Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Рылова Д.Н., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 октября 2013 года по делу N А10-2326/2013 по заявлению индивидуального предпринимателя Дамбаевой Альбины Ильиничны к Комитету по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ о признании незаконным решения N О-830 от 03.06.2013 года об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта (суд первой инстанции: Кушнарева Н.П.),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Индивидуальный предприниматель Дамбаева Альбина Ильинична (ИНН 032617614853, ОГРН 305032301300350, место нахождения: г. Улан-Удэ,, далее - ИП Дамбаева А.И., Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (ОГРН 1020300983340, ИНН 0323027176, место нахождения: 670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина, 25, далее - КУИЗ г. Улан-Удэ, Комитет) о признании незаконным решения "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта" N О-830 от 3 июня 2013 года.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 октября года заявленные требования удовлетворены.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, указал на то, что нормами земельного законодательства, в том числе пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ, не предусматривается возможность принятия органом местного самоуправления решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, при наличии ранее принятого решения об его согласовании.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что при ранее осуществленных процедурах выбора земельного участка, формирования, постановки его на кадастровый учет, а также действующих (неотмененных) решений Комитета "Об утверждении схемы расположения земельного участка" от 8 февраля 2013 года N СР-130, "О предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка" от 29 марта 2013 года N У-50, каких-либо правовых оснований для принятия решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта от 3 июня 2013 года N О-830 у Комитета не имелось, что свидетельствует о необоснованности последнего.
Суд первой инстанции посчитал, что указанное Комитетом в оспариваемом решении - отсутствие технических условий для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения не является основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта, утверждении акта о выборе земельного участка и представлении его заинтересованным лицам.
Комитет, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос об его отмене и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным в порядке статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд должен был установить наличие двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) органа местного самоуправления не соответствует закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) органа местного самоуправления нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В нарушение требований указанных норм судом не приведено норм права, которые были нарушены в результате принятия Комитетом оспариваемого решения.
Земельное законодательство (статья 1, пункт 2 статьи 7, пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ) исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения.
Комитет при принятии оспариваемого решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта руководствовался письмом ОАО "ТГКN 14" от 18.12.2012, согласно которому проектируемый объект отсутствует в техническом задании инвестиционной программы ОАО "ТГКN 14" по развитию систем энергоснабжения г. Улан-Удэ за счет платы за подключение на 2013-2015 г.г. В Инвестиционной программе по развитию систем теплоснабжения и снятию технических ограничений, мероприятия, позволяющие обеспечить техническую возможность подключения к системе теплоснабжения указанного объекта, также отсутствуют.
По мнению Комитета, данное письмо свидетельствует об отсутствии технических условий подключения объектов к сетям теплоснабжения и является основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта.
В отзыве на апелляционную жалобу Предприниматель полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 30.11.2013.
В судебном заседании 15 января 2014 года объявлялся перерыв до 20 января 2014 года до 12 часов 10 минут. Информация о перерыве размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, ходатайствовали о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15 октября 2012 года индивидуальный предприниматель Дамбаева А.И. обратилась в Комитет с заявлением о выборе земельного участка для строительства домов отдыха по ул. Военная в г. Улан-Удэ.
13 ноября 2012 года Управление архитектуры и градостроительства согласовало предоставление предпринимателю земельного участка ориентировочной площадью 25000 кв. м по ул. Военная под строительство домов отдыха (т. 1 л.д. 61).
22 ноября 2012 года в газете "Правда Бурятии" Комитетом размещена информация о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка по ул. Военная Октябрьского района площадью 25000 кв. м для строительства домов отдыха (т. 1 л.д. 62).
24 декабря 2012 года предпринимателем в адрес Комитета направлено гарантийное письмо об обеспечении автономного теплоснабжения проектируемых домов отдыха на испрашиваемом земельном участке (т. 1 л.д. 52).
Решением Комитета от 08 февраля 2013 года N СР-130 утверждена схема расположения земельного участка площадью 25000 кв. м (категория земель - земли населенных пунктов), местоположение которого: г. Улан-Удэ, Октябрьский район, ул. Военная, для строительства домов отдыха (т. 1 л.д. 57).
Решением Комитета от 29 марта 2013 года N У-50 ИП Дамбаевой А.И. предварительно согласовано место размещение объекта и утвержден акт о выборе земельного участка (т. 1 л.д. 55).
18 апреля 2013 года вышеуказанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением номера 03:24:033202:571 (т. 1 л.д. 67-68).
