Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Безгиной А.Е.,
с участием:
- от заявителя - Бородкин В.И., директор, протокол от 31 октября 2012 г. N 01-10/12, Демин С.В., доверенность от 15 марта 2013 г. N 1;
- от Министерства строительства Самарской области - Сидоренко С.В., доверенность от 09 апреля 2013 г. N З-49/66;
- от третьих лиц:
- от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился;
- от администрации городского округа Самара - извещен, не явился, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Министерства строительства Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 июля 2013 г. по делу N А55-5966/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самарский пассаж" (ОГРН 1046300556037), г. Самара,
к Министерству строительства Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
администрация городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,
Общество с ограниченной ответственностью "Самарский пассаж" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом изменения предмета требований, принятого арбитражным судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ) к Министерству строительства Самарской области (далее - заинтересованное лицо, министерство) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении земельного участка (кадастровый номер 63:01:0614001:302), расположенного по ул. Ново-Садовой в Октябрьском районе города Самары, обязании принять решение о предоставлении земельного участка (кадастровый номер 63:01:0614001:302), площадью 5 986 кв. м, расположенного по ул. Ново-Садовой в Октябрьском районе города Самары, для строительства многофункционального комплекса в соответствии с решением о предварительном согласовании места размещения объекта в аренду сроком на шесть лет согласно Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27 января 2011 г. N 15-п.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 июля 2013 г. заявленные требования удовлетворены частично. Действия министерства, выразившиеся в отказе в предоставлении заявителю спорного земельного участка (кадастровый номер 63:01:0614001:302), признаны незаконными. На министерство возложена обязанность по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении спорного земельного участка для строительства многофункционального комплекса в аренду в соответствии с решением о предварительном согласовании места размещения объекта согласно Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27 января 2011 г. N 15-п. В удовлетворении остальной части требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что заявителем в министерство представлены все необходимые и достаточные для получения земельного участка в аренду документы, предусмотренные ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В части указания срока предоставления земельного участка в аренду суд первой инстанции посчитал требования заявителя не подлежащими удовлетворению, поскольку в решении органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении в аренду конкретного земельного участка, выступающему лишь основанием для заключения по гражданско-правовым правилам договора аренды данного участка, не могут определяться условия этого договора, в том числе и срок его действия.
Не согласившись с выводами суда, заинтересованное лицо подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает, что в соответствии с действующими в настоящее время Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденными постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения (Ц-2). Использование этого земельного участка для строительства спортивных и развлекательных центров требует получения специального согласования, которое у заявителя отсутствует.
Разрешенное использование земельного участка должно быть определено до того, как будет принято решение о его предоставлении.
Согласно генеральному плану городского округа Самара испрашиваемый земельный участок относится к городским озелененным территориям общего пользования в структуре общегородской системы обслуживания, на которой не предусмотрено строительство многофункциональных комплексов.
Решение суда об обязании министерства предоставить заявителю земельный участок является неисполнимым, так как в настоящее время имеется решение министерства от 16 сентября 2011 г. N 3/6971 об отказе в предоставлении земельного участка, которое не отменено и не признано судом незаконным.
Действующие нормативные правовые акты не предусматривают возможности повторного обращения заинтересованного лица с заявлениями о предоставлении одного и того же земельного участка.
Письмо министерства от 27 февраля 2013 г. N 3/1313 не является отказом в предоставлении земельного участка, а носит информационный характер и содержит в себе указание на то, что заявление о предоставлении участка было рассмотрено ранее.
Заявитель не обращался в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства объектов спортивно-оздоровительного назначения, однако суд обязал министерство предоставить обществу участок для строительства данных объектов.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители заявителя считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
При отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, арбитражным апелляционным судом в соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверена законность и обоснованность решения в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении в аренду для строительства многофункционального комплекса земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая. К данному заявлению были приложены все необходимые документы.
В соответствии с действующим регламентом Администрацией городского округа Самара была проведена работа по выбору земельного участка, постановлением от 07 октября 2010 г. N 1293 была утверждена схема расположения земельного участка площадью 5 986 кв. м по улице Ново-Садовой в Октябрьском районе города Самары, относящегося к землям населенных пунктов, для строительства многофункционального комплекса (л.д. 12) и подготовлен Акт о выборе указанного земельного участка для строительства (л.д. 16 - 19).
