Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 28.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-14313/2014

Требование: О признании незаконным бездействия по непредоставлению проекта договора аренды земельного участка.

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истица обратилась к ответчику с требованием, однако до настоящего времени проект договора не предоставлен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 октября 2014 г. по делу N 33-14313/2014


Судья: Индан И.Я.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Батршиной Ю.А.
судей Мугиновой Р.Х.
Свистун Т.К.
при секретаре Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя М.С.Н. - ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
В удовлетворении заявления М.С.Н. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия по не предоставлению проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером N..., расположенного по адресу: город Уфа Республики Башкортостан, Кировский район, Кордон N 5, общей площадью... кв. м, о возложении обязанности представить проект договора аренды земельного участка в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда, отказать.
Заслушав доклад судьи Мугиновой Р.Х., судебная коллегия

установила:

М.С.Н. обратилась в суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия по не предоставлению проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером N..., расположенного по адресу: город Уфа Республики Башкортостан, Кировский район, Кордон N 5, общей площадью... кв. м, о возложении обязанности представить проект договора аренды земельного участка в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда.
В обоснование своих требований указала, что будучи собственником дома, расположенного по адресу: город Уфа Республики Башкортостан, Кировский район, Кордон N 5, дата она обратилась к ответчику с требованием о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером N..., общей площадью... кв. м, однако, до настоящего времени соответствующий проект договора не предоставлен со ссылками на то, что вопрос о предоставлении данного земельного участка разрешается в Росимуществе г. Москвы. Такое бездействие государственного органа нарушают ее права.
Суд вынес выше приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель М.С.Н. - ФИО1 просила отменить решение суда, указывая на то, что оно незаконно и необоснованно.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены по указанным в материалах дела адресам.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 254 ГПК Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной" власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N... "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельного участка, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Условия и порядок приобретения гражданами и юридическими лицами в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены, принадлежащие им на праве собственности здания, строения, сооружения, установлены статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 5 указанной статьи установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок, с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Судом установлено, что М.С.Н. является собственником дома, расположенного по адресу: город Уфа Республики Башкортостан, Кировский район, Кордон N 5, на основании договора купли-продажи от дата.
дата М.С.Н. обратилась в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республики Башкортостан с требованием о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером N..., общей площадью... кв. м
дата Территориальное управление направило в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом письмо N... для разрешения вопроса о возможности выдела земельного участка с кадастровым номером N..., для последующего предоставления М.С.Н.
В адрес истца было направлено письмо от дата NN... в котором Территориальное управление информировало М.С.Н. о направлении ее заявления и пакета в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для получения соответствующего поручения образования из земельного участка с кадастровым номером N... площадью... кв. м земельного участка с кадастровым номером N... общей площадью N....м.
Письмом от дата N N... Федеральное агентство по управлению имуществом сообщило о возврате пакета документов на доработку в связи с тем, что на земельном участке с кадастровым номером N... жены иные объекты недвижимости.
дата Территориальное управление направило в Федеральное агентство управлению государственным имуществом письмо N... для дачи соответствующего поручения по вопросу выдела земельного участка с кадастровым номером N... для последующего предоставления в аренду.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в данном случае бездействие в неполучении ответа не может быть признано, так как ответ был М.С.Н. дан и документы были направлены в Росимущество адрес для получения поручения.
Кром того, в соответствии с пп. "е" п. 4.8. Положения о Территориальном управлении, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от дата N... Территориальное управление по поручению Росимущества предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное срочное пользование.
Согласно Приказу Федерального агентства по управлению государственным имуществом N... от дата Территориальный орган предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью, равной либо меньше одного гектара.
