Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.07.2014 ПО ДЕЛУ N А11-10328/2013

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 2014 г. по делу N А11-10328/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 14.07.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.07.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.04.2014
по делу N А11-10328/2013,
принятое судьей Батраковой Е.Н.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Китеж" (601390, Владимирская обл., Судогодский р-н, д. Погребищи; ИНН 3329033936, ОГРН 1053303601482) о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области от 31.10.2013 N 8136-01,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Китеж" - Шевченко И.В. по доверенности от 26.08.2013 N 26/08/13 сроком действия один год,
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области - Котовой Е.Л. по доверенности от 09.01.2014 N 3 сроком действия до 31.12.2014,
и
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Китеж" (далее - ООО "Китеж", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области (далее - ТУ Росимущества, уполномоченный орган, Управление) от 31.10.2013 N 8136-01 об отказе в утверждении образования в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 33:11:060501:124 земельных участков с кадастровыми номерами 33:11:060501:282, 33:11:060501:283, 33:11:060501:284, расположенных по адресу: Владимирская область, Судогодский район, МО Вяткинское (сельское поселение), д. Погребищи. Одновременно заявитель просил обязать уполномоченный орган утвердить указанный раздел земельного участка.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 07.04.2014 заявленные требования удовлетворены; признано незаконным решение ТУ Росимущества от 31.10.2013 N 8136-01 об отказе в утверждении образования в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 33:11:060501:124 земельных участков с кадастровыми номерами 33:11:060501:282, 33:11:060501:283, 33:11:060501:284. Одновременно суд обязал устранить допущенное нарушение прав заявителя. Кроме того, суд взыскал с уполномоченного органа в пользу Общества судебные расходы в размере 2000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы уполномоченный орган указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Управление настаивает на том, что оспариваемое решение от 31.10.2013 N 8136-01 является обоснованным, принятым в пределах его полномочий и соответствует действующему законодательству.
ООО "Китеж" в отзыве на апелляционную жалобу выражает несогласие с позицией уполномоченного органа, указывая на законность обжалуемого судебного акта, просит отказать Управлению в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители Управления и Общества поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что на основании свидетельств о государственной регистрации права серии 33 АК N 935065 от 30.07.2010; серии 33 АЛ N 235438 от 30.12.2011; серии 33 АЛ N 514283 от 23.10.2012; серии 33 АЛ N 514285 от 23.10.2012; серии 33 АЛ N 514284 от 23.10.2012; серии 33 АЛ N 514282 от 23.10.2012 ООО "Китеж" принадлежат на праве собственности объекты недвижимости: здание трансформаторной подстанции площадью 71,8 кв. м; навес для сельхозмашин площадью 3 262,8 кв. м; семяочиститель и сортировочная площадью 588,6 кв. м; склад-ангар площадью 560,8 кв. м; склад-ангар площадью 555,9 кв. м; пункт технического обслуживания площадью 165,3 кв. м.
13.11.2012 ООО "Китеж" обратилось в ТУ Росимущества с заявлением об утверждении раздела земельного участка площадью 88 727 кв. м, кадастровый номер 33:11:060501:124 (право собственности принадлежит Российской Федерации) на три земельных участка с кадастровыми номерами: 33:11:060501:282 (площадью 31 897 кв. м), 33:11:060501:283 (площадью 32 870 кв. м) и 33:11:060501:284 (23 960 кв. м).
В границах вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 33:11:060501:284 расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие ООО "Китеж" на праве собственности.
Имея намерение в дальнейшем выкупить земельный участок с кадастровым номером 33:11:060501:284, Общество обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - регистрирующий орган) с заявлением об уточнении местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 33:11:060501:124, для чего выполнило работы по оформлению межевого плана указанного земельного участка.
ТУ Росимущества, как собственник земельного участка 33:11:060501:124, согласовало уточнение местоположения обозначенного земельного участка и зарегистрировало межевой план от 03.10.2012 в регистрирующем органе.