Приказом министерства от 27 января 2011 г. N 15-п указанный акт о выборе земельного участка был утвержден и заявителю предварительно согласовано место размещения многофункционального комплекса (л.д. 13 - 15).
Испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденными решением Думы городского округа Самара от 15 июля 2010 г. N 951, располагается в территориальной зоне "Ц-2", в соответствии с которой основными видами разрешенного использования недвижимого имущества являются в том числе: офисы различных организаций, бизнес-центры; многоквартирные жилые дома с встроенными и встроенно-пристроенными нежилыми помещениями (офисами, объектами культурного и обслуживающего назначения); технопарки; объекты общественного питания; объекты бытового обслуживания: спортивные, спортивно-оздоровительные комплексы; гостиницы, центры обслуживания туристов; объекты торговли.
На испрашиваемом земельном участке заявитель планировал строительство многофункционального комплекса в составе бизнес-центра, гостиницы, торгового центра и подземного паркинга, что полностью соответствует градостроительной документации.
В целях дальнейшего оформления документации заявитель произвел действия по постановке на государственный кадастровый учет выбранного земельного участка, которому был присвоен кадастровый номер 63:01:0614001:302 (л.д. 20 - 21).
После чего, в соответствии с действующим регламентом заявитель обратился в министерство с заявлением о предоставлении в аренду выбранного земельного участка для строительства (л.д. 22 - 24).
19 февраля 2013 г. заявитель подал заинтересованному лицу заявление, в котором сообщил о том, что объекты спортивно-оздоровительного назначения в многофункциональном комплексе размещаться не будут (л.д. 25).
Письмом от 27 февраля 2013 г. N 3/1313 министерство отказало заявителю в предоставлении в аренду земельного участка для строительства по основаниям, изложенным в письме от 16 сентября 2011 г. N 3/6971 (л.д. 8 - 10), а также указало, что судебной коллегией по гражданским делам Самарского областного суда от 05 мая 2011 г. Правила землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденные решением Думы городского округа Самара от 15 июля 2010 г. N 951, признаны недействующими. В настоящее время в городском округе Самара действуют Правила землепользования и застройки, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61, согласно которым вид разрешенного использования недвижимости "спортивные комплексы" отнесен к видам использования, требующим специального согласования. Учитывая, что в оформленной документации по выбору земельного участка указан данный вид разрешенного использования и он в настоящее время не является основным, то для принятия решения о предоставлении выбранного земельного участка требуется предоставление специального согласования, которое заявитель не представил.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Пунктом 5 ст. 31 ЗК РФ установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 ЗК РФ).
В силу п. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно п. 1 ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Пунктом 2 ст. 32 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Аналогичные правовые положения содержатся в разделе 3 Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 "О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара".
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что процедура предоставления испрашиваемого земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта была проведена в полном соответствии с требованиями действующего законодательства. В частности, выбор земельного участка осуществлен органом местного самоуправления в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории, размещение многофункционального комплекса было согласовано министерством строительства Самарской области. Заинтересованным лицом был издан приказ от 27 января 2011 г. N 15-п об утверждении акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения многофункционального комплекса. В отношении испрашиваемого земельного участка были выполнены кадастровые работы и осуществлена его постановка на государственный кадастровый учет. Заявителем в министерство предоставлены все необходимые документы для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Законных оснований, препятствующих принятию решения о предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка в аренду для строительства, у заинтересованного лица не имелось.
Довод министерства о том, что заявителем не представлено специальное согласование на использование спорного земельного участка для строительства спортивных и развлекательных центров, арбитражным апелляционным судом не принимается во внимание, исходя из следующего.
Получение такого согласования необходимо только исключительно в случае, если планируется использование построенного объекта в указанных целях.
Как уже отмечено выше и участвующими в деле лицами не оспаривается, на испрашиваемом земельном участке заявитель планировал строительство многофункционального комплекса в составе бизнес-центра, гостиницы, торгового центра и подземного паркинга. Строительство объектов спортивно-оздоровительного назначения на этом участке заявитель не планировал.
