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Из действующего законодательства не следует невозможность установления кадастровой стоимости в размере рыночной в случае незначительной разницы между ними.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, не допущено нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного оснований для отмены решения от 15.07.2014 и постановления от 15.10.2014 и удовлетворения кассационной жалобы Мэрии не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.07.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 по делу N А05-5353/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии города Архангельска - без удовлетворения.

Председательствующий
М.В.ЗАХАРОВА

Судьи
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
Г.М.РУДНИЦКИЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)