22 апреля 2013 года ИП Дамбаева А.И. обратилась в Комитет с заявлением о приобретении в аренду земельного участка с кадастровым номером 03:24:033202:571 для строительства домов отдыха (т. 1 л.д. 65).
Решением Комитета от 03 июня 2013 года N О-830 заявителю отказано в предварительном согласовании места размещения объекта в связи с отсутствием технических условий для подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения (т. 1 л.д. 7).
02 октября 2013 года Комитетом на основании вышеназванного решения приняты решения N СР-5842 и У-127, которыми признаны утратившими силу решения Комитета от 29 марта 2013 года N У-50 о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка и от 08 февраля 2013 года N СР-130 об утверждении схемы расположения земельного участка (т. 1 л.д. 70-71).
Не согласившись с решением Комитета от 3 июня 2013 года N О-830, Предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу пункта 2.2.2 Положения о Комитете по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 30.11.2011 N 525, к основным задачам Комитета отнесено эффективное управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, поскольку право государственной собственности на спорный земельный участок не разграничено, Комитет является полномочным органом по распоряжению данным участком.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
На основании пункта 3 этой же статьи предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
При толковании приведенных норм права суд первой инстанции правильно исходил из того, что до принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства должны быть выполнены требования, устанавливающие порядок выбора, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, формирования, постановки на кадастровый учет земельного участка.
Как правильно установлено судом и следует из материалов дела, заявитель обратился в Комитет с заявлением, в котором просил определить возможность предоставления земельного участка для строительства домов отдыха по ул. Военная в г. Улан-Удэ.
Таким образом, в рассматриваемом случае заявление подано на предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения вышеуказанного объекта.
Из пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2 названной статьи орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пунктов 6, 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр.
Аналогичный порядок предоставления земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрен Положением о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 20 марта 2008 года N 807-82 (в редакции от 24 мая 2012 года, действующей в рассматриваемый период).
Суд первой инстанции правильно установил, что изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Предпринимателем выполнены вышеперечисленные требования земельного законодательства, устанавливающие порядок выбора, принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, формирования, постановки на кадастровый учет спорного земельного участка.
В свою очередь в силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение N О-830, которым Предпринимателю отказано в предварительном согласовании места размещения объекта, предназначенного для строительства домов отдыха по ул. Военная в г. Улан-Удэ, принято Комитетом 3 июня 2013 года.
Как правильно указал суд первой инстанции, в рассматриваемый период по заявлению Предпринимателя уже была проведена предусмотренная вышеприведенными нормами Земельного кодекса Российской Федерации процедура согласования места размещения объекта и принято Комитетом решение от 29 марта 2013 года N У-50, которым предварительно согласовано место размещения объекта и утвержден акт о выборе земельного участка.
Более того, заявителем на основании названного решения Комитета и в соответствии с порядком, установленным пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в отношении указанного земельного участка проведены кадастровые работы, в результате которых 18 апреля 2013 года земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет.
При этом апелляционный суд принимает во внимание и то обстоятельство, свидетельствующее об обоснованности доводов заявителя, что оспариваемое решение Комитета принято в ответ на заявление о предоставлении испрашиваемого обществом земельного участка в аренду, что противоречит приведенным выше положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких установленных обстоятельствах и выявленном правовом регулировании суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что основания для принятия Комитетом 3 июня 2013 года оспариваемого решения N О-830 отсутствовали, поскольку по заявлению Общества уже было принято соответствующее решение от 29 марта 2013 года N У-50.
Судом первой инстанции правильно учтено, что в период принятия оспариваемого решения (3 июня 2013 года) решение Комитета от 29 марта 2013 года N У-50 "О предварительном согласовании места размещения объекта" никем не отменено и не оспорено.
Нормами земельного законодательства, в том числе пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, не предусматривается возможность принятия органом местного самоуправления решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, при наличии ранее принятого решения о его согласовании.
Заявителем апелляционной жалобы доводов о несогласии с вышеприведенными выводами суда первой инстанции не приведено, судом апелляционной инстанции оснований для признания их необоснованными не установлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что письмо ОАО "ТГКN 14" от 18.12.2012 свидетельствует об отсутствии технических условий подключения объектов к сетям теплоснабжения и является основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта, отклоняется судом апелляционной инстанции, так как Комитет, принимая первоначальное решение об утверждении схемы расположения земельного участка и утверждении акта о выборе земельного участка, при наличии указанного письма не установил препятствий для предварительного согласования места размещения объекта.
Как следует из материалов дела, Предприниматель письмом от 24 декабря 2012 года уведомила Комитет, что теплоснабжение домов отдыха будет являться автономным (т. 1 л.д. 9).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что в рассматриваемом случае с учетом возможности автономного обеспечения теплоснабжения, отсутствие технических условий для подключения к сетям теплоснабжения не является основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта, утверждении акта о выборе земельного участка и представлении его заинтересованным лицам.
Как правильно указано судом первой инстанции, действующее законодательство не требует обеспечения каждого из объектов централизованным теплоснабжением.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что иные ресурсоснабжающие организации согласовали возможность присоединения предполагаемого к строительству объекта к электрическим сетям, а также сетям водопровода и канализации (т. 1 л.д. 21,51).
Возможность подключения объекта к сетям теплоснабжения решаются на стадии его строительства и ввода в эксплуатацию, а не на стадии выбора земельного участка.
Удовлетворяя требования заявителя применительно к установленным обстоятельствам настоящего дела и при непредставлении Комитетом объективных доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий к предварительному согласованию места размещения объекта, суд первой инстанции правильно исходил из того, из взаимосвязанных положений норм статьей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что выбор земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта возможен только при отсутствии к тому препятствий.
Правильно установленные судом первой инстанции по делу обстоятельства, а именно: утверждение схемы расположения испрашиваемого участка, выбор земельного участка, принятие Комитетом решения о предварительном согласовании испрашиваемого участка от 29 марта 2013 года N У-50, последующая постановка его на кадастровый учет, достоверно и в достаточной степени свидетельствуют об отсутствии каких-либо препятствий к предоставлению Предпринимателю такого участка.
Суд первой инстанции по результатам рассмотрения пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение Комитета является необоснованным, не соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку ограничивает его право на осуществление предпринимательской деятельности - возведения и эксплуатации домов отдыха, планируемого на испрашиваемом земельном участке.
При установленных по делу обстоятельствах у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения требований заявителя.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Судом апелляционной инстанции оснований для признания выводов суда первой инстанции необоснованными не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 октября 2013 года по делу N А10-2326/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Э.В.ТКАЧЕНКО
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Е.О.НИКИФОРЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.01.2014 ПО ДЕЛУ N А10-2326/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 2014 г. по делу N А10-2326/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Рылова Д.Н., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 октября 2013 года по делу N А10-2326/2013 по заявлению индивидуального предпринимателя Дамбаевой Альбины Ильиничны к Комитету по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ о признании незаконным решения N О-830 от 03.06.2013 года об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта (суд первой инстанции: Кушнарева Н.П.),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Индивидуальный предприниматель Дамбаева Альбина Ильинична (ИНН 032617614853, ОГРН 305032301300350, место нахождения: г. Улан-Удэ,, далее - ИП Дамбаева А.И., Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (ОГРН 1020300983340, ИНН 0323027176, место нахождения: 670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина, 25, далее - КУИЗ г. Улан-Удэ, Комитет) о признании незаконным решения "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта" N О-830 от 3 июня 2013 года.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 октября года заявленные требования удовлетворены.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, указал на то, что нормами земельного законодательства, в том числе пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ, не предусматривается возможность принятия органом местного самоуправления решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, при наличии ранее принятого решения об его согласовании.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что при ранее осуществленных процедурах выбора земельного участка, формирования, постановки его на кадастровый учет, а также действующих (неотмененных) решений Комитета "Об утверждении схемы расположения земельного участка" от 8 февраля 2013 года N СР-130, "О предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка" от 29 марта 2013 года N У-50, каких-либо правовых оснований для принятия решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта от 3 июня 2013 года N О-830 у Комитета не имелось, что свидетельствует о необоснованности последнего.
Суд первой инстанции посчитал, что указанное Комитетом в оспариваемом решении - отсутствие технических условий для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения не является основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта, утверждении акта о выборе земельного участка и представлении его заинтересованным лицам.
Комитет, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос об его отмене и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным в порядке статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд должен был установить наличие двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) органа местного самоуправления не соответствует закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) органа местного самоуправления нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В нарушение требований указанных норм судом не приведено норм права, которые были нарушены в результате принятия Комитетом оспариваемого решения.
Земельное законодательство (статья 1, пункт 2 статьи 7, пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ) исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения.
Комитет при принятии оспариваемого решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта руководствовался письмом ОАО "ТГКN 14" от 18.12.2012, согласно которому проектируемый объект отсутствует в техническом задании инвестиционной программы ОАО "ТГКN 14" по развитию систем энергоснабжения г. Улан-Удэ за счет платы за подключение на 2013-2015 г.г. В Инвестиционной программе по развитию систем теплоснабжения и снятию технических ограничений, мероприятия, позволяющие обеспечить техническую возможность подключения к системе теплоснабжения указанного объекта, также отсутствуют.
По мнению Комитета, данное письмо свидетельствует об отсутствии технических условий подключения объектов к сетям теплоснабжения и является основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта.
В отзыве на апелляционную жалобу Предприниматель полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 30.11.2013.
В судебном заседании 15 января 2014 года объявлялся перерыв до 20 января 2014 года до 12 часов 10 минут. Информация о перерыве размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, ходатайствовали о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15 октября 2012 года индивидуальный предприниматель Дамбаева А.И. обратилась в Комитет с заявлением о выборе земельного участка для строительства домов отдыха по ул. Военная в г. Улан-Удэ.
13 ноября 2012 года Управление архитектуры и градостроительства согласовало предоставление предпринимателю земельного участка ориентировочной площадью 25000 кв. м по ул. Военная под строительство домов отдыха (т. 1 л.д. 61).
22 ноября 2012 года в газете "Правда Бурятии" Комитетом размещена информация о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка по ул. Военная Октябрьского района площадью 25000 кв. м для строительства домов отдыха (т. 1 л.д. 62).
24 декабря 2012 года предпринимателем в адрес Комитета направлено гарантийное письмо об обеспечении автономного теплоснабжения проектируемых домов отдыха на испрашиваемом земельном участке (т. 1 л.д. 52).
Решением Комитета от 08 февраля 2013 года N СР-130 утверждена схема расположения земельного участка площадью 25000 кв. м (категория земель - земли населенных пунктов), местоположение которого: г. Улан-Удэ, Октябрьский район, ул. Военная, для строительства домов отдыха (т. 1 л.д. 57).
Решением Комитета от 29 марта 2013 года N У-50 ИП Дамбаевой А.И. предварительно согласовано место размещение объекта и утвержден акт о выборе земельного участка (т. 1 л.д. 55).
18 апреля 2013 года вышеуказанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением номера 03:24:033202:571 (т. 1 л.д. 67-68).
22 апреля 2013 года ИП Дамбаева А.И. обратилась в Комитет с заявлением о приобретении в аренду земельного участка с кадастровым номером 03:24:033202:571 для строительства домов отдыха (т. 1 л.д. 65).
Решением Комитета от 03 июня 2013 года N О-830 заявителю отказано в предварительном согласовании места размещения объекта в связи с отсутствием технических условий для подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения (т. 1 л.д. 7).
02 октября 2013 года Комитетом на основании вышеназванного решения приняты решения N СР-5842 и У-127, которыми признаны утратившими силу решения Комитета от 29 марта 2013 года N У-50 о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка и от 08 февраля 2013 года N СР-130 об утверждении схемы расположения земельного участка (т. 1 л.д. 70-71).
Не согласившись с решением Комитета от 3 июня 2013 года N О-830, Предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу пункта 2.2.2 Положения о Комитете по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 30.11.2011 N 525, к основным задачам Комитета отнесено эффективное управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, поскольку право государственной собственности на спорный земельный участок не разграничено, Комитет является полномочным органом по распоряжению данным участком.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
На основании пункта 3 этой же статьи предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
При толковании приведенных норм права суд первой инстанции правильно исходил из того, что до принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства должны быть выполнены требования, устанавливающие порядок выбора, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, формирования, постановки на кадастровый учет земельного участка.
Как правильно установлено судом и следует из материалов дела, заявитель обратился в Комитет с заявлением, в котором просил определить возможность предоставления земельного участка для строительства домов отдыха по ул. Военная в г. Улан-Удэ.
Таким образом, в рассматриваемом случае заявление подано на предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения вышеуказанного объекта.
Из пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2 названной статьи орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пунктов 6, 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр.
Аналогичный порядок предоставления земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрен Положением о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 20 марта 2008 года N 807-82 (в редакции от 24 мая 2012 года, действующей в рассматриваемый период).
Суд первой инстанции правильно установил, что изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Предпринимателем выполнены вышеперечисленные требования земельного законодательства, устанавливающие порядок выбора, принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, формирования, постановки на кадастровый учет спорного земельного участка.
В свою очередь в силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение N О-830, которым Предпринимателю отказано в предварительном согласовании места размещения объекта, предназначенного для строительства домов отдыха по ул. Военная в г. Улан-Удэ, принято Комитетом 3 июня 2013 года.
Как правильно указал суд первой инстанции, в рассматриваемый период по заявлению Предпринимателя уже была проведена предусмотренная вышеприведенными нормами Земельного кодекса Российской Федерации процедура согласования места размещения объекта и принято Комитетом решение от 29 марта 2013 года N У-50, которым предварительно согласовано место размещения объекта и утвержден акт о выборе земельного участка.
Более того, заявителем на основании названного решения Комитета и в соответствии с порядком, установленным пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в отношении указанного земельного участка проведены кадастровые работы, в результате которых 18 апреля 2013 года земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет.
При этом апелляционный суд принимает во внимание и то обстоятельство, свидетельствующее об обоснованности доводов заявителя, что оспариваемое решение Комитета принято в ответ на заявление о предоставлении испрашиваемого обществом земельного участка в аренду, что противоречит приведенным выше положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких установленных обстоятельствах и выявленном правовом регулировании суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что основания для принятия Комитетом 3 июня 2013 года оспариваемого решения N О-830 отсутствовали, поскольку по заявлению Общества уже было принято соответствующее решение от 29 марта 2013 года N У-50.
Судом первой инстанции правильно учтено, что в период принятия оспариваемого решения (3 июня 2013 года) решение Комитета от 29 марта 2013 года N У-50 "О предварительном согласовании места размещения объекта" никем не отменено и не оспорено.
Нормами земельного законодательства, в том числе пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, не предусматривается возможность принятия органом местного самоуправления решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, при наличии ранее принятого решения о его согласовании.
Заявителем апелляционной жалобы доводов о несогласии с вышеприведенными выводами суда первой инстанции не приведено, судом апелляционной инстанции оснований для признания их необоснованными не установлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что письмо ОАО "ТГКN 14" от 18.12.2012 свидетельствует об отсутствии технических условий подключения объектов к сетям теплоснабжения и является основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта, отклоняется судом апелляционной инстанции, так как Комитет, принимая первоначальное решение об утверждении схемы расположения земельного участка и утверждении акта о выборе земельного участка, при наличии указанного письма не установил препятствий для предварительного согласования места размещения объекта.
Как следует из материалов дела, Предприниматель письмом от 24 декабря 2012 года уведомила Комитет, что теплоснабжение домов отдыха будет являться автономным (т. 1 л.д. 9).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что в рассматриваемом случае с учетом возможности автономного обеспечения теплоснабжения, отсутствие технических условий для подключения к сетям теплоснабжения не является основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта, утверждении акта о выборе земельного участка и представлении его заинтересованным лицам.
Как правильно указано судом первой инстанции, действующее законодательство не требует обеспечения каждого из объектов централизованным теплоснабжением.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что иные ресурсоснабжающие организации согласовали возможность присоединения предполагаемого к строительству объекта к электрическим сетям, а также сетям водопровода и канализации (т. 1 л.д. 21,51).
Возможность подключения объекта к сетям теплоснабжения решаются на стадии его строительства и ввода в эксплуатацию, а не на стадии выбора земельного участка.
Удовлетворяя требования заявителя применительно к установленным обстоятельствам настоящего дела и при непредставлении Комитетом объективных доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий к предварительному согласованию места размещения объекта, суд первой инстанции правильно исходил из того, из взаимосвязанных положений норм статьей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что выбор земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта возможен только при отсутствии к тому препятствий.
Правильно установленные судом первой инстанции по делу обстоятельства, а именно: утверждение схемы расположения испрашиваемого участка, выбор земельного участка, принятие Комитетом решения о предварительном согласовании испрашиваемого участка от 29 марта 2013 года N У-50, последующая постановка его на кадастровый учет, достоверно и в достаточной степени свидетельствуют об отсутствии каких-либо препятствий к предоставлению Предпринимателю такого участка.
Суд первой инстанции по результатам рассмотрения пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение Комитета является необоснованным, не соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку ограничивает его право на осуществление предпринимательской деятельности - возведения и эксплуатации домов отдыха, планируемого на испрашиваемом земельном участке.
При установленных по делу обстоятельствах у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения требований заявителя.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Судом апелляционной инстанции оснований для признания выводов суда первой инстанции необоснованными не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 октября 2013 года по делу N А10-2326/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Э.В.ТКАЧЕНКО
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Е.О.НИКИФОРЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)