Более того, 19 февраля 2013 г. заявитель подал заинтересованному лицу заявление, в котором сообщил о том, что объекты спортивно-оздоровительного назначения в многофункциональном комплексе размещаться не будут.
При этом министерство в своей апелляционной жалобе указывает на тот факт, что заявитель не обращался в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства объектов спортивно-оздоровительного назначения, т.е. подтверждает, что заявитель не планировал строительство объектов спортивно-оздоровительного назначения на испрашиваемом участке.
Таким образом, необходимость получения специального согласования на использование спорного земельного участка для строительства спортивных и развлекательных центров у заявителя отсутствует.
Отражение указанных видов разрешенного использования (спортивные и спортивно-оздоровительные комплексы) в постановлении Администрации городского округа Самара и приказе министерства от 27 января 2011 г. N 15-п произведено указанными органами самостоятельно без соответствующей просьбы заявителя. Указанные органы вправе самостоятельно внести необходимые изменения в данные ненормативные правовые акты в части видов разрешенного использования земельного участка, исключив из них указание на спортивные и спортивно-оздоровительные комплексы.
При этом арбитражный апелляционный суд принимает во внимание тот факт, что заявитель уже обращался в министерство с письмом от 24 сентября 2012 г. N 01/09-12, в котором просил внести соответствующие изменения в приказ от 27 января 2011 г. N 15-п и исключить из него слова "спортивные и спортивно-оздоровительные комплексы".
Арбитражный апелляционный суд также отклоняет довод министерства о том, что согласно генеральному плану городского округа Самара испрашиваемый земельный участок относится к городским озелененным территориям общего пользования в структуре общегородской системы обслуживания, на которой не предусмотрено строительство многофункциональных комплексов.
В соответствии с действующими в настоящее время Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденными постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения (Ц-2). Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Таким образом, планируемое заявителем строительство объекта соответствует видам разрешенного использования, установленным для указанной зоны Ц-2.
Указанные Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61, являются действующими, в установленном порядке не были отменены и не признаны недействительными.
Ссылка на ч. 9 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации является необоснованной, поскольку данная норма законодательства применяется при осуществлении проверки разрабатываемого проекта правил землепользования и застройки. В рассматриваемом случае, как уже отмечено выше, Правила застройки и землепользования в городе Самаре утверждены в установленном порядке, действуют и не отменены.
Также несостоятельным является и довод министерства о том, что действующие нормативные правовые акты не предусматривают возможности повторного обращения заинтересованного лица с заявлениями о предоставлении одного и того же земельного участка.
Как правильно указал суд первой инстанции, законодательством не ограничено право юридического либо физического лица только один раз обратиться с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка для строительства. В свою очередь, законодателем императивно установлена обязанность уполномоченного органа по рассмотрению по существу поступившего заявления и принятию решения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Более того, в рассматриваемом случае заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка 01 февраля 2013 г., то есть в пределах срока действия приказа от 27 января 2011 г. N 15-п об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения многофункционального комплекса. Данный приказ является действующим, не признан недействительным и не отменен уполномоченным органом.
Не принимается во внимание и довод министерства о том, что письмо от 27 февраля 2013 г. N 3/1313 не является отказом в предоставлении земельного участка, а носит информационный характер, поскольку министерство фактически отказало заявителю в предоставлении участка под строительство. В данном письме министерство привело причины невозможности предоставления участка заявителю. Более того, данное письмо было подготовлено министерством в ответ на обращение заявителя о предоставлении земельного участка под строительство.
