Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Бархатова В.Ю., Епифанцевой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: Пятиной Л.Н.,
при участии в заседании:
от ИП Кравцова В.Ф.: Исаев С.Б. по доверенности от 24.02.2014; от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": не явились, извещены; от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены; от Министерства имущественных отношений по Московской области: Мерзлякова Л.А. по доверенности от 2403.2014 N 12исх-3798; от Правительства Московской области: не явились, извещены; от Администрации Раменского муниципального района Московской области: Рязанцева И.В. по доверенности от 30.06.2014 N 1211исх14; от Администрации Сельского поселения Софьинское Раменского муниципального района Московской области: не явились, извещены; от МИФНС России N 1 по Московской области: не явились, извещены.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Раменского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24 апреля 2014 года по делу N А41-13514/14, принятое судьей Бирюковым Р.Ш. по исковому заявлению ИП Кравцова Виктора Федоровича к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство имущественных отношений по Московской области, Правительство Московской области, Администрация Раменского муниципального района Московской области, Администрация Сельского поселения Софьинское Раменского муниципального района Московской области, МИФНС России N 1 по Московской области, об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
Индивидуальный предприниматель Кравцов Виктор Федорович обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровый орган), в котором просит суд, с учетом уточнений, принятых судом в порядке, предусмотренном статьей 49 АПК РФ, просит суд:
- - признать не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости, определенные в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 г. N 566-РМ по состоянию на 01.01.2013 года и внесенные 12.12.2013 года органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости, земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:21 общей площадью 239713 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, село Кривцы, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства;
- - установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:21 общей площадью 239 713 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, село Кривцы, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, определенные по состоянию на 01.01.2013 года, в размере равном их рыночной стоимости, а именно 225 569 933 рубля 00 копеек и 941 рубль 00 копеек за 1 кв. м соответственно;
- - обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка и рыночную стоимость 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:21 общей площадью 239713 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, село Кривцы, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства в размере 225 569 933 рубля 00 копеек и 941 рубль 00 копеек за 1 кв. м соответственно, с даты вступления решения суда в законную силу;
- - признать не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости, определенные в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 г. N 566-РМ по состоянию на 01.01.2013 года и внесенные 12.12.2013 года органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости, земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:22 общей площадью 42198 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, село Кривцы, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства;
- - установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:22 общей площадью 42 198 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, село Кривцы, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, определенные по состоянию на 01.01.2013 года, в размере равном их рыночной стоимости, а именно 39 708 318 рублей 00 копеек и 941 рубль 00 копеек за 1 кв. м соответственно;
- - обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка и рыночную стоимость 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:22 общей площадью 42198 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, село Кривцы, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства в размере 39 708 318 рублей 00 копеек и 941 рубль 00 копеек за 1 кв. м соответственно, с даты вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 апреля 2014 года требования ИП Кравцова В.Ф. удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Администрация Раменского муниципального района Московской области обжаловала его в апелляционном порядке.
Министерство имущественных отношений по Московской области и Администрация Раменского муниципального района Московской направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы.
Истец направил в судебное заседание своего представителя, который возражал на доводы апелляционной жалобы.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Правительство Московской области, Администрация Сельского поселения Софьинское Раменского муниципального района Московской области, МИФНС России N 1 по Московской области своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ИП Кравцову В.Ф. на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- - земельный участок с кадастровым номером 50:23:0040225:21, общей площадью 239 713 кв. м, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для размещения объектов индивидуального жилищного строительства", расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, с. Кривцы, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 18.04.2013 года и выпиской из ЕГРП от 21.03.2014 года N 13/001/2014-854;
- - земельный участок с кадастровым номером 50:23:0040225:22, общей площадью 42 198 кв. м, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для размещения объектов индивидуального жилищного строительства", расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, с. Кривцы, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 18.04.2013 года и выпиской из ЕГРП от 21.03.2014 года N 13/001/2014-853.
Считая, что кадастровая стоимость данных земельных участков, внесенная в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) кадастровым органом, превышает их рыночную стоимость, истец обратился с рассматриваемым исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
При этом указано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила проведения государственной кадастровой оценки).