Таким образом, Территориальный орган Росимущества самостоятельно принимает решение о предоставлении земельного участка, находящимся в собственности Российской Федерации, площадью, равной либо меньше одного гектара. В случае, если площадь земельного участка превышает один гектар, Территориальное управление может предоставить земельный участок, находящийся федеральной собственности, только после получения соответствующего поручения от Росимущества.
Анализируя указанное Положение, судебная коллегия полагает, что предоставление проекта договора не входит в компетенцию Территориального управления, так как в данном случае площадь исходного земельного участка составляет... кв., предоставление земельного, находящегося в федеральной собственности, осуществляется Росимуществом, а ответчик осуществляет подготовку документов, что и было им сделано.
Кроме того, согласно ч. 1 п. 5 ст. 1 ЗК Российской Федерации земельное законодательство основывается на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст. 28 ЗК Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от дата N 187-0, толкование норм ст. 36 ЗК Российской Федерации необходимо осуществлять в системной связи с иными нормами земельного гражданского законодательства, законодательства о градостроительной деятельности и с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов.
В силу ст. 11.9 ЗК Российской Федерации, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании ст. 33 ЗК Российской Федерации, максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно, для индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
Собственник объекта недвижимости обладает исключительным правом на приобретение в собственность или на праве аренды земельного участка, с учетом фактически используемой площади,- определенной с учетом требований земельного и градостроительного законодательства. Собственник объекта недвижимости, в порядке статьи 36 ЗК Российской Федерации, вправе претендовать только на земельный участок, площадь которого рассчитана с учетом предельных размеров отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Согласно пункту 43.1 Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата N 7/4 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" установлено назначение жилых зон. Зона Ж-1:
- - для усадебной застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками от 1500 до 2500 кв. м и ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства с участками от 2000 до 4000 кв. м, не требующими организации санитарно-защитных зон;
- - для коттеджной застройки отдельно стоящими жилыми домами коттеджного типа на одну семью в 1-3 этажа с придомовыми участками от 600 до 1500 кв. м;
- - для блокированной секционной застройки блокированными жилыми домами с блок-квартирами на одну семью до 3-х этажей с придомовыми участками до 400 кв. м.
Статьей 45 Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата N 7/4 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства. реконструкции объектов капитального строительства. Зона Ж-1:
- - индивидуальные жилые дома: минимальная площадь - 0,15 га. максимальный коэффициент застройки - 40%, минимальный коэффициент застройки - 20%;
- - индивидуальные жилые дома в целях ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства: минимальная площадь - 0,20 га, максимальный коэффициент застройки - 40%, минимальный коэффициент застройки - 20%;
- - коттеджи: минимальная площадь - 0,06 га, максимальный коэффициент застройки - 40%, минимальный коэффициент застройки - 20%;
- - блокированные жилые дома: минимальная площадь - 0,04 га, максимальный коэффициент застройки - 50%, минимальный коэффициент застройки - 20%.
По смыслу указанных правовых норм права предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером N..., расположенный по адресу: адрес Республики Башкортостан, адрес, Кордон N 5, общей площадью... кв. м, входит в территориальную зону: "РБ, адрес. Зона рекреационного назначения, реестровый номер N..., индекс Р-2", 02.55.1.445, сведения о которой, внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решение совета городского округа адрес Республики Башкортостан "О правилах землепользования и застройки городского округа адрес Республики Башкортостан" от дата N 7/4. Испрашиваемый земельный участок был поставлен на кадастровый учет дата Из договора купли-продажи жилого дома от дата видно, что приобретенный истцом дом ранее находился на земельном участке площадью... кв. м, с кадастровым N N.... Размер же испрашиваемого земельного участка составляет... кв. м. Каких-либо данных, подтверждающих обоснованность выделения испрашиваемого земельного участка указанной площадью, наличия согласования его границ со смежными землепользователями, истцом ни в суд апелляционной инстанции, ни в суд первой инстанции не представлено.
Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия по не предоставлению проекта договора аренды земельного участка, о возложении обязанности представить проект договора аренды земельного участка в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, оценка которым дана в судебном решении.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене решения суда. Нарушений процессуального законодательства, влекущего безусловную отмену решения суда, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя М.С.Н. - ФИО1 - оставить без удовлетворения.

Председательствующий
Ю.А.БАТРШИНА

Судьи
Р.Х.МУГИНОВА
Т.К.СВИСТУН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)