Довод министерства о том, что решение суда по настоящему делу об обязании предоставить заявителю земельный участок является неисполнимым ввиду наличия в настоящее время решения министерства от 16 сентября 2011 г. N 3/6971 об отказе в предоставлении земельного участка, арбитражным апелляционным судом признается необоснованным, поскольку в силу ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Исполнение вступивших в законную силу судебных актов арбитражного суда не может быть поставлено в зависимость от наличия неотмененных ненормативных актов органов государственной власти либо местного самоуправления.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконными действия министерства, выразившиеся в отказе в предоставлении для строительства испрашиваемого земельного участка, и обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду для строительства многофункционального комплекса.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 июля 2013 г. по делу N А55-5966/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.09.2013 ПО ДЕЛУ N А55-5966/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2013 г. по делу N А55-5966/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Безгиной А.Е.,
с участием:
- от заявителя - Бородкин В.И., директор, протокол от 31 октября 2012 г. N 01-10/12, Демин С.В., доверенность от 15 марта 2013 г. N 1;
- от Министерства строительства Самарской области - Сидоренко С.В., доверенность от 09 апреля 2013 г. N З-49/66;
- от третьих лиц:
- от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился;
- от администрации городского округа Самара - извещен, не явился, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Министерства строительства Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 июля 2013 г. по делу N А55-5966/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самарский пассаж" (ОГРН 1046300556037), г. Самара,
к Министерству строительства Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
администрация городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Самарский пассаж" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом изменения предмета требований, принятого арбитражным судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ) к Министерству строительства Самарской области (далее - заинтересованное лицо, министерство) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении земельного участка (кадастровый номер 63:01:0614001:302), расположенного по ул. Ново-Садовой в Октябрьском районе города Самары, обязании принять решение о предоставлении земельного участка (кадастровый номер 63:01:0614001:302), площадью 5 986 кв. м, расположенного по ул. Ново-Садовой в Октябрьском районе города Самары, для строительства многофункционального комплекса в соответствии с решением о предварительном согласовании места размещения объекта в аренду сроком на шесть лет согласно Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27 января 2011 г. N 15-п.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 июля 2013 г. заявленные требования удовлетворены частично. Действия министерства, выразившиеся в отказе в предоставлении заявителю спорного земельного участка (кадастровый номер 63:01:0614001:302), признаны незаконными. На министерство возложена обязанность по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении спорного земельного участка для строительства многофункционального комплекса в аренду в соответствии с решением о предварительном согласовании места размещения объекта согласно Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27 января 2011 г. N 15-п. В удовлетворении остальной части требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что заявителем в министерство представлены все необходимые и достаточные для получения земельного участка в аренду документы, предусмотренные ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В части указания срока предоставления земельного участка в аренду суд первой инстанции посчитал требования заявителя не подлежащими удовлетворению, поскольку в решении органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении в аренду конкретного земельного участка, выступающему лишь основанием для заключения по гражданско-правовым правилам договора аренды данного участка, не могут определяться условия этого договора, в том числе и срок его действия.
Не согласившись с выводами суда, заинтересованное лицо подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает, что в соответствии с действующими в настоящее время Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденными постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения (Ц-2). Использование этого земельного участка для строительства спортивных и развлекательных центров требует получения специального согласования, которое у заявителя отсутствует.
Разрешенное использование земельного участка должно быть определено до того, как будет принято решение о его предоставлении.
Согласно генеральному плану городского округа Самара испрашиваемый земельный участок относится к городским озелененным территориям общего пользования в структуре общегородской системы обслуживания, на которой не предусмотрено строительство многофункциональных комплексов.
Решение суда об обязании министерства предоставить заявителю земельный участок является неисполнимым, так как в настоящее время имеется решение министерства от 16 сентября 2011 г. N 3/6971 об отказе в предоставлении земельного участка, которое не отменено и не признано судом незаконным.
Действующие нормативные правовые акты не предусматривают возможности повторного обращения заинтересованного лица с заявлениями о предоставлении одного и того же земельного участка.
Письмо министерства от 27 февраля 2013 г. N 3/1313 не является отказом в предоставлении земельного участка, а носит информационный характер и содержит в себе указание на то, что заявление о предоставлении участка было рассмотрено ранее.
Заявитель не обращался в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства объектов спортивно-оздоровительного назначения, однако суд обязал министерство предоставить обществу участок для строительства данных объектов.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители заявителя считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
При отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, арбитражным апелляционным судом в соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверена законность и обоснованность решения в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении в аренду для строительства многофункционального комплекса земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая. К данному заявлению были приложены все необходимые документы.
В соответствии с действующим регламентом Администрацией городского округа Самара была проведена работа по выбору земельного участка, постановлением от 07 октября 2010 г. N 1293 была утверждена схема расположения земельного участка площадью 5 986 кв. м по улице Ново-Садовой в Октябрьском районе города Самары, относящегося к землям населенных пунктов, для строительства многофункционального комплекса (л.д. 12) и подготовлен Акт о выборе указанного земельного участка для строительства (л.д. 16 - 19).