Исходя из положений пункта 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 12.25 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 17.09.2007 года N 681/27, действовавшего до 25.05.2013 года, утверждение в порядке, установленном законодательством, результатов государственной кадастровой оценки земель и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) Московской области относилось к полномочиям Министерства экологии и природопользования Московской области.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 года N 566-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области (далее - распоряжение N 566-РМ).
Согласно Приложению N 1 к указанному распоряжению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:21 утверждена в размере 387 098 140,92 рублей (порядковый номер 66480 в отношении земельных участков, расположенных в Раменском муниципальном районе), а кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:22 утверждена в размере 68 143 018,32 рублей (порядковый номер 66481 в отношении земельных участков, расположенных в Раменском муниципальном районе). При этом кадастровая стоимость спорных земельных участков рассчитывалась исходя из удельного показателя в размере 1614 руб. 84 коп.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 г. N 10761/11 истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствии с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости. В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Поскольку кадастровая стоимость спорных земельных участков была определена на основании распоряжения N 566-РМ, датой, по состоянию на которую должна определяться рыночная стоимость спорного земельного участка, следует считать дату, по состоянию на которую была определена оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная данным распоряжением.
Государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области проводилась ООО "Центр оценки "Аверс" на основании Государственного контракта от 19.08.2013 года N 1172-ЗЕМ.
Согласно извлечению из Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области следует, что при проведении работы по государственной кадастровой оценке данной категории земель кадастровая стоимость земельных участков определялась по состоянию на 01.01.2013 г.
Таким образом, в изложенных обстоятельствах, при оспаривании кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0040225:21 и 50:23:0040225:22 их рыночная стоимость должна определяться по состоянию на 01.01.2013.
Обосновывая и доказывая размер рыночной стоимости земельных участков, истец в ходе судебного заседания представил в материалы дела Отчет N 8/11-01-14 об определении рыночной стоимости земельных участков площадью 42 198 кв. м (кадастровый номер 50:23:0040225:22), площадью кв. м (кадастровый номер 50:23:0040225:21), составленный Обществом с ограниченной ответственностью "Гипрозем-оценка".
В соответствии с указанным Отчетом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:21 составляет 225 569 933 рубля, а земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:22 составляет 39 708 318 рублей, рыночная стоимость 1 кв. м данных земельных участков составляет 941 рубль. Рыночная оценка проводилась на 01.01.2013 года.
Также истцом было представлено экспертное заключение N 832-4/2014 составленное в отношении представленного отчета, подготовленное Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" Экспертный совет, которое содержат вывод о том, что представленный отчет соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности, а выводы, сделанные оценщиком признаны обоснованными.
При таких обстоятельствах, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0040225:21 и 50:23:0040225:22, определенная по состоянию на 01.01.2013 года и внесенная в государственный кадастр недвижимости на основании распоряжения N 566-РМ, не соответствует их рыночной стоимости.
Согласно письму ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области от 11.04.2014 года N исх.01-39/751 оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0040225:21 и 50:23:0040225:22 была внесена в ГКН 12.12.2013 года.
При таких обстоятельствах, требования истца о признании не соответствующей рыночной стоимости кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости спорных земельных участков, определенной в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 г. N 566-РМ по состоянию на 01.01.2013 года и внесенные 12.12.2013 года органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости, а также об установлении кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости подлежат удовлетворению.
В своей апелляционной жалобе Администрация указывает, что ввиду уменьшения кадастровой стоимости спорных земельных участков уменьшилась и налоговая база по земельному налогу, что влечет уменьшение налоговых поступлений в местный бюджет.
Апелляционный суд отклоняет указанный довод апелляционной жалобы ввиду следующего.