На основании межевого плана от 03.10.2012 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области утвердило образование трех земельных участков с кадастровыми номерами 33:11:060501:282, 33:11:060501:283 и 33:11:060501:284, поставило их на временный кадастровый учет и выдало Обществу кадастровые паспорта, в которых указано разрешенное использование земельных участков - под производственной зоной, местоположение: Владимирская обл., Судогодский р-он, МО Вяткинское (сельское поселение), д. Погребищи.
В феврале 2013 года ТУ Росимущества запросило у ООО "Китеж" дополнительные документы, подтверждающие обоснование размеров вновь образованных земельных участков с перечнем всех объектов недвижимости, расположенных на территории вновь образованных земельных участках и принадлежащих Обществу на праве собственности.
ООО "Китеж" своевременно представило в уполномоченный орган истребуемые документы.
Письмом от 31.10.2013 N 8136-01 Управление уведомило Общество об отказе в утверждении раздела земельного участка с кадастровым номером 33:11:060501:124 на три вновь образованных земельных участка, обосновав свое решение несоответствием представленных документов действующему законодательству и отсутствием оснований для принятия положительного решения.
Полагая, что такое решение уполномоченного органа не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, ООО "Китеж" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в п. 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В силу части 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Частью 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 214 и частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение), в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Согласно пункту 5.35 (3) Положения, Росимущество принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В силу пункта 4 Положения, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 утверждено Типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в силу которого соответствующие территориальные органы Росимущества наделены полномочиями распоряжаться земельными участками, принадлежащими на праве собственности Российской Федерации.
Таким образом, Общество обратилось в заявлением об утверждении раздела земельного участка с кадастровым номером 33:11:060501:124 в ТУ Росимущества, как к собственнику обозначенного земельного участка, наделенного полномочиями по его распоряжению.
Руководствуясь вышеизложенными правовыми нормами, суд первой инстанции пришел к верному заключению о несостоятельности доводов Управления об отсутствии у него полномочий для принятия решения об утверждении образования трех земельных участков из одного в связи с необходимостью получения соответствующего поручения от Росимущества.
Согласно части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 данной статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании таких земельных участков необходимы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Согласно части 2.1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
В зависимости от того, осуществлен ли государственный кадастровый учет земельного участка и достаточно ли в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, статья 36 Кодекса закрепляет положения, подлежащие применению при обращении указанных лиц.
Частью 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Установленные в ходе рассмотрения настоящего дела фактические обстоятельства подтверждают, что Общество, обратившись в уполномоченный орган с заявлением, приложил к нему необходимый пакет документов, перечень которых установлен приказом от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (на день обращения) и частью 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Более того, по требованию Управления, Общество представило в уполномоченный орган дополнительные документы: правоудостоверяющие документы на земельный участок; кадастровый паспорт земельного участка, подлежащего разделу; схему раздела земельного участка; обоснование площади и границ образуемых земельных участков, исходя из схемы раздела; схему, отображающая расположение объектов недвижимости в границах земельного участка по каждому из трех вновь образованных земельных участков.
Предусмотренных действующим законодательством оснований для отказа в утверждении образования трех земельных участков из одного, и предоставление в собственность Общества одного из них, уполномоченный орган не указал, а суд не установил.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что у уполномоченного органа отсутствовали правовые основания для принятия решения от 31.10.2013 N 8136-01 об отказе в утверждении образования в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 33:11:060501:124 земельных участков с кадастровыми номерами 33:11:060501:282, 33:11:060501:283, 33:11:060501:284, расположенных по адресу: Владимирская область, Судогодский район, МО Вяткинское (сельское поселение), д. Погребищи.
Следовательно, оспариваемое решение Управления принято уполномоченным органом, но не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Владимирской области правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
С учетом положений части 4 и 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции обязал уполномоченный орган устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба уполномоченного органа признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводам заявителя судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.04.2014 по делу N А11-10328/2013 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.04.2014 по делу N А11-10328/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
И.А.СМИРНОВА
Е.А.РУБИС















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)