Приказом министерства от 27 января 2011 г. N 15-п указанный акт о выборе земельного участка был утвержден и заявителю предварительно согласовано место размещения многофункционального комплекса (л.д. 13 - 15).
Испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденными решением Думы городского округа Самара от 15 июля 2010 г. N 951, располагается в территориальной зоне "Ц-2", в соответствии с которой основными видами разрешенного использования недвижимого имущества являются в том числе: офисы различных организаций, бизнес-центры; многоквартирные жилые дома с встроенными и встроенно-пристроенными нежилыми помещениями (офисами, объектами культурного и обслуживающего назначения); технопарки; объекты общественного питания; объекты бытового обслуживания: спортивные, спортивно-оздоровительные комплексы; гостиницы, центры обслуживания туристов; объекты торговли.
На испрашиваемом земельном участке заявитель планировал строительство многофункционального комплекса в составе бизнес-центра, гостиницы, торгового центра и подземного паркинга, что полностью соответствует градостроительной документации.
В целях дальнейшего оформления документации заявитель произвел действия по постановке на государственный кадастровый учет выбранного земельного участка, которому был присвоен кадастровый номер 63:01:0614001:302 (л.д. 20 - 21).
После чего, в соответствии с действующим регламентом заявитель обратился в министерство с заявлением о предоставлении в аренду выбранного земельного участка для строительства (л.д. 22 - 24).
19 февраля 2013 г. заявитель подал заинтересованному лицу заявление, в котором сообщил о том, что объекты спортивно-оздоровительного назначения в многофункциональном комплексе размещаться не будут (л.д. 25).
Письмом от 27 февраля 2013 г. N 3/1313 министерство отказало заявителю в предоставлении в аренду земельного участка для строительства по основаниям, изложенным в письме от 16 сентября 2011 г. N 3/6971 (л.д. 8 - 10), а также указало, что судебной коллегией по гражданским делам Самарского областного суда от 05 мая 2011 г. Правила землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденные решением Думы городского округа Самара от 15 июля 2010 г. N 951, признаны недействующими. В настоящее время в городском округе Самара действуют Правила землепользования и застройки, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61, согласно которым вид разрешенного использования недвижимости "спортивные комплексы" отнесен к видам использования, требующим специального согласования. Учитывая, что в оформленной документации по выбору земельного участка указан данный вид разрешенного использования и он в настоящее время не является основным, то для принятия решения о предоставлении выбранного земельного участка требуется предоставление специального согласования, которое заявитель не представил.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Пунктом 5 ст. 31 ЗК РФ установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 ЗК РФ).
В силу п. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно п. 1 ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Пунктом 2 ст. 32 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Аналогичные правовые положения содержатся в разделе 3 Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 "О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара".
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что процедура предоставления испрашиваемого земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта была проведена в полном соответствии с требованиями действующего законодательства. В частности, выбор земельного участка осуществлен органом местного самоуправления в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории, размещение многофункционального комплекса было согласовано министерством строительства Самарской области. Заинтересованным лицом был издан приказ от 27 января 2011 г. N 15-п об утверждении акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения многофункционального комплекса. В отношении испрашиваемого земельного участка были выполнены кадастровые работы и осуществлена его постановка на государственный кадастровый учет. Заявителем в министерство предоставлены все необходимые документы для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Законных оснований, препятствующих принятию решения о предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка в аренду для строительства, у заинтересованного лица не имелось.
Довод министерства о том, что заявителем не представлено специальное согласование на использование спорного земельного участка для строительства спортивных и развлекательных центров, арбитражным апелляционным судом не принимается во внимание, исходя из следующего.
Получение такого согласования необходимо только исключительно в случае, если планируется использование построенного объекта в указанных целях.
Как уже отмечено выше и участвующими в деле лицами не оспаривается, на испрашиваемом земельном участке заявитель планировал строительство многофункционального комплекса в составе бизнес-центра, гостиницы, торгового центра и подземного паркинга. Строительство объектов спортивно-оздоровительного назначения на этом участке заявитель не планировал.