Внесение в Государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков с нарушением требований законодательства РФ нарушает права и законные интересы истцов, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога, поскольку порядок исчисления земельного налога, установленный ст. ст. 388, 390, 391 Налогового кодекса РФ, связан с соблюдением требований земельного законодательства при определении кадастровой стоимости земельного участка и внесении этих данных в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 24.04.2014 по делу N А41-13514/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.08.2014 ПО ДЕЛУ N А41-13514/14
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2014 г. по делу N А41-13514/14
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Бархатова В.Ю., Епифанцевой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: Пятиной Л.Н.,
при участии в заседании:
от ИП Кравцова В.Ф.: Исаев С.Б. по доверенности от 24.02.2014; от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": не явились, извещены; от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены; от Министерства имущественных отношений по Московской области: Мерзлякова Л.А. по доверенности от 2403.2014 N 12исх-3798; от Правительства Московской области: не явились, извещены; от Администрации Раменского муниципального района Московской области: Рязанцева И.В. по доверенности от 30.06.2014 N 1211исх14; от Администрации Сельского поселения Софьинское Раменского муниципального района Московской области: не явились, извещены; от МИФНС России N 1 по Московской области: не явились, извещены.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Раменского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24 апреля 2014 года по делу N А41-13514/14, принятое судьей Бирюковым Р.Ш. по исковому заявлению ИП Кравцова Виктора Федоровича к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство имущественных отношений по Московской области, Правительство Московской области, Администрация Раменского муниципального района Московской области, Администрация Сельского поселения Софьинское Раменского муниципального района Московской области, МИФНС России N 1 по Московской области, об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
Индивидуальный предприниматель Кравцов Виктор Федорович обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровый орган), в котором просит суд, с учетом уточнений, принятых судом в порядке, предусмотренном статьей 49 АПК РФ, просит суд:
- - признать не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости, определенные в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 г. N 566-РМ по состоянию на 01.01.2013 года и внесенные 12.12.2013 года органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости, земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:21 общей площадью 239713 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, село Кривцы, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства;
- - установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:21 общей площадью 239 713 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, село Кривцы, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, определенные по состоянию на 01.01.2013 года, в размере равном их рыночной стоимости, а именно 225 569 933 рубля 00 копеек и 941 рубль 00 копеек за 1 кв. м соответственно;
- - обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка и рыночную стоимость 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:21 общей площадью 239713 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, село Кривцы, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства в размере 225 569 933 рубля 00 копеек и 941 рубль 00 копеек за 1 кв. м соответственно, с даты вступления решения суда в законную силу;
- - признать не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости, определенные в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 г. N 566-РМ по состоянию на 01.01.2013 года и внесенные 12.12.2013 года органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости, земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:22 общей площадью 42198 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, село Кривцы, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства;
- - установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:22 общей площадью 42 198 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, село Кривцы, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, определенные по состоянию на 01.01.2013 года, в размере равном их рыночной стоимости, а именно 39 708 318 рублей 00 копеек и 941 рубль 00 копеек за 1 кв. м соответственно;
- - обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка и рыночную стоимость 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:22 общей площадью 42198 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, село Кривцы, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства в размере 39 708 318 рублей 00 копеек и 941 рубль 00 копеек за 1 кв. м соответственно, с даты вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 апреля 2014 года требования ИП Кравцова В.Ф. удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Администрация Раменского муниципального района Московской области обжаловала его в апелляционном порядке.
Министерство имущественных отношений по Московской области и Администрация Раменского муниципального района Московской направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы.
Истец направил в судебное заседание своего представителя, который возражал на доводы апелляционной жалобы.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Правительство Московской области, Администрация Сельского поселения Софьинское Раменского муниципального района Московской области, МИФНС России N 1 по Московской области своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ИП Кравцову В.Ф. на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- - земельный участок с кадастровым номером 50:23:0040225:21, общей площадью 239 713 кв. м, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для размещения объектов индивидуального жилищного строительства", расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, с. Кривцы, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 18.04.2013 года и выпиской из ЕГРП от 21.03.2014 года N 13/001/2014-854;
- - земельный участок с кадастровым номером 50:23:0040225:22, общей площадью 42 198 кв. м, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для размещения объектов индивидуального жилищного строительства", расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, с. Кривцы, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 18.04.2013 года и выпиской из ЕГРП от 21.03.2014 года N 13/001/2014-853.
Считая, что кадастровая стоимость данных земельных участков, внесенная в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) кадастровым органом, превышает их рыночную стоимость, истец обратился с рассматриваемым исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
При этом указано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила проведения государственной кадастровой оценки).
