Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.06.2014 N 33-3472/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2014 г. N 33-3472/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Иволгиной Н.В., Круглова В.В.,
при секретаре Усмановой Г.И.
рассмотрела в судебном заседании 04 июня 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя Совета Омского муниципального района Омской области, Администрации Омского муниципального района Омской области Басс В.Г. на решение Омского районного суда Омской области от 17 марта 2014 года, которым пункт 2.8 (в части отсутствия в нем указания на необходимость заблаговременной публикации сообщения о предоставлении гражданину земельного участка для целей не связанных со строительством) Порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности до разграничения собственности на землю, на территории Омского муниципального района Омской области для целей, не связанных со строительством, Приложения N 2 Решения Совета Омского муниципального района Омской области от 27.05.2010 года N 26 (ред. от 14.03.2013 года) признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи областного суда Латышенко Н.Ф., судебная коллегия

установила:

Прокурор Омского района Омской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании п. 2.8 (в части отсутствия в нем указания на необходимость заблаговременной публикации сообщения о предоставлении гражданину земельного участка для целей не связанных со строительством) Порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности до разграничения собственности на землю, на территории Омского муниципального района Омской области для целей, не связанных со строительством, утвержденного Решением Совета Омского муниципального района Омской области от 27.05.2010 года N 26 (ред. от 14.03.2013 года).
В обосновании требований указал, что прокуратурой района была проведена проверка на соответствие федеральному законодательству Решения Совета Омского муниципального района Омской области от 27.05.2010 года N 26 (ред. от 14.03.2013 года) "О порядке предоставления земельных участков на территории Омского муниципального района Омской области". Приложением N 2 Решения утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности до разграничения собственности на землю, на территории Омского муниципального района Омской области для целей, не связанных со строительством.
В результате правовой экспертизы Решения установлено, что пункт 2.8 Приложения N 2 Решения (Порядка) противоречит федеральному законодательству.
Согласно данному пункту в месячный срок со дня поступления заявления гражданина в Управление земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Администрации Омского муниципального района обеспечивает утверждение и выдачу заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, положения пункта 2.8 Порядка, предусматривающие утверждение и выдачу заявителю схемы расположения земельного участка без подготовки и заблаговременной публикации информации о предоставляемом земельном участке, не соответствуют положениям абзаца 4 пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее Земельный кодекс), которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по заблаговременной публикации информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам на определенном праве и предусмотренных условиях.
Отсутствие в Порядке указания на необходимость заблаговременной публикации сообщения о предоставлении гражданину земельного участка для целей не связанных со строительством нарушает права неопределенного круга лиц на получение информации, влечет за собой ограничение конкуренции при предоставлении земельных участков. Заинтересованные лица лишаются возможности подать заявления для участия в торгах на предоставление земельного участка. Бюджет Омского муниципального района вследствие предоставления земельных участков по минимальной цене, лишается доходов, которые могли бы быть получены по результатам проведения торгов. Порядок предоставления земельных участков без информирования населения в противоречии с действующим законодательством, может повлечь признание в судебном порядке недействительными сделок с земельными участками.
<...> года прокуратурой района в Совет Омского муниципального района Омской области внесен протест на пункты N <...> Порядка, являющегося Приложением N 2 Решения Совета Омского муниципального района Омской области от 27.05.2010 года N 26, с требованиями о внесении в них изменений и приведении Решения в соответствие с федеральным законодательством.
<...> года Решением Совета Омского муниципального района Омской области от <...> года N <...> протест прокурора района отклонен.
Просил признать пункт <...> (в части отсутствия в нем указания на необходимость заблаговременной публикации сообщения о предоставлении гражданину земельного участка для целей не связанных со строительством) Порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности до разграничения собственности на землю, на территории Омского муниципального района Омской области для целей, не связанных со строительством, Приложения N 2 Решения Совета Омского муниципального района Омской области от 27.05.2010 года N 26 (ред. от 14.03.2013 года) противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор <...> заявление поддержала по основаниям, изложенным в нем.
Представитель Совета Омского муниципального района Омской области Администрации Омского муниципального района Омской области <...> полагала заявление удовлетворению не подлежащим, поскольку указанные в пункте 1 статьи 34 Земельного кодекса принципы касаются исключительно случаев предоставления земель для целей, не связанных со строительством, по инициативе органов, уполномоченных на распоряжение земельными участками, и они не применяются к случаям, поименованным в пунктах 2 - 6 статьи 34 Земельного кодекса, так как действующим земельным законодательством установлен специальный порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том случае, когда инициатором процедуры являются граждане либо органы государственной власти.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе представитель Совета Омского муниципального района Омской области, Администрации Омского муниципального района Омской области <...> просит решение суда отменить. Указывает, что органы местного самоуправления муниципального района не вправе изменить процедуру предоставления земельных участков, установленную Земельным кодексом, в частности п. 2 - 6 ст. 34 Земельного кодекса. Полагает, что положения п. 1 ст. 34 Земельного кодекса не применимы к случаям, определенным п. 2 - 6 ст. 34 Земельного кодекса, поскольку ими установлен специальный порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством в том случае, если инициатором процедуры являются граждане либо органы государственной власти. Также указывает, что последовательность действий, установленная в ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, не предполагает заблаговременного опубликования в средствах массовой информации сведений о наличии предполагаемых для передачи гражданам и органам государственной власти земельных участков. Суд также не указал, какому федеральному закону противоречит обжалуемый пункт. Указывает, что Порядком предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности до разграничения собственности на землю, на территории Омского муниципального района Омской области для целей, не связанных со строительством, требования п. 1 ст. 34 Земельного кодекса соблюдаются.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Омского района прокуратуры Омской области <...> полагает решение суда отмене не подлежащим.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Представитель Совета Омского муниципального района Омской области, Администрации Омского муниципального района Омской области <...> прокурор <...> приняли участие в судебном заседании.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, заслушав представителя Совета Омского муниципального района Омской области, Администрации Омского муниципального района Омской области <...>, поддержавшую доводы жалобы, прокурора <...>., согласившуюся с решением суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Решением Совета Омского муниципального района Омской области от 27.05.2010 года N 26 утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности до разграничения собственности на землю, на территории Омского муниципального района Омской области для целей, не связанных со строительством.
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Омский пригород" N 21, 03.06-10.06.2010 года.
Решение Совета Омского муниципального района Омской области от 14.03.2013 года N 12 "О внесении изменений в решение Совета Омского муниципального района Омской области от 27.05.2010 N 26 "О порядке предоставления земельных участков на территории Омского муниципального района Омской области", создающее действующую редакцию пунктов N <...> Порядка, опубликовано в издании "Омский пригород" N 3 от 18.03.2013 года).
Пунктами 2.7 - 2.13 Порядка определена процедура предоставления гражданам земельных участков не связанных со строительством.
В частности, пунктом 2.7 Порядка предусмотрено, что граждане, за исключением указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, обращаются в Администрацию Омского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством.
В месячный срок со дня поступления указанного заявления Управление земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Администрации Омского муниципального района обеспечивает утверждение и выдачу заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 2.8 Порядка).
Далее, согласно пунктам 2.9 и 2.10 Порядка заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка. В двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка Управление земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Администрации Омского муниципального района готовит проект постановления Администрации Омского муниципального района о предоставлении земельного участка заявителю в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка.
Таким образом, вышеуказанные пункты Порядка предусматривают заявительный порядок предоставления земельных участков, обеспечение подготовки информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременная публикация такой информации не предусматривается.
Исходя из смысла указанного Порядка, во всех случаях предоставление земельного участка для целей не связанных со строительством осуществляется в пользу лица, подавшему заявление, минуя стадию информирования населения о предоставляемом земельном участке, условиях и правах его предоставления.
Полагая указанный порядок предоставления земельных участков соответствующим требованиям федерального законодательства, представитель Совета Омского муниципального района Омской области, Администрации Омского муниципального района Омской области ссылается на пункты 2 - 6 статьи 34 Земельного кодекса, указывая на неприменение в данном случае принципов, изложенных в пункте 1 статьи 34 Земельного кодекса.
Между тем, положения пунктов 2 - 6 статьи 34 Земельного кодекса применяются в нормативном единстве с положениями пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса.
В соответствии с абзацами 2 и 4 пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления, в собственности и (или) в ведении которых находятся земельные участки, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; при этом рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; а также обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Данные нормы во взаимосвязи с абзацем 1 пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, опубликование сообщения о передаваемых земельных участках в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.
Информирование о предоставлении конкретных земельных участков способствует получению наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц, что способствует достижению максимальной эффективности передачи земельных участков в собственность (аренду), а также направлено не только на защиту интересов общества и отдельных граждан в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Судебная коллегия отмечает, что в силу абзаца 1 пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
Передача земельных участков без информирования населения через средства массовой информации, и как следствие, невыявление иных претендентов и рассмотрения их заявок требованиям пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса не соответствует.
Изъятий из общих правил для граждан, непосредственно обратившихся в компетентный орган с заявлениями о предоставлении земельных участков, когда вопрос предоставления не инициирован уполномоченным органом местного самоуправления, установленных пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса, не предусмотрено, и преимуществ для данных лиц не создает.
Сами по себе утверждение схемы расположения земельного участка органом местного самоуправления, изготовление кадастрового паспорта являются этапами в процедуре предоставления земельного участка, и не снимают с органа местного самоуправления обязанности по выполнению предписаний пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса, в частности, по заблаговременной публикации информации о предоставляемых земельных участках и в том случае, когда вопрос о предоставлении инициирован гражданином посредством подачи заявления.
Следовательно, реализация права гражданина на подачу заявления о предоставлении земельного участка, равно как и исполнение обязанности органа государственной власти или органа местного самоуправления принять соответствующее решение, закрепленные пунктами 2 - 6 статьи 34 Земельного кодекса, допустимы лишь на условиях, установленных законом, в частности исходя из общих принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления, установленных пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса, что сопряжено с необходимостью опубликования соответствующей информации.
Автономное же толкование представителем Омского муниципального района Омской области, Администрации Омского муниципального района Омской области, то есть не в нормативном единстве положений пункта 1 и пунктов 2 - 6 статьи 34 Земельного кодекса, не состоятельно.
При изложенных обстоятельствах суд правомерно признал пункт 2.8 (в части отсутствия в нем указания на необходимость заблаговременной публикации сообщения о предоставлении гражданину земельного участка для целей не связанных со строительством) Порядка противоречащим абзацу 4 пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса.
Ссылка же жалобы на то, что суд не указал норму федерального закона, которому противоречит пункт 2.8 Порядка, несостоятельна, поскольку признавая указанный пункт недействующим, суд и исходил из ее несоответствия абзацу 4 пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса во взаимосвязи с общими принципами, изложенными в данном пункте.
То обстоятельство, что суд первой инстанции сослался на положения части 2 статьи 8, части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, к неправильному рассмотрению дела не привело.
Что касается доводов жалобы о том, что Порядком предусмотрено информирование населения о предоставлении земельных участков в случае, если данный вопрос инициируется Администрацией муниципального образования, коллегия отмечает, что данное обстоятельство отношения к рассматриваемому спору не имеет.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Омского районного суда Омской области от 17 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Совета Омского муниципального района Омской области, Администрации Омского муниципального района Омской области Басс В.Г. без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Ф.Латышенко

Судьи
Н.В.Иволгина
В.В.Круглов




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)