Более того, 19 февраля 2013 г. заявитель подал заинтересованному лицу заявление, в котором сообщил о том, что объекты спортивно-оздоровительного назначения в многофункциональном комплексе размещаться не будут.
При этом министерство в своей апелляционной жалобе указывает на тот факт, что заявитель не обращался в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства объектов спортивно-оздоровительного назначения, т.е. подтверждает, что заявитель не планировал строительство объектов спортивно-оздоровительного назначения на испрашиваемом участке.
Таким образом, необходимость получения специального согласования на использование спорного земельного участка для строительства спортивных и развлекательных центров у заявителя отсутствует.
Отражение указанных видов разрешенного использования (спортивные и спортивно-оздоровительные комплексы) в постановлении Администрации городского округа Самара и приказе министерства от 27 января 2011 г. N 15-п произведено указанными органами самостоятельно без соответствующей просьбы заявителя. Указанные органы вправе самостоятельно внести необходимые изменения в данные ненормативные правовые акты в части видов разрешенного использования земельного участка, исключив из них указание на спортивные и спортивно-оздоровительные комплексы.
При этом арбитражный апелляционный суд принимает во внимание тот факт, что заявитель уже обращался в министерство с письмом от 24 сентября 2012 г. N 01/09-12, в котором просил внести соответствующие изменения в приказ от 27 января 2011 г. N 15-п и исключить из него слова "спортивные и спортивно-оздоровительные комплексы".
Арбитражный апелляционный суд также отклоняет довод министерства о том, что согласно генеральному плану городского округа Самара испрашиваемый земельный участок относится к городским озелененным территориям общего пользования в структуре общегородской системы обслуживания, на которой не предусмотрено строительство многофункциональных комплексов.
В соответствии с действующими в настоящее время Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденными постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения (Ц-2). Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Таким образом, планируемое заявителем строительство объекта соответствует видам разрешенного использования, установленным для указанной зоны Ц-2.
Указанные Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61, являются действующими, в установленном порядке не были отменены и не признаны недействительными.
Ссылка на ч. 9 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации является необоснованной, поскольку данная норма законодательства применяется при осуществлении проверки разрабатываемого проекта правил землепользования и застройки. В рассматриваемом случае, как уже отмечено выше, Правила застройки и землепользования в городе Самаре утверждены в установленном порядке, действуют и не отменены.
Также несостоятельным является и довод министерства о том, что действующие нормативные правовые акты не предусматривают возможности повторного обращения заинтересованного лица с заявлениями о предоставлении одного и того же земельного участка.
Как правильно указал суд первой инстанции, законодательством не ограничено право юридического либо физического лица только один раз обратиться с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка для строительства. В свою очередь, законодателем императивно установлена обязанность уполномоченного органа по рассмотрению по существу поступившего заявления и принятию решения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Более того, в рассматриваемом случае заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка 01 февраля 2013 г., то есть в пределах срока действия приказа от 27 января 2011 г. N 15-п об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения многофункционального комплекса. Данный приказ является действующим, не признан недействительным и не отменен уполномоченным органом.
Не принимается во внимание и довод министерства о том, что письмо от 27 февраля 2013 г. N 3/1313 не является отказом в предоставлении земельного участка, а носит информационный характер, поскольку министерство фактически отказало заявителю в предоставлении участка под строительство. В данном письме министерство привело причины невозможности предоставления участка заявителю. Более того, данное письмо было подготовлено министерством в ответ на обращение заявителя о предоставлении земельного участка под строительство.
Довод министерства о том, что решение суда по настоящему делу об обязании предоставить заявителю земельный участок является неисполнимым ввиду наличия в настоящее время решения министерства от 16 сентября 2011 г. N 3/6971 об отказе в предоставлении земельного участка, арбитражным апелляционным судом признается необоснованным, поскольку в силу ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Исполнение вступивших в законную силу судебных актов арбитражного суда не может быть поставлено в зависимость от наличия неотмененных ненормативных актов органов государственной власти либо местного самоуправления.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконными действия министерства, выразившиеся в отказе в предоставлении для строительства испрашиваемого земельного участка, и обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду для строительства многофункционального комплекса.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 июля 2013 г. по делу N А55-5966/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
В.В.КУЗНЕЦОВ
Е.М.РОГАЛЕВА
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)