Исходя из положений пункта 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 12.25 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 17.09.2007 года N 681/27, действовавшего до 25.05.2013 года, утверждение в порядке, установленном законодательством, результатов государственной кадастровой оценки земель и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) Московской области относилось к полномочиям Министерства экологии и природопользования Московской области.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 года N 566-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области (далее - распоряжение N 566-РМ).
Согласно Приложению N 1 к указанному распоряжению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:21 утверждена в размере 387 098 140,92 рублей (порядковый номер 66480 в отношении земельных участков, расположенных в Раменском муниципальном районе), а кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:22 утверждена в размере 68 143 018,32 рублей (порядковый номер 66481 в отношении земельных участков, расположенных в Раменском муниципальном районе). При этом кадастровая стоимость спорных земельных участков рассчитывалась исходя из удельного показателя в размере 1614 руб. 84 коп.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 г. N 10761/11 истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствии с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости. В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Поскольку кадастровая стоимость спорных земельных участков была определена на основании распоряжения N 566-РМ, датой, по состоянию на которую должна определяться рыночная стоимость спорного земельного участка, следует считать дату, по состоянию на которую была определена оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная данным распоряжением.
Государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области проводилась ООО "Центр оценки "Аверс" на основании Государственного контракта от 19.08.2013 года N 1172-ЗЕМ.
Согласно извлечению из Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области следует, что при проведении работы по государственной кадастровой оценке данной категории земель кадастровая стоимость земельных участков определялась по состоянию на 01.01.2013 г.
Таким образом, в изложенных обстоятельствах, при оспаривании кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0040225:21 и 50:23:0040225:22 их рыночная стоимость должна определяться по состоянию на 01.01.2013.
Обосновывая и доказывая размер рыночной стоимости земельных участков, истец в ходе судебного заседания представил в материалы дела Отчет N 8/11-01-14 об определении рыночной стоимости земельных участков площадью 42 198 кв. м (кадастровый номер 50:23:0040225:22), площадью кв. м (кадастровый номер 50:23:0040225:21), составленный Обществом с ограниченной ответственностью "Гипрозем-оценка".
В соответствии с указанным Отчетом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:21 составляет 225 569 933 рубля, а земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:22 составляет 39 708 318 рублей, рыночная стоимость 1 кв. м данных земельных участков составляет 941 рубль. Рыночная оценка проводилась на 01.01.2013 года.
Также истцом было представлено экспертное заключение N 832-4/2014 составленное в отношении представленного отчета, подготовленное Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" Экспертный совет, которое содержат вывод о том, что представленный отчет соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности, а выводы, сделанные оценщиком признаны обоснованными.
При таких обстоятельствах, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0040225:21 и 50:23:0040225:22, определенная по состоянию на 01.01.2013 года и внесенная в государственный кадастр недвижимости на основании распоряжения N 566-РМ, не соответствует их рыночной стоимости.
Согласно письму ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области от 11.04.2014 года N исх.01-39/751 оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0040225:21 и 50:23:0040225:22 была внесена в ГКН 12.12.2013 года.
При таких обстоятельствах, требования истца о признании не соответствующей рыночной стоимости кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости спорных земельных участков, определенной в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 г. N 566-РМ по состоянию на 01.01.2013 года и внесенные 12.12.2013 года органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости, а также об установлении кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости подлежат удовлетворению.
В своей апелляционной жалобе Администрация указывает, что ввиду уменьшения кадастровой стоимости спорных земельных участков уменьшилась и налоговая база по земельному налогу, что влечет уменьшение налоговых поступлений в местный бюджет.
Апелляционный суд отклоняет указанный довод апелляционной жалобы ввиду следующего.
Внесение в Государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков с нарушением требований законодательства РФ нарушает права и законные интересы истцов, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога, поскольку порядок исчисления земельного налога, установленный ст. ст. 388, 390, 391 Налогового кодекса РФ, связан с соблюдением требований земельного законодательства при определении кадастровой стоимости земельного участка и внесении этих данных в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 24.04.2014 по делу N А41-13514/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)