Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.02.2014 ПО ДЕЛУ N А41-47491/12

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2014 г. по делу N А41-47491/12


Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Одинцовское подворье" (ИНН: 5032028128, ОГРН: 1025004068561): Севостьянова Г.В. - по доверенности от 05.05.2013 г., Леонтьев И.А. - по доверенности от 05.07.2013 г.,
от общества с ограниченной ответственностью "I-Гильдия" (ИНН: 5032020827, ОГРН: 1025004070453): Севостьянова Г.В. - по доверенности от 05.05.2013 г.,
от Управления Федерального службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: представители не явились, извещены,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области: представители не явились, извещены,
от Министерства экологии и природопользования Российской Федерации: представители не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16 сентября 2013 года по делу N А41-47491/12, принятое судьей Гриневой А.В., по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Одинцовское подворье", общества с ограниченной ответственностью "I-Гильдия" к Управлению Федерального службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, с участием в деле в качестве третьего лица Министерства экологии и природопользования Российской Федерации, о признании незаконным отражение в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030117:72, вид разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения" с кадастровой стоимостью равной 226447483 руб.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Одинцовское подворье" (далее - ООО "Одинцовское подворье"), общество с ограниченной ответственностью "I-Гильдия" (далее - ООО "I-Гильдия") обратились в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федерального службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области), в котором просили:
- - признать не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость 226447483 руб., внесенную органом кадастрового учета в Государственный кадастр недвижимости, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030117:72, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, Красногорское шоссе, 11;
- - признать не соответствующим рыночной стоимости 1 (одного) кв. м удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м, внесенный по состоянию на 01.01.2010 года в Государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030117:72, в размере 4448,87 руб.;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4448,87 рублей за 1 кв. м, и рассчитанной по этому показателю общей кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030117:72, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, Красногорское шоссе, 11;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:20:00301177:72 в размере 42271256 рублей, на дату, по состоянию на которую, была установлена его кадастровая стоимость - на 01.01.2010 года (том 1, л.д. 2 - 4, том 2, л.д. 145 - 147).
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Министерство экологии и природопользования Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 сентября 2013 года заявленные исковые требования удовлетворены (том 2, л.д. 157 - 159).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значении для дела, а также нарушены нормы процессуального и материального права (том 3, л.д. 2 - 8).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "Одинцовское подворье" и ООО "I-Гильдия" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителя истцов, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, за ООО "Одинцовское подворье" и ООО "1-Гильдия" зарегистрировано право общей долевой собственности (по ? доли в праве) на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030117:72, площадью 50900 кв. м, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для строительства и обслуживания аттракционного городка и культурно-развлекательного комплекса "Детский парк "Малыш", адрес объекта: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, шоссе Красногорское, 11", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 50-АГ N 126561 и серии 50-АГ N 126560 от 10 ноября 2011 года (том 1, л.д. 87 - 88).
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию 01.01.2010 (том 1, л.д. 96).
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке N МО-12/ЗВ-331555 от 21.05.2012, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности истцов составил 4448,87 руб. за кв. м, а кадастровая стоимость земельного участка - 226447483 руб. (том 1, л.д. 9 - 14).
Ссылаясь на то обстоятельство, что завышенная кадастровая стоимость земельного участка увеличивает налогооблагаемую базу, истцы обратились в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на то, что в соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена на основании его рыночной стоимости.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований законными и обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.00 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено пунктом 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом Минэкономразвития России от 12.08.06 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Согласно Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.07 N 215 исполнение названной функции включает такие административные процедуры, как: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Как уже было указано, Распоряжением Министерством экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010.
На основании данных показателей ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области была установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка, из расчета удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4448,87 руб. за 1 кв. м.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 по делу N А27-4849/2010 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.11 N 913/11 также разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
В рассматриваемом случае заявленные обществами требования имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
Спор между сторонами подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда Московской области от 29 мая 2013 года в рамках настоящего дела была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030117:72 (том 2, л.д. 54 - 55).
Согласно поступившему в материалы дела отчету эксперта от 22 июля 2013 года N 29/Н-35/04-13 (том 2, л.д. 62 - 135), итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030117:72 составляет 42271256 руб.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что экспертное заключение, представленное в материалы дела, не оспорено сторонами, другие экспертные заключения на отчет или отчеты по определению рыночной стоимости земельного участка в суд не представлены, суд области обоснованно принял указанный отчет в качестве надлежащего доказательства.
Поскольку утверждение кадастровой стоимости земельного участка в размере, значительно превышающим его рыночную стоимость, повлекло за собой существенное ухудшение экономического положения истцов по причине значительного увеличения налоговых обязательств, связанных с исчислением и уплатой земельного налога с учетом пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что действия ответчиков повлекли нарушение прав и законных интересов истцов в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе на решение, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 16 сентября 2013 года по делу N А41-47491/